Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=322
Распечатать

Рудольф Штейнер. Из записи эзотерического урока



Из записи эзотерического урока Рудольфа Штейнера в Штутгарте 13 августа 1908 года

ПСС 266. Т. 1, стр. 417-418

Каждой эзотерической школе известны прове­ренные тысячелетним опытом средства при­водить ученика к познанию наилучшим образом. А поэтому даются некоторые общие правила для медитации и особые правила каждому ученику [в отдельности]. Однако существуют и определен­ные сопутствующие упражнения, которые можно выполнять дополнительно к обычным упражне­ниям. Из этих упражнений каждое может продол­жаться шесть-восемь недель или столько, сколько сочтут нужным, чтобы затем начать сначала. Та­ких упражнений шесть.

1. Концентрация. Надо взять какой-нибудь предмет, лучше всего незначительный, который сам по себе не привлекает наше внимание, но к которому мы должны привлечь свое внимание сами. Над этим предметом надо размышлять, хотя бы минут пять, не переключаясь на другие предметы, держа постоянно в мыслях одно и то же. Подготовиться к этому можно, загодя ближе познакомив­шись с предметом. Спустя несколько дней можно будет взять другой предмет.

Это упражнение пробуждает чувство устойчи­вости у ученика, приводя в действие чакрам меж­ду бровей. Оттуда это чувство через мозг можно направить в позвоночник.

2. Упражнение для воли. Надо решить совер­шать в определенный момент каждый день что-ли­бо, какое-либо действие, само по себе опять-таки незначительное. Это упражнение также сообщает устойчивость.

3. Выработка невозмутимости, то есть уме­ния не испытывать то «ликование до небес», то «смертельную тоску». Шутка не теряет свою цен­ность, если не смеяться над ней во все горло; страдание переносится менее себялюбиво, если не примыкать к нему слишком сильно.

Это дает ощущение покоя, которому надо дать течь из сердца в руки.

4. Видеть прекрасное и истинное во всех вещах. Надо вспоминать прекрасную персидскую леген­ду о Христе Иисусе, восхитившемся прекрасными зубами мертвой собаки, тогда как ученики видели только скверну. Можно во всем обнаружить хотя бы маленькое зернышко истины и красоты.

Продолжительное упражнение в этом прино­сит чувство великой радости.

5. Непрерывная раскрытость, [готовность] учиться новому. Не следует никогда говорить: это­го я никогда не слышал, этому я не верю; или: этого не может быть! Что бы вам не рассказывали, надо сохранять по крайней мере открытой возможность что-либо извлечь из этого.

Это дает чувство, словно воспринимаешь от­части за пределами своего тела.

6. - это упражнение в комбинации предыду­щих, которые можно брать попарно по желанию.

Благодаря его применению получаешь чувст­во, будто стал больше, вышел за пределы своей кожи.

Перевод с нем. ГЛ. Кавтарадзе