К юбилею М.А.Волошина
«Я не сам ли выбрал час рожденья...»
Так озаглавлены XII Крымские международные Волошинские чтения, которые состоялись 18-22 мая 2002 года в Доме-музее М.А.Волошина в Коктебеле и были посвящены 125-летию со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина (1877 — 1932). В этом году исполняется также 70 лет со дня его смерти и 25 лет со дня его «второго рождения» для широкой отечественной общественности, когда был снят запрет на его имя и о нем впервые заговорили открыто, официально отметив 100-летие со дня его рождения. В этом году исполнилось также 120 лет со дня рождения Маргариты Сабашниковой (Волошиной). Волошинские чтения в Крыму проводятся один раз в два года и собирают большую аудиторию поэтов, художников, искусствоведов и ученых, исследователей и ценителей его творчества, хранителей и издателей его наследия.
Нынешние, двенадцатые, завершают собой как бы некий зодиакальный круг, подытоживая достигнутое и рождая новый импульс в понимании и исследовании жизни и творчества М.Волошина. Официальная программа XII Чтений предполагала работу четырех секций: «Поэтика и эстетика М.А.Волошина», «История литературы: традиции, новаторство, взаимовлияния», «М.А.Волошин и проблемы культурологии», «Крымско-немецкий диалог». Последняя секция выражала, скорее, намерение построить дружеские отношения с немецким обществом «Восток-Запад» с тем, чтобы решать некоторые организационно-хозяйственные проблемы эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А.Волошина» (Дом-музей М.А.Волошина в настоящее время является отделом этой недавно возникшей организации).
Новым и принципиально важным событием XII Волошинских чтений стало то, что к их началу была сформирована и провела свою работу де факто пятая, антропософская, секция Чтений. На ней были заслушаны доклады, посвященные жизни и творчеству М.Волошина в связи с антропософским импульсом Рудольфа Штайнера и раскрытию той роли (до сих пор непонятой и замалчиваемой), которую сыграли Р.Штайнер и антропософия в становлении М.Волошина не только как поэта, художника, мыслителя, но и как Всечеловека (по словам Марины Цветаевой). Такая секция работала в истории Волошинских чтений, Волошинского дома и вообще в истории официальных конференций такого рода впервые. Она могла бы прозвучать в официальной печатной программе и де юре, прояви наше Общество более активное отношение к этим Чтениям. Хотя предварительная договоренность с администрацией Дома-музея (об этом сообщалось на ежегодном собрании «Антропософского общества в России») и включение в работу XII Чтений темы «Антропософия Р.Штайнера и ее отражение в творчестве М.Волошина» позволяли это сделать...
Тем не менее, слово «антропософия» и слово Антропософии звучало на этих Чтениях достаточно громко и уверенно. Оно вошло в рабочий лексикон конференции, начиная с ее торжественного открытия 19 мая, в Троицын день. Эпиграфом к нему стало эвритмическое выступление Ольги Кулагиной (Москва) на стихи М.Волошина «Готовность» («Я не сам ли выбрал час рожденья...»), рецитировал — Виталий Коваленко (Москва). Эвритмический Пролог к поэме М.Волошина «Святой Серафим» в том же исполнении стал достойным и символичным завершением Чтений этого года.
Среди официальных приветствий в адрес XII Волошинских чтений прозвучали глубоко прочувствованные слова приветствия от имени «Антропософского общества в России», с которыми выступила Е.А.Шнапир (Москва). Они были очень тепло встречены многочисленной аудиторией, как и переданная в дар Дому Волошина книга «Архитектура и антропософия».
