Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=601
Распечатать

Томас Штёкли. Вдохновение как терапия против пессимизма.



Энтузиазм – потребность времени

Сегодня мы испытываем разочарования всякого рода: фирмы получают всё большую прибыль, но тысячи людей увольняют, средства для жизни предпринимателей и политиков постоянно растут, а народа – падают, Джордж Буш говорит о мире – и угрожает половине населения всего мира, генетические технологии большей частью людей отвергаются, но продолжают существовать. Постепенно пропадает уверенность, появляется ощущение безнадежности. Многие, и особенно молодые люди спрашивают себя, что же делать, чтобы не впасть в депрессию? Что живёт сегодня в молодежи, которая несёт в себе будущее?

Наверное, это вопрос собственной позиции, ибо существует внутренний огонь, вдохновение, которое возрастает вместе с ощущением кризиса. То, что Рудольф Штейнер вложил в сердца учителей на открытии первой вальдорфской школы, и сегодня может быть лейтмотивом для каждого воспитателя: «Через интерес ко всему миру мы должны проникнуться энтузиазмом, который мы используем для школы и выполнения наших задач. Для этого нужна духовная гибкость и отдача своей работе. Только из этого мы можем черпать сегодня то, что может быть приобретено, если интересы обращены, в первую очередь, на необходимость времени, во вторую очередь, на великие задачи времени, которые порой не представляются достаточно значимыми».*

Проникнуться энтузиазмом исходя из большой потребности и великих задач! Именно эта форма вдохновения, этот род идеализма увлекает молодых. Потому что они ищут взрослых, которые не только из книг знают о хаосе и кризисах нашего времени, но сами их переживают – и при этом не сдаются. Ибо через это «мужество при прохождении через ничто» освобождаются силы, которые необходимы для сопротивления.

Молодые не ищут сверхлюдей, суперменов, они знают их по фильмам как героев развлечений, они знают, что жизнь – это не фильм со счастливым концом. Ведь сегодня мы всё заново должны проходить через опыт бессилия, нами должны быть найдены новые силы, когда старые исчерпаны. Для этого нам постоянно нужен опыт не нашего маленького «я», которое находит вдохновение, то есть духовное, среди кризисов и нужд, но и нашего высшего Я.

Питание через расточительство сил

Религиозное понимание сегодня радикально изменилось. Для каждого – даже совсем бессознательно – в центре стоит Мистерия Воскресения.

«В глубинах ночи, в глубинах изоляции, в полной оторванности от любой спиритуальности совершается мистерия в человеке. Только если человек становится совершенно новым человеком, он становится способным к вещам, которые до этого ему казались невозможными. На этот раз Воскресение должно совершиться через самого человека. Человек должен определенным образом сам подняться к своему Богу. Он должен совершить движение, сделать усилия, чтобы привести себя в контакт с самим собой. И в этом истинный смысл слова «творчество». Инкарнация существа Христа в физические отношения Земли. Благодаря этому космическое Событие совершилось не только исторически. Течение сил исполнилось абсолютной реальности. С большим напряжением в человеке происходит преображение. Человеку очень трудно из собственных сил действительно привести в исполнение самоопределение».**

Йозеф Бойс подавал пример этого творчества как социальный художник, который «питался» благодаря расточительству сил, как он это сам называл. Сегодня это особенно нравится молодым людям. Они видят проблемы и внимательно наблюдают, включается ли старшее поколение с внутренним воодушевлением в изменения, пытается ли оно мужественно, творчески действовать в любой момент. Сегодня происходит так, что всё преображается и должно или развиваться дальше, или умереть.

… Огонь вдохновения жил в Ф. Шиллере и вплоть до физического преобразил его сердце, подарив ему «новое сердце».Об этом говорит Рюдигер Саврански в начале биографии Шиллера: «Его энтузиазм изменял в его жизни все намеченные сроки… Идеализм проявляется в том, что с силами вдохновения человек живёт дольше, чем позволяет его тело».***

Эти изменения всё чаще происходят с людьми. И не является ли революционным событием то, что человек пытается преобразовать свою исконную индивидуальность? Это напрямую действует и на его окружение. Внутренним источником силы служит процесс медитации, в котором можно всё снова выстраивать этот внутренний огненный поток жизни – сегодня всё можно орбразовать заново через силы воскрешения.

