Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=68
Распечатать

Кристиан Грауер. Убивать из предосторожности?



На войне гибнут люди. Солдаты - не убийцы, но они убивают людей, и не в целях вынужден­ной самообороны, как полицейские, а подчиняясь приказу власти, преследующей определенные политические цели. Война приводит к разруше­нию инфраструктуры, голоду и болезням, что влечет за собой гибель многих людей. Можно ли искренне скорбеть о 6000 безвинно погибших и одновременно желать смерти других? На каждо­го убитого бен Ладеном приходится семь новых жертв. Корнем зла является не сам бен Ладен и его сообщники, а их понимание существующей структуры власти, которое принуждает их к этой войне. Борьба должна начинаться с выбора средств ее ведения, не противоречащих тем нравственным принципам, за которые борются, и отличаться от средств, применяемых терро­ристами. Война - не террор, но эта форма «цивилизованного» преодоления конфликта очень близка к террору.

Существует ли реальное подтверждение эффективности военных операций на Ближнем Востоке? Где конкретные стратегические пла­ны, которые могли бы убедить меня в успешном окончании этой войны? Выступая против войны, я надеюсь на альтернативные решения преодо­ления конфликта. К чему сводятся предложения сторонников войны? Единственное существую­щее мнение: «при подобном терроризме ничто другое не поможет». Доверяем ли мы в таком случае нашу «демократическую совесть» цели­ком и полностью компетенции господина Буша?

Действительно ли отсутствие позитивных радикальных средств (что вызывает сомнение) гарантирует эффективность военных операций? Или призыв к применению власти - не что иное как симптом собственного бессилия и страха перед утраченной безопасностью? Пра­вомерны ли подобные вопросы, или человек дол­жен убивать во имя сохранения иллюзии полного контроля? Никто не может исключить новых террористических нападений. Но, даже исходя из этого, не может быть и речи о переходе ко всеобщей самообороне. Опасность существует до тех пор, пока существует жизнь. Каждый должен спросить себя, может ли он согласиться с тем, что убивают другого и с тем, что он сам, действуя превентивно, начнет убивать?

Простые, запатентованные решения, когда «зло» так же радикально уничтожается, как и программируется, существуют лишь в голли­вудских фильмах. Опасность этой войны состо­ит в том, что, убивая невиновных, она не пре­пятствует террористам в их дальнейших пося­гательствах. Кроме того, она подготавливает благоприятную почву «злу», которое стремит­ся победить.

Мы не должны участвовать в этом сцена­рии, оправдывающем терроризм. Но если уж мы на него соглашаемся, то должны по крайней ме­ре ясно осознавать, что происходит, созна­тельно относиться к тому, что видим, когда наш политический деятель, принадлежащий к так называемому движению за мир, пафосно и, подобострастно спешит принять в нем уча­стие. Или здесь мы тоже уже бессильны?

Кристиан Грауер
lnfo-3 11/2001