Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2002

Ганс-Юрген Пингель. Дополнительные упражнения


Защитная функция шести дополнительных упражнений

«В этих шести добродетелях нуждается, собственно говоря, само Антропософское обще­ство, и нужно стремиться к тому, чтобы Ан­тропософское общество как таковое обладало этими добродетелями. (Рудольф Штайнер)

...Значение 6-ти упражнений на пути учениче­ства широко известно. Рудольф Штайнер рас­сматривал Антропософское общество как сооб­щество людей, стремящихся к познанию. Усилия отдельных людей и подстерегающие их опасности на пути ученичества определяют развитие самого Антропософского общества. Между прочим, Рудольф Штайнер указал на опасность и для немедитирующих членов Общества, которые слишком много занимаются антропософией, не развиваясь морально.

Насколько простыми кажутся на первый взгляд 6 упражнений, настолько трудно их практи­ческое применение. Об этом будет говориться в дальнейшем. Сначала следует упомянуть об их защитной функции. Можно наблюдать, как у многих учеников 6 упражнений влияют на сердеч­ную чакру. Но их главная задача состоит в защите организма духовного ученика от вредоносных сил. Об этом Р. Штайнер пишет в книге «Ступени высшего познания».

Опасность для морального развития

В дохристианском посвящении, к примеру, в египетских мистериях, в определенное время посвящаемый сталкивался с неким драматиче­ским событием: из его астральной природы выры­вались ужасные страсти и эмоции: демонические, дьявольские существа выходили из него. Но верховный жрец и его двенадцать помощников заботливо окружали его.

Сегодня путь посвящения ориентирован на ряд изменений, которые произошли благодаря Мистерии Голгофы. Все заложено в свободе ученика. Инициация происходит в ясном сознании при полном сохранении чувства Я. Ученик предоставлен самому себе. Но не меньший драматизм разыгрывается  теперь  внутри  человека:   при приближении к высшим мирам всплывает то, что принадлежит его низшей природе. Властно высту­пают те склонности, что были спрятаны или подавлены, если он продолжает свой путь без мер предосторожности. Постоянно проявляется разница между желаемым высоким развитием и происходящим в социальной жизни. Шесть упраж­нений оказывают существенную помощь в пре­одолении этого разногласия. При передаче своим ученикам медитативных текстов (утренних и вечерних), даже самых простых, Штайнер посто­янно добавлял: «Днем делать 6 упражнений». Особенно важны они при использовании, к приме­ру, высоких мантрических изречений Свободной Высшей школы.

Какие изменения происходят благодаря духовному ученичеству?

Если духовный ученик упражняется в медита­ции, концентрации и созерцании, он формирует высшие органы познания. Упражнения выполня­ются днем, при полном сознании. Происходит стимуляция сил астрального тела, которая продолжается и во время сна, когда Я и астральное тело покидают телесную организацию. Обычно физическое и эфирное тела используют астраль­ное тело для восстановления своих израсходо­ванных днем сил: астральное тело беспрепятст­венно проникает в сверхчувственный мир и при пробуждении человека привносит в его телесную организацию духовно освежающие силы, которые использует для образования у духовного ученика цветов лотоса. Но этим оно лишает сил физиче­ское и эфирное тела. В «Ступенях высшего познания» Штайнер говорит, что душа духовного ученика «должна в какой-то мере лишить его тело своей заботы. Она в определенном отношении предоставляет его себе самому».

Из вышеупомянутого становится понятным, что продолжительное лишение физического тела оздоравливающих сил должно было бы приводить к его истощению. Однако бояться пути ученичест­ва неуместно. Изменения, которые наблюдает в себе ученик, происходят очень постепенно. Он продвигается в своем пути шаг за шагом, находя ориентацию в антропософской литературе. Шесть упражнений привносят в телесную организацию гармонию. Они приводят эфирное и физическое тела в состояние «таких колебаний, где они, ли­шенные астрального тела, могут сами себя ис­правлять».

Вредные влияния из элементарных областей мира

Оккультные причины описанных процессов лежат в действии губительных сил элементарного мира, которые могут проявиться в тот момент, когда физическое и эфирное тела лишаются «участия» астрального тела. В этом случае учени­ку наносится физический и моральный ущерб, хотя он и достигает доступа к высшим мирам. Штайнер описывает это следующим образом: «В то время, когда душа живет в высших областях, в плотном физическом и в эфирном телах находят приют вредоносные силы. По этой причине опре­деленные плохие качества, которые до становле­ния на путь высшего развития благодаря уравно­вешивающему действию души подавлялись, могут проявиться при нехватке предусмотрительности. Люди, до этого обладающие высокими моральны­ми качествами, вступая в высшие миры, могут проявлять низменные склонности, повышенное себялюбие, лживость, мстительность, вспыльчи­вость и др.».

