Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=469
Распечатать

О прощении грехов (Норкеппинг, 15 июня 1914 года).



Одно из понятий, которое должно быть с нами, когда мы говорим об отношении к человеческой душе, есть, несомненно, понятие о грехе и долге. Мы знаем, как говорит об этом апостол Павел.

Теперешний век мало знает о действительной глубине понятий: «смерть и грех», «смерть и бессмертие», как это обосновано в посланиях Павла. Это связано с материализмом нашего времени. Вспомним, что я сказал в первой лекции о том, что нет истинного бессмертия для человеческой души, если не продолжается сознание в условиях после смерти. Если кончается сознание — человек не бессмертен. Утратившая сознание человеческая душа, пережившая смерть, оказывается тогда не более чем суммой атомов, как учит материализм. Для Павла это — неоспоримое убеждение, что возможно говорить о бессмертии только тогда, если индивидуальное сознание сохраняется. Павел хочет сказать: «Если человеческое сознание затемнено после смерти через грех и виновность или от их последствий, — это означает, что грех и виновность реально оглушают человека, они затемняют его душу и дух».

Материалистическое сознание далеко от понимания этого. Многие современные философские исследования говорят о продолжении жизни человеческой души, поскольку можно идентифицировать с сознанием продолжение существования души после смерти. Но им трудно принять именно антропософскую концепцию. Чтобы понять эту трудность, нам стоит только направить свое внимание на соотношение таких понятий, как «виновность и грех», «карма».

Многие люди относятся к этому просто, говоря, что они верят, что карма — это долг, который заключен в прежних инкарнациях и уплачивается позже, и что в ходе инкарнаций этот долг приблизительно погашается. Здесь начинается трудность. Эти люди обычно говорят: «как это согласовать с христианским понятием о прощении грехов через Христа?» Действительно, идея о прощении грехов через Христа интимно связана с истинным христианством. Достаточно только подумать о таком примере. Христос на кресте между двумя разбойниками. Разбойник с левой стороны издевается над Христом, разбойник с правой стороны говорит иное, хотя оба заслужили распятие по справедливому решению суда. Разбойник справа взывает ко Христу: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!» И Христос ему отвечает: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в Раю!» Невозможно истолковать эти слова иначе или вычеркнуть их из Евангелия. Трудность возникает от вопроса: если этот разбойник очистился от своей кармы благодаря прощению Христа, то что значили слова: «Сегодня же будешь со мною в Раю»? Оппонент может сказать, что разбойник справа очистился уже от своих грехов этой смертью на кресте и что то же самое должно быть и для левого разбойника.

Почему же Христос сделал это различие между разбойниками? Эта трудность все же разрешается, если мы более глубоко исследуем христианство через духовную науку.

А теперь я приближаюсь к суждению, касающемуся другой стороны вопроса, природа которого уже вам известна, но который может осветить некоторые примечательные обстоятельства. Вы знаете, как часто мы говорили о Люцифере и Аримане и как они представлены в моей драме-мистерии. Люцифер и Ариман по своей природе не принадлежат физическому плану, и каждый из них имеет свою миссию и работу в Космосе, в духовном мире вне физического плана. Каждый из них становится пагубным только тогда, когда вторгается в другую область. Мы должны понять, что наше человеческое суждение, на которое мы способны, целиком годится только для физического плана и не должно быть просто перенесено в высшие миры.

Материалистически мыслящие люди настоящего времени не могут похвалиться широтой своего суждения, но предпочитают содержание всего находить целиком на физическом плане, поэтому они имеют много затруднений для понимания антропософии. Если я скажу: «одна сила враждебна другой», или: «вражда неправильна, так не должно быть», — такие суждения вполне правильны для физического плана. Но они не вполне передают то, что правильно для высших планов. На высших планах суждение должно быть расширено.

Так же, как электричество должно быть положительным и отрицательным, так же духи должны противостоять, быть в оппозиции друг к другу. Поднимаясь в высшие миры, мы должны применять другой масштаб для наших суждений.

Теперь мы можем сказать, что во всех вещах человек приходит в противоречие с вселенским порядком, если он применяет мерки, годные только для физического плана, к суждению о высших мирах.

Христос сказал: «Я — от Вышних, вы — от нижних», «Я от Царствия Небесного, вы — от царства земного». Он прилагает ко всему не земные мерки, но небесные суждения. Он судит иначе, чем люди.

