Попытка краткого обзора
Медитация Камня Основы, данная Рудольфом Штайнером на Рождественском собрании 1923 года в связи с новым основанием Антропософского общества, содержит слова, которые мы привыкли называть «розенкрейцерским изречением»:
Ex deo nascimur. In Christo morimur. Per spiritum sanctum reviviscimus.
Это - троекратное обращение к человеку через мир, небеса и Землю с вестью о духовных мирах.
В связи с Медитацией Камня Основы возникает вопрос: Какое значение имел этот вердикт в деятельности Рудольфа Штайнера и в жизни Антропософского общества прежде, чем он стал духовным основанием изречения Камня Основы? Предлагаемое в данной статье рассмотрение не будет касаться подробного обсуждения содержания этого розенкрейцерского изречения, но даже представление внешних фактов, связанных с ним, может содействовать пониманию выраженных в нем духовных истин. Возможно, это позволит осознать его место в нашей антропософской работе.
Впервые слова «розенкрейцерского изречения» появились в программке конгресса европейских секций Теософского общества, состоявшегося на Троицу 1907 года в Мюнхене. Но они были еще зашифрованы, ибо на ярко красной обложке рядом с крестом и розами, изображенными в овале на синем фоне, были написаны только начальные слова изречения: E.D.N. - I.C.M. - P.S.S.R. Однако эти десять букв обозначили значительный рубеж и ознаменовали важное событие в истории антропософской работы.
На предыдущем конгрессе в Париже было решено, что конгресс 1907 года в Мюнхене будет проводить немецкая секция. Это позволило подготовить и осуществить мероприятие так, что смогла полностью проявиться главная задача западноевропейского оккультизма, как это изначально представлял Рудольф Штайнер.
Все детали программы, художественная часть и оформление зала сделали это зримым, что произвело большое впечатление на участников международного конгресса. Предвосхищая это событие, на генеральном собрании немецкой секции 21 октября 1906 года Рудольф Штайнер говорил:
«... все предыдущие конгрессы были попыткой подхода. Задача немецкого конгресса должна состоять в том, чтобы привести все во внутреннее созвучие таким образом, что художественные произведения, музыка и речь, создавая настроение, звучали бы и действовали в соответствии со всем остальным, задуманным как напоминание о древних мистериях. Для этого запланирована также постановка одной мистерии».1
Рудольф Штайнер понимал, что этот конгресс имел основополагающее значение для будущих задач духовнонаучного движения. И он решил сделать все необходимое для осуществления этих задач. Как только были разосланы программы конгресса, он публикует в журнале «Люцифер-Гнозис» напоминание, адресованное будущим участникам конгресса:
«Мы стоим перед решением важных проблем. И конгресс, если такая возможность не будет упущена, сможет содействовать благоприятным изменениям в области духовного. Не хотелось бы, чтобы кто-то из членов Общества, кто в состоянии посетить его, отсутствовал на этом важном мероприятии»2
Стены зала были полностью обтянуты материей густого красного цвета, повторяющего цвет программки. Рудольф Штайнер назвал его «праздничным, свежим и пробуждающим» и выразил мнение, что такой красный цвет вызовет у почти 600 собравшихся участников «умиротворенное, если не возвышенное настроение».3
В зале имелись также семь нарисованных колонн, семь апокалиптических печатей, две колонны с надписями и бюсты Фихте, Гегеля и Шеллинга. Помимо представления драмы Эдуарда Шюре об Элевзине участники прослушали ряд лекций, и все время звучала музыка. Сам Рудольф Штайнер выступал в воскресенье Троицына дня и говорил о «Посвящении Розенкрейцера». По завершении конгресса он прочел для членов Общества из Мюнхена цикл лекций под названием «Теософия Розенкрейцера».
За всем происходящим лейтмотивом звучало «розенкрейцерское изречение», которое Рудольф Штайнер назвал затем «изречением истины современной духовной науки». В этом духе он высказывался о конгрессе 12 июня 1907 года в Берлине4 и 16 сентября 1907 года в Штутгарте, где в последнем из своих четырех докладов «Об оккультных знаках и символах» говорил о семи апокалиптических печатях, какими они были представлены в Мюнхене, и особенно о седьмой печати, на которой были начертаны десять букв изречения истины.
