Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=623
Распечатать

Введение



Последующие рассуждения имеют задачей посредством анализа, восходящего до последних элементов акта познания, правильно сформулировать проблему познания и наметить путь к её решению. Путём критики теорий познания, основанных на кантовском ходе мысли, они показывают, что с этой точки зрения никогда нельзя будет решить данных вопросов. При этом надо, конечно, признать, что без основополагающих подготовительных работ Фолькельта1 с их основательными исследованиями понятия опыта точное определение понятия «данного», как мы это пытаемся здесь сделать, было бы чрезвычайно затруднено. Но мы надеемся, что нам удалось положить основание преодолению субъективизма, присущего теориям познания, исходящим из Канта. А именно, мы думаем, что сделали это, показав, что субъективная форма, в которой образ мира является акту познания до обработки этого образа посредством науки, есть только необходимая промежуточная ступень, преодолеваемая в самóм процессе познания. Для нас так называемый опыт, который позитивизм и неокантианство так охотно хотели бы выдать за единственно достоверное, является как раз самым субъективным. И, показывая это, мы обосновываем объективный идеализм как необходимое следствие понимающей себя самоё теории познания. Этот идеализм отличается от метафизического, абсолютного идеализма Гегеля тем, что он ищет основание для расщепления действительности на данное бытие и понятие в субъекте познания и видит соединение их не в объективной мировой диалектике, а в субъективном процессе познания. Однажды, в 1885 г., автор этих строк уже излагал эту точку зрения в своей книге «Основные черты теории познания мировоззрения Гёте», но, правда, на основании исследований, которые существенно отличаются от настоящих по методу и в которых также отсутствует восхождение к первоначальным элементам познания.

Мы даём список новейшей литературы, принятой во внимание в наших рассмотрениях. В нём приведено не только то, к чему наше изложение имеет непосредственное отношение, но и все те сочинения, в которых обсуждаются вопросы, близкие к изложенным нами. Приводить сочинения собственно философских классиков мы считаем излишним.

Для теории познания во внимание приняты:

R. Avenarius, Philosophie als Denken der Welt gemäß dem Prinzip des kleinsten Kraftmaßes usw.; Leipzig 1876. Kritik der reinen Erfahrung; I. Bd. Leipzig 1888

J. F. A. Bahnsen, Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt; I. Bd. Leipzig 1882

J. Baumann, Philosophie als Orientierung über die Welt; Leipzig 1872

J. S. Beck, Einzig möglicher Standpunkt, aus welchem die kritische Philosophie beurteilt werden muß; Riga 1796

F. E. Beneke, System der Metaphysik und Religionsphilosophie usw.; Berlin 1839 Julius Bergmann, Sein und Erkennen usw.; Berlin 1880 A.E.Biedermann, Christliche Dogmatik; 2. Aufl. Berlin 1884/85

H. Cohen, Kants Theorie der Erfahrung; Berlin.1871

P. Deussen, Die Elemente der Metaphysik; 2. Auflage, Leipzig 1890

W. Dilthey, Einleitung in die Geisteswissenschaften usw.; Leipzig 1883. — В особенности вводные главы, в которых речь идёт об отношении теории познания к остальным наукам. — Далее можно ещё принять во внимание его Beiträge zur Lösung der Frage vom Ursprung unseres Glaubens an die Realität der Außenwelt und seinem Recht; Sitzungsberichte der Kgl. Preuß. Akademie der Wissenschaften zu Berlin, Berlin 1890, S. 977

A. Dorner, Das menschliche Erkennen usw.; Berlin 1887

E. Dreher, Über Wahrnehmung und Denken; Berlin 1878

G. Engel, Sein und Denken; Berlin 1889

W. Enoch, Der Begriff der Wahrnehmung; Hamburg 1890

B. Erdmann, Kants Kriticismus in der ersten und zweiten Auflage seiner Kritik der reinen Vernunft; Leipzig 1878

F. v. Feldegg, Das Gefühl als Fundament der Weltordnung; Wien 1890

E. L. Fischer, Die Grundfragen der Erkenntnistheorie; Mainz 1887

K. Fischer, System der Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre; 2. Aufl age, Heidelberg 1865

Geschichte der neueren Philosophie; Mannheim 1860 (В особенности главы, относящиеся к Канту.)

A. Ganser, Die Wahrheit; Graz 1890

C. Göring, System der kritischen Philosophie; Leipzig 1874. Über den Begriff der Erfahrung; Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie; Leipzig 1. Jg. 1877, S. 384

E. Grimm, Zur Geschichte des Erkenntnisproblems usw.; Leipzig 1890

F. Grung, Das Problem der Gewißheit; Heidelberg 1886.

R. Hamerling, Die Atomistik des Willens; Hamburg 1891

F. Harms, Die Philosophie seit Kant; Berlin 1876

E. v. Hartmann, Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus; 2. Aufl . Berlin 1875

J. H. v. Kirchmanns erkenntnistheoretischer Realismus; Berlin 1875 Das Grundproblem der Erkenntnistheorie usw.; Leipzig 1889 Kritische Wanderungen durch die Philosophie der Gegenwart; Leipzig 1889

H. L. F. v. Helmholtz, Die Tatsachen in der Wahrnehmung; Berlin 1879

G. Heymans, Die Gesetze und Elemente des wissenschaftlichen Denkens; Leyden 1890

A. Holder, Darstellung der Kantischen Erkenntnistheorie; Tübingen 1874

A. Horwicz, Analyse des Denkens usw.; Halle 1875

F. H. Jacobi, David Hume über den Glauben oder Idealismus und Realismus; Breslau 1787

M. Kappes, Der «Common Sense» als Prinzip der Gewißheit in der Philosophie des Schotten Thomas Reid; München 1890

M. Kauffmann, Fundamente der Erkenntnistheorie und Wissenschaftslehre; Leipzig 1890 B.Kerry, System einer Theorie der Grenzgebiete; Wien 1890