Теперь рассмотрим содержание слов, сказанных на Голгофе. Разбойник справа верил, что во Христе явлен кто-то больший, чем земное существо. Явлен не тот, кто принадлежит земному царству. И как раз перед смертью это пришло в сознание разбойника справа: «Твое Царствие, о Христос, — другое; подумай обо мне, когда будешь в Своем Царствии». В этот момент разбойник справа прозрел к смутной идее о том факте, что Христос принадлежит к другому царству. Но силу суждения этот разбойник обрел на Земле — колеблющуюся. Тогда, исходя из сознания, что он стоит в своем царстве, Христос мог ответить: «Потому что ты имеешь предчувствие Моего Царства в этот день (день смерти), — ты будешь со Мною в Раю». Это значит, что власть сверхземного Христа может поднять человеческую индивидуальность в духовное Царство.

Земное суждение, человеческое суждение может на это сказать: по отношению к карме правый разбойник сумел извлечь больше пользы для погашения своих грехов, чем это смог сделать левый для предстоящего небесного суда. Но, исходя из начала нашего цикла лекций, можно сказать теперь: значит, суждение небес противоречит земному. Как мог Христос забыть, что земное суждение требует кармической справедливости?

Мы должны провести различие, которое человеческая душа неохотно делает, т.к. она не любит доводить до конца свою мысль.

Сначала мы должны отметить одно — должны ясно понять, что человек, конечно, подлежит своей карме. Он должен понести кармическое воздаяние за свои неправедные дела; и если мы подумаем глубже об этом, — человек и не может желать ничего иного!

Предположим, что один человек сделал ошибку — причинил боль другому. И еще закрепляет эту ошибку, достигает в ней известной степени завершения. Он может затем желать дать возмещение своей ошибке, и это возмещение должно достичь той зрелости, с которой прежний поступок был совершен. Для нашего собственного совершенствования мы должны желать, чтобы карма восстановила справедливость. И если, например, мы ослепили человека, то этот грех не может быть просто прощен нам, но мы должны будем ненадолго откладывать уплату этого долга в нашей карме. Мы должны будем сделать возмещающий хороший поступок этому человеку. Вполне справедливо в карме, что нам не прощаются грехи, но что этот долг должен быть нами уплачен в высшей мере.

Но есть другой элемент, касающийся взгляда на грех. Наша виновность не является только нашим личным делом, но касается Космоса. Здесь мы должны различать. То, что мы лично заключили, связали или развязали, будет судимо в нашей карме. Но объективный космический факт следов прошлого мы не можем стереть исправлением собственного нашего несовершенства. Мы должны различать между последствиями этого греха для нас самих и последствиями этого греха для объективного бытия, становления мира. Очень важно, чтобы мы делали это различение.

Я могу теперь представить вам некое оккультное наблюдение, которое уяснит этот предмет. Если человек обозревает ход времени человеческой эволюции со времени Мистерии Голгофы и подходит к Акаша-Хронике без пронизанности своей души бытием Христа, то очень легко впасть в ошибку, видя в том, что обозреваешь, очень часто несоответствие кармической эволюции индивидуальностей. Например, представим себе, что в году, скажем, 733-м, некто жил и совершил тяжелые грехи. Ясновидящему, исследующему теперь Акаша-Хронику, может, в начале не удастся найти соотношения с бытием Христа. И вот, виновность этого человека не может быть найдена в Акаша-Хронике. Рассмотрение кармы в более поздней инкарнации этого человека открывает, что здесь нечто стерлось в его карме. Это могло существовать в Акаша-Хронике некоторое время, но этого там больше нет. Исследование кармы открывает, что, хотя грех инкарнации должен был быть начертан в Акаша-Хронике, но его там нет. Это объективный факт, который можно наблюдать во многих случаях. Я могу рассматривать сегодня какого-нибудь человека и, если благодаря тому, что мне позволено знать нечто об его карме, я могу, может быть, найти, что некая неудача или удар фактически стоит в его карме, что это для него справедливое возмездие его вины. Если же я возвращаюсь к его прежней инкарнации и исследую, что он тогда сделал, то я не нахожу этого факта отмеченным в его Акаша-Хронике. Как это могло произойти? Объяснение этого в том, что Христос имел действенное влияние на его объективный долг. В этот момент, когда я пронизываю себя Христом, я открываю тот поступок, какой исследую в Акаша-Хронике.

Нужно различать кармическое воздаяние следов прошлого и вмешательства Христа в действие греха в духовном мире. Христос берет это в свое Царство и несет это дальше. Так что, когда я смотрю без Христа, я не нахожу этого в Акаша-Хронике. Христос может это сделать потому, что Он из «Другого Царства». Он способен вычеркнуть из мира наши долги и грехи, сделать это через Себя.

Что же такое действительно сказал Христос левому разбойнику? Он сказал: «То, что ты сделал, будет продолжать действовать также и в духовном мире, но больше не в физическом мире (т.е., свою карму этот разбойник искупил своей смертью)».

Разбойнику с правой стороны Он сказал: «Сегодня ты будешь со мною в Раю». Это значит: «Я рядом с твоим поступком; через твою карму ты захочешь позже сделать для себя самого все, что этот поступок значит для тебя. Но то, что этот поступок значит для Вселенной, — касается Меня».

Вот что сказал Христос. Различие здесь очень значительное. Но такие факты имеют значение не только для времени после Мистерии Голгофы, но также для времени до нее. Это не легенда, что Христос действительно спустился к умершим после своей смерти. Он совершил нечто для душ, которые в предыдущих веках связали себя с грехами и виновностью.

Ошибка теперь бывает также в том, когда человек, не пронизав себя Христом, исследует Акаша-Хронику за время до Мистерии Голгофы. Таким образом, человек продолжает делать ошибки в своем чтении Акаша-Хроники. По этой причине я не был особенно удивлен, что, например, Ледбиттер, который ничего не знает о Христе, может делать такие абстрактные сообщения относительно эволюции Земли. Только при пронизании себя импульсом Христа душа способна действительно видеть вещи таковыми, каковы они суть, и как они регулируются в эволюции Земли, на основе Мистерии Голгофы, хотя бы они происходили и до Мистерии Голгофы. Значение кармической справедливости может быть рассмотрено с тем суждением, каким является наше земное суждение. То, что Христос дал человечеству, может быть измерено только суждением, которое принадлежит мирам, лежащим выше, чем этот земной мир.

Подумайте о конце Земли, о времени, когда человек пройдет все свои воплощения (все свои земные инкарнации). Вполне вероятно, что все должны будут уплатить в полнейшей мере свои долги. Человеческая душа должна уравновесить свою карму на некоем пути.

Но вообразите себе, что каждый грех имеет свой след в существовании Земли, что все грехи живут, работая над Землей. Таким образом, предоставленная только своей Карме Земля не достигнет бытия Юпитера. Человечество в целом не достигнет возможности развития до ступени Юпитера. То, что Земля развивается вперед вместе с человеком, есть результат деяния Христа.

Все грехи и долги повергнут Землю во мрак, и у нас не будет планеты для грядущей эволюции. В нашей карме мы сможем действовать только для себя самих, но не для человечества в целом, и ничего для того, что в земной эволюции связано с эволюцией человечества в целом. Теперь мы должны ясно осознать, что все это не может осуществиться без собственного участия человека. Это не может сделаться его достоянием без того, чтобы и он сам что-то сделал. Но это ясно представлено нам в том, что сказано было на кресте Мистерии Голгофы. Очень обстоятельно показано нам, как душа разбойника справа получила смутную идею о сверхчувственном Царстве, в котором вещи различаются иначе, чем в земном царстве. Нужно было его душе наполниться субстанцией Христа; он должен был, как мог, взять что-нибудь от Христа в свою душу так, чтобы Христос был в нем действенен и унес его в Царство, в котором человек на самом деле не имеет власти сам сделать свою карму недействительной, и где через Христа вычеркиваются наши долги и грехи для внешнего мира. Это чудесно представлено в картине Микеланджело «Христос как Судия Страшного Суда». Есть возможность, что в конце Земли человек увидит свою карму и сможет сказать себе: «Да, я в самом деле стер мою карму, но нечто остается записанным от моих грехов и долгов, и это является серьезным препятствием для Земли, это может разрушить Землю. То, что касается меня, — я свое уплатил, но здесь грехи действуют во всех направлениях». Но это не может так быть, это могло быть так, но этого не будет. Благодаря факту, что Христос умер на Голгофе, человек не увидит запись своих долгов и грехов, но он увидит в себе то, что было сделано с ним самим. Он увидит соединенное с деяниями Христа все, что иначе распространилось бы в Акаша-Хронике. На месте Акаша-Хроники перед ним стоит Христос, все преобразивший Собою. Мы смотрим в глубину тайны земного существования. Но в какую глубину истины необходимо проникнуть о вещах этой области? Это означает то, что человек, независимо от того, является ли он праведником или грешником, имеет возможность созерцать Христа, и его грехи не имеют места там, где стоит Христос. Связь со Христом необходима; и этот разбойник справа своими словами выражает свое чувство связи со Христом.

И всякий через Христа приходит к тому, что его работа в духе заставляет стереть грехи, не закреплять их в карме Космоса. Но это значит, что земное царство хочет быть спасенным через тех, кто стоит по отношению ко Христу спасенным от духовных последствий греха и долга, как объективных фактов, вместе с погашением кармы.

Что означает для человеческой души, если кто может сказать во имя Христа: «Прощаются тебе грехи твои!». Это значит, что он может утверждать: «Христос преображает твои грехи так, чтобы позже ты не имел тяжелого горя, смотря назад, на свои грехи, видеть, как они частично разрушают существование Земли. Христос очищает их». Но некоторое сознание необходимо, сознание своих грехов и сознание, что Христос имеет власть взять их с Собой. Слова: «Прощаются тебе грехи твои», — указывает на космический факт, а не на кармический.

