Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2002

Ольга Пронина. Иван Алексеевич Малофеев


15.08.1891-22.01.1976

Иван Алексеевич Малофеев родился в 1891 году в деревне Ползово Тульской губернии в большой крестьянской семье, умер в г. Кутаиси в 1976 году.

Познакомившись с антропософией в ранней юности, он оставался верен ей до последних дней своей жизни. На листке из отрывного календаря за 21 июля 1974 года его рукой записана медита­ция:

Im Geiste der Menschheit fiihle Ich
Mich mit alien wahren Strebenden
Zur Geistwissenschaft Vereinigt.

Это же изречение на русском языке его род­ные поместили на памятнике на его могиле в Кутаиси:

В духе человечества
чувствую себя объединенным
с духом знания со всеми
истинными туда устремлениями.

Жизнь Ивана Алексеевича была полна жиз­ненных впечатлений и событий. Книги Рудольфа Штаинера впервые попались ему в руки в 17 лет в Курске. Затем он был призван в армию и служил в Финляндии, где познакомился с антропософами. Вместе с ним служил писатель А.Куприн. В 1920 году И.А. Малофеев поступает в Финский фарма­кологический институт, закончив который, работа­ет в аптеках Таллина. Переезжает в Москву. По воспоминаниям его дочери Л.И. Албул, «он про­ходил практику по фармакологии у очень извест­ного в то время аптекаря на улице Мясницкой. Как он мне рассказывал, это была очень хорошая школа для воплощения полученных теоретиче­ских знаний».

В 1923 году он женится на Екатерине Алек­сандровне Жилиной (1903 - 1980). Одно время он работает фотокорреспондентом газеты «Совет­ская Киргизия» в г. Фрунзе. Его семья растет: у него на руках жена с дочерью Людмилой и сыном Михаилом, две сестры жены и её мать. В 1933 году семья Малофеевых переезжает в Кутаиси. И.А. Малофеев делает снимки для газеты «Заря Востока», некоторые из них появляются в цен­тральных газетах.

В день 46-летия, 15 августа 1937 года, его арестовывают. Конфискуют книги и лекции Р. Штайнера. До декабря родные могли посылать ему передачи и чистое белье, в обмен получая испачканную кровью одежду с вырванными пуго­вицами. Потом его отправляют в лагерь в п. Сось-ва Свердловской области без права переписки. Здесь он работает врачом - и встречает среди заключенных, как часто бывало в те годы, своего следователя. «В медсанчасть поступил больной. Им оказался один из энкаведешников, который добивался от отца признаний...соответствующими истязаниями... Этот больной прямо сказал отцу: «Теперь ты, Малофеев, сможешь мне отомстить за наши встречи на допросах». Но человек, мыс­ливший вселенскими категориями, посмотрел на своего палача с откровенным презрением... и вылечил его. И тот поехал дальше мыкать свое горе, которое столь охотно предлагал раньше другим!» - так со слов отца рассказывает об этом его дочь Л.И. Албул

В лагере Иван Алексеевич пишет стихи. Ему 46 лет, на свободе остались его семья, коллеги, антропософские друзья. Иногда ему кажется, что жизнь уже прошла. Но его поддерживает духовное знание:

Есть в человеке будто две души –
Одна страдает в мире суеты,
Работает, хлопочет.
Другая - та, что ничего не хочет, -
Живет в сиянии Познанья и Любви
По обе стороны Черты.

От этих лет осталось три тетради стихов, ко­торым он дал заголовки «Пессимизм», «Идеа­лизм», «Лирика». Познать страдание и унижение людей он принимает как задачу судьбы:

Я - член ордена семи мечей,
Ношу скромный наряд неофита,
Жду, что у врат золотых лучей,
Для меня будет тайна открыта!..

(из стих. «Надежды», сборник «Идеализм»).

В 1946 году он возвращается в Кутаиси, но вскоре его арестовывают повторно. На этот раз около 9 месяцев он находится в Тбилисской тюрьме. В 1957 году его реабилитируют из-за отсутствия состава преступления. Он работает врачом - терапевтом. После выхода на пенсию в 1963 году принимает как частный врач. Иван Алексеевич изучает рецепты народной медицины, переписывается с китайскими врачевателями, создает собственные труды на основе гомеопатии и антропософской медицины. Совместно с моло­дым коллегой, врачом «Скорой помощи» А.Н.Калиниченко из Тбилиси, он разрабатывает эффективное средство для лечения радикулита. К сожалению, он не может испытать препарат Iscador. Попытки передать ампулы с лекарством на Запад успехом не увенчались. Он много пере­водит, изучает лекции Р. Штайнера, Г. Ваксмута, А. Аренсона. В одной из его книг лежала бережно хранимая фотография Иты Вегман. Его жена помогала ему печатать и подшивать переводы лекций, но сама в суть учения Р. Штайнера не вникала. Еще в 30-е годы он нашел единомыш­ленников среди врачей: работавшую в родильном доме в Батуми Фролову Марию Георгиевну, Абу­ладзе Надежду Семеновну (1898 - 1980), - врача-ординатора тубдиспансера в Кутаиси. Н.С. Абу­ладзе помогала его семье выжить в годы войны, когда он находился в лагере. Владея немецким и английским, она много переводила Р. Штайнера.

Иван Алексеевич тоже знал несколько языков: финский, эстонский, эсперанто. В конце жизни он выезжал на встречу эсперантистов в Эстонию. На эсперанто он записал часть лекций Р. Штайнера. В духовной науке он черпал силы. Вот одна из медитаций Доктора, сохранившаяся в его архиве:

Велико страдание покинутых...
Вы - же радуйтесь вашей жизни.
Свет и Познание наполняют ваши сердца и головы...
Вечность требует жертв.
Вы избраны, чтобы помогать миру и Челове­честву.
Кто может отнять это от вас?

И. А. Малофеев покинул земной план 22 янва­ря 1976 года в возрасте 84-х с половиной лет. Он просил свою дочь Людмилу, проживающую в Одинцово Московской области, позаботиться о том, чтобы труды Р. Штайнера и других антропо­софских авторов, которые он изучал, попали к последователям духовной науки. В день Михаила 2002 года Л. И. Албул (Малофеева) передала около 80 папок (более 120 лекций) в библиотеку «Антропософского общества в России».

Ольга Пронина
По воспоминаниям Л. И. Албул.

При публикации были использованы материалы
статей Л. Володарского «Одна жизнь Ивана
Алексеевича» (журнал «Человек и время», 1999) и
К. Петровского «Доктор, поэт, философ»
(«Таганрогская правда», 2002).


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Aндреас Хич. «Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя»
  • Xристиан Дикрайтер. Мед - еда пасхальная
  • Инго Хоппе. Каждый человек - маг
  • Интервью с Гербертом Феттером. Христианское целительство через познающее сознание
  • Флориан Родер. Великий ритм
  • Вольф-Ульрих Клюнкер. Жизненная сила христианства
  • Уте Крамер. Должен ли я отказаться от себя, чтобы помогать другим?
  • Марианна Каролюс. Помощь умершим
  • Карен Свасьян. Антропософия
  • Валентина Загрядская. Развитие речи и социальная адаптация детей с нарушениями развития
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса