2. Микрокосмос и макроантропос - второе приближение
Об основном ритме души
Рассмотрим еще раз явления ритмического, на этот раз с точки зрения его места в искусстве (см. Часть 1 в журнале «Антропософия в современном мире» №2, 2002). В этой связи отсутствует одно высказывание, дающее повод к размышлению: «В великом преобладает гекзаметр. Великий ритм. Тот, в чьей голове укрепился этот великий ритм, этот внутренний поэтический механизм, пишет без своего личного умысла, чарующе прекрасно, и происходит так, что высокие мысли, сами собой соединяясь с этими особыми колебаниями, в своем богатстве и многообразии построений становятся древним орфическим преданием о чудесах тонического искусства или исполненным тайн учением о Музыке - создательнице и утешительнице Вселенной. Глубоким изучающим взглядом мы проникаем здесь в акустическую природу души». (17)
Какое загадочное замечание! Можно ощутить, как непосредственно резонирует собственный опыт поэта. Появляется редкая возможность заглянуть за его плечо, проникнуть в его душевно-духовную творческую мастерскую.
Однако что выражено в величии самого гекзаметра? Поэт имеет в виду, естественно, не только обычный поэтический размер. Гекзаметр является ему как поэтический прафеномен, основной ритм души, становящийся органом, благодаря которому такой высочайший поэт, как Орфей в древности, способен прорваться к широчайшему слою бытия. Новалис точно ощущает здесь тот оккультный факт, объяснение которого современное сознание получает благодаря духовной науке.
Гекзаметрический ритм состоит из шести подъемов, причем после третьего из них следует характерная цезура (пауза):
Hoch zu Flammen enbrannte // die machtige Lohe noch einmal // - v - v v - v // v - v v - v v - v //
Обе паузы, служащие при декламировании греческой поэзии в замедленном речевом пении для вдоха, оцениваются как (немые) подъемы. Отношение к ним основной части составляет тем самым 1:4. Это точно соответствует праобразному ритму человека между дыханием и биением сердца! (18) Рудольф Штайнер указывал на то, что соотношение гомеровского стиха происходило из прадревних основ мистерий. Оно должно было стать ритмическим воспитателем греческой души и культуры. Тогда знали, что человек при своем нисхождении в физическое земное сознание должен был сохранить связь с Космосом через художественное чувство, с тем, чтобы полностью не обрывалась связь с Духовными Властями. Эта связь была укоренена в нем изначально через его ритмическую систему. Если брать за основу 18 вдохов в минуту, мы получаем идеальное соотношение 25 920 вдохов за день. То же самое число, если его исчислять в годах, для ожидаемого ритма развития человеческого сознания составляет так называемый платоновский мировой год. Его исполинская кривая в жизни Мировой Души и Мирового Духа означает один год, состоящий из 12 культурных эпох человечества (таких, как современная пятая послеатлантическая эпоха), как отдельных месяцев:
«В ритмическом элементе вы видите то, что является воздушным элементом, что воспринимал еще древний грек: человеческая душа коренится в Мировой Душе, а Мировая Душа сама живет в своем ритме, посылая в человеческую жизнь миниатюрное отображение своего ритма. Снаружи Мировая Душа действует так, что каждый год весенняя точка восхождения несколько сдвигается; за 25 920 лет эта точка сдвинется по кругу, следуя всему пути Солнца, и человек в его ритме 25 920 вдохов в день обладает миниатюрным отображением огромного мирового ритма». (19)
Сейчас мы можем еще отчетливее, чем при первом приближении, создать представление о возможном подходе к звучащему духовному миру: активное погружение в процесс дыхания, а не только неосознанная самооотдача ему, постепенно образуют новый орган познания. Мы пробуждаемся в царстве гармонии сфер или великого ритма, пронизывающего «воздушного» человека изнутри. Другими словами: в нас восходит способность инспиративнозо слушания. Древнее слово, интересным образом восходящее к Парацельсу, как тихий намек сберегает нечто от той взаимосвязи. «Инспирацией называется не что иное, как «вдох-новение». В медицинской области до сих пор это понятие используется как «вдох». (20)
Духовный исследователь из своего созерцания утверждает внутреннюю принадлежность ритмической жизни душевному миру чувств и инспиративному сознанию:
«Мы должны сказать, что образованная в нас ритмическая система [...] возникла благодаря мировой инспирации. Она инспирирует в нас. Деятельность, осуществляемая в дыхании, в циркуляции крови - то, что живет внутри нашей кожи - есть не что иное, как мировое явление, как молния или гроза».
