Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=59
Распечатать

Эрнест Сутер-Шальтенбранд. Малый и Большой Стражи порога.



Когда духовный ученик в течение продолжи­тельного времени прилагает усилия на пути про­никновения в духовный мир, он вновь и вновь оказывается в той ситуации, что не может охватить открывающийся ему мир во всех его многосторон­них аспектах Поэтому не удивительно, что, описы­вая переживания ученика на пути духовного учени­чества, Рудольф Штайнер вынужден был часто прибегать к таким изложениям своих мыслей, которые многими воспринимаются как очень слож­ные и требующие многократных упражнений, лишь постепенно приводящих к конкретному пониманию происходящего. К изложениям такого рода можно отнести многочисленные описания встреч духовно­го ученика с "Малым" и "Большим" Стражами порога. В дальнейшем мы попытаемся подробнее рассмотреть эти непростые для понимания, но очень важные рассмотрения.

Двойник как "Малый Страж порога"

В своей основополагающей книге "Как достиг­нуть познания высших миров" Рудольф Штайнер показывает, каким образом духовный ученик благодаря медитативным упражнениям создаёт новые органы восприятия, как он при этом вырас­тает из своего низшего, повседневного Я и нахо­дит себя пробужденным в новом душевном цен­тре, в своей истинной, вечной сущности, прошед­шей через смерти и рождения. Благодаря этому развитию он переживает "второго человека в себе, который, будучи духовным существом и сознательно наблюдая свои духовные пережива­ния", видит, как при этом расширяется его созна­ние, как в нём постепенно начинает просветляться то, что живёт в подсознательных глубинах его душевной жизни. Ярчайшим переживанием при этом расширении сознания является встреча со "Стражем порога". Рудольф Штайнер так говорит об этом: "По сути, существует не один, но два "Стража порога": Малый и Большой". "Первого человек встречает тогда, когда начинают растор­гаться связи между волей, мышлением и чувством внутри тонких тел (астрального и эфирного). "Большого Стража порога" он встречает, когда расторжение этих связей распространяется также и на физические части тела (поначалу на мозг)".

"Малый Страж порога" — самостоятельное су­щество. Человек не может встретиться с ним, преж­де чем им не будет достигнута соответствующая ступень развития. Рудольф Штайнер делает при этом важное замечание: "Описанный "Страж порога" является тем (астральным) существом, которое открывается пробужденному высшему зрению духовного ученика. Вид этого стража потому так ужасен, что он является порождением собственной прошлой жизни ученика, его собственным характе­ром, пробуждённым к самостоятельной жизни вне его самого. Такое пробуждение происходит благода­ря взаиморасторжению воли, мышления и чувства. Это глубокое переживание необыкновенно значи­тельно: человек впервые чувствует, что он даёт рождение некоему духовному существу".

Итак, мы все несём напечатлённым в своей низшей природе существо, которое образовалось благодаря последствиям наших собственных деяний в прежних и теперешней земных жизнях. Преобразовать его (нашу низшую природу), чтобы оно могло постепенно соединиться с нашим истин­ным существом и стать единой, совершенной, прекрасной сущностью — наша человеческая задача. "Малый Страж порога" своим появлением показывает нам то, что покоится в глубинах души и должно стать преобразованным в ходе земных жизней. В сплетениях его имагинативного образа становится видимым и наше истинное Я — вечная сущность, которую мы начинаем сознательно переживать благодаря пробуждению в ядре своего существа. "Малый Страж" показывает нам в нашем отражении то, что мы собой являем: низшее Я и зачатки высшего существа. Тем, кто знаком с Драмами-мистериями, можно напомнить, что в двойнике Иоанна Томазия его отражение выражено таким образом, что его двойник носит ту же одежду и выражает себя подобными жестами.

