Можно ли бытие мужчин рассматривать как отдельную тему? Не будет ли это отклонением от понятия общечеловеческого бытия? Ибо разделение полов является только промежуточной ступенью, скрывающей в себе общечеловеческое. С другой стороны, мужской способ поведения отражает в себе то, что нельзя недооценивать ввиду всеобщего кризиса отношений.
Вопрос редакции к автору: Что побудило Вас написать эту статью?
Подобно тому, как мужчины, считающие себя хорошими водителями, не склонны повышать свою квалификацию в вождении автомобиля, так же неохотно они соглашаются принимать участие в работе группы, обсуждающей их собственные проблемы. Очень редко мужчина откликается на просьбу партнерши поговорить об их отношениях. Хотелось бы развеять их страхи. Тот, кто касается своих отношений с женой, должен откровенно спросить себя, каково его отношение к собственной матери. Я считаю эту тему неприятной и тяжелой, но тем не менее ее нельзя избегать. Поэтому я рискнул обратиться к этой сфере, хотя и опасаюсь недоумения со стороны читателей. Надеюсь, что Вы принадлежите к тем счастливым мужчинам, которые избавлены от подобных вопросов и испытания терпением. Остальных я охотно приглашаю к разговору «между мужчинами».
Заинтересовавшись книгой Стива Биддальфа «Мужчины в поиске», я посетил занятия групп для мужчин в Базеле под руководством Ричарда Рора из США, более 30 лет работающего с мужчинами. Впервые участвуя в подобной работе, я, с одной стороны, слабо представлял, что меня ожидает, а с другой стороны, предвидел недоумение своего окружения. Но почему, собственно говоря? Вероятно, существуют три группы мужчин: 1) те, которым выпало счастье инкарнироваться так, что для них эти вопросы не играют никакой роли, 2) те, которые работают над своей мужественностью и 3) те, партнерши которых хотели бы, чтобы они когда-нибудь заинтересовались мужской работой. Это те «сильные мужчины», которые по своему существу так мягки, что должны постоянно демонстрировать свою власть и уверенность. Итак, я боялся попасть в компанию обладателей кожаных курток и солнечных очков. Однако я встретил более 90 мужчин в возрасте от 30 до 60 лет из разных стран мира, достаточно тонко чувствующих и отнюдь не афиширующих свою мужественность.
Занятия начались в небольших группах Почти все 8 мужчин моей группы были связаны с церковью: священники, учителя и социальные работники, которые уже участвовали в подобной работе или даже сами ее проводили. Каждый должен был принести с собой предмет, ассоциирующийся у него с мужественностью. Таким образом появились рюкзак, правый ботинок, карманный нож, домашние тапочки. Один мужчина собирался принести камень, но забыл его. Эти предметы еще раз обсуждались затем за круглым столом, где снова вспомнили о забытом камне, как выражении забытой «мужественности». Уже при первом «обнюхивании» друг друга нас удивила мужская откровенность. На занятии мы рассмотрели четыре мужских архетипа: король, воин, маг/мудрец и любовник.
Любовник
Ричард Pop охарактеризовал любовника как человека, который отдается страсти, стремясь к истине, красоте и добру, который способен легкомысленно играть и радоваться жизни. Он глубоко чувствует, но в сексе может оставаться хладнокровным. Он хочет все испытать и со всем соприкоснуться. Состояние увлеченности является основным его состоянием и при медитации.
Но ему необходимо сначала научиться любить конкретного человека, иначе он превращается в Казанову. Если «король» не может подчинить его своему влиянию, то он будет сопротивляться ограничениям и станет следовать лишь сиюминутному наслаждению. Тогда, погрузившись в океан сладострастия, он делается жертвой своей собственной чувственности и боится быть отвергнутым.
С другой стороны («импотентный любовник»), ему угрожает утрата интереса, он теряет связь с духовным миром. Оторванный от своих чувств, он действует по-деловому, но безрадостно. Таким образом, слабея, он сразу чувствует себя пристыженным и греховным.
Воин
Воин, напротив, действует четко, ясно и сосредоточенно. У него достаточно смелости поступать здраво, не теряя при этом эмоциональной дистанции. Будучи дисциплинированным, он достигает цели, а в случае необходимости способен принести себя в жертву. Он знает свои границы.
