Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=413
Распечатать

Замечания об отношении описанного в этой книге к изложенному в моей "Теософии" и в "Тайноведении"



Названия, долженствующие выражать переживания че­ловеческой души в элементарном и духовном мире, при­ходится приспособлять к особенностям этих пережива­ний. При подобных названиях необходимо принять во внимание, что уже в элементарном мире переживание протекает совершенно иначе, нежели в мире чувств. Это переживание основано на способности души к превраще­нию и на наблюдении ею симпатий и антипатий. По необ­ходимости терминология должна будет отразить на себе изменчивость этих переживаний. Она не может быть столь неизменной, какой она должна быть для чувственного мира. Кто не примет во внимание этого обстоятельства, связанного с самим существом дела, тот легко найдет про­тиворечие между терминологией в этой книге и таковой же в моей "Теософии" и в "Тайноведении". Противоречие уничтожится, если вспомнить, что в обеих этих книгах названия выбраны так, что они характеризуют пережива­ния души, присущие ей во время полного развития между рождением (зачатием) и смертью, с одной стороны, и между смертью и рождением - с другой. Здесь же названия даны применительно к переживаниям, свойственным ясновидческому сознанию при его вступлении в элементар­ный мир и в духовные области.

Из "Теософии" и "Тайноведения" видно, что со смер­тью, вскоре после отделения от души физически-чувст­венного тела, от нее отделяется также и то тело, которое в этой книге названо эфирным. Затем душа живет сначала в существе, которое здесь обозначено как астральное тело. Эфирное тело после своего отделения от души претерпе­вает изменения внутри элементарного мира. Оно перехо­дит в существ, образующих этот элементарный мир. Душа человека уже не присутствует больше при этом превраще­нии эфирного тела. Но зато она переживает после смерти события элементарного мира как свой внешний мир. Это переживание элементарного мира извне описано в "Тео­софии" и в "Тайноведении" как прохождение души через мир душ. Таким образом, нужно себе представлять, что этот мир душ тождествен с тем, который здесь, с точки зрения ясновидческого сознания, назван элементарным. Когда затем душа, в промежутке между смертью и рожде­нием, - в смысле описанного в моей "Теософии" - отделя­ется от своего астрального тела, она продолжает жить в существе, которое здесь обозначено как "истинное Я". Тогда астральное тело проходит через то, что было здесь охарактеризовано как "забвение", так что душа уже не присутствует больше при этом. Оно как бы ввергается в мир, в котором нет ничего, что можно наблюдать чувства­ми или что переживается так, как переживается воление, чувствование и мышление, развиваемые человеком в чув­ственном теле. Тогда душа, продолжая пребывать в "ис­тинном Я", переживает этот мир, как свой внешний мир. Если хотят изобразить переживание в этом внешнем мире, то это можно сделать так, как это было сделано в "Теосо­фии" и в "Тайноведении" при описании прохождения че­рез область духа. Тогда душа, переживая себя в "истинном Я", имеет в духовном мире вокруг себя то, что образова­лось в ней во время чувственного бытия как ее душевные переживания. В пределах того мира, который здесь описан как мир живых мыслесуществ, душа между смертью и новым рождением находит все, что она сама пережила в своем внутреннем бытии благодаря своему чувственному, восприятию, и в чувственном бытии - благодаря мышле­нию, чувствованию и волению.