Наша низшая природа, проявляющаяся в обра­зе "Малого Стража" или Двойника — не единооб­разная сущность. То, что мы, проходя через инкар­нации, претворяем в различных душевных образах, может выступать как в целом, так и в отдельных формах. В Драмах-мистериях мы видим не только двойника Иоанна Томазия, но и часть его самого, которая, благодаря кармическим обстоятельствам, становится самостоятельной, проявляясь как дух его юности. Но в глубинах своей души мы все носим ещё одного, совершенно особенного двойни­ка, который связан с тем, что мы являемся людьми. Этому двойнику Рудольф Штайнер посвятил осо­бый доклад, прочитанный 16 ноября 1917 года: "Тайна Двойника. Географическая медицина", в котором он говорит, что короткое время перед рождением нашим телом завладевают духи Аримана. Эти существа имеют "чрезвычайно высокий интеллект и особо развитую волю, но не обладают душой, той душой, которую мы называем челове­ческой". "Мы проходим свою жизнь таким образом, что имеем, собственно говоря, душу и Двойника; Двойника, который более умён и развит, чем мы, с мефистофелевским, ариманическим интеллектом и ариманической волей, очень сильной волей, более близкой к природным силам, чем наша человече­ская воля, действующая через чувство". Эти суще­ства сопровождают нас за порогом нашего созна­ния, и лишь одного они абсолютно не могут выне­сти — смерти." Поэтому они должны покинуть человеческое тело, в котором закреплены, прежде, чем его настигнет смерть, что всегда является для них горьким разочарованием. Этот двойник при определённых условиях тоже может стать видимым для духовного ученика, как духовная сущность.

Двойник становится Стражем порога

Описывая пути ученичества в "Очерке Тайноведения", Рудольф Штайнер упоминает, что человек имеет в себе нечто, препятствующее ему на пути глубокого самопознания. Этим препятствием стано­вится стремление человека, выработав в себе благодаря самопознанию новое качество и не желая относительно себя питать иллюзий, тотчас это качество переработать. Если он поддается этому импульсу, если он не удерживает внимания к своему собственному Я, но остаётся тем, чем он был, он лишается возможности в соответствующий момент познать себя. Но если человек удерживает в себе то или иное качество, то он либо в состоянии его в себе развить, или понимает, что в нынешнем положении своей жизни он этого сделать не может. В послед­нем случае его душу подстерегает чувство, которое можно охарактеризовать, как чувство стыда". Стыд — это сила, которая побуждает человека скрывать нечто в своём внутреннем, не давая ему возможно­сти быть воспринятым. Благодаря духовной науке можно проследить много далеко идущих последст­вий, связанных с тем внутренним душевным пере­живанием, которое родственно чувству стыда. Можно увидеть, что в глубинах души существует род скрытого стыда, который не осознаётся человеком в физически чувственной жизни. Это скрытое чувство препятствует тому, чтобы внутренняя сущность человека могла быть воспринята людьми. Если бы этого чувства не было, человек смог бы увидеть себя таким, каков он в действительности, он воспри­нимал бы свои представления, чувства и волю не только внутренне, но так же, как он воспринимает камни, животных и растения. Таким образом, чувст­во стыда закрывает человека перед самим собой, а вместе с этим закрывает его перед всем духовно-душевным миром.

Подобное сокрытие является благодеянием для человека, так как без духовного ученичества он был бы не в состоянии "перенести восприятие собственной сущности в его действительном обли­ке". Благодаря духовному ученичеству он учится переносить образ своего собственного существа и может с полной решимостью встретиться с Двойни­ком, когда тот показывает ему его истинный облик. Восприятие своей истинной сущности имеет боль­шое значение, так как самовосприятие неотделимо от восприятия остального духовно-душевного мира. Чтобы иметь возможность объективно восприни­мать духовный мир, ученик должен научиться не смешивать действия собственного Я и находяще­гося вокруг него духовно-душевного мира. Он сможет это не иначе, как приобретя познание о том, что он сам вносит в новый мир.

"Двойник действует в жизни человека в физиче­ски-чувственном мире таким образом, что при приближении человека к духовно-душевному миру он, благодаря обозначенному чувству стыда, дела­ет себя невидимым. Как Страж, стоит он перед этим миром, чтобы преградить вход в него тому, кому не подобает ещё в него вступить. Поэтому он может быть назван "Стражем порога духовного мира".