Для того, чтобы сознательно проникнуть в эту сферу, «необходимо то, что я в моих сочинениях охарактеризовал как познание инспирации». (21)
Понятийное различие между имагинацией и инспирацией
Современному сознанию присуще четко обрисовывать ясные понятия для духовного содержания. Обладал ли таким понятием об имагинации и инспирации ранний романтик Новалис? Безусловно нельзя ожидать у него таких обозначений. Понятия и понятийные слова, как известно, двойственны. И Новалис, с его постоянно меняющимся использованием слов, является мастером в воспитании прорыва от слова к подразумеваемым предметам.
В моих многолетних усилиях уловить общую связь мыслительного подхода Новалиса я обнаружил в написанных им в 1798 году «Фрагментах» запись, из которой можно кое-что почерпнуть.
«Чистая система a priori - возникла без внешнего возбуждения - Интеллигенция должна вопреки и по сравнению с органической силой - производить все. - Подлинный мир мыслей - непосредственное сознание мира. Так, однако, и с чувствами - независимый мир образов - [...] - возникает и существует без влияния мыслей». (22)
Сухим философским языком указано на два направления «априорного», то есть духовного мира, независимого от чувственного возбуждения: как внутренней стороны мышления, где выступает мир восприятий духовных отношений интеллигенции, и как внешней стороны чувственного восприятия, где должен, соответственно, возникать подвижный, живой мир образов. На двух границах должно очевидным образом действовать «Я» для того, чтобы продвинуться в этот априорный мир.
Рисунок мысли, который Новалис набросал словно мимоходом, становится во всем его объеме скульптурным, если обратиться к известному циклу лекций Рудольфа Штайнера. Этот цикл имеет особое значение, так как был прочитан к открытию Первого Гетеанума, как антропософской Высшей школы. Он в праобразном виде дает методическую разработку для научно устремленных антропософов. Замечание Новалиса можно рассматривать как «зародыш» того, что разворачивается здесь в богатой вариации из исследования обеих «границ познания природы» (таково название этого цикла).
На границе чувств, которая изрядно потрепана теоретическими концепциями, ученый должен остановиться, усиливая свое восприятие и очищая его от всех привнесенных представлений. Главным исследователем этого метода является Гете, давший первый образец своими естественнонаучными трудами. Для того, чтобы еще сильнее удалить чувственное впечатление, необходимо достичь душевного углубления благодаря медитативному сосредоточению на символических представлениях (жезла Меркурия, креста с розами и т.д.). Когда душевная жизнь преобразуется в новый орган, возникнет подлинная имагинация, порождающая «независимый образный мир». Благодаря ей можно достичь, к примеру, глубочайшего познания телесных органов. (23)
На границе мира мыслей должно происходить нечто подобное. Духовный исследователь учится концентрации в мыслительной деятельности. Чистые понятия разворачиваются повторяющимся образом, например, во внутреннем следовании тому пути идей, которые были раскрыты в «Философии свободы» Рудольфом Штайнером. Юный Гарденберг (Новалис) осуществлял свои упражнения в мышлении в смысле философии Фихте, о них он высказывался много позднее. Это нашло свое выражение в обширной работе «Изучение Фихте». (24)
Можно принять во внимание также и погружение в математическое образование понятий. И вновь призывается Рудольфом Штайнером свидетель. Это не кто иной, как сам Новалис: «Но в одном значительном месте нашей западной цивилизации прослеживается нечто от этого особого духа в математике. Это там, где Новалис, [...]получивший хорошее академическое образование, говорит о математике (вы можете перечитать его «Фрагменты»). Он называет математику чудесным, великим стихотворением. Нужно сопережить однажды, как от абстрактного постижения геометрических форм можно прийти к восхитительному ощущению внутренней гармонии, которая заложена в этом математизировании. От той холодной, сухой деятельности, за которую многие даже ненавидят математику, нужно суметь прорваться, я бы сказал в духе Новалиса, к восхищению внутренней гармонией и [...] мелосом математики». (25)
Преобразование мышления ведет к инспиративному сознанию - к пробуждению в «подлинном мире мыслей» Оно несет в себе новую космологию, когда мир гармонии сфер становится внутренним опытом.
