Антропософия в зеркале научных энциклопедий
Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Гранат» выпуск 1932 года, том 50.
ШТАЙНЕР (Steiner), РУДОЛЬФ (1861-1925), основатель и вождь современного течения религиозно-мистической философии, т. н. антропософии, или «духовноведения», «науки о духовном человеке», учения о проникновении в духовную сущность человека и установлении жизненных форм, ведущих к его постепенному очищению в просветлению».
Антропософия отделилась от теософии (см.), когда Штайнер, разойдясь окончательно в 1917 г. с немецкими теософами, основал свое «антропософское общество» и приступил к постройке по своему оригинальному плану, своим чертежам и рисункам в Дорнахе, близ Базеля в Швейцарии, особого «храма» под названием «Гётеанум» (Goetheanum), своеобразной «свободной высшей школы для науки о духе». В этом здании, долженствовавшем наглядно воплощать идею слияния духа и материи и своими архитектурными, геометрическими и символическими формами и образами пробуждать «духовноведение», Штайнер читал лекции, ставил свои мистерии («Врата посвящения», «Испытание и пробуждение души», «Страж порога») и драмы Эдуарда Шюре; там же была основана и существующая поныне школа эвритмии—искусства пластически выражать ритмическими движениями слова в движения души. «Гётеанум» был закончен и торжественно открыт в 1921 г., в 1923 г. сгорел, а теперь на месте прежнего деревянного построен новый железобетонный.
Штайнер родился в маленьком австрийском городке недалеко от венгерской границы, в семье железнодорожного служащего. С детства он проявлял редкую одаренность и большой интерес к математике и естествознанию; поступив в реальное училище, увлекся философией и проштудировал Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. По настоянию отца поступил после гимназии сначала в высшую техническую школу, но вскоре перешел на философский факультет венского, а потом ростокского университета, где и получил докторскую степень.
Еще студентом начал сотрудничать в разных журналах и заниматься преподаванием и обнаружил исключительный педагогический талант. Поселившись в Веймаре, работал в Гете - Шиллеровском архиве и участвовал в «Веймарском издании» сочинений Гете, редактируя и снабдив своими комментариями его естественно научные исследования, чем обратил на себя внимание, как молодой, подающий надежды философ.
В 1804 г. издал свое первое философское сочинение «Философия свободы» («Philosophic der Freiheit»:I часть посвящена критике теории познания, а II часть подробно развивает мысль о возможности «интуитивного творческого познания», не ограниченного рамками кантовской системы, путем «действенно-познавательного переживания, являющегося синтезом чувственного восприятия и отвлеченного мышления». В Веймаре же он издал свою книгу о миросозерцании Гете и монографию о Ницше.
С 1897 г. Штайнер переселяется в Берлин, сотрудничает в разных журналах («Literarisches Magazin», «Die Gesellschaft»), продолжает изучать естественные науки, читает лекции в рабочем университете (Arbeiterbildungsschule) и в 1900 г. издает книгу «Welt-und Lebensanschauungen im XIX Jahrh», переизданную позже в 1914 г. под заглавием «Загадки философии». В 1901 г. вышла его «Христианство как мистический факт и мистерии древности».
В октябре 1902 г. германская секция теософического общества привлекла Штайнера к деятельному участию, и Штайнер проявил здесь необычайную энергию: разъезжая по всей Германии, он прочел около 1.000 докладов, начал в 1903 г. издавать «социально-теософский» журнал «Люцифер», впоследствии переименованный в «Lucifer-Gnosis» (выходил до 1908 г.), выпустил свои основные сочинения: «Теософию», «Как достигнуть постижения высших миров», «Очерки тайной науки», и начал приобретать себе приверженцев и последователей. Он придал новый оттенок теософскому учению, наложив на него практический отпечаток, желая приблизить его к запросам западно-европейской психологии. Он пробует подвергнуть теософию научному обсуждению и в 1911 г. на международном философском конгрессе в Болонье читает доклад о «Психических основах и теоретико-познавательном значении философии». В отличие от «восточной мудрости» (Индия, Египет) англо-американских теософов, Штайнер более склоняется к христианству и европейским мистикам. В 1912 г. произошел разрыв Штайнера с теософами. Конфликт между германским и английским империализмом, приведший вскоре к мировой войне, отразился и на разрыве «германских» антропософов с «англо-саксонскими» теософами.
В начале войны Штайнер выступил в Берлине с докладом «Об истинной сущности германской культуры», но без успеха, так как не был пропитан духом господствовавшего тогда узкого национализма. В 1919 г. он предложил, как «морально-политическую меру», опубликовать тайные дипломатические акты, свидетельствующие, что Германия далеко не так виновата в возникновении войны.
В том же году опубликовал «Воззвание к германскому народу и культурному миру» и, выступая на собраниях берлинских рабочих, ратовал за необходимость пойти не путем обобществления средств и орудий производства, а путем полной эмансипации всей хозяйственной стороны общественной жизни от государственного вмешательства посредством насаждения экономических ассоциаций, возникающих по свободной инициативе на основании дробления социального организма на три автономные области: 1) политически-правовую, подведомственную государству и основанную на равенстве; 2) экономическую, осуществляемую вольными экономическими ассоциациями (кооперативы), основанную на братстве; 3) духовную, где царит полная свобода, возглавляемая ареопагом мудрецов в духе «Республики» Платона (изложено в книге Штайнера «Die Kernpunkte der soziale Frage»).
Эти бессильные перепевы давно изжитых мечтательных построений, под впечатлением военного краха и надвигающейся социальной революции, нашли, однако, некоторый отклик среди идеалистически настроенной интеллигенции и части рабочих не-социалистов. Был основан союз «Bund der Dreigiiederung des sozialen Organismus»; в Штуттгарте при папиросной фабрике Вальдорф была открыта школа для детей (около 600), где преподавали учителя-антропософы. Издавалось три антропософских органа: «Dreigiiederung des sozialen Organismus», «Die Drei», «Das Goetheanum»; создались среди приверженцев Штайнера, насчитывавших тогда много тысяч, своеобразные акционерные общества с большими капиталами для финансирования вольных экономических ассоциаций: «Der Kommende Tag» (1920, в Штуттгарте), «Futurum» (в Базеле); образовались отделения, «антропософские общества», в разных странах, в Европе, Америке, в том числе в Москве, где изданы в переводе многие сочинения Штайнера (в изд. «Духовное знание»).
Со смертью Штайнера и утратой его личного обаяния антропософы остались без вождя (во главе стал комитет из трех лиц: Карл Унгер, Мария фон Сиверс, вдова Штайнера, и Микаэль Бауэр), социальная активность сократилась, а усилилась эзотерическая сторона и «цикл посвящений» доступных лишь для «избранных».
П. Риттер |