Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=85
Распечатать

Уте Крамер. Должен ли я отказаться от себя, чтобы помогать другим?



Этический индивидуализм и индивидуальный альтруизм

Вопрос о том, связана ли самореализация с добровольной помощью другим, задают себе многие люди, особенно в возрасте между 18 и 28 годами. Могу ли я свои индивидуальные потреб­ности, такие, как создание семьи, получение под­ходящей мне профессии, зарабатывание денег, поиск самого себя - согласовать с подобными же стремлениями, возникающими в других людях; должен ли я следовать таким идеалам, как охра­на окружающей среды, экономическая помощь развивающимся странам, добрососедская по­мощь и так далее. То и другое кажутся несовместимыми: или я реализуюсь сам - или я помогаю другим.

Многие добровольные помощники, которые работают в «Favela Monte Azul» и других нищен­ских кварталах, задаются подобными вопросами. Нужно ли отказываться от самого себя, чтобы по­могать другим? Могу ли я быть действительно счастлив в жизни, если каждый день слышу в но­востях, как другие люди в бедных кварталах Калькутты, в пострадавших от наводнения рай­онах Мозамбика, в заминированной Анголе выну­ждены бороться за выживание? Не является ли мой поиск смысла жизни роскошью, когда тысячи молодых людей не могут даже помыслить об ин­дивидуальной жизни, так как влачат жалкое суще­ствование на свалках или в бродяжничестве?

Как ножницы ...

Такие вопросы постоянно возникают в бесе­дах с молодыми людьми, проработавшими свыше года в «Favela Monte Azul». Так как я сама, будучи студенткой, имела похожие сомнения, то, опира­ясь на опыт своей жизни, я часто рассказываю, как эти ножницы «я или другие» по мере взросле­ния все больше и больше смыкаются, и в конце концов самоосуществление и помощь другим на­чинают сопутствовать друг другу.

Так, недавно мне попала в руки книга «Дети свободы» (изданная Ульрихом Беком) с результа­тами исследований, проводившихся среди амери­канцев, которые, как известно, являются индиви­дуалистами, ориентированными на успех и сво­боду. Но более половины из них оказывают доб­ровольную помощь другим!

Я не могу здесь привести все жизнеописания и статистические данные, на которые ссылается Бек, чтобы доказать его утверждение: «Вопреки суждению о Я - поколении и загребании денег, большинство американцев действительно ценит заботу друг о друге и поступает согласно этому. Американец Джек Кейси, добровольный помощ­ник при пожарной команде, старается возможность заботиться о других совместить с сохране­нием индивидуальных качеств».

Синтезируя подобные утверждения, можно вывести следующее правило: «Люди, обладаю­щие сильной индивидуалистической позицией, придают огромное значение оказанию помощи другим».

Так Бек создает понятие альтруистского индивидуализма, из которого ведутся поиски равновесия между собственными требованиями и требованиями других. Более того, с этой точки зрения ценность и смысл жизни заключаются именно в помощи и сочувствии другим. «В то время, как в прежних системах ценностей Я должно было подчиняться шаблону «Мы», в соот­ветствии с новыми ориентирами наряду с прочим возникает нечто, подобное апьтруистскому инди­видуализму. То, что раньше казалось взаимоис­ключающим: думать о самом себе и одновремен­но быть готовым жить для других - проявляется сегодня как глубокая внутренняя связь. Кто живет для себя, должен жить социально».

Возрастающая индивидуализация не снижает в целом возможности солидарных отношений, она скорее создает новый тип солидарности, возникающей добровольно, и в меньшей степени из чувства долга.

... я или другие ...

Не похоже ли это на «основную максиму сво­бодных людей», изложенную в книге Рудольфа Штайнера «Философия свободы»? «Жить в люб­ви к деятельности и давать жить другим в пони­мании чужого волеизъявления».

Деятельность из любви, не из долга! «Пони­мание чужого волеизъявления» - не осуждение, а понимание! У молодого поколения несомненность этой позиции проявляется во все возрастающей степени. С какой непредубежденностью преодо­левают они препятствия, с какой честностью при­знают они предрассудки и готовы от них отказать­ся! Одна женщина, добровольно работавшая с детьми в «Favela», рассказывала: «Каждый день приносит мне неожиданности. От некоторых убе­ждений, воспитанных во мне с детства, я должна была отказаться. Для меня, например, было есте­ственным, что за ужином все сидят за столом. Но недавно я была приглашена в одну хижину, где стульев хватало только для трети семьи. Дети сидели на полу и держали свои тарелки с рисом и бобами зажатыми между ног. Хуже ли они меня? Нет!»

Принимать и понимать другого, не похожего на меня, - основа для развития, способствующая тому, чтобы оказывать помощь без высокомерия и зазнайства. Когда я помогаю другим, у меня возникает чувство, что мне самому оказывают помощь. Ножницы «Я и другие» смыкаются.

Молодые люди пытаются воплотить в жизнь бессознательно дремлющие в них идеалы, кото­рые описал Рудольф Штайнер в лекции «Что де­лает ангел в нашем астральном теле». «Основ­ной закон будущего состоит в том, что ни один человек не должен находить покоя в наслаждении счастьем, если другие рядом с ним несчастны». «В отношений душевной жизни людей, посредст­вом образов, запечатлеваемых в человеческом астральном теле, они (ангелы) преследуют сле­дующую цель: каждый человек должен видеть в другом сокровенное божественное».

С этим связаны усилия в постижении божест­венного, исходя из собственного мышления и ре­альных условий человечества. Это становится возможным только благодаря серьезному вос­приятию собственного индивидуального своеобразия.      

... постепенно сближаются

Сегодня можно наблюдать, как во множестве людей индивидуальное осмысление и стремле­ние к ответственным действиям по отношению к другим людям и окружающему миру себя взаимно дополняют. Этический индивидуализм и индиви­дуальный альтруизм.

Уте Крамер
Das Goetheanum №23/24 2001