Поэтические свидетельства
То, что высказывание об обеих границах не является лишь гениальным мимолетным полетом фантазии романтика Новалиса, то, что оно связано с его пониманием мира, может научить новому взгляду на его поэзию. Если углубиться в ту чудесную начальную сцену «Генриха фон Офтердингена», сцену духовного купания в воде жизни (она в своем изложении уже свидетельствует об имагинации), то открывается следующая картина: (26) Человек погружается в богатые движения души, в краски, в образы. Однако нечто там отсутствует, а именно: звучащий элемент. Происходящему присуще имагинативное безмолвие:
«Приблизившись, он (Генрих) увидел мощный луч, поднимавшийся, как струя фонтана, до самого потолка: там он рассыпался на бесчисленные искры, которые собирались внизу в большом бассейне; луч сверкал, как зардевшееся золото. Не слышно было ни малейшего звука; священная тишина окружала дивное зрелище». (Перевод 3. Венгеровой, см. 3)
Это написано из внутреннего наблюдения, так как речь идет о расположенной непосредственно за физическим миром сверхчувственной области. Если человек находится «в астральном мире, то он не слышит шумов этого мира. Здесь царит великая тишина, все высказывается здесь через краску и свет». (27)
И совсем иное происходит, когда мы подходим к началу 2-й части романа. Генрих в его духовном развитии так глубоко созрел, что он может возвыситься к осознанному опыту своего высшего Я. Для этого был необходим кризис рождения, освобождение из которого произошло через смерть Матильды, его женской половины. Умершая возлюбленная явилась ему, проходя через душевное событие смерти, внезапно, как бы с другой стороны. Показательно, что художник формирует данное духовное событие из двух частей. Сначала Генрих слышит, находясь под деревом, слова Матильды. Он переживает благодаря ей свое будущее призвание в мире. Затем у него возникает визионерское явление, при котором он видит ее и ее окружение, но не может ее понять. Иначе говоря: За инспиративной вестью без образа следует имагинативный образ без чувственно воспринимаемой вести. (28)
Здесь впервые начинается творческая деятельность поэта-певца. Все, случившее ранее, было подготовкой. Это изящно претворено в композиции, когда Генрих постигает звук и слагает свою первую, собственную, изначальную песнь. До сего времени он лишь слушал творения других поэтов. Это касается и большой «Сказки об Эросе и Басне», принадлежащей его учителю Клингзору. Песнь, спетая им сейчас, должна ощущаться как исходящая из области, к которой он приобрел сознательный доступ благодаря своему посвящению. Отсюда он будет черпать творческую инспиративную силу и направление своей будущей земной деятельности: Генрих фон Офтердинген вступил в сферу великого ритма.
Флориан Родер Das Goetheanum №10 2002 Перевод с нем. О.П.
Библиография
17. т.3 стр. 308
18. Ср.Ханс Эрхард Пауэр «Мировое Слово и язык человека», Дорнах, 1972. О значении гекзаметра для греческого языка и иначе понимаемом отношении к немецкому языку см. Ханс Пауль Фихтер «Лирика. Основы практической поэтики», Штутгарт, 1995
Поэтический пример взят из «Ахиллеса» И.В.Гете. Это произведение появилось вскоре после смерти Новалиса. Свое утверждение Новалис основывал на эпосе Гете «Герман и Доротея», написанном в гекзаметре (см. т.4, стр. 243; т. 2, стр. 466). Нельзя исключить того, что его высказывание о гекзаметре не возникло под влиянием того, что находилось перед его внутренним слухом от впечатления, произведенного поэзией Гете.
У Гарденберга (Новалиса) был собственный опыт общения с этим поэтическим размером в его многочисленных лирических произведениях юности, например, благодаря попыткам переводов из «Одиссеи» Гомера (см. т.4, стр. 509)
19. Рудольф Штайнер «Становление человека, Мировая Душа и Мировой Дух», 28 июня 1921 (GA 205). О дальнейших математических деталях этой аналогии между жизнью человека и жизнью мира см. Хёрнер «Время и ритм» (ср. также 5) стр. 284
20. Герман Пауль «Немецкий словарь», Тюбинген, 1992
21. Рудольф Штайнер «Перспективы развития человечества», лекция 3 апреля 1921 (GA 204)
22. т. 2, стр. 562
23. Рудольф Штайнер «Границы познания природы», лекции 2 и 3 октября 1920 (GA 322)
Как это свойственно Новалису, он дал определение понятия символа, который характеризует его художественный метод. Символический предмет не указан через абстрактное значение, но «символ самого себя» есть непосредственное выражение духовной действительности (т.2, стр. 562)
24. См. т.2, стр.104-296. Гарденберг сравнивает себя со своим братом в «Упражнениях моих сил мышления» (т. 4 стр.159)
25. GA 322 (см. 23) 29 сентября 1920. Ср. также с лекцией 3 октября 1920. Фрагмент гимна о сущности математического находится в т.З, стр.593 Очевидно, что отношение Новалиса к математике непосредственно относится к исследуемой здесь теме. Это требует отдельного рассмотрения
26. См. журнал Das Goetheanum №14/2001
27. т.1, стр. 196 Рудольф Штайнер «О сущности музыкального», лекция 10 ноября 1906 (GA 283)
28. См. т.1 стр.321
3-я (заключительная) часть «Духовный разговор, духовное ученичество и Мировое Слово» появится в следующем номере. |