«Эта печать как обобщение значений других печатей чудесным образом представляет чувство взаимосвязи между миром и человеком. В надписи по внешнему краю печати выражена мировая тайна».5 Мировая тайна выражена в десяти буквах изречения, которое Рудольф Штайнер обозначил в Мюнхене как «сигнатура розенкрейцерской школы».6
Билет Теософского конгресса 1907 года
Уже в октябре того же года берлинская ветвь Анни Безант издала подборку с изображениями семи печатей и семи колонн с введением Рудольфа Штайнера. В кратком тексте о седьмой печати говорилось: «Эту печать опоясывает изречение истины современной духовной науки».7
Все это показывает, какое значение придавал Рудольф Штайнер конгрессу. Позднее он часто подчеркивал, что в Мюнхене был сделан первый шаг для введения в работу художественного элемента и впервые была выявлена сила антропософии, формирующая культурный импульс. Фактически в дни Троицы 1907 года были осуществлены важные решения и достигнута ясность, имеющая основополагающее значение для дальнейшего развития. Это определенным образом разыгрывалось за кулисами, на сцене и вне их, и присутствовавшие члены Общества могли это пережить.
Обложка 1-й драмы-мистерии «Врата посвящения»
Анни Безант, которая после смерти Олькотта стала президентом Теософского общества, хотя и принимала участие в конгрессе и даже обратилась к собравшимся с короткой речью, а затем прочла лекцию, поняла решение Рудольфа Штай-нера следовать собственной цели и находиться во внутренней независимости от руководства Теософского общества. Это явствует из разговора, состоявшегося в эти дни между Рудольфом Штайнером и Анни Безант. Рудольф Штайнер сообщает об этом решающем разговоре в своей книге «Мой жизненный путь». Он подчеркивает, что стремился к исторической достоверности. Речь идет как о Теософском обществе, так и об эзотерической школе.
«8 первые годы своего существования мой «узкий круг» внешне был как бы отделением «Эзотерической школы» миссис Безант. Но внутренне он был совершенно иным. И в 1907 году, когда миссис Безант посетила наш Теософский конгресс в Мюнхене, по соглашению между мной и миссис Безант, эта внешняя связь также полностью прекратилась».8
Анни Безант со своей стороны сообщает о достигнутой договоренности в письме Вильгельму Хюббе-Шляйдену 7 июня 1907 года из Лондона:
«Оккультные упражнения доктора Штайнера очень отличаются от наших. Его учение о христианском и розенкрейцерском пути помогает некоторым людям, но очень отличается от нашего. У него собственная школа и собственная ответственность... Он и я работаем в дружбе и гармонии, но идем в разных направлениях».9
Различие подчеркнуто трижды. Но ключевой фразой в этом письме является то, что Рудольф Штайнер учит христианско-розенкрейцерскому пути. Это Анни Безант отчетливо увидела в Мюнхене.
С этого времени Рудольф Штайнер усиливает розенкрейцерский элемент в своих действиях. И в этой связи «розенкрейцерское изречение» имеет все возрастающее значение.
Следующим исключительным событием в истории антропософского движения, где вновь встречается это изречение, явилась постановка первой мистерии-драмы «Врата посвящения» в 1910 году. Рудольф Штайнер назвал ее «розенкрейцерской мистерией» в смысле мистерий на евангелические темы, разыгрываемых в Средневековье.10
Первой попыткой обращения к форме драмы-мистерии можно назвать повторение постановки драмы Эдуарда Шюре «Дитя Люцифера», осуществленной после прочтения цикла лекций Рудольфа Штайнера «Тайны библейской истории творения». К праздничной постановке первой драмы-мистерии в августе 1910 года были выпущены большие билеты, которые, как и программки 1907 года, были напечатаны черным шрифтом на красном фоне. Вверху в голубом овале находился крест с розами, а кроме того начальные буквы трехчастного изречения истины. На титульном листе брошюры с текстом драмы, которая была издана еще в предыдущем году во время постановки драмы Э. Шюре, можно видеть оранжево-красную семилепестковую форму, в которую, как характерный знак, по кругу вписаны десять букв изречения.
Для летних представлений следующего года, когда были показаны 2-я, 3-я и 4-я драмы-мистерии в сопровождении лекций Рудольфа Штайнера, были выпущены такие же билеты, как и в 1910 году. Везде, где изречение употреблялось в письменном виде, появляются 10 букв, как своего рода шифр, прочитать и понять который может лишь тот, кто его знает. Таким образом ему обеспечена определенная охрана. Однако через эту «сигнатуру розенкрейцерской школы» члены Общества понимают и осознают, что Р. Штайнер присоединяется к истинному розенкрейцерству, которое «с 14-го столетия является духовным направлением, задающим тон в Западной Европе». Но «лишь сейчас начинается то время, когда можно открыто сообщить нечто о тайнах розенкрейцерства»11.
