Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=322 |
Распечатать |
Из записи эзотерического урока Рудольфа Штейнера в Штутгарте 13 августа 1908 года
ПСС 266. Т. 1, стр. 417-418
Каждой эзотерической школе известны проверенные тысячелетним опытом средства приводить ученика к познанию наилучшим образом. А поэтому даются некоторые общие правила для медитации и особые правила каждому ученику [в отдельности]. Однако существуют и определенные сопутствующие упражнения, которые можно выполнять дополнительно к обычным упражнениям. Из этих упражнений каждое может продолжаться шесть-восемь недель или столько, сколько сочтут нужным, чтобы затем начать сначала. Таких упражнений шесть.
1. Концентрация. Надо взять какой-нибудь предмет, лучше всего незначительный, который сам по себе не привлекает наше внимание, но к которому мы должны привлечь свое внимание сами. Над этим предметом надо размышлять, хотя бы минут пять, не переключаясь на другие предметы, держа постоянно в мыслях одно и то же. Подготовиться к этому можно, загодя ближе познакомившись с предметом. Спустя несколько дней можно будет взять другой предмет.
Это упражнение пробуждает чувство устойчивости у ученика, приводя в действие чакрам между бровей. Оттуда это чувство через мозг можно направить в позвоночник.
2. Упражнение для воли. Надо решить совершать в определенный момент каждый день что-либо, какое-либо действие, само по себе опять-таки незначительное. Это упражнение также сообщает устойчивость.
3. Выработка невозмутимости, то есть умения не испытывать то «ликование до небес», то «смертельную тоску». Шутка не теряет свою ценность, если не смеяться над ней во все горло; страдание переносится менее себялюбиво, если не примыкать к нему слишком сильно.
Это дает ощущение покоя, которому надо дать течь из сердца в руки.
4. Видеть прекрасное и истинное во всех вещах. Надо вспоминать прекрасную персидскую легенду о Христе Иисусе, восхитившемся прекрасными зубами мертвой собаки, тогда как ученики видели только скверну. Можно во всем обнаружить хотя бы маленькое зернышко истины и красоты.
Продолжительное упражнение в этом приносит чувство великой радости.
5. Непрерывная раскрытость, [готовность] учиться новому. Не следует никогда говорить: этого я никогда не слышал, этому я не верю; или: этого не может быть! Что бы вам не рассказывали, надо сохранять по крайней мере открытой возможность что-либо извлечь из этого.
Это дает чувство, словно воспринимаешь отчасти за пределами своего тела.
6. - это упражнение в комбинации предыдущих, которые можно брать попарно по желанию.
Благодаря его применению получаешь чувство, будто стал больше, вышел за пределы своей кожи.
Перевод с нем. ГЛ. Кавтарадзе