II. Эгоистичность
Как создаются закрытые, не осознаваемые, не ощущаемые нами оболочки, было неоднократно мною описано. Позитивные последствия их образования разносторонни. Они предназначены прежде всего для того, чтобы выводить человека из духовного единства, в котором живет душа. Это начало его возможной свободы. Без таких оболочек «опыт» человека не был бы возможен. Ибо полное сознание безгранично слилось бы со всем происходящим, что привело бы к отсутствию познающего. Он не должен раствориться в происходящем, иначе его бытие будет сном (во сне мы не получаем «опыта», к тому же мы можем говорить о сне только проснувшись).
Потому маленький ребенок и не понимает слова «опыт». В сознании должно быть сопротивление, нечто, что не «подражает», не идентифицирует себя с познаваемым. Телесность дается как «опора», как «инерция». Но это сопротивление тела должно достигать сферы сознания, должно становиться познаваемым. Телесность является прежде всего вещью, объектом восприятия, как все другие вещи. С появлением «ощущения себя» к телесности присоединяется часть сознания; так возникает сопротивление сознания. Опытом можно назвать переживание разницы или интервала между находящимся в становлении и неизменным. Оболочки являются как бы зеркалом, в котором душевно-духовное «видит» свой опыт мира. Во сне зеркало исчезает и телесность больше не ощущается.
«Ощущение себя» с его состоянием разобщенности не коммуникативно: разобщенность явилась концом той пракоммуникации, которая не только принадлежала прабытию, но была с ним идентична - была райским бытием. То, что произрастает из «ощущения себя» или возникает из него в дальнейшем, как заключительное образование, равным образом не коммуникативно. Потому все эти формы можно охарактеризовать как не-значащие, бессмысленные. Они имеют назначение, но не смысл. Значение и смысл имеют только коммуникативные жесты, т.е. то, что является направленным высказыванием, также и невербально.
Коммуникативные жесты - «выразительные движения» - происходят, как и некоторые органы речи, благодаря сверхсознательному отношению духовно-душевного к телесности (как своего рода магия), бодрственное сознание работает над содержанием выражения. Эти движения не сопровождаются «ощущением себя».
Отделение от духовного источника является одновременно отделением от других Я-существ, потерей прямой, непосредственной, необозначенной коммуникации, собственно говоря, бытия в духовном мире. Прекращается относящаяся к бытию естественная коммуникативная связь между существами, которые состоят лишь из сознания. Отражение этой связи на Земле называется «любовью» или «познанием», или «коммуникацией» и является попыткой восстановления разрушенного мира единства.
Прекращение непосредственной коммуникации вызвало необходимость коммуникации через символы и «первую любовь», силу воссоединения данных частей. С другой стороны, «ощущающая себя» сущность из-за прекращения прямых коммуникативных связей становится эгоистичной, отделяется в соответствии с уровнем своего сознания от других существ. Если до развития оболочки «ощущения себя» ребенок был настроен на добро, то с этих пор он ориентирован на «добро (благо) для себя». Эго живет с чувством, что оно обитает в теле. Эгоистичность выражается прежде всего в заботе о теле, всяческом уходе за ним, так как сознание парадоксальным образом ощущает его, как себя самого. Но скоро проявляются и чисто душевные формы эгоизма, такие, как зависть, тщеславие, ревность, гнев, обидчивость и так далее - все образования некоммуникативного характера, а следовательно, лишенные смысла или значения. Биологические функции благодаря «ощущению себя» служат источником наслаждения (чаще всего поддерживая телесное здоровье). Это эгоистическое «ощущение себя» является временным суррогатом истинного Я, оно само по себе становится познающим опытом Я и, вместе с тем, проявлением внимательности и осознанности.
Гипертрофированный эгоизм ведет в итоге к войне всех против всех. Он господствует в нашей цивилизации. В древних культурах каждое человеческое деяние было священным, имело тот же смысл, что молитва или культовый обряд в религии, т.е. было коммуникацией по направлению к Божественному (таинства церкви - это остаток прежнего образа мыслей, стремящийся наполнить повседневность этим смыслом). Наша цивилизация руководствуется принципом выгоды. В конечном счете, благополучие телесности становится целью, связанной с требованием о ее безопасности, притязаниями на власть, финансовый и общественный успех. Здесь невозможно описать (многие авторы уже потрудились на этой ниве), в какие противоестественные условия с биографической и социальной точки зрения может попасть человеческое существо. Уничтожение природы, неуважительное отношение к будущему человечества (в отличие от древних культур, которые осознавали значимость будущего и его подготавливали) ясно показывают, куда идет наша цивилизация.
Необходимо было бы изучать самосознание вне разделяющих оболочек, которое равносильно восстановлению прямой, неопосредованной коммуникации без символов. Но это может произойти только там, где нет лжи, нет сокрытия, обязанности не разглашать тайну, но, благодаря преобразованию эгоизма, существует полная открытость между Я-существами. Коммуникация через знаки принадлежит к миру двойственности, и чем больше человек на него опирается, тем больше он утверждает дуалистический мир. Благодаря безграничному повышению внимания сознание может подняться в сферы, которые по отношению к повседневности сверхсознательны.
Это было бы новым, познающим отношением к телесности, которое одновременно с повышением сознания способствует исцелению от болезней. Развитие через сознательную внутреннюю работу стало бы исходом из цивилизации эгоизма к братству, к городу откровения - Филадельфии.
Георг Кюлевинд Das Goetheanum №20/2001 Перевод с нем. Т.Г. |