Эти тайны, однако, берут свое начало далеко не в средневековом розенкрейцерстве. Они происходят скорее из первозданной мировой мудрости, из которой возникло все творение. Из этой мудрости божественно-духовные существа образовали наш мир. Эта первозданная мировая мудрость (Рудольф Штайнер многократно упоминает об этом) сохранялась в мистериях и как отзвук жила в новом и постоянно обновляющемся облике в послеатлантических культурах. Рудольф Штайнер дал грандиозный обзор развития первозданной мировой мудрости, которая затем, благодаря событию Христа, смогла «как из сказочного источника вечной молодости» вновь забить с обновленными силами12.
Эта христиански обновленная мудрость, как сокровище, сохранялась и пестовалась в различных мистериальных центрах Запада, например, в школе розенкрейцеров. Длительное время она должна была оставаться в тайне. Лишь сейчас стало возможным изложить на общедоступном языке содержание строго охраняемого до сих пор знания.
«Однако настало время, когда содержание древней мудрости стало возможно выразить на языке, доступном для понимания большинства людей. Последняя треть девятнадцатого века явилась тем временем, когда о существе древней мудрости стало возможным говорить в более или менее откровенной форме. И лишь благодаря определенным явлениям, происшедшим непосредственно в духовных мирах, хранителям мистерий была, так сказать, дана возможность поведать человечеству нечто о древней мудрости».13
Четырьмя годами ранее Рудольф Штайнер говорил о начале господства архангела Михаила с последней трети XIX века; здесь он указал на то же самое событие духовного мира, не назвав имени архангела.
Во второй драме-мистерии «Испытание души» мы находим изречение истины, выраженное в чудесной поэтической форме. Одновременно с этим существует указание, что эти слова принадлежат наследию мудрости, хотя здесь они и выражены иным способом. Мария, Иоанн и Капезий переживают обзор предыдущей земной жизни, и зритель видит на сцене имагинативное переживание этих людей в образах, которые возвращают их в первую треть XIV-го столетия. На заднике сцены виден средневековый замок. В этом замке есть зал, украшенный символами мистического братства. Это показано в 7-ой и 8-ой картинах. Затем в 9-й картине в разговоре Фомы и Цецилии, происходящем в виду замка, Цецилия рассказывает о «девизе рыцарей», и Фома из этого изречения узнает о «высшей духовной истине» рыцарей замка:
От Бога изошла душа людская, И в бытии утонет, умирая. Но некогда от смерти дух воскреснет.
(Пер. Н. Белоцветова)
Гундхильд Качер Mitteilungen aus der anthroposophischen Arbeit in Deutschland- lohanni 2002 Перевод с нем. О.П.
1 Mitteilungen an die Mitglieder der deutschen Sektion der Theosophischen Gesellschaft (Сообщения членам немецкой секции Теософского общества), январь 1907 года.
2 Luzifer-Gnosis (Люцифер-Гнозис) № 33
3 Сообщения, август 1907 года
4 «Bilder okkulter Siegel und Saulen. Der Munchner Kongress Pfingsten 1907 und seine Auswirkungen» (Образы оккультных печатей и колонн. Мюнхенский конгресс на Троицу 1907 года и его последствия) GA 284
5 там же
6 там же, Мюнхен, 21 мая 1907 года «Пояснения к проведению и оформлению зала конгресса».
7 там же, 21 мая 1907 года, «Пояснения к проведению и оформлению зала конгресса»
8 Рудольф Штайнер «Мой жизненный путы», глава 32. Цитируется по изданию «evidentis», Москва, 2002. Стр. 316
9 Факсимильное воспроизведение этого письма дано в книге Эмиля Бока: Emil Bock «Rudolf Steiner - Studien zu seinem Lebensgang und Lebenswerk»
10 Эта традиция возродилась, например, в Рождественских играх 30 декабря 1917 года и 19 декабря 1920 года. См. GA274
11 Рудольф Штайнер. Сообщения о Мюнхенском конгрессе 1907 года в журнале «Люцифер-Гнозис» № 34 (см. GA 284)
12 Лекция 12 апреля 1909 года, Дюссельдорф. См. «Духовные иерархии и их отражение в физическом мире», Энигма, Москва, 2002 (GA 110)
13 Лекция 12 апреля 1909 года, Дюссельдорф. Цитируется по изд. «Духовные иерархии и их отражение в физическом мире», Энигма, Москва, 2002, стр. 12 (GA 110)
(Окончание следует) |