15.08.1891-22.01.1976
Иван Алексеевич Малофеев родился в 1891 году в деревне Ползово Тульской губернии в большой крестьянской семье, умер в г. Кутаиси в 1976 году.
Познакомившись с антропософией в ранней юности, он оставался верен ей до последних дней своей жизни. На листке из отрывного календаря за 21 июля 1974 года его рукой записана медитация:
Im Geiste der Menschheit fiihle Ich Mich mit alien wahren Strebenden Zur Geistwissenschaft Vereinigt.
Это же изречение на русском языке его родные поместили на памятнике на его могиле в Кутаиси:
В духе человечества чувствую себя объединенным с духом знания со всеми истинными туда устремлениями.
Жизнь Ивана Алексеевича была полна жизненных впечатлений и событий. Книги Рудольфа Штаинера впервые попались ему в руки в 17 лет в Курске. Затем он был призван в армию и служил в Финляндии, где познакомился с антропософами. Вместе с ним служил писатель А.Куприн. В 1920 году И.А. Малофеев поступает в Финский фармакологический институт, закончив который, работает в аптеках Таллина. Переезжает в Москву. По воспоминаниям его дочери Л.И. Албул, «он проходил практику по фармакологии у очень известного в то время аптекаря на улице Мясницкой. Как он мне рассказывал, это была очень хорошая школа для воплощения полученных теоретических знаний».
В 1923 году он женится на Екатерине Александровне Жилиной (1903 - 1980). Одно время он работает фотокорреспондентом газеты «Советская Киргизия» в г. Фрунзе. Его семья растет: у него на руках жена с дочерью Людмилой и сыном Михаилом, две сестры жены и её мать. В 1933 году семья Малофеевых переезжает в Кутаиси. И.А. Малофеев делает снимки для газеты «Заря Востока», некоторые из них появляются в центральных газетах.
В день 46-летия, 15 августа 1937 года, его арестовывают. Конфискуют книги и лекции Р. Штайнера. До декабря родные могли посылать ему передачи и чистое белье, в обмен получая испачканную кровью одежду с вырванными пуговицами. Потом его отправляют в лагерь в п. Сось-ва Свердловской области без права переписки. Здесь он работает врачом - и встречает среди заключенных, как часто бывало в те годы, своего следователя. «В медсанчасть поступил больной. Им оказался один из энкаведешников, который добивался от отца признаний...соответствующими истязаниями... Этот больной прямо сказал отцу: «Теперь ты, Малофеев, сможешь мне отомстить за наши встречи на допросах». Но человек, мысливший вселенскими категориями, посмотрел на своего палача с откровенным презрением... и вылечил его. И тот поехал дальше мыкать свое горе, которое столь охотно предлагал раньше другим!» - так со слов отца рассказывает об этом его дочь Л.И. Албул
В лагере Иван Алексеевич пишет стихи. Ему 46 лет, на свободе остались его семья, коллеги, антропософские друзья. Иногда ему кажется, что жизнь уже прошла. Но его поддерживает духовное знание:
Есть в человеке будто две души – Одна страдает в мире суеты, Работает, хлопочет. Другая - та, что ничего не хочет, - Живет в сиянии Познанья и Любви По обе стороны Черты.
От этих лет осталось три тетради стихов, которым он дал заголовки «Пессимизм», «Идеализм», «Лирика». Познать страдание и унижение людей он принимает как задачу судьбы:
Я - член ордена семи мечей, Ношу скромный наряд неофита, Жду, что у врат золотых лучей, Для меня будет тайна открыта!..
(из стих. «Надежды», сборник «Идеализм»).
В 1946 году он возвращается в Кутаиси, но вскоре его арестовывают повторно. На этот раз около 9 месяцев он находится в Тбилисской тюрьме. В 1957 году его реабилитируют из-за отсутствия состава преступления. Он работает врачом - терапевтом. После выхода на пенсию в 1963 году принимает как частный врач. Иван Алексеевич изучает рецепты народной медицины, переписывается с китайскими врачевателями, создает собственные труды на основе гомеопатии и антропософской медицины. Совместно с молодым коллегой, врачом «Скорой помощи» А.Н.Калиниченко из Тбилиси, он разрабатывает эффективное средство для лечения радикулита. К сожалению, он не может испытать препарат Iscador. Попытки передать ампулы с лекарством на Запад успехом не увенчались. Он много переводит, изучает лекции Р. Штайнера, Г. Ваксмута, А. Аренсона. В одной из его книг лежала бережно хранимая фотография Иты Вегман. Его жена помогала ему печатать и подшивать переводы лекций, но сама в суть учения Р. Штайнера не вникала. Еще в 30-е годы он нашел единомышленников среди врачей: работавшую в родильном доме в Батуми Фролову Марию Георгиевну, Абуладзе Надежду Семеновну (1898 - 1980), - врача-ординатора тубдиспансера в Кутаиси. Н.С. Абуладзе помогала его семье выжить в годы войны, когда он находился в лагере. Владея немецким и английским, она много переводила Р. Штайнера.
Иван Алексеевич тоже знал несколько языков: финский, эстонский, эсперанто. В конце жизни он выезжал на встречу эсперантистов в Эстонию. На эсперанто он записал часть лекций Р. Штайнера. В духовной науке он черпал силы. Вот одна из медитаций Доктора, сохранившаяся в его архиве:
Велико страдание покинутых... Вы - же радуйтесь вашей жизни. Свет и Познание наполняют ваши сердца и головы... Вечность требует жертв. Вы избраны, чтобы помогать миру и Человечеству. Кто может отнять это от вас?
И. А. Малофеев покинул земной план 22 января 1976 года в возрасте 84-х с половиной лет. Он просил свою дочь Людмилу, проживающую в Одинцово Московской области, позаботиться о том, чтобы труды Р. Штайнера и других антропософских авторов, которые он изучал, попали к последователям духовной науки. В день Михаила 2002 года Л. И. Албул (Малофеева) передала около 80 папок (более 120 лекций) в библиотеку «Антропософского общества в России».
Ольга Пронина По воспоминаниям Л. И. Албул.
При публикации были использованы материалы статей Л. Володарского «Одна жизнь Ивана Алексеевича» (журнал «Человек и время», 1999) и К. Петровского «Доктор, поэт, философ» («Таганрогская правда», 2002). |