Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=262
Распечатать

Георг Кюлевинд. Моё тело и я



III. Недостаток оболочек ощущения себя

В 1982 году я в первый раз был в Vidarasen, самом большом кэмпхилле Норвегии. Как-то раз вечером я читал лекцию для всех жителей де­ревни, на которой присутствовали и больные. Я говорил по-английски с переводом на норвеж­ский. Как всегда, в текст лекции я вставлял ост­роты, и после произнесения первой же остроты случилось неожиданное: прежде, чем было пере­ведено первое слово, половина слушателей громко засмеялась. Я огляделся: смеялись боль­ные. Когда прозвучал перевод, засмеялись со­трудники. Это было так удивительно (очень не­многие больные знали английский), что следую­щую шутку я произнес десять минут - спустя и опять был потрясен... Больные не понимали зна­чения слов и по-норвежски, но они чувствовали: сейчас можно смеяться.

Я и некоторые из моих друзей повторяли этот опыт. Почти все больные имели ту способность, которая у «нормальных» людей отсутствует.

Феномен «ученый дурак» известен и описан в литературе, которая, впрочем, ничего не объяс­няет. Физически и умственно неполноценные люди, так называемые идиоты, аутисты могут обнаруживать особые сверхспособности, кото­рые невозможно объяснить лишь «дефектом» мозга. Старейшие сотрудники кэмпхилла в анек­дотической форме рассказывают о «ясно-чувствовании» больных. У людей с синдромом Дауна и ранним детским аутизмом оболочка ощущения себя отсутствует, слабо развита, «продырявлена» или неустойчива - и соответст­венно этому в них живёт эгоизм. Если бы оболоч­ка полностью отсутствовала, проявлялись бы следующие симптомы:

1.  Недостаточное ощущение тела, временное или продолжительное бессилие в отношении с телом, особая трудность с волевой моторикой;

2.  Открытость в направлении сверхсознатель­ных источников, креативность;

3.  Открытость по отношению к другим людям, восприятие их мыслей и жизни чувств без «зна­ков» - «яснослышание»;

4.  Недостаточность центра личности.

1. Ощущения тела

Лучшее описание детей с ранним аутизмом до появления «поддерживающей коммуникации»1 принадлежит, вероятно, Вальтеру Хольцапфелю.2 Он описывает, как здоровое и подчас очень красивое тело не используется аутистом, подоб­но тому, как «пианист игнорирует прекрасно на­строенный инструмент и по непонятным причи­нам отказывается его использовать». Хольцапфель приводит множество примеров. