Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=450
Распечатать

Пятое Евангелие. Лекция третья (Христиания, 3 октября 1913 года)



Если я вчера говорил, что лица, которых обычно называют апостолами Христа Иисуса, пережили некоторое пробуждение в момент, который падает на так называемый праздник Пятидесятницы, то этим не выносится как бы непреложное утверждение, что то, о чем мне надлежит говорить как о содержании Пятого Евангелия, уже тогда и в таком виде, как я это теперь рассказываю, сразу же вступило в сознание, в полное сознание этих апостолов.

Конечно, углубляясь в души апостолов, ясновидческое сознание узнает в этих душах эти образы. В самих же апостолах это жило тогда не столько как образ, это жило... я бы сказал, это жило как жизнь, как непосредственное переживание, как чувство и мощь души. И то, что апостолы могли затем сказать, чем они увлекали даже греков того времени, чем они дали толчок тому, что мы называем христианским развитием, то, что они несли так, как мощь души, как мощь их собственной внутренней жизни, это расцветало из того, что жило в их душе как жизненная сила Пятого Евангелия. Они могли говорить так, как они говорили, могли действовать так, как действовали, потому что они несли в своих душе факты, которые мы расшифровываем теперь как Пятое Евангелие, — хотя они и не облачали эти вещи в слова так, как по отношению к Пятому Евангелию это необходимо делать теперь. Они получили как бы силой пробуждения оплодотворение всевершащей космической любовью и под впечатлением этого оплодотворения они действовали и дальше. Действующее в них самих было то, чем стал Христос. — Здесь мы достигли пункта, когда в смысле Пятого Евангелия нам надлежит говорить о земной жизни Христа.

Нелегко облечь в слова для сегодняшних понятий, для понятий современности, то, в чем здесь заключается суть дела. Но с помощью понятий и идей, уже усвоенных нами в наших духовнонаучных рассмотрениях, мы сможем приблизиться к этой величайшей земной тайне. Чтобы понять существо Христа, нам придется применить к нему в несколько измененной форме выработанные нами в нашей духовнонаучной работе понятия.

Чтобы прийти к некоторой ясности, возьмем исходным пунктом то, что обычно называют крещением Иоанна в Иордане. В Пятом Евангелии по отношению к земной жизни Христа оно предстает аналогично зачатию земного человека. И жизнь Христа от этого момента и до Мистерии Голгофы мы поймем, лишь сравнивая ее с той жизнью, которую проходит зародыш человека в теле матери. Итак, время от крещения Иоанном до Мистерии Голгофы является своего рода зародышевой жизнью существа Христа. Мистерию же Голгофы мы должны понять как земное рождение, — т.е., значит, смерть Иисуса — как земное рождение Христа. Собственную же его земную жизнь мы должны искать после Мистерии Голгофы, когда Христос, как я этого коснулся вчера, встречался с апостолами в период их пребывания в своего рода ином состоянии сознания. Это было то, что следовало за собственным рождением существа Христа. То же, что описывается как Вознесение и следующее за ним сошествие Духа, в отношении существа Христа мы должны отнестись к этому так, как в смерти человека мы привыкли видеть его вступление в духовные миры. Дальнейшую же жизнь Христа в земной сфере после Вознесения или после события Пятидесятницы мы должны сравнить с тем, что переживает душа человека, когда она пребывает в так называемом Девакане, в стране Духа.

Итак, мои дорогие друзья, мы видим, что в Христе перед нами такое существо, по отношению к которому мы должны совершенно изменить все понятия, которые мы вообще усвоили себе о последовательности состоянии человеческой жизни. После короткого промежуточного времени, которое называется временем очищения, временем Кама-Локи, человек переходит в духовный мир, чтобы подготовиться к следующей земной жизни. Человек, значит, после своей смерти проходит через духовную жизнь. Начиная от события Пятидесятницы, существо Христа переживало вступление в земную сферу, что для него означало то же, что для человека переход в страну духа. И вместо того, чтобы подняться в Девакан, подняться в духовную область, как это происходит с человеком после смерти, существо Христа принесло жертву, как бы распростерши свое Небо на Земле, ища его на Земле. Человек покидает Землю, чтобы — пользуясь привычным выражением — переменить свое местожительство на небесное. Христос покинул Небо, чтобы это свое местожительство переменить на земное. Это, мои дорогие друзья, я прошу вас увидеть в правильном свете и связать затем с этим ощущение, чувство того, что совершилось благодаря Мистерии Голгофы, что совершилось благодаря существу Христа. В чем состояла собственная жертва существа Христа, а именно, в том, что Он покинул духовные сферы, чтобы жить с Землей и с людьми на Земле и вести людей, эволюцию на Земле, данным ей таким образом импульсом дальше. Это само говорит уже что до Иоаннова крещения в Иордане это существо не принадлежало земной сфере. Таким образом, оно пришло в земную сферу из сфер надземных. И то, что было пережито между Иоанновым крещением и событием Пятидесятницы, это должно было быть пережито для того, чтобы претворить небесное существо Христа в существо Христа земное. И высказываешь бесконечно много, высказывая здесь эту тайну в следующих словах: начиная с события Пятидесятницы, существо Христа пребывает с людскими душами на Земле; до этого оно не пребывало с душами людей на Земле! Все, пройденное существом Христа между Иоанновым крещением и событием Пятидесятницы, произошло для того, чтобы смогла совершиться перемена области жительства в духовных сферах на область жительства в сфере земной. Это произошло, чтобы это божественно-духовное существо Христа смогло принять облик, который был ему необходим для пребывания впредь в сообществе с людскими душами. Итак, для чего совершились события Палестины? — Чтобы божественно-духовное существо Христа смогло принять облик, в котором оно нуждалось для пребывания в сообществе с людскими душами на Земле.

Одновременно этим обращено внимание и на то, на что я уже часто указывал: что это событие Палестины является неповторимым. Оно есть нисхождение в сферу Земли высшего неземного существа и пребывание с тех пор этого неземного существа вместе с земной сферой, пока под его влиянием земная сфера не подвергнется соответствующему преображению. Итак, с того времени существо Христа пребывает деятельным на Земле.

Если в смысле Пятого Евангелия мы хотим полностью понять событие Пятидесятницы, мы должны обратиться к помощи тех понятий, которые мы выработали в духовной науке. Уже указывалось на то, что в древние времена существовали мистерии, посвящения, что таким посвящением человеческая душа возносилась к принятию участия в спиритуальной жизни. Эта сущность дохристианских мистерий выступает наиболее наглядно, когда обращаешься к так называемым мистериям Персии, или Митры. Там было семь ступеней посвящения. Тот, кто должен был быть возведен в высшие степени духовного переживания, приводился там сначала к тому, что символически называлось «вороном». Затем он становился «оккультным», «сокровенным». В третьем градусе он становился «ратником», в четвертом — «львом», в пятом на него переносилось имя того народа, которому он принадлежал. В шестам градусе он становился «Солнечным Героем», в седьмом градусе — «Отцом». О первых четырех градусах пока будет достаточно сказать, что в них человек постепенно вводился все глубже и глубже в духовное переживание. В пятом градусе человек достигал такой широты сознания, что это расширенное сознание одаряло его способностью стать духовным стражем всего народа, к которому он принадлежал. Поэтому на него и переносилось имя соответствующего народа. Если в то время кто-нибудь бывал посвящен в пятый градус, то он обладал тогда определенной возможностью участия в духовной жизни.

Как раз из цикла лекций, который я прочел здесь*, мы знаем, что народы Земли ведутся теми, кого в иерархии духовных существ мы называем архангелами. В эту сферу подымался посвященный пятого градуса, принимая, таким образом, участие в жизни архангелов. Такие посвященные пятого градуса были необходимы, в них нуждался космос. Поэтому на Земле существовало посвящение в эту пятую степень. Когда такое лицо посвящалось в мистерии и проходило через всю ту душевную жизнь, получало все то душевное содержание, которое соответствовало пятому градусу, то архангел как бы смотрел на душу этого человека и читал в этой душе, как мы читаем книгу, черпая из нее те или иные сведения, которые необходимы нам для выполнения того или другого. Что было необходимо народу, в чем нуждался народ, это читали архангелы в душах тех, кто бывал посвящен в пятый градус. Чтобы архангелы могли водительствовать верным образом, необходимо создавать на Земле посвященных пятого градуса. Эти посвященные являются посредниками между собственно народными вождями и самим народом. Они как бы возносят в сферу архангелов нужды народа, чтобы народ мог быть ведом верным образом.

Каким же образом мог быть достигнут этот пятый градус в древние дохристианские времена? Он не мог быть достигнут, если душа человека оставалась в теле. Душа человека должна была быть извлечена из тела. В этом и состояло посвящение, что душа человека извлекалась из тела. И вне тела душа проходила через переживания, которые давали ей описанное мною сейчас содержание. Душа должна была покинуть Землю, должна была подняться в духовный мир, чтобы достичь того, чего ей надлежало достичь.

Когда же достигался шестой градус древнего посвящения, градус Солнечного Героя, то в душе такого солнечного героя оживала не только способность, необходимая для ведения, для руководства и направления народа, но нечто высшее, чем простое правление и руководство народом. Если вы обращаете взгляд, мои дорогие друзья, на развитие человечества на Земле, то вы видите, как возникают и вновь исчезают народы, как народы словно претворяются. Народы рождаются и умирают, как отдельные люди. То же, что народ создал для Земли, должно быть сохранено во всем развитии этой Земли. Народ не только должен быть ведом и руководим, но за пределы его бытия должно быть ведомо дальше то, что как земную работу совершает этот народ. Чтобы совершенное народом могло быть выведено духами, которым это подведомственно, дальше, для этого были необходимы солнечные герои. Ибо в высших мирах можно прочесть то, что живет в душе солнечного героя. Так можно было получать силы, которые правильным образом переносили работу одного народа в работу всего человечества. Над деятельностью единичного народа стояло то, что жило в солнечном герое. И как посвященный в пятый градус древних мистерий — чтобы совершить необходимое — должен был выйти из своего тела, так должен был выйти из своего тела и тот, кому надлежало стать солнечным героем, и во время своего отсутствия из тела действительно перенести свое пребывание на Солнце. Для современного сознания это, конечно, почти баснословные вещи, являющиеся ему, быть может, просто глупостью. Но здесь уместны и слова апостола Павла, что мудрость, которая может быть божественной, людям может казаться глупостью.

В этот период своего посвящения солнечный герой жил вместе со всей солнечной системой; как обычный человек живет на Земле как на своей планете, так местожительство солнечного героя — Солнце. Как вокруг нас горы и реки, так вокруг солнечного героя во время его посвящения — планеты солнечной системы. Отвлеченным на Солнце должен был быть солнечный герой во время посвящения. В старых мистериях это можно было достичь только вне тела; затем, возвращаясь в свое тело, человек вспоминал о том, что было им пережито вне его, и мог применить это как деятельную силу для эволюции всего человечества, на благо всего человечества. Во время посвящения солнечные герои покидали свое тело; возвращаясь и вновь вступая в него, они обладали силой внести работу данного народа в общую эволюцию человечества.

Что же переживали эти солнечные герои в течение трех с половиной дней их посвящения? Что переживали они в то время, когда они — мы вправе это так выразить — странствовали на Солнце? — Сообщество Христа, который до Мистерии Голгофы еще не был на Земле! Все древние солнечные герои уходили в высшие духовные сферы, потому что в древние времена только там можно было пережить сообщество Христа. Из того мира, куда во время их посвящения должны были подыматься древние посвященные, на Землю снизошел Христос. Итак, мы можем оказать: то, что в древние времена могло быть достигнуто для отдельных и немногих всей процедурой посвящения, в дни Пятидесятницы это было достигнуто словно естественным событием теми, которые были апостолами Христа. В то время как раньше люди должны были подыматься ко Христу, теперь Христос сошел к апостолам. И в определенном отношении апостолы стали людьми с таким внутренним содержанием, каким обладали в своих душах древние солнечные герои. Духовная сила Солнца излилась в души людей, действуя отныне дальше в эволюции человечества. Чтобы это смогло произойти, должны были свершиться события Палестины.

Из чего произросло земное бытие Христа? Оно произросло из глубочайших страданий, из такого страдания, которое превосходит всю силу человеческого представления о страдании. Здесь — чтобы избежать неверных для этих фактов понятий — опять надлежит отстранить некоторые препятствия современного сознания. Для пояснения Пятого Евангелия я должен иногда вводить посторонние рассмотрения.

Недавно вышла книга, которую я очень рекомендовал бы для прочтения, потому что она написана человеком очень острого ума и может доказать, какую бессмыслицу способны высказывать люди острого ума как раз по отношению к вещам духовного порядка. Я имею в виду книгу Мориса Метерлинка: «О смерти». Среди многих изложенных в ней бессмысленных вещей находится и утверждение, что человек, когда он, наконец, умер, является духом и что поэтому он тогда и страдать больше не может, потому что он отложил свое физическое тело. Итак, Метерлинк, человек острого ума, предается иллюзии, что страдать может только физическое, и поэтому умерший страдать не может. Он совершенно не замечает феноменальную, почти невероятную бессмыслицу, которая заложена в утверждении, что страдает только из физических сил и химических веществ состоящее физическое тело, — как должен был бы страдать и камень! Физическое тело не может страдать; что страдает — это именно душевное. Дошло до того, что о простейших вещах люди думают обратное тому, что является смыслом. Не существовало бы никакого страдания в Кама-Локе, если бы душевная жизнь не могла испытывать страдание. Именно в лишении, действительно в лишении физического тела, как раз в этом и состоит страдание в Кама-Локе. И кто придерживается мнения, что дух не может страдать, тот не сможет получить правильного представления о бесконечном страдании, через которое прошел дух Христа в течение палестинских дней.

Прежде чем говорить об этом страдании, я еще должен обратить ваше внимание на нечто другое. Мы должны иметь в виду, что с крещением Иоанном в Иордане на Землю снизошел Дух, который прожил затем три года в физическом теле, который потом прошел через смерть на Голгофе, Дух, который перед крещением Иоанном в Иордане жил в совершенно иных условиях, чем земные. Но что же это значит, что этот Дух жил в совершенно иных, чем земные, условиях? Это значит, антропософски выражаясь, что этот Дух не имел также никакой земной кармы. Это я прошу иметь в виду. В теле Иисуса из Назарета три года прожил Дух, который прошел этот путь без того, чтобы содержать в своей душе земную карму. Этим все опыты и переживания, через которые прошел Христос, получают совсем иное значение, чем опыты, проходимые, к примеру, человеческой душой. Страдаем ли мы, переживаем ли тот или иной опыт, мы знаем, что страдания обоснованы в карме. Для духа Христа это не было так; ему пришлось испытать трехлетний земной опыт без того, чтобы над ним тяготела карма. Что же это было для него? — Страдание без кармического смысла, действительно незаслуженное страдание, безвинное страдание! Пятое Евангелие — евангелие антропософское и показывает нам единственную трехлетнюю земную жизнь, для которой понятие кармы в человеческом смысле неприменимо.

Дальнейшее рассмотрение этого Евангелия приводит нас еще и к другому познанию в этой трехлетней жизни. Вся эта трехлетняя жизнь на Земле, которую мы рассмотрели как жизнь эмбриональную, она тоже не создала никакой кармы, не наложила на себя никакой вины. На Земле была прожита трехлетняя жизнь, которая не была обусловлена кармой и не создала никакой кармы. Надо лишь воспринять в их полном, глубоком смысле понятия и идеи, которые получаешь таким образом, и тогда получишь многое для правильного понимания этих необычайных событий Палестины, которые иначе действительно во многих отношениях остаются необъяснимы. Чего только это ни вызвало в эволюции человечества, какие только недоразумения ни возникали по этому поводу! И, тем не менее, как был деятелен этот импульс! Только эти вещи не всегда берутся в их верном и глубоком значении. В будущем о многом будут думать иначе, когда будут знать это, когда эти вещи будут браться в их верном значении.

Как часто проходит человек без всякой мысли мимо вещей, которые, собственно, так глубоки по значению. Может быть, кое-кто из вас все же слышал о появившейся в 1863 году книге Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». Эту книгу читают, не принимая достаточно во внимание ее характерную черту. В будущем, может быть, будут удивляться, что до сего времени столько людей прочли эту книгу и, собственно, не ощутили примечательного, особенного этой книги. Примечательное этой книги в том, что она является смесью, чем-то средним между возвышенным описанием и лубочным романом. Что могут быть смешаны эти две вещи — красивое описание и настоящая лубочная история — эта странная особенность еще бросится в глаза. Прочтите раз эту «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана, исходя из этого сознания, прочтите, что он делает из Христа, который для него, конечно, является главным образом Иисусом Христом. Он делает из него героя, у которого сначала очень хорошие намерения, который является большим благодетелем человечества, но который затем как бы захватывается восторгом народа и все больше и больше уступает тому, что с таким удовольствием слушается и с таким удовольствием принимается. Эрнест Ренан в крупном стиле применяет ко Христу то, применение чего часто встречаешь в стиле более мелком. Так, случается, что люди, видя что что-то — например теософия — распространяется в мире, судят следующим образом: сначала у вас были вполне хорошие намерения, затем пришли плохие последователи, чтобы узнать то, что так приятно слушать, и вы стали понемногу падать. Так обращается Ренан с Христом Иисусом. Воскрешение Лазаря он осмеливается выставить как своего рода обман, который допустил Христос как хорошее средство агитации. Он не совестится вводить Христа Иисуса в своего рода неистовство страсти и все более и более подчинять его народному инстинкту! Этим самым к возвышенным описаниям, которые так же содержит эта книга, примешивается характер лубочного романа. Но самое странное, собственно, это то, что хоть мало-мальски здоровое ощущение — уж не требуя большего — должно было бы быть отпугнуто, получив описание существа, в начале полного лучших намерений, но в итого подпадающего инстинктам народа и допускающего различные мошенничества. Ренан же не чувствует себя отпугнутым этим, а находит для этого лица красивые, захватывающие слова. Курьезно, не правда ли! Но это доказывает, как сильна склонность людей ко Христу, даже если они ничего и не понимают во Христе. Это может зайти так далеко, что такой человек превращает жизнь Христа в лубочный, закулисный роман и, тем не менее, не находит достаточно восторженных слов, чтобы привлечь людей к этому лицу. Подобное возможно лишь в отношении существа, с которым произошло то, что произошло с Христом. О, много собралось бы кармы в трехлетней жизни Христа на Земле, если бы Христос жил так, как описывает Ренан. Но люди увидят позже, что такое описание рассыпается в прах перед познанием того факта, что на Земле протекла одна жизнь без того, чтобы ею была создана карма. Это возвещение Пятого Евангелия.

Итак, обратим наше рассмотрение на событие на Иордане, которое мы обозначаем как крещение Иоанном. Пятое Евангелие говорит нам, что слова, приведенные Евангелием от Луки, являются верным воспроизведением того, что тогда могло быть услышано, если бы могло внимать развитое, ясновидческое сознание: «Это многовозлюбленный Мною Сын, сегодня Я Его создал». И это и есть верная передача того, что совершилось: созидание, зачатие Христа в существо Земли. Это произошло на Иордане.

Желая говорить в следующие дни о том, что за существо осенило тело Иисуса, остановимся сначала на факте, что пришел определенный Иисус из Назарета, который предоставил тело Христу. Пятое Евангелие говорит нам теперь — и это то, что мы можем прочесть благодаря обращенному обратно ясновидческому взору, — что, начиная свое земное странствование, Христос не связал себя полностью с телом Иисуса из Назарета, что между существом Христа и этим телом существовала лишь слабая связь. Связь не была такой, какой она является между телесностью и душой обыкновенного человека, но такой, что существо Христа, если это было необходимо, в любое время опять могло покинуть тело Иисуса из Назарета. И в то время, как тело Иисуса из Назарета находилось где-нибудь словно спящим, существо Христа духовно совершало тот или иной путь, — туда, где в нем была необходимость. Пятое Евангелие показывает нам, что не всегда, когда Христос являлся апостолам, присутствовало и тело Иисуса из Назарета, но что часто это происходило так, что тело Иисуса из Назарета где-то оставалось, а апостолам являлся дух, Дух Христа. Но он являлся тогда так, что они могли принять явление за тело Иисуса из Назарета. Они правда, замечали различие, но различие было слишком мало, чтобы они могли всегда замечать его отчетливо. Четыре Евангелия не много говорят об этом, Пятое Евангелие показывает это заметно. Апостолы не всегда могли отчетливо различить: в теле ли перед ними сейчас Христос Иисус или перед ними сейчас только Христов Дух. Различие не всегда было ясно, они не всегда знали: первое или второе было действительностью; большей частью они принимали это явление за Христа Иисуса, т. е. за Духа Христа, поскольку они его узнавали в теле Иисуса из Назарета. В течение трехлетней земной жизни произошло то, что за эти годы Дух постепенно все теснее и теснее связывал себя с телом Иисуса из Назарета; существо Христа становилось как эфирное существо все более и более сходным о физическим телом Иисуса из Назарета. — Заметьте опять, как в отношении существа Христа наступает иное, чем с телом человека. По отношению к Макрокосмосу обыкновенный человек является Микрокосмосом, отображением всего Макрокосмоса. Так мы можем понять тело отдельного человека, т.е. то, что выражается в физическом теле человека. То, чем становится человек на Земле, отражает собой великий космос. Обратное происходит с существом Христа: Макрокосмическое Солнечное существо формирует себя по облику человеческого Микрокосмоса, теснится, суживается все более и более, становясь все более сходным с человеческим Микрокосмом. Как раз обратное!

