Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=345
Распечатать

Рудольф Штейнер. Поворотные пункты духовной жизни



Запись эзотерического урока Рудольфа Штейнера в Берлине 28 декабря 1908 г. ПСС 266/1

Заратустра – его земным защитником был царь Виштасп, который в качестве Кира позднее распространил и консолидировал учение Заратустры.

Назарас, или Назаранос, халдейский посвященный, был (перевоплощением) Я Заратустры. Он инспирировал Пифагора, который подготовил христианство в Греции благодаря этому. Затем Я Заратустры инкарнировалось в Иисусе Назарее, который потому был способен принять самого Христа в свои тела.

У Заратустры были ученики: учение его у Гермеса достигло астрального тела, у Моисея – эфирного тела, у Пифагора – физического тела.

Посвящение Гермеса проходило в рождественское время, и он видел то, что должно было быть дано людям позже в Мистерии Голгофы. Он увидел все планетарное развитие и то, что с ним связано.

Посвящение Моисея проходило в эфирном теле. Заратустра сумел дать ему (нечто) от своего собственного светового тела. Он видел Солнце в непогоде, буре и туманной мгле лишь слабо; наоборот, Луну в первой четверти – ясно. Поэтому позже Ягве явился ему в горящем терновом кусте.

Посвящение Пифагора проходило в физическом теле, это он внес в свои наставления людям.

Семь святых риши были руководимы Ману, каждый (из них) был посвящен в мистерии одной из планет, Заратустра же – в мистерии Солнца, самого Христа.

Кир Старший (ум. 529 г. до Р.Х.) — персидский царь, основатель державы Ахеменидов, завоеватель Вавилона.

Назарас, Назаранос — очевидно, Назаратос, халдейский маг, находившийся во время вавилонского пленения евреев в Вавилоне.

Пифагор, ок. 570-497/496 гг. до Р.Х.

 

Из записи эзотерического урока Рудольфа Штейнера  в Мюнхене 1 ноября 1906 г. ПСС 266/1

Оккультное братство розенкрейцеров — это питомник, в котором должен быть создан человеческий материал для грядущей эпохи. Во времена особо [сильного] мрака всегда должен возникать особенно яркий свет. В эпоху Орифиила родился Христос; когда к власти снова придет Орифиил, тогда принесенный Христианом Розенкрейцем и распространяемый ныне духовный свет должен будет произвести также сообщество ясновидящих людей, целенаправленно работающих пионеров. Это вызовет разделение на два главных потока, на расу добрых и расу злых. От зла погибнет пятая коренная раса. Злое и доброе еще относительно мало дифференцированы…

*

На вопрос о том, к какой из групп Учителей принадлежит Мани, учредитель манихейства, д-р Штейнер отвечал, что Мани — это индивидуальность, стоящая рядом с другими посвященными. Христиан Розенкрейц встретил его во время своего путешествия в Палестину в одной североафриканской тайной школе. Об этом кое-что можно найти, пожалуй, в жизнеописании Христиана Розенкрейца. Мани стоял на страже спиритуальности в эпоху ее затемнения в католицизме.

Из: «Unveroffentlichte Gesprache mit Dr. Steiner» vom Friedrich Rittelmeyer. S. 313-314.

*

Сообщение Фридриха Риттельмейера от 9 июля 1924 г. в записи В.Й. Штейна:

«Риттельмейер сказал, что когда ему пришлось писать очерк жизни д-ра Штейнера, д-р Штейнер в присутствии г-жи д-р Штейнер рассказал ему, что у него было два Посвятителя (zwei Initiatoren), Христиан Розенкрейц и Учитель Иисус (Заратустра). Последний указал ему на Фихте. Первый действовал через Феликса Бальде (Штейн имеет в виду прообраз именуемой так фигуры из драм-мистерий Рудольфа Штейнера, Феликса Когуцкого.— Прим. Т.М.)…Шюре в своей биографии (д-ра Штейнера) указывает на Учителя Иисуса (представителя воли)…»

В кн.: Thomas Meyer. D.N. Dunlop. Dornach, 1987. S. 492

*

Эдуард Шюре в предисловии к французскому изданию книги Рудольфа Штейнера «Христианство как мистический факт» дал очерк оккультного развития автора как представителя современной западной эзотерики. Основываясь на сведениях, полученных в 1906 г. от самого Штейнера в письменном виде и изустно, Шюре говорит также о его двух Учителях:

«Благодаря первому Учителю, благодаря братству, к которому он [Рудольф Штейнер] примкнул по глубочайшим внутренним основаниям, Штейнер принадлежит к другой [нежели теосософская – Г.К.] оккультной школе, именно к западной эзотерике и совсем особенно – к розенкрейцерской».

В другом месте Предисловия дан портрет, очевидно, второго Учителя Штейнера:

«Учитель Рудольфа Штейнера был весьма несхож с учеником. В нем не было ничего от той глубокой, почти женской чуткости, которая, хотя и не исключает энергию, превращает в переживание каждое соприкосновение (с людьми) и страдание другого тотчас превращает в личную боль. Это был мужественный дух, натура властителя, которая взирала только на человеческий род (Gattung) и для которой индивиды едва ли имеют значение. Он не щадил себя, как и других. Его волю можно было сравнить c пушечным ядром, которое, покинув ствол, устремляется прямо к цели и все увлекает за собой. На тревожные вопросы своего ученика он отвечал приблизительно так: «Если ты хочешь одолеть врага, ты должен сначала понять его. Дракона ты сможешь победить, только если влезешь в его шкуру. Быка надо брать за рога. Твое оружие и твоих товарищей по борьбе ты обретешь в величайших невзгодах. Я показал тебе, кто ты; теперь иди и оставайся самим собой».

Цит. по: Beitrage zur Rudolf Steiner Gesamtausgabe. № 42. Dornach. Sommer 1973. S.15, 10.

*

Рудольф Штейнер о перевороте в методических основах познания, совершившемся в процессе его посвящения:

«…Я чувствовал, как идейное начало прежней жизни отступило в определенном отношении и его место заняло волевое начало. Чтобы это было возможно, воля должна уметь воздерживаться от всякого субъективного произвола при развертывании познания. Воля возрастала в той же мере, в какой идейное начало убывало. И воля взяла на себя также духовное познание, которое до того почти целиком осуществлялось идейным началом».

Rudolf Steiner. Mein Lebensgang. Kap. XXII

*

«Существует дневниковая запись Вальтера Йоханнеса Штейна, которая гласит следующее:

«Хайдебранд (коллега В.Й. Штейна по штутгартской вальдорфской школе Каролина фон Хайдебранд) говорит:

«Д-р Штейнер сказал в Стратфорде в 1922 году, что он появится в Америке снова в 80-х годах.»

Из интервью Томаса Мейера ж-лу Novalis, 1999, № 2, S. 18

См. также указание на запись аналогичного содержания в записной книжке К. фон Хайдебранд в: Mitteilungen aus der anthroposophischen Arbeit in Deutschland. № 226. Weihnachten 2003. IV. S. 325

*

Из лекций Рудольфа Штейнера в Дорнахе от 28 июля 1924 г., ПСС 237

Истинный антропософ должен иметь сознание, что ныне речь идет о том, чтобы проницать взглядом битву, идущую между Ариманом и Михаилом, и участвовать в ней. Только через то, что такая спиритуальность, как та, что стремится течь через антропософское движение, соединится с другими духовными течениями, обретет Михаил те импульсы, которые снова соединят его со ставшим земным разумом, который принадлежит, собственно, ему.

Составление и перевод Г.А. Кавтарадзе