Победоносный Дух
Да пронижет огнём бессилие
Робких душ.
Да сожжёт себялюбие,
Да воспламенит сострадание,
Чтобы самоотверженность –
Жизненный ток человечества –
Била ключом
Духовного возрождения.****

Изучение антропософии не позволяет нам становиться «верующими» в её содержание. Огонь духа постоянно переплавляет его заново. Это наглядно описывает Р. Штейнер в «Медитативно разработанном учении о человеке»: «Это должно быть как пережёвывание и съедание бутерброда. Речь идёт о том, чтобы духовную деятельность «съедания и переваривания» через содержание (бутерброда) привести в движение и при этом многое забыть».***** «Медитативное творческое воспоминание», конечно, выводит наружу не пережеванный бутерброд, но новые силы и творческие идеи. Это позволяет говорить о постоянно новом нахождении антропософии через её «переваривание». Эту индивидуализированную антропософию затем воспринимает и окружение, что служит тому, что нечто приходит в движение.

Связь открытости к спиритуальному с идеалистическим реализмом

Уже четверть века я обучаю молодежь. В последнее время я отмечаю её большую открытость к спиритуальному. Такие темы как медитация, карма, упражнения на пути обучения, понятие реинкарнации интересны сегодня молодым людям. Как само собой разумеющееся воспринимает целый класс спиритуальную организацию времени, практикуя каждый вечер упражнение обратного обзора дня. Отношение к средствам коммуникации у большинства молодежи стало уже повседневным опытом, даже если взрослые предостерегают их от негативных последствий. Учиться обходиться со средствами массовой информации творчески стало судьбой этого поколения. Они скептически относятся к тому, что провозглашаются высокие духовные идеалы и критично наблюдают, кем на самом деле является этот «провозглашатель». «Альтернативные движения» тоже частично потеряли для них свою привлекательность. Они хотят «нормальной» карьеры, денег и влияния, чтобы реально действовать в мире и изменять его к лучшему.

Наибольший опыт общения с молодыми людьми я получил вне школьных стен во время долговременной практики «обычной жизни». Они хотят «вносить жизнь в школу» вместо того, чтобы знакомиться с жизнью из школьных учебников. И если школа даёт им пространство для экспериментов, тогда молодые люди становятся способны к большому вдохновению и удивительным достижениям. Поэтому я предлагаю в последних двух-трёх классах поделить школьное время так, чтобы 50% времени школьники проводили в школе, а оставшиеся 50% времени уделяли собственным проектам, собственному предпринимательству в других учреждениях, производствах, организациях. Таким образом они смогут черпать вдохновение из реальных задач в мире.

В будущем люди всё больше должны будут сами изобретать свою работу. Они станут осмысленно составлять свою деятельность вместо того, чтобы ждать, когда их кто-то наймёт на службу. Этой собственной компетенции нужно учиться уже в школе. Молодёжь должна уметь пережить, что многое, вплоть до финансовой сферы, может быть реализовано, если имеется инициативная сила и мужество.  

Финансовые соображения для молодых людей очень важны, не потому что они более материалистичны, чем наше поколение, – они более реалистичны. Озлобленный идеализм, построенный только на «самоэксплуатации», находящийся под давлением стресса по отношению к собственному недостижимому идеалу, для них не подходит. Слишком много выжженых или лицемерных взрослых уже встречали они на своём коротком пути. Они открыты к социальным вопросам, вопросам бедности в мире, но хотят конкретно знать, чем они могут помочь. Они готовы на многое, если их школой будут проводиться конкретные проекты в других странах.

Распространение здоровья

Новый мир существует уже сейчас – посреди проявления декадентства, которое мы переживаем в себе и вокруг себя. Этот новый мир имеет силы к развитию, к росту, они дают нам надежду и дарят вдохновение. Повсюду существуют возможности объединиться с этими силами, развивать их дальше, распространяя при этом душевное и социальное здоровье. «Нам действительно необходимо прийти к вдохновению. Вдохновение сделает всё. Тогда это слово приобретёт свой смысл: вдохновение несёт в себе дух. Это то, что очень естественно. Мы нуждаемся в энтузиазме. Энтузиазм несёт в себе Бога».*****

Черпать вдохновение из большой необходимости и великих задач времени – это терапия против пессимизма и чувства бессилия перед хаосом нашего времени.

Томас Штёкли
Das Goetheanum №8-2005
Перевод с нем. М.К.

 

* Рудольф Штейнер. Общее учение о человеке как основа педагогики. 20.08.1919 (ПСС 293). 
** Йозеф Бойс. Христос в изобразительном искусстве, Мюнхен 1989.
*** Рюдигер Саврански. Фридрих Шиллер или изобретение немецкого идеализма, Мюнхен 2004.
**** Рудольф Штейнер. Наставления для эзотерического ученичества (ПСС 245).
***** Рудольф Штейнер. Задача познания молодежи. 09.06.1924 (ПСС 217а).