В начале земной жизни Христа, сразу после крещения Иоанном, связь с телом Иисуса из Назарета была наиболее слабой. Его существо находилось еще совсем вне тела Иисуса из Назарета. Тогда то, что, странствуя по Земле, совершало это существо Христа, было нечто совсем надземное. Оно совершало целения, которые невозможно совершить никакой человеческой силой. Оно говорило к людям с проникновенностью, которая была божественной проникновенностью. Христос, как бы связывая себя самого с телом Иисуса из Назарета, действовал еще как сверхчувственный Христос, но все более и более делал он себя сходным телу Иисуса из Назарета, втеснялся в него, стягивался все больше и больше в земные соотношения и испытывал все большее и большее исчезновение божественной силы. Через все это проходило его существо, принимая все более сходство с телом Иисуса из Назарета, — развитие, которое в определенном отношении было нисходящим развитием. Он должен был пройти через чувство, что по мере увеличивающегося сходства с телом Иисуса из Назарета все больше и больше отступала от него мощь и сила Бога. Мало-помалу из Бога становился человек.

Как если бы в бесконечных муках кто-нибудь наблюдал все большее и большее исчезновение своего тела, так видело существо Христа исчезающим свое божественное содержание по мере все более увеличивающегося сходства его эфирного существа с земным телом Иисуса из Назарета, пока оно не стало столь сходным ему, что подобно человеку стало доступным ощущению страха. Это то, о чем говорят и другие Евангелия, описывая Христа Иисуса вместе с учениками на Елеонской горе, когда на челе Христа в теле Иисуса из Назарета выступает пот страха. Это было вочеловечение, становление Христа все более и более человеком, достижение им все большего сходства с телом Иисуса из Назарета. И по мере становления этого эфирного существа Христа все более сходным телу Иисуса из Назарета Христос становился человеком. Божественная чудодейственная сила исчезала. Здесь видим мы весь страстной путь, начиная с момента, когда Христос выступил вскоре после крещения Иоанном, когда дивящийся народ, видя что творил Христос, говорил: такого не совершал еще никто на Земле! Это было время, когда он имел еще мало сходства с телом Иисуса из Назарета. От этого удивленного созерцания находящихся вокруг почитателей в течение трех лет совершается путь до того момента, когда Христос становится настолько сходным с телом Иисуса из Назарета, что из этого хилого тела Иисуса из Назарета, к сходству с которым он совсем приблизился, он уже не мог ответить на вопросы Пилата, Ирода и Каиафы. Настолько сходным стал он телу Иисуса из Назарета, становившемуся все слабее и слабее, все более и более хилым, что на вопрос: не говорил ли ты, что разрушишь храм и в три дня вновь воздвигнешь его? — Христос уже не говорил из этого дряблого тела, стоя молча перед первосвященниками иудеев, молчал перед вопросом Пилата: не говорил ли ты, что ты царь иудейский? Это был страстной путь от крещения в Иордане до бессилия. И вскоре затем толпа, поражавшаяся прежде сверхземным чудесным силам Христа, стояла вокруг него без удивления, стояла перед крестом, издеваясь над бессилием Бога, который стал человеком: если ты Бог — сойди с креста; ты помогал другим — помоги теперь самому себе! Это был страстной путь, бесконечное страдание, к которому присоединилось страдание за человечество, которое стало таким, каким именно оно было во время Мистерии Голгофы.

Но переживание этих страданий родило того Духа, который в праздник Пятидесятницы излился на апостолов. Из этих страданий родилась всевершащая космическая любовь, опустившаяся при крещении в Иордане из внеземных небесных сфер в сферу земную, став подобной человеку, подобной человеческому телу, и которая прошла через момент высочайшего божественного бессилия, чтобы родить тот импульс, который мы знаем затем как импульс Христа в дальнейшей эволюции человечества.

Это факты, которые мы должны принять во внимание, мои дорогие друзья, если мы хотим понять все значение Христова импульса в том смысле, в котором оно должно быть понято для будущего людей, в чем будет нуждаться это будущее людей для его продвижения вперед на пути культуры и развития.

__________

* Имеется в виду цикл лекций, прочитанных в Христиании в 1910 г. «Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера». Биб. № 121.