Защитная функция шести дополнительных упражнений
«В этих шести добродетелях нуждается, собственно говоря, само Антропософское общество, и нужно стремиться к тому, чтобы Антропософское общество как таковое обладало этими добродетелями. (Рудольф Штайнер)
...Значение 6-ти упражнений на пути ученичества широко известно. Рудольф Штайнер рассматривал Антропософское общество как сообщество людей, стремящихся к познанию. Усилия отдельных людей и подстерегающие их опасности на пути ученичества определяют развитие самого Антропософского общества. Между прочим, Рудольф Штайнер указал на опасность и для немедитирующих членов Общества, которые слишком много занимаются антропософией, не развиваясь морально.
Насколько простыми кажутся на первый взгляд 6 упражнений, настолько трудно их практическое применение. Об этом будет говориться в дальнейшем. Сначала следует упомянуть об их защитной функции. Можно наблюдать, как у многих учеников 6 упражнений влияют на сердечную чакру. Но их главная задача состоит в защите организма духовного ученика от вредоносных сил. Об этом Р. Штайнер пишет в книге «Ступени высшего познания».
Опасность для морального развития
В дохристианском посвящении, к примеру, в египетских мистериях, в определенное время посвящаемый сталкивался с неким драматическим событием: из его астральной природы вырывались ужасные страсти и эмоции: демонические, дьявольские существа выходили из него. Но верховный жрец и его двенадцать помощников заботливо окружали его.
Сегодня путь посвящения ориентирован на ряд изменений, которые произошли благодаря Мистерии Голгофы. Все заложено в свободе ученика. Инициация происходит в ясном сознании при полном сохранении чувства Я. Ученик предоставлен самому себе. Но не меньший драматизм разыгрывается теперь внутри человека: при приближении к высшим мирам всплывает то, что принадлежит его низшей природе. Властно выступают те склонности, что были спрятаны или подавлены, если он продолжает свой путь без мер предосторожности. Постоянно проявляется разница между желаемым высоким развитием и происходящим в социальной жизни. Шесть упражнений оказывают существенную помощь в преодолении этого разногласия. При передаче своим ученикам медитативных текстов (утренних и вечерних), даже самых простых, Штайнер постоянно добавлял: «Днем делать 6 упражнений». Особенно важны они при использовании, к примеру, высоких мантрических изречений Свободной Высшей школы.
Какие изменения происходят благодаря духовному ученичеству?
Если духовный ученик упражняется в медитации, концентрации и созерцании, он формирует высшие органы познания. Упражнения выполняются днем, при полном сознании. Происходит стимуляция сил астрального тела, которая продолжается и во время сна, когда Я и астральное тело покидают телесную организацию. Обычно физическое и эфирное тела используют астральное тело для восстановления своих израсходованных днем сил: астральное тело беспрепятственно проникает в сверхчувственный мир и при пробуждении человека привносит в его телесную организацию духовно освежающие силы, которые использует для образования у духовного ученика цветов лотоса. Но этим оно лишает сил физическое и эфирное тела. В «Ступенях высшего познания» Штайнер говорит, что душа духовного ученика «должна в какой-то мере лишить его тело своей заботы. Она в определенном отношении предоставляет его себе самому».
Из вышеупомянутого становится понятным, что продолжительное лишение физического тела оздоравливающих сил должно было бы приводить к его истощению. Однако бояться пути ученичества неуместно. Изменения, которые наблюдает в себе ученик, происходят очень постепенно. Он продвигается в своем пути шаг за шагом, находя ориентацию в антропософской литературе. Шесть упражнений привносят в телесную организацию гармонию. Они приводят эфирное и физическое тела в состояние «таких колебаний, где они, лишенные астрального тела, могут сами себя исправлять».