Двойник как седьмая духовно-душевная сущность

В "Очерке тайноведения" говорится о том, что, благодаря проработке своих душевных сил в меди­тативном творчестве, духовный ученик создаёт новые душевные члены. Его самостоятельное, живое мышление даёт импульс к появлению особой, четвёртой душевно-духовной сущности — непосредственному вхождению в человека потоков, подобных мыслям. Весь мир здесь можно увидеть построенным из мыслей, он так же проявлен, как мир растений и животных на физически-чувственном плане. Подобным же образом чувства и воля, отде­лённые друг от друга, пробуждают в душе две силы, которые тоже могут действовать как самостоятель­ные существа. К ним добавляется ещё и седьмая сила, или сущность, которая подобна Я. Она в определённом отношении есть ни что иное как Двойник, сам "Страж порога". Это ставит перед духовным учеником особую задачу: провести через вновь рождённое Я то, что есть в его обычном Я и то, что возникает перед ним в образе. Происходи нечто вроде борьбы с Двойником, постоянно стре­мящимся его себе подчинить. Если человек спосо­бен поставить себя в правильное к нему отношение, не позволять ему действовать ни в чём, что нахо­дится под влиянием вновь рождённого Я, то этим он укрепляет и свои человеческие силы". Появление Двойника доказывает ученику, что на своём духов­ном пути он достиг значительной ступени развития — седьмой сущности души, и ему надлежит неук­лонно пробиваться к изменению своей низшей природа.

Появление Большого Стража порога

При встрече с "Большим Стражем порога" ду­ховному ученику открывается иной мир, в котором ему навстречу впервые выступает иерархическая сущность, раскрывающая перед ним нечто боль­шее, чем только отображение его собственного существа. Рудольф Штайнер говорит о "Большом Страже порога" при первой постанове драмы "Страж порога" в докладе 27 августа 1912 года: "Этот Страж порога такой же живой, как человек. Он подобен конкретному, живому существу. Встре­чаясь с ним, человек знакомится с той категорией существ, которые определённым образом содейст­вовали жизни до зарождения Земли, но впоследст­вии не пережили того, что переживает человек как душевное существо. В драме-мистерии "Страж порога" подобное существо высказывается такими словами:

Знаком ли тебе тот, кто этого мира порог
С начала зарождения Земли должен охранять?
Его переступить сможет лишь тот,
Кто принадлежит к твоему времени и к твоему роду.

Другой род и другие времена имеют те существа, которые со времени образования Земли идут разными с людьми путями. При встрече с таким существом человек говорит себе: "Я вижу перед собой существо, много знающее и пережившее в мире, но оно не может пережить того, что может пережить на Земле человек в любви, страданиях, ошибках и аморальном; оно ничего не знает и не хочет знать о том, что разыгрывалось до сего­дняшнего дня в глубинах человеческого существа". В христианском предании сказано, что до таинст­венного появления человека эти существа скрыва­ли свой лик. В различии между ними и людьми выражен весь мир. И приходит непосредственное ощущение: благодаря тому, что ты прошёл через культуру Земли, ты неизбежно приходишь к несо­вершенству, но ты должен опять вернуться к пер­воначальному состоянию, должен найти на Земле путь, и данное существо тебе этот путь укажет, ибо оно не воспринимает твои ошибки. Теперь эта величественная сущность стоит перед человеком с немым укором, побуждая его к изменениям. Эта сущность принадлежит к разряду высших ангелов — архангелов. Такая совершенно реальная встре­ча приводит к тому, что человек внезапно видит своими глазами, чем он стал, как земной человек, в своём чувственном бытии. Он видит себя таким, каков он есть, и таким, каким он должен стать.

Однако встреча с "Большим Стражем порога" происходит лишь в конце длинного пути внутренне­го развития. Долгое время при своём врастании в духовный мир человек встречается лишь с "Малым Стражем порога". Относительно встречи Иоанна Томазия с "Большим Стражем" Рудольф Штайнер говорит в предисловии к драме "Страж порога". Процессы, происходящие в этой драме, разыгры­ваются приблизительно через тринадцать лет после того, что происходило в драме "Врата по­священия". Отсюда следует, что Иоанн Томазий, способный духовный ученик, встречается с "Боль­шим Стражем" в результате долгого пути развития. "Большой Страж" претерпевает всё же одну мета­морфозу. "Он стоит перед духовным учеником, как постоянное требование работать дальше. Он становится для него примером, которому ученик хочет следовать. Постепенно ученик получает возможность узнать, кто, собственно, стоит перед ним. "Страж порога" в восприятии духовного учени­ка преображается в образ Христа. Ученик стано­вится сам посвящён в великую тайну, которая связана с именем Христа. Христос является ему как великий прототип земного человека". В чистей­шем образе Христа видит он перед собой образ и цель своей человеческой сущности.

Эрнест Сутер-Шальтенбранд
"Дас Гётеанум" №43/2000