Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=49
Распечатать

Антропософия (содержание и метод).



Как можно более сжато я попытаюсь ответить на вопрос, что такое Антропософия. "Антропос" по-гречески - человек, "София" - мудрость. Мудрость о человеке. Рассматривается состав (тело, душа, дух), предназначение, судьба человека. Но не только современного человека. Имеется в виду нечто гораздо большее: человек в масштабе эволюции, в его взаимоотношениях с духовными иерархиями. Эту древнюю, но вечно юную мудрость в современной форме открыл людям Рудольф Штейнер (1861-1925). Антропософия - это не религия и не философия. Общее с ними лишь то, что обе они относятся к душевной и мыслительной части существа человека. Религия устанавливает внутреннюю, душевную связь с Богом и с любым объектом поклонения. Философия познает действительность благодаря мышлению, логическим умозаключениям.

Антропософия - это духовная наука.
Антропософия - это эзотерическое христианство.
Антропософия признает эволюцию, перевоплощение и карму.
Антропософия есть метод достижения сверхчувственного сознания.

Расшифруем эти тезисы. Что значит духовная наука? Весь материальный мир пронизывает дух, как субстанция, все предметы связаны с духовными сущностями. Антропософия изучает закономерности этих связей, первооснову и движущую силу предметов и явлений, любые изменения в мире материи являются отображением происходящего в области духа. Многие оккультные школы подходят эмпирически к сверхчувственным явлениям, дают локальные, не всегда убедительные их объяснения. Главное для них - не познание, а достижение видения, достижение сверх- способностей. Антропософия представляет собой цельную, гармоничную духовно-научную концепцию мироздания.

Антропософия нисколько не противоречит Священному писанию. Она проникает в эзотерические глубины и раскрывает истины христианства в той мере, в какой они могут быть восприняты на современном уровне сознания. Эзотерическое - значит скрытое, не воспринимаемое обычными органами чувств и выходящее за рамки рассудочного мышления.

В центре антропософского учения находится Христос, Бог, 2-я ипостась Святой Троицы. Христос, Логос, по воле Бога Отца сотворил человека и Вселенную, опустился на Землю и отдал себя в жертву, чтобы спасти человечество. "До скончания  века" Он будет с нами, вливая живительные силы на трудном эволюционном пути. В теософии и в восточных оккультных школах Христа не считают Богом, ему отводится роль лишь одного из великих Учителей человечества.

Особое значение придает Антропософия личности. В результате многих перевоплощений и эволюционных метаморфоз в человеке раскрывается высшее, божественное Я. Искупив грехопадение, он становится богоподобной, творящей сущностью. Традиционное богословие тоже признает бессмертие человека, но не в духовном, а в душевно-телесном качестве. Оно отрицает эволюцию, перевоплощение душ и карму (воздаяние за поступки в прошлых жизнях). Судьба личности складывается в результате одной жизни, независимо от того, был ли это младенец или зрелый, человек, отвечающий за свои поступки. Одни вечно блаженствуют, другие вечно мучаются. В восточных учениях личность, Я человека в итоге эволюции растворяется в Абсолюте. Все многообразие жизни оказывается лишь майей (иллюзией).

Остро стоит в мире проблема добра и зла. Каждый из нас рано или поздно сделает свободный выбор между добром и злом, Христом или дьяволом. Зло вершат определенные существа, руководимые могущественнейшими духами - Люцифером и Ариманом. Обычно их именуют дьяволом или сатаной, неважно, действуют ли они отдельно или слиты воедино. В восточных представлениях зло не конкретно, размыто, выступает скорее как хаос, дисгармония в мироустройстве абсолютного Разума.

Центры мистерий древности готовили посвященных, которые приобретали знание о духовных мирах, получали от богов наставления, касающиеся земной жизни. Антропософский метод посвящения - это современный путь ученичества, когда при достижении ясновидения сохраняется я - сознание. Встать на путь посвящения - значит принять в сердце Христа, получить новый стимул для саморазвития и земных дел. При этом необходимы духовно-научные знания и тщательная моральная подготовка. Кто в этом смысле окажется готовым, может надеяться с помощью особых упражнений (медитации, концентрации и т.д.) войти во Врата Посвящения.

Практика антропософского, христиански ориентированного посвящения противостоит черному оккультизму, магии, любым люцеферическим и ариманическим влияниям.

Обо всем, что касается посвящения, можно прочитать в книгах Р. Штейнера "Как достигнуть познаний высших миров", "Порог духовного мира" и других.

В настоящее время семена духовно-научных знаний готовы прорасти повсеместно, во всех видах современной деятельности. И прорастают, и дают плоды, Особенно там, где еще при жизни Р.Штейнера и на основе его лекций возникли новые направления: в педагогике, сельском хозяйстве, медицине, искусстве.

Благодаря книгам и лекциям Р.Штейнера и его учеников, благодаря дальнейшему живому развитию антропософских идей в людях исчезает растерянность перед грозной действительностью, и мы обретаем уверенность в конечном торжестве добра и справедливости.

Дмитрий Корсаков