Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=3
Распечатать

Вальтер Куглер. От поэтической утопии к зримому духу.



Со 2 сентября по 20 октября 2005 года в Выставочных залах Государственного музея А.С.Пушкина в Москве проходит выставка «От поэтической утопии к зримому духу» (Фогелер – Штейнер – Бойс), на которой представлено семь рисунков на досках Рудольфа Штейнера и некоторые акварели-медитации Андрея Белого из фондов Архива Рудольфа Штейнера (Дорнах). Известно, что во время своего пребывания в Швейцарии А. Белый получил множество наставлений от Рудольфа Штейнера относительно медитативной работы. Рассматривая его зарисовки, подтверждая или исправляя их, Штейнер давал ему дальнейшие указания для самостоятельной духовной работы. Основная часть таких зарисовок-медитаций будет представлена на выставке в Литературном музее в Москве, приуроченной к 125-летию со дня рождения Андрея Белого. Там же планируется показать оставшиеся 5 из 12 привезенных в Москву досок Рудольфа Штейнера.

Немецкий художник Генрих Фогелер (1872 – 1942), много слышавший о России от своего друга Р.М. Рильке, в 1931 году переехал в Россию из Германии в поисках идеала справедливого социального устройства мира. В Германии он пытался создать коммуну для новой социальной жизни. Идея представить личность Генриха Фогелера в России принадлежит музею его имени «Haus im Schluh» в Ворпсведе (Германия) и Архиву Рудольфа Штейнера (Швейцария). Первоначально в Ворпсведе прошли выставки «Йозеф Бойс и Генрих Фогелер» (2002) и «Генрих Фогелер и Рудольф Штейнер» (2003). В 2004 году кабинетная версия экспозиции с большим успехом демонстрировалась в Дорнахе.

На выставке в Москве представлены рисунки Рудольфа Штейнера к лекциям 1923-24 гг. Директор Архива доктор Вальтер Куглер снабдил представленные рисунки краткими надписями и выдержками из лекций: «Почему люди розу любят?», «В начале было Тепло», «Рождение растения», «В скелете есть духовное начало», «Голгофа: из пространства во время», «Голова, которая во все стороны открыта – это пчелиный рой». Нужно заметить, что тема «пчела» находила свое отражение и в жизни Генриха Фогелера (в его проекте «дома-улья» для общества будущего), и в творчестве Бойса после того, как он познакомился с лекциями Штейнера «О пчелах». Пчела стала для Бойса символом и выражением совместной творческой работы. На выставке можно увидеть, как каждый из художников подходил к данному образу: от ранних тонко прорисованных «Сказок» Фогелера в духе югендштиля (о которых Рильке написал: «Все его сказки начинаются так: «Это когда-нибудь сбудется…») до рисунков современных последователей Бойса – Маркуса и Ины Ландт.

Ниже мы предлагаем фрагменты из главы «Космическая поэзия» доктора Вальтера Куглера, включенной в каталог выставки.

О.П.

Рисунки на досках Рудольфа Штейнера

Рудольф Штейнер (1861 – 1925) сначала получил известность как исследователь творчества Гёте, философ  и литературный критик, позже как антропософ, основатель школы и социальный реформатор. Во время своих более чем 5000 лекций он постоянно прибегал к рисункам на доске, чтобы подчеркнуть какое-либо понятие, название или дату, сложные взаимосвязи рассматриваемого предмета или с помощью рисунка оживить излагаемую мысль.  Зачастую в течение лекции первоначальные наброски приобретали, по словам Аси Тургеневой, «имагинативный, красочно подвижный образ». Рудольф Штейнер любил всеохватность мысли и ценил в ней прежде всего силу, способную связать воедино философию и естественные науки, человека и Космос, религию и социальную действительность.

У Штейнера, собственно, нет ни одной застывшей формы. Он опирался на постоянно создаваемые заново и намеренно определяемые им контрасты слова и образа, порождающие движение, новую жизнь. «Чтобы понять жизнь», пишет он в своей автобиографии, «надо с полной душевной отдачей находиться внутри противоречий, полностью погружаясь в них». «Там, где противоречия сглажены, царит безжизненное, смерть. Сама жизнь – это постоянное преодоление, но в то же время – новый источник противоречий».

То, что сохранилось более 1000 досок с рисунками Рудольфа Штейнера, является заслугой художницы Эммы Штолле, по инициативе которой Рудольф Штейнер, начиная с 1919 года, во время своих лекций рисовал на натянутой на досках черной бумаге. После окончания лекций рисунки Штейнера, выполненные белым или цветным мелом, фиксировались, датировались и бережно сохранялись.

Первая выставка таких картин-«досок» состоялась в 1958 году в Архиве Рудольфа Штейнера в Дорнахе и курировалась русской художницей Асей Тургеневой, многие годы интенсивно работавшей с Рудольфом Штейнером. Лишь в 1992 году осуществилась более широкая экспозиция рисунков на досках, которая была с большим воодушевлением принята в мире искусства. С тех пор подобные выставки демонстрировались во многих значительных музеях мира: в Ленбаххаузе (Мюнхен), Альбертине (Вена), Народной галерее (Прага), Художественном музее (Берн), Музее современного искусства Ватари-Ум (Токио), Галерее Петера Блума (Нью-Йорк), в Кунстхаузе (Цюрих), в Киазма (Хельсинки), в Национальном музее изящных искусств (Буенос Айрес). Теперь в рамках выставки «От поэтической утопии к зримому духу» подборку этих единственных в своем роде «мыслеобразов» можно впервые увидеть в России.

Картины-медитации

Уже к первой встрече с Рудольфом Штейнером у Белого был ряд схематичных рисунков – свидетельство его «внутренней работы» и воплощенного в графических образах медитативного опыта. В течение последующих лет он развивал их дальше: простые линии и спирали превращались в крылатых существ, Земля представала космической трансфигурацией. При этом силы непосвященного действовали совместно с силами Святого, силы природы с силами человека. Иногда таким образом отражались указания к упражнениям и медитациям, иногда содержание лекций Доктора, которые в этих постепенно обретавших цвет рисунках  приходили к воплощению в образе и одновременно – к освобождению. Андрей Белый вводил комментарии Штейнера непосредственно в канву образов так, что благодаря этому сами слова становились образами и обретали силу свидетельств о внутренних процессах, без которых внешняя жизнь была бы пустой и мрачной.

Но натура Андрея Белого отличалась ранимостью. Скоро наступил кризис, о котором он пишет: «В 1913-1914 годах я всерьез полагал, что меня уже НЕТ; все личные вариации моего Я благодаря ВСЕОБЩИМ ОКОВАМ, надетым на меня, были уничтожены; но против этого над узником поднялось на орлиных крыльях безобразное, немое индивидуальное Я, чье выражение было сковано. Такого подъема, такого высокого полета знания я в своей жизни не испытывал никогда. И этот ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ перенес меня мимо всех людей к моему учителю Рудольфу Штейнеру, от которого я в течение четырех лет получил безмерно много».

Вальтер Куглер
Перевод с нем. О.П.