Если он идет собственным путем, становясь садистом, то делается жестоким и ненавидит беспомощность, сам же легко уязвим и проявляет подростковую неуверенность. Он должен всякий раз выигрывать и не терпит никакой критики.
Если он, напротив, пассивен (мазохист), то становится безгранично покорным, желает всем понравиться, но в реальности не может выполнить своих задач.
Маг/мудрец
Мудрец или маг - это тот, кому открываются врата к духу. Он может черпать из этого источника. Он живет своим внутренним миром и является знатоком техники и преобразователем природы. Ему доступна сокровенная мудрость.
Он накапливает информацию, манипулирует ею и быстро становится снисходительным, циничным или надменным. Подобно одинокому страннику, он слишком много думает, чтобы жить своей жизнью: он отделен от своей собственной души.
Пассивным полюсом данного архетипа является «безобидный» отрицатель, стремящийся понравиться окружающим из-за боязни быть отвергнутым. Он отрицает свою ярость и бешенство, быстро превращается в параноика, проецируя своего двойника на других.
Король
Центральное место среди архетипов занимает король, который управляет своим «царством» и устанавливает границы. Он - отец: ведущий, властный и непоколебимый. Его позиция ясна: «Хорошая крепость не сдается». В своей мудрости он авторитарен и пребывает в гармонии с собственным источником сил.
Если он захватывает трон как тиран, он злоупотребляет своими возможностями: больше получает, чем отдает и таким образом не созидает, но разрушает. Он боится собственных недостатков и недоверчив. Более того, он стремится все контролировать и всем распоряжаться, вместо того, чтобы направлять.
Если он слабоволен и не выдерживает трудностей, то отрекается от престола, теряя авторитет. Он не находит покоя и сосредоточенности в себе самом. Он вымаливает любовь у других.
Сила мужественности
Итак, что же следует считать типично мужским? Несомненно, этими четырьмя архетипами определяется мужественность (хотя и женственность содержит сходные типы). Осознание своей принадлежности к ним помогает. Я получил глубочайшее впечатление от разговоров с мужчинами о них самих. Каждый понимал, в какой темнице оказался другой, потому что узнавал себя, и видел, как можно осветить эту темницу. Именно тогда, когда это происходило тактично, возникала солидарность, которая укрепляла согласие, обнажая суть. Подобное проявлялось и в личных беседах, где меньше говорилось о женщинах, но больше об отцах Например, живущий отдельно от семьи мужчина рассказывал, как он злился на своего 80-летнего отца, с которым не видел смысла разговаривать, потому что тот постоянно смотрел телевизор и никогда не понимал его. Несмотря на нашу к нему любовь, мы «взяли его в оборот» вопросом, не задумывался ли он о том, что его отец, возможно, только потому еще и живет, что ждет прощения от своего сына? После некоторого сопротивления он, наконец, ответил: «Хорошо, я обдумаю это...»
Быть отцом значит быть мужчиной
Мы продолжаем жить в «безотцовском обществе» (отцы, которые оставили свои семьи, порою больше значат для своих детей, чем живущие вместе, но погруженные в свои профессии), где матери воспитывают в сыновьях любовь к покою, слишком мало от них требуя и слишком много услужливо отдавая, будучи неспособными дать сыновьям пример мужского поведения. (Некоторые матери воспитывают своих сыновей такими, какими не хотели бы видеть своих мужей, упрекая своих свекровей). Юноша, воспитанный своей матерью, приходит затем в школу, где должен противостоять учительницам, стремящимся исправить его мужскую силу и резкость. Новая мужская литература постоянно указывает на этот недостаток, убеждая мужчин стать для своих сыновей мужественными отцами. Мягким мужчинам угрожает непосредственная опасность вследствие женской эмансипации и утраты своей значимости из-за ложно понятой женственности и чувственности. Иногда полезно напомнить чувственному, слабохарактерному человеку, что он, собственно говоря, «мужчина».
Несмотря на некоторое своеобразие этой мужской рабочей группы, я понял, что мужественность является инструментом на пути к человечности, которым нужно овладеть, чтобы не зависеть от него.
Андреас Хич Das Goetheanum №30-31/ 2002 Перевод с нем Т. Г. |