Те зародыши образов, которые на антропософском пути познания вплетают сегодня существа ангелов в подсознательную часть души человека, могут быть сформированы в имагинацию трех могущественных духовных существ, инспирирующих жизнь человека. Мы встречаем этих инспираторов в сказке В.И. Гете о зеленой змее и лилии в образе трех королей: золотого, серебряного и медного.
В прежние времена в Европе завоевывались страны путем вооруженного вмешательства «на скорую руку». Для этого нужно было, разумеется, «инвестировать» военное снаряжение армии. Подобным образом поставлялись и люди, которые затем становилось рабами победителей. Такие «инвестиции» были необходимы и тогда, когда хотели подавить народ какой-либо страны, чтобы обложить его данью. Наше сегодняшнее понятие о власти, судя по всему, происходит из опыта этих процессов.
Вместо того, чтобы вооружать и поддерживать армию, можно, однако, с тем же капиталом, но с гораздо меньшим риском для собственного существования, купить необходимую страну на рынке земельных участков. Если высокая цена предлагается наравне с другими, можно купить рабочих на рынке труда. Или на деньги, которые в данный момент не нужны, покупаются проценты, то есть обкладываются данью те, которым эти деньги даются взаймы. При внимательном рассмотрении, нынешние законы оборота денег — продолжение прежних военных отношений.
Финансово-техническая глобализация современности
О чем же, собственно, идет речь? «Измерять то, что измеряемо» — так гласит первая часть научной максимы, которой мы обязаны Галилео Галилею. Но вторая часть этой максимы: «Делать измеримым то, что неизмеримо» — является в высшей степени заблуждением. Например, там, где это относится к человеку, наделенному индивидуальными способностями, который, делается измеримым в отношении среднестатистических данных.
Поначалу современная глобализация состоит в том, чтобы на всем земном шаре покупать и продавать все, что подлежит покупке и продаже. И если продажа возможна, то она, конечно, приветствуется. Ибо оба: тот, кто продает и тот, кто покупает, при этом выигрывают: первый — пользующийся спросом товар, другой — полученные за него деньги.
Но совсем иначе это выглядит тогда, когда продается то, что не подлежит продаже: например, земля, рабочие, деньги. Здесь выигрывают не оба партнера: покупатель и продавец, но выигрыш одного — как на войне — становится проигрышем другого. Ибо в данном случае непродаваемое по своей сути делается продаваемым и вместе с тем покупаемым. Таким образом современная глобализация разрушает социальную жизнь людей.
В свете сказки Гете
В этой сказке ставшая светящейся зеленая змея несет свет в подземный храм, где она (и мы вместе с ней) знакомится с золотым, серебряным, и медным королями. В сидячем положении величественная фигура медного короля больше похожа на скалу, чем на человека. «Когда я встану?» — спрашивает он сильным голосом «таинственного старца с лампой», который тоже вступил в храм. «Скоро», — отвечает старец. «С кем я должен соединиться?» — спрашивает король. «С твоими старшими братьями» —звучит ответ.
Сегодня этот король уже встал. Но в свете будущего мы поймем его инспирацию только тогда, когда увидим его господство не только над Землей, но прежде всего над нами самими. И если благодаря этому самообузданию возникнет шанс, что «господство» над землей станет другим, чем оно было в прошлом благодаря силе оружия. Ибо только такое обуздание себя самого делает возможным для человека плодотворным образом соединиться с инспирациями серебряного и золотого короля, то есть с инспирациями «старших братьев» медного.
«Меч налево и десница свободна!» — кричит медный король современному человеку. Но не для того, чтобы направить меч против своих братьев, а чтобы проявить свою инициативу для них, чтобы позаботиться об их благополучии. За некоторыми исключениями, эта инспирация сегодня «пропускается нами мимо ушей» или — что действует еще более разрушающе — путается с «привилегией» «делать то, что можно сделать», которая видится нами вызванной из инспирации ариманической духовной атмосферы цивилизации.
Решает ли вакуум будущее человечества?
Те существа из духовной атмосферы Аримана, которые хотят сегодня захватить человеческое сообщество, заполняют своей деятельностью возникающий в душе человека вакуум, если он не заполнен борьбой за господство над самим собой. Но благодаря этому приходит в упадок то, что вплетено ангелами в наши души как активное братство, что через медного короля инспирируется как жест взаимной отдачи и становится социально разрушающим жестом одностороннего обладания, при котором каждый «выигрыш» означает «проигрыш» для другого.
Вместо того, чтобы, договорившись, найти настоящую свободу в независимом от финансовых отношений подходе к земле, к способным людям и необходимому капиталу, повсюду существуют принудительные отношения, которые с лозунгами «структурной безработицы» переносят производства в «страны дешевой рабочей силы». Вместо экономической деятельности на основе действительного познания природы и человека мы видим постоянно усиливающееся нарушение равновесия между духом и материей, свойственного человеку и природе.
То, что хочет инспирировать в каждом человеке инициативу, изобретательность, ответственность за благополучие другого, подготавливая будущее становление человека и мира, оборачивается «мировой войной» против человека, которую сегодня проводит глобализация. Перед антропософией стоит великая задача перед лицом военного железа утраченного земного сознания пробудить чувство небесного метеоритного железа.
Кристоф Линденау Das Goetheanum № 26/2004 Перевод с нем. М.К. |