Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=315
Распечатать

Рудольф Штейнер. Из записи эзотерического урока



Из записи эзотерического урока Рудольфа Штейнера в Штутгарте 13 августа 1908 года

ПСС 266. Т. 1, стр. 415-417

Каким образом должен относиться к вопросам питания эзотерик? Во-первых, надо отдавать себе отчет в том, что даже посредством особенно хороших методов питания достигнуть какого-либо духовного развития никогда нельзя, так что мож­но сказать: что употреблять в пищу, решительно все равно. Однако неверным питанием духовное развитие практически можно отягчить и даже сде­лать совсем невозможным.

На земле прежде — в атлантическую эпоху — не существовало алкоголя, он появился позже, чтобы помочь индивидуализации людей. Чело­века он отделяет от его высших способностей и делает замкнутым. Отсюда употребление ал­коголя в дионисийских мистериях. Сегодня же этой ступени в цивилизованных странах достиг каждый человек, и сегодня алкоголь только зло. От употребления его утрачивается способность приноравливания к другим людям и понимания их. Алкоголь особенно вредит эзотерику, так как все развитые высшие силы превращает в силы личного я, а оно все снова замыкается в себе и в виду двух противоположных потоков — высших и низших сил я— словно разрывает астральное тело. Явлением Христа на земле был принесен тот принцип, благодаря которому достичь своей индивидуализации сознательно может каждый. Потому Христос Иисус говорит: Я еемь истинная виноградная лоза.

Употребление алкоголя доставляет питатель­ную среду многочисленным полчищам духовных существ, как плохо убранная комната сама собой оказывается полна мух.

Мясо, которое мы едим, пронизано астраль­ным телом животных. Это ведет к тому, что для переваривания его требуется участие нашего астрального тела. От этого оно бывает слишком загружено и не может посвятить себя своей собст­венной задаче: созиданию образов. Это ведет к тому, что ночью оно не может правильно покинуть эфирное тело, но насильно удерживается им. Испытывает затруднения оно и в осуществлении своей ночной задачи — возобновления жизнен­ных сил.

Вегетарианское питание, состоящее из физиче­ских и эфирных составных частей, поддерживает созидание важных образов широкого охвата и пото­му дает большее понимание, позволяет лучше обо­зревать вещи, без долгого размышления. Также в нас благодаря нему перерабатывается чистая сол­нечная субстанция. Более значительное усилие, требующееся для переваривания растительной пи­щи, не истощает силы, но, напротив, привлекает силы, как и бывает всегда: чем больше бьешься ради доброго дела, тем больше получаешь сил.

Вегетарианское питание превосходное средст­во для врачей и юристов, которые благодаря не­му будут гораздо быстрее проникать взглядом в своих пациентов или в дела своих клиентов, но для банкиров, промышленников, техников, ком­мерсантов, короче, для всех тех, кто связаны со счетом, правильным оно не будет. Из-за него именно утрачивается способность физического комбинирования. Поэтому вегетарианское пита­ние не следовало бы расхваливать в общем, как это в мире часто бывает. Бывает, что человек по линии наследственности получает такое тело, ко­торое не выносит вегетарианства вообще. Одна­ко не следовало бы стремиться тогда и к более высоким упражнениям.

Для эзотерика неправильно также делать мно­го гимнастических упражнений, купаний, что реко­мендуется так усиленно; все это совлекает вниз, в средоточие физической жизни, тогда как стре­миться он должен был бы прежде всего к тому, чтобы держаться спокойно, ходить не слишком много, по возможности меньше двигать конечно­стями. (Хотя определенные части физического тела — волосы, ногти — пронизаны астральным телом, но на них оно не воздействует, так что их можно обрезать, не чувствуя боли. Не пронизано астральной субстанцией и не обладает вредным влиянием, как мясная пища, и молоко, которое дает корова.)

Перевод с нем. ГА. Кавтарадзе