J. H. v. Kirchmann, Die Lehre vom Wissen als Einleitung in das Studium philosophischer Werke; Berlin 1868

E. Laas, Die Kausalität des Ich; Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie; Leipzig, 4. Jahrgang (1880) S. 1 ff , 185 ff, 311 ff Idealismus und Positivismus; Berlin 1879

F. A. Lange, Geschichte des Materialismus; Iserlohn 1873/75

A. v. Leclair, Beiträge zu einer monistischen Erkenntnistheorie; Breslau 1882 Das kategorische Gepräge des Denkens; Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie, Leipzig, 7. Jahrgang (1883) S. 257 ff

O. Liebmann, Kant und die Epigonen; Stuttgart 1865. Zur Analysis der Wirklichkeit; Straßburg 1880. Gedanken und Tatsachen; Straßburg 1882. Die Klimax der Theorien; Straßburg 1884

Th. Lipps, Grundtatsachen des Seelenlebens; Bonn 1883

H. R. Lotze, System der Philosophie, I. Teil: Logik; Leipzig 1874

J. V. Mayer, Vom Erkennen; Freiburg i. Br. 1885

A. Meinong, Hume-Studien; Wien 1877

J. St. Mill, System der induktiven und deduktiven Logik; 1843; deutsch Braunschweig 1849

W. Münz, Die Grundlagen der Kantschen Erkenntnistheorie; 2. Aufl age, Breslau 1885

G. Neudecker, Das Grundproblem der Erkenntnistheorie; Nördlingen l881

F. Paulsen, Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantschen Erkenntnistheorie; Leipzig 1875

J. Rehmke, Die Welt als Wahrnehmung und Begriff usw.; Berlin 1880

Th. Reid, Untersuchungen über den menschlichen Geist nach Prinzipien des gesunden Menschenverstandes; 1764, deutsch Leipzig 1782

A. Riehl, Der philosophische Kritizismus und seine Bedeutung für die positive Wissenschaft; Leipzig 1887

J. Rülf, Wissenschaft des Weltgedankens und der Gedankenwelt, System einer neuen Metaphysik; Leipzig 1888

R. v. Schubert-Soldern, Grundlagen einer Erkenntnistheorie; Leipzig 1884

G. E. Schulze, Aenesidemus; Helmstädt 1792

W. Schuppe, Zur voraussetzungslosen Erkenntnistheorie; Philosophische Monatshefte, Berlin, Leipzig, Heidelberg 1882, Band XVIII, Heft 6 u. 7

R. Seydel, Logik oder Wissenschaft vom Wissen; Leipzig 1866 Christoph v. Sigwart, Logik; Freiburg i. Br. 1878

A. Stadler, Die Grundsätze der reinen Erkenntnistheorie in der Kantischen Philosophie; Leipzig 1876

H. Taine, De l’Intelligence; 5. Aufl age, Paris 1888

A. Trendelenburg, Logische Untersuchungen; Leipzig 1862

F. Ueberweg, System der Logik; 3. Auflage, Bonn 1882

H. Vaihinger, Hartmann, Dühring und Lange; Iserlohn 1876 Th. Varnbühler, Widerlegung der Kritik der reinen Vernunft; Leipzig 1890

J. Volkelt, Immanuel Kants Erkenntnistheorie usw.; Hamburg 1879 Erfahrung und Denken; Hamburg 1886

R. Wahle, Gehirn und Bewußtsein; Wien 1884

W. Windelband, Präludien; Freiburg i. Br. 1884

Die verschiedenen Phasen der Kantschen Lehre vom «Ding an sich»; Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie, Leipzig, 1. Jahrgang (1877), S. 224 ff

J. H. Witte, Beiträge zum Verständnis Kants; Berlin 1874

Vorstudien zur Erkenntnis des unerfahrbaren Seins; Bonn 1876

H. Wolff , Über den Zusammenhang unserer Vorstellungen mit den Dingen außer uns; Leipzig 1874

J. Wolff, Das Bewußtsein und sein Objekt; Berlin 1889

W. Wundt, Logik, I. Bd.: Erkenntnislehre; Stuttgart 1880

Для Фихте приняты во внимание:

F. C. Biedermann, De Genetica philosophandi ratione et methodo, praesertim Fichtii, Schellingii, Hegelii, Dissertationis particula prima, syntheticam Fichtii methodum exhibens usw.; Lipsiae 1835

F. Frederichs, Der Freiheitsbegriff Kants und Fichtes; Berlin 1886

O. Gühloff, Der transcendentale Idealismus; Halle 1888

P. Hensel, Über die Beziehung des reinen Ich bei Fichte zur Einheit der Apperception bei Kant; Freiburg i. Br. 1885

G. Schwabe, Fichtes und Schopenhauers Lehre vom Willen mit ihren Consequenzen für Weltbegreifung und Lebensführung; Jena 1887

Многочисленные сочинения, появившиеся к юбилею Фихте в 1862 г., естественно, во внимание здесь не приняты, за исключением, разве только речи Тренделенбурга, содержащей важные теоретические точки зрения.

(A. Trendelenburg, Zur Erinnerung an J.G. Fichte; Berlin 1862.)

__________

1 Johannes Volkelt, Erfahrung und Denken. Kritische Grundlegung der Erkenntnistheorie. Hamburg und Leipzig 1886.