«Мы изучаем окружающий нас мир. Мы задаемся вопросом о реальности мира, но принимаем во внимание, однако, лишь освещенную поверхность. Даже если бы в этом помещении были стеклянные окна, и мы могли бы через эти окна выглянуть наружу, как мы говорим, - во внешний мир, то мы опять увидели бы лишь освещенную поверхность. Человек нашего времени поднялся до степени своего сегодняшнего бодрствующего сознания именно в процессе внимательного наблюдения освещенной поверхности, в наблюдении того, что является ему на этой освещенной поверхности. Но освещенная поверхность, которая повсюду его окружает, начинает ему представляться границей, стеноп, которая отделяет его от истинной реальности мира. Для развития человеческого сознания было необходимо научиться все более точно исследовать эту освещенную поверхность. Но сегодня человек, замечая со всех сторон границы, чувствует себя предоставленным самому себе. Он начинает ощущать себя в тюрьме именно потому, что ощущает стремление к поиску истинной действительности. И это ощущение себя узником, замкнутым в своем пространстве, вызывает в нем внутренний протест. Он хотел бы проломить эти стены. Но он обращается к чему угодно, только не к мышлению, которое говорит ему, что эти стены ему не пробить. И в своем мятеже он отказывается от дальнейших поисков действительности мира с помощью мышления. [...]
Наши представления, которыми мы пытаемся объяснить все образно, так же замыкают нас во внутренней жизни души, как стены, которые мы внешне наблюдаем в виде освещенной поверхности. О том, что мы делаем, рассматривая эти освещенные стены наших представлений, о том, что мы делаем, когда исследуем формы представлений, размышляя об этих образах, в нормальном бодрствующем сознании мы узнаем столь же мало, сколь мало мы узнаем о свете, который пронизывает пространство, если он не встречает препятствия. Так же как пучок света, который освещает стену, не светел, но темен, невидим, загадочно неуловим, так же загадочна для нас самих деятельность нашего мышления и представлений, она лежит в темном, в бессознательном; то, что мы делаем, когда мыслим и представляем, мы просыпаем и остаемся к этому непричастными.
Это и есть то основополагающее, на что обращает наше внимание духовная наука Рудольфа Штайнера: очень важно развивать в душе силы, которые в нормальном бодрствующем сознании еще слабы, но которые позволяют ощущать, переживать саму деятельность мышления и представлений, развивать знающее переживание деятельности мышления. Положения духовной науки снова и снова понимают неправильно, и прежде всего потому, что предполагают их результатом того же мышления, которое, лишь комбинируя, скользит по поверхности предмета. Однако чтобы понимать, о чем, собственно, говорит духовная наука, важно сконцентрировать внимание на ощущении самого мышления как деятельности. [...]
Душа должна формировать образы, если она хочет познавать. Но если душа те образы, которые формирует, чтобы иметь возможность знания, считает реальностями, то она строит вокруг себя тюрьму, стены которой становятся все плотнее. Но желание обходиться без образов означало бы желание обходиться без бодрствующего сознания, без знания. Тогда можно было бы пребывать лишь в приглушенном, сонном переживании действительности. [...]
Мы начали описание с того, что, втиснутые в пространство, окруженное непроницаемыми стенами, мы хотим достигнуть сознания нашей свободы. Этой стесненностью мы предоставлены самим себе. И только достигнув свободы в сознании, мы можем обрести способность ощущать, отслеживать то, что мы делаем в мышлении. Но тогда становится возможным создавать не только стены, но создавать в жизни представлений духовно-душевно прозрачные образы, которые являются истинным выражением образующей, формирующей, говорящей, звучащей действительности мира. [...]»
Ханс Бёрнсен Из доклада «Антропософия», прочитанного 27 мая 1961 года |