Отрадно видеть, что в самом Доме появились люди, которые преодолели существовавшие там предубеждения и серьезно занимаются исследованиями, освещающими антропософскую сторону жизни М.Волошина и его окружения. Так научный сотрудник И.Левичев сделал два доклада о своих находках в фондах музея. Его доклад «Новые материалы о Черубине де Габриак» прозвучал на пленарном заседании и касался ранее неизвестных автографов писем Е.Дмитриевой (Васильевой) 1925-1928 гг., включая период ее ссылки в Ташкент после ареста в 1927 г. за антропософскую деятельность. Второй доклад состоялся в рамках работы секции. Кроме того, к началу Чтений была подготовлена и оформлена новая экспозиция в Доме-музее, в которой были представлены документы, фотографии, акварели, книги, связанные с антропософией, со знакомством М.Волошина и М.Сабашниковой с Рудольфом Штайнером, с их пребыванием в Дорнахе и работой на строительстве Первого Гетеанума. Здесь были фотографии А.Р.Минцловой и ее портрет (предположительно работы М.Сабашниковой), фотографии Доктора, подаренные им М.Волошину, эскизы занавеса к мистериям-драмам, над которым работал Волошин, его акварели, написанные в Дорнахе. В этой же комнате собрано все, что относится к недолгому пребыванию в Коктебеле Маргариты Сабашниковой.
Знаменательно также, что заседание антропософской секции и мастер-класс по эвритмии, проведенные О.Кулагиной, состоялись в Духов день. Ибо в Духов день 1877 года, «когда Земля — именинница», родился Максимилиан Волошин. На секции был заслушан доклад И.Левичева «1905 год в творческой судьбе М.Волошина», в котором были приведены новые интересные факты о первом знакомстве М.Волошина с антропософией. Кроме того, прозвучал доклад Т.В.Фадеевой (Москва), автора книг о тайнах горного Крыма, «Черноморское пространство в интерпретации Р.Штайнера» и два доклада членов «Антропософского общества в России»: А.Л.Топтыгина (Харьков) «Твое молчанье говорит во мне...» и «Антропософия Максимилиана Волошина» и Е.А.Шнапир (Москва) «Аполлон и мышь» М.Волошина и теория познания Р.Штайнера». Г.А.Шнапир (Москва) музыкально проиллюстрировал основные положения последнего доклада. В этих двух докладах были сделаны попытки дать новое видение, новый ракурс для рассмотрения и понимания жизни и творчества М.Волошина, проследив их глубинную связь с существом антропософии и инспирированность судьбоносными встречами с Р.Штайнером («...иногда мне кажется, что ты — я сам...»), которые происходили в ключевые моменты биофафии поэта и определили весь ход его дальнейшей судьбы и творчества, образ мыслей и деятельности. Отсюда глубокая ан-тропософичность его искусства как духовной науки, выраженной в поэзии, в прозе, в живописи и в жизни. Отсюда глубокое осознание им своей человечности: «...в дни революций быть Человеком, а не Гражданином». Необходимо отметить большой интерес участников и гостей Чтений, среди которых были антропософы из разных городов и стран, к заседанию нашей секции.
Одним из важных результатов работы антропософской секции было внимание к личности М.Волошина и судьбе его Дома со стороны друзей из Германии и Голландии, принимавших участие в собрании Христианской общины во время праздника Троицы. Специально для Общины были проведены «выездное» заседание антропософской секции и экскурсия по Дому-музею с посещением «святая святых» — летнего и зимнего кабинетов М.Волошина и «вышки» (несмотря на аварийное состояние последней). На наших гостей произвели большое впечатление и масштаб личности поэта, и его трагическая судьба, и трагическое состояние, в котором находится Дом сейчас. Они высказали желание помочь ему. Дай-то Бог!
Думается, что для нашего Общества активное участие в судьбе Дома-музея М.Волошина, в его работе, в его борьбе за сохранение наследия М.Волошина и того края, который связан с его именем — Киммерии — является делом чести. В следующем году планируется празднование 100-летия со дня основания Дома, и мы должны принять активное участие во всех аспектах подготовки проведения этого юбилея.
Если не мы, то кто?
Александр Топтыгин 10-12 июня 2002 года, Харьков |