Вредные влияния из элементарных областей мира
Оккультные причины описанных процессов лежат в действии губительных сил элементарного мира, которые могут проявиться в тот момент, когда физическое и эфирное тела лишаются «участия» астрального тела. В этом случае ученику наносится физический и моральный ущерб, хотя он и достигает доступа к высшим мирам. Штайнер описывает это следующим образом: «В то время, когда душа живет в высших областях, в плотном физическом и в эфирном телах находят приют вредоносные силы. По этой причине определенные плохие качества, которые до становления на путь высшего развития благодаря уравновешивающему действию души подавлялись, могут проявиться при нехватке предусмотрительности. Люди, до этого обладающие высокими моральными качествами, вступая в высшие миры, могут проявлять низменные склонности, повышенное себялюбие, лживость, мстительность, вспыльчивость и др.».
Расхождение мышления, чувствования и воли
Разделение трех душевных сил Р. Штайнер описывает в книге «Как достигнуть познания высших миров?» в главе «Расщепление личности во время духовного ученичества». Нити, закономерно связующие мышление, чувства и волю до вступления на путь высшего развития, развязываются. Без применения мер предосторожности душевные силы могут претерпеть следующие изменения: мышление может стать холодным, равнодушным стремлением к мудрости, чувствование - чувственным сибаритством, воля - желанием власти над людьми.
Разделение мышления, чувства и воли является естественным развитием на пути ученичества. Оно связано со встречей стража порога. Меры предосторожности состоят в практическом применении 6-ти упражнений. Благодаря им мышление, чувствование и воля получают гармоническое развитие, прежде чем развяжутся связующие их нити.
Изменение телесной организации
В ходе дальнейшего духовного развития происходит изменение и в физическом теле. Отдельные органы становятся внутренне более живыми и подвижными. В процессе духовного ученичества возникают силы, способные физическое тело «как бы раздробить». К эфирному и физическому телам привлекаются разрушающие их силы. Это тоже относится к встрече со стражем порога. Р. Штайнер указывает: «При встрече со стражем порога человек не минует опасности укоренения в эфирном и физическом телах разрушительных сил; но правильное оккультное развитие одновременно создает противоядие, описание которого вы найдете в моем «Тайноведении», как шесть оккультных дополнительных упражнений: концентрация мышления, т.е. большое напряжение мышления, концентрированное сосредоточение мыслей; развитие вовне инициативной воли; определенная соразмерность радости и страдания; позитивность по отношению к миру, беспристрастность. Тот, кто параллельно с оккультным развитием взращивает в своей душе эти качества, у того хотя и развивается, с одной стороны, стремление физического и эфирного тел к разрушению, стремление под влиянием оккультного развития к восприятию зародыша смерти, но если он развивает указанные качества или благодаря своему моральному развитию уже в достаточной мере овладел ими, то эти зародыши развиваются в той же мере, что и уничтожаются, никогда, собственно говоря, не становясь действенными».
Боязнь пути ученичества?
Обращая наше внимание на опасности, Р. Штайнер тем не менее подчеркивает, что боязнь вступления на путь ученичества не обоснована, если мы соблюдаем элементарные правила. Надежным проводником здесь является книга «Как достигнуть познания высших миров?» Придерживаясь её, ученик встречает опасность во всеоружии. Тот, кто приступает к медитации неподготовленным, недооценивает изменения, которые могут произойти в его душевной и телесной организации. Шесть упражнений, которые сопровождают его на пути ученичества, являются особой мерой предосторожности. Они неотделимы от тех «четырех качеств», которые названы «добродетелями»: в ходе подготовки и на пути ученичества человек должен иметь благоговение перед мудростью и познанием, а также смирение и скромность в ожидании конкретных духовных результатов.
Тот, кто относится к этому со вниманием, «может быть уверен, что его восхождение в высшую жизнь безопасно для обычной жизни и здоровья. Нельзя сторониться духовного ученичества ввиду предстоящей опасности, - но для каждого должно стать строгим требованием овладение теми качествами, которыми должен обладать истинный духовный ученик».
Ганс-Юрген Пингель Das Goetheanum №22/2001 Перевод с нем. М.К. |