Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2002

С.В.Казачков. Рудольф Штайнер


Антропософия в зеркале научных энциклопедий

Штайнер (Steiner) Рудольф Йозеф Лоренц (25 февраля 1861, Кралевец, Австро-Венгрия — 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария) — немецкий философ и ученый, основоположник антропосо­фии. Получил естественнонаучное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р. Циммермана и Ф. Брентано, универси­тетские лекции которых он посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснова­нию гётевского типа естествознания, интерпрета­ции мировоззрения Ф. Ницше, защите теории развития Э. Геккеля и даже благодаря позитивно­му резонансу его главной книги «Философия свободы» среди представителей ненасильствен­ного анархизма.

В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества, однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исклю­чена, и приверженцы Штайнера основали Антро­пософское общество. Штайнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания.

Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософ­ской медицины (в т. ч. омелотерапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельско­го хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения конца 1910-х— начала 1920-х гг. за разделение трех сфер «соци­ального организма» — культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штайнером груп­па протестантских священников и богословов во главе с Ф.Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан — движение за обновление религиозной жизни.

Философское творчество Штайнера мало изу­чено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штайнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панненеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала, и т. п.). Свое место в традиции философского мышления Штайнер представлял в 1922 следую­щим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъем­лющего эмпиризма. Лишь тот, кто способен до­полнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» («Anthroposophical Movement» (L), 1934, vol. XI, N 3, p. 19). Первое его сочинение «Очерк теории познания гётевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной карти­ны мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штайнер ставит во главу угла систему прафеноменов (см. Гёте), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссер­тация «Истина и наука» (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии. «Фи­лософия свободы» (1894, рус. пер. Париж, 1932— 33) строится на контрапункте встречных лейтмо­тивов: с одной стороны, познание есть продолже­ние эволюции, с другой — свобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются «Миросо­зерцание Гете» (Goethes Weltanschauung, 1897), фундаментальный обзор «Эгоизм в философии» (Der Egoismus in der Philosophie, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта до Ангелуса Силезиуса («Мис­тика на заре нового времени», 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангель­ской символики («Христианство как мистический факт и мистерии древности», 1902, рус. пер. 1917), доклад на IV философском конгрессе в Болонье («Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии» — Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструк­ция четырех периодов становления западного сознания («Загадки философии, изложенные в очерке ее истории» — Die Ratsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы («О загадках души» — Von Seelenratseln, 1917). Фило­софским вопросам посвящены курсы лекций: «Антропософия, психософия, пневматософия» (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909, 1910, 1911 — о процессах восприятия и образования суждений, о Брентано и пневматологии Аристотеля), «Человеческая и космическая мысль» (1914, рус. пер. 1999 — типология миро­воззрений), общедоступная «Философия Фомы Аквината» (Die Philosophie des Thomas von Aquino, 1920), «Время зарождения естествознания во всемирной истории и его дальнейшее развитие» (Dsr Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922—23) и др.

Последнюю треть жизни Штайнер посвящает своеобразному культурному эксперименту — воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискуссии. И если способность Штайнера к духовному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я. Бёме, Э. Сведенборг или Е. П. Блаватская, то главным методическим принципом его философии остается при этом рационалисти­ческий эмпиризм: сквозь игольное ушко критиче­ской рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и, сверхчувственного материала.

Соч.: Gesamtausgabe:Schriften, Bd.1—45, Vortrage, Bd. 51—354.Dornach, 1955—95; в рус. пер.: Ду­ховный склад Гёте сквозь призму «Фауста» и сказки о змее и Лилии.— В кн.: Гёте И. В. Тайны. Сказка. Рудольф Штайнер о Гёте. М., 1966; Очерк тайноведения. М., 1916; Как достигнуть познаний высших миров, ч. 1. М., 1918; Основные черты социального вопроса. Ереван, 1992; Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997; Космология, религия и философия. Калуга, 1996; Общее учение о человеке как основа педагогики. М., 1996; О России: из лекций разных лет. СПб., 1997; Теория Розенкрейцера. М., 1999; Происхождение зла и его облик в свете антропософии. СПб., 2000.

Лит.: Гольденберг В. Антропософское движение и его пророк. Берлин, 1923; Андрей Белый. Воспо­минания о Штейнере. Париж, 1982; Риттелмайер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. М.—Обнинск, 1991; Свасьян К. А. Книга-мистерия. — В кн.: Штайнер Р. Философия сво­боды. Ереван, 1993; Линденберг К. Рудольф Штейнер: биография. М., 1995; Lindenberg С. Ru­dolf Steiner: Eine Chronik: 1861-1925. Stuttg., 1988.

С.В.Казачков


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Aндреас Хич. «Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя»
  • Xристиан Дикрайтер. Мед - еда пасхальная
  • Инго Хоппе. Каждый человек - маг
  • Интервью с Гербертом Феттером. Христианское целительство через познающее сознание
  • Флориан Родер. Великий ритм
  • Вольф-Ульрих Клюнкер. Жизненная сила христианства
  • Уте Крамер. Должен ли я отказаться от себя, чтобы помогать другим?
  • Марианна Каролюс. Помощь умершим
  • Карен Свасьян. Антропософия
  • Валентина Загрядская. Развитие речи и социальная адаптация детей с нарушениями развития
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса