Вещество видит перед собой каждый, Содержание находит лишь тот, Кто для этого что-то сделал, И образ - это тайна Мастера. Гёте
Изречение Гёте в сжатой форме содержит существенные элементы художественного рассмотрения. Уже в «веществе», то есть мотиве, названной теме, внеобразно смешиваются друг с другом познание и наблюдение. То, что «для этого делается», чтобы проникнуть к содержанию, скрывает в себе опасность чрезмерно субъективного и интерпретации смысла по ранее известному. «Тайна» формы открывается лишь после продолжительных усилий в разделении одновременно действующих элементов, из открытия незамеченных связей и, наконец, благодаря проникновению в сплетения единого целого, но теперь обогащенного прохождением различных ступеней осознания и открытия. Так выглядит путь рассмотрения, который поочередно приносит в сознание эти частности с тем, чтобы привести их в конце концов к единообразному переживанию.
Из членской карты Всеобщего Антропософского общества известен графический знак, изящные пропорции которого были использованы Рудольфом Штайнером в 1924 году для титульной страницы устава.
Литература об этом ограничивается лишь редкими замечаниями. Эмиль Швайглер в своей книге «Rudolf Steiner als illustrierender Kunstler» («Рудольф Штайнер как иллюстрирующий художник») (Дорнах, 1941) воспроизводит титульную страницу (илл. 17) в качестве примера и замечает следующее: «знак, который первоначально употреблялся для членской карты Антропософского общества в поперечном формате, преобразуется для использования в вертикальном формате. Оригинальная величина 1924 года».
Вальтер Роггенкамп (в книге «Движение и форма в графике Рудольфа Штайнера», 1979) приводит «исправленную» форму титульного листа «Устава» и воспроизводит в цвете членскую карту без её текста. Описание гласит: «Благодаря использованию плоскостей даётся возможность пережить воздействие цвета. Мотив возникает из вихря, делающего наглядными начало и конец. Возникающее снизу движение усиливается, возвращается обратно и заканчивается воспринимающим жестом. Второе движение начинается поворотом с более сильным изгибом. Снизу все это поддерживается вытянутой фигурой с тремя остриями. Такая же форма наверху более дифференцировано удерживает изгибы основной формы, устремляясь в движении вправо».
Первое впечатление от знака
Характерный для рисунков Рудольфа Штайнера угловой мотив, расположенный в качестве введения и дальнейшего движения вверху слева, ставит сильный акцент. Мотив четырех плоскостей так подогнан к целому, что чёрные плоскости преобладают, и между ними, как пятый элемент, рождается текучий белый. В средней части знака бросается в глаза вихреобразное образование. Здесь переживается более интенсивное движение, «сильное, активное» внутреннее начало.
Целое и части
Общий образ вырастает, поднимаясь, из узкого снизу вверх и расширяется в мягких изгибах вправо. Обращённая к тексту внутренняя сторона следует приблизительно под углом 45°. Таким образом происходит охват снаружи и открытие вовнутрь. Каждая из четырёх плоских форм имеет различную степень упорядочивания. Самый большой и наиболее распростирающийся мотив поднимается снизу. Во внутреннем завершении он спирально изгибается. Второй мотив образует противоположно направленную, вытянутую форму. Она простирается справа сверху до середины области завихрения. В направлении к этому же центру ориентируются две малые сопутствующие формы. Нижняя с тремя острыми кончиками прилегает контурами к обеим основным формам. Верхняя, наименьшая форма, имеет более самостоятельный характер.
Движение и направление взгляда
Если обратить внимание на движения собственных глаз при рассматривании рисунка, то можно заметить два элемента: активности и относительного спокойствия. Преобладает исполненное сил стремление вверх большой формы и её заворачивание внутрь. На это откликается форма, втекающая сверху справа, которая также обращена к центру завихрения. Малые сопровождающие формы выглядят спокойнее. Нижняя - своим расширением вверх с двумя остриями по сторонам производит впечатление опоры, верхняя - с извилистой левой, «передней» стороной и менее изогнутой «задней», - как бы «свыше» - сопровождает, «наблюдает», исполненная участия.
Контуры
Там, где формы расширяются, они имеют извилистые края, изгибаются в обе стороны, полные живой внутренней силы. Когда - как бы от нажатия -очертания приобретают небольшой изгиб, возникает извилистость на противоположно лежащем контуре; волнистые края так же волнообразно распространяются дальше. Соседствующие формы резонируют, взаимно согласуясь друг с другом.
Благодаря такому детальному рассмотрению становится понятно, что в общей композиции нет прямых и «кристаллических» угловатых сломов, есть только плавные, закругленные переходы от одного направления утолщения к последующему. Максимум этой внутренней подвижности лежит в центре завихрения.
Воздействия
Благодаря своему единому почерку все четыре формы, весьма отличаясь друг от друга по величине, направленности, динамике и месту, сильно связаны друг с другом и образуют единство. Стремление ввысь и путь навстречу, исполненная силы в своей продолжительной активности подвижная середина, спокойная опора снизу и внимательное спокойствие наверху — объединены в общее целое.
Форму невозможно подчинить чему-либо изобразительному, предметному или чувственному. Знак и после продолжительного рассмотрения остаётся «изначально двумерным» (как заметил Уве Янке).
Активность, тепло, подвижность, совместная принадлежность верхнего и нижнего - вот вкратце важнейшие отличительные признаки этого знака. Целиком отдаваясь его рассмотрению, погружаясь в растяжение и совместное течение форм, человек сам внутренне приходит в движение. Он чувствует исполненные мощи силовые поля, постоянное сдерживание текучести.
Подход к пониманию
Если говорить об ассоциациях, то кажутся уместными лишь то поведение людей или требования к нему, которые позволяют достичь такого же гармоничного созвучия в социальной жизни, как у различных элементов в этом знаке.
Рисунок действительно «говорит» сам за себя... Но он остаётся многозначным и открытым для индивидуального толкования. Нужно учесть, что рисунок был необходим для заголовка к уставу, выработанному в ходе Рождественского собрания 1923 года.
Прочитав первый абзац, мы найдем внутреннее совпадение, созвучие его с содержанием:
«1. Антропософское Общество должно быть объединением людей, которые хотят заботиться о душевной жизни отдельного человека и человеческого общества на основе действительного познания духовного мира».
В специальных дебатах по отдельным пунктам «Устава» во время Рождественского собрания Рудольф Штайнер обратил внимание на то, что этот первый параграф в своей формулировке выразил нечто конкретное: особую заботу о душевном в отдельном человеке и человеческом сообществе на основе действительного познания духовного мира. Он подчеркивал: «Трудно найти другой способ выражения для того, что лучше указывает на универсальную деятельность Антропософского общества, ибо душевная жизнь фактически проникает во всё».
Из этих слов можно ещё раз понять, что невозможно нарисовать или изобразить знак как предметный, принадлежащий чувственному миру. Благодаря его универсальной задаче он может быть лишь формой «говорящего» жеста, которая познается собственной душевной активностью. И эта активность может быть развита вызванными формой движениями глаз.
Тем самым знак соответствует данным самим Рудольфом Штайнером указаниям на некую не иллюстративную, но самостоятельную графику «квазимузыкального» характера. В лекции об «Иллюстративном искусстве» (3 декабря 1917 года, Дорнах) он говорит: «В будущем можно будет, как я надеюсь, овладеть тонким чувством по отношению к обывательскому. Тогда большая часть того, что ценится сейчас, будет расцениваться, как ограниченное. Обывательское - это нечто такое, что можно обозреть малым числом движений глаз. Но обывательское никогда не является художественным. Художественное - это то, что нельзя обозреть немногими движениями глаз, но где немногие движения глаз (само собой разумеется могут быть также и другие движения и деятельность души) служат тому, чтобы погрузиться в бесконечное, в кусочек бесконечности. В связи с этим в человечестве должно подняться нечто такое, что совершенно утеряно. Эта активность, эта деятельность души должна быть сначала воспитана, если будет правильно понята духовная наука. И всё, что воспитывает активность души, также служит духовнонаучному устремлению. Это подобно медитации: погружаться в такие образы наряду со стихотворением (или текстом)».
Петер А. Вольф «STIL» XXI, тетрадь 4 - 2000 Перевод с нем. А.К. |