Христос так чудесно проникает глубоко-глубоко в наши сердца.

Дадим пережить в наших душах картину того, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии. И на двух разных путях Христос ответил на это. Он записал на Земле ее грех, как кармический; и Он ее простил. Оттого, что кармический результат для совершившей прелюбодеяние, — ее поступок не должен быть аннулирован. Но для духовного, а не для земного, последствия — это иначе. Христос взял на себя духовные последствия. Он простил, — это не значит, что он зачеркивает земные последствия греха, но Он берет на Себя последствия их объективного действия. Христос уносит от нас не личную, не субъективную карму, но объективные духовные последствия этих поступков, или грехов. Это то, что мы должны принять в наши сердца, и тогда, прежде всего, мы поймем, что Христос есть поистине Деяние, которое очищает земное человечество в целом. Последствие искушения Люцифера есть та слабость человека, что хотя человек способен субъективно искупить грехи в своей карме, — он не может в то же время искупить Землю. Это выполняется космическим деянием Христа. И теперь мы понимаем, почему многие теософы не могут согласовать христианство и идею кармы. Эти люди вносят в теософию сильную степень эгоизма, некий сверхэгоизм. Конечно, они этого не считают, но в действительности они думают и чувствуют так: «Если я искуплю самого себя в моей карме, то что мне до прочего мира? Пусть делают, что хотят». Они хотят очиститься от люциферического влияния, думая только о себе самих.

Но человек является членом всего мира, и он должен думать о всем мире в смысле жертвенности. В этот момент, когда мы решаем не думать только о своем “ego”, мы должны думать о чем-то другом. О ком же мы должны думать? О том, что «Христос во мне», — как сказал апостол Павел, — тогда на самом деле мы соединяемся с Ним, в полном сосуществовании Земли. Мы должны думать: «Не я и мое искупление, но Христос во мне и искупление Земли».

Многие называют себя христианами, все же говорят о других — по преимуществу об антропософических христианах, — что это, мол, еретики. В этом очень мало христианского чувства. Может быть поставлен вопрос: действительно ли христианин думает это: «Я могу сделать нечто греховное, но Христос пришел в мир, чтобы сделать все помимо меня и простить мне грехи, так что мне больше нечего делать с моей кармой, с моими грехами». Думаю, что другие слова больше приложимы к тому пути мышления, к которому слово «христианин» больше подходит.

С прощением грехов мы спасаемся от страданий, связанных с объективными делами земной эволюции перед всей вечностью. Только в этом наш интерес. Если мы имеем такое понимание Христа, великая ответственность возникает ко многим вещам. Обо всем этом можно сказать сегодня, и это может быть доказано пункт за пунктом глубоко значительными местами Нового Завета. Христос вошел из Космоса в земную эволюцию во время Крещения на Йордане. Этот факт указывает на космическую природу Христа, истинное христианство рассматривает Христа как Космическое Существо.

Если я способен сказать — “Не я, но Христос во мне”, — в этот момент я поднимаюсь от земной сферы; во мне тогда живет нечто, имеющее значение для Космоса. Сверхземной элемент действует во всем, что вошло в меня от Сатурна, Солнца и Луны.

Человеческое сознание, пронизанное Христом, имеет безмерное значение. Антропософ хочет внести чувство ответственности и в сознание христианина так, что мы не должны утверждать при всяком случае: «Я думаю так, и потому, что я так думаю, я вправе сказать это». Наш материалистический век все твердит: «Я убежден в этом и потому прав, что говорю это». Но это не только профанация Христа в нас, но распинание Христа в нас, когда мы кричим или пишем о чем-нибудь без того, чтобы раньше это исследовать.

Если человек ощущает значение Христа во всей серьезности, его наполняет чувство ответственности, — что он должен все больше сознавать, должен доказывать себе самому слова Христа: «Истина освободит вас». Кто хочет доказать себе самому эти слова Христа в своей душе, тот должен сначала научиться доказывать себе то, в чем ему случается убедиться в каждый данный момент. Многие вещи меняются, когда верное понимание Христа входит в мир. Все эти бесчисленные люди, которые пишут сегодня, не задумываясь над тем, что именно стремятся они осуществить, попирают Христа в человеческой душе. И всегда это извинение: «Если я думаю так, я и говорю это».

Но Христос хочет вести человека к истине. Он сказал: «Истина освободит вас».

Язва нашей упадочной цивилизации будет вырвана с корнем, если смолкнут голоса, которые без реального убеждения, и без всякой ответственности кричат в мире. Все больше хочет войти в души сознание того, что человек не должен просто говорить, что думает, но должен доказывать объективную истину того, о чем он говорит.