Расхождение мышления, чувствования и воли

Разделение трех душевных сил Р. Штайнер описывает в книге «Как достигнуть познания выс­ших миров?» в главе «Расщепление личности во время духовного ученичества». Нити, закономер­но связующие мышление, чувства и волю до вступления на путь высшего развития, развязы­ваются. Без применения мер предосторожности душевные силы могут претерпеть следующие изменения: мышление может стать холодным, равнодушным стремлением к мудрости, чувство­вание - чувственным сибаритством, воля - жела­нием власти над людьми.

Разделение мышления, чувства и воли явля­ется естественным развитием на пути ученичест­ва. Оно связано со встречей стража порога. Меры предосторожности состоят в практическом приме­нении 6-ти упражнений. Благодаря им мышление, чувствование и воля получают гармоническое развитие, прежде чем развяжутся связующие их нити.

Изменение телесной организации

В ходе дальнейшего духовного развития про­исходит изменение и в физическом теле. Отдель­ные органы становятся внутренне более живыми и подвижными. В процессе духовного ученичества возникают силы, способные физическое тело «как бы раздробить». К эфирному и физическому телам привлекаются разрушающие их силы. Это тоже относится к встрече со стражем порога. Р. Штайнер указывает: «При встрече со стражем порога человек не минует опасности укоренения в эфирном и физическом телах разрушительных сил; но правильное оккультное развитие одно­временно создает противоядие, описание которо­го вы найдете в моем «Тайноведении», как шесть оккультных дополнительных упражнений: концен­трация мышления, т.е. большое напряжение мышления, концентрированное сосредоточение мыслей; развитие вовне инициативной воли; определенная соразмерность радости и страда­ния; позитивность по отношению к миру, беспри­страстность. Тот, кто параллельно с оккультным развитием взращивает в своей душе эти качества, у того хотя и развивается, с одной стороны, стремление физического и эфирного тел к разру­шению, стремление под влиянием оккультного развития к восприятию зародыша смерти, но если он развивает указанные качества или благодаря своему моральному развитию уже в достаточной мере овладел ими, то эти зародыши развиваются в той же мере, что и уничтожаются, никогда, соб­ственно говоря, не становясь действенными».

Боязнь пути ученичества?

Обращая наше внимание на опасности, Р. Штайнер тем не менее подчеркивает, что боязнь вступления на путь ученичества не обоснована, если мы соблюдаем элементарные правила. Надежным проводником здесь является книга «Как достигнуть познания высших миров?» При­держиваясь её, ученик встречает опасность во всеоружии. Тот, кто приступает к медитации не­подготовленным, недооценивает изменения, которые могут произойти в его душевной и телес­ной организации. Шесть упражнений, которые сопровождают его на пути ученичества, являются особой мерой предосторожности. Они неотдели­мы от тех «четырех качеств», которые названы «добродетелями»: в ходе подготовки и на пути ученичества человек должен иметь благоговение перед мудростью и познанием, а также смирение и скромность в ожидании конкретных духовных результатов.

Тот, кто относится к этому со вниманием, «может быть уверен, что его восхождение в выс­шую жизнь безопасно для обычной жизни и здо­ровья. Нельзя сторониться духовного ученичества ввиду предстоящей опасности, - но для каждого должно стать строгим требованием овладение теми качествами, которыми должен обладать истинный духовный ученик».

Ганс-Юрген Пингель
Das Goetheanum №22/2001
Перевод с нем. М.К.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Aндреас Хич. «Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя»
  • Xристиан Дикрайтер. Мед - еда пасхальная
  • Инго Хоппе. Каждый человек - маг
  • Интервью с Гербертом Феттером. Христианское целительство через познающее сознание
  • Флориан Родер. Великий ритм
  • Вольф-Ульрих Клюнкер. Жизненная сила христианства
  • Уте Крамер. Должен ли я отказаться от себя, чтобы помогать другим?
  • Марианна Каролюс. Помощь умершим
  • Карен Свасьян. Антропософия
  • Валентина Загрядская. Развитие речи и социальная адаптация детей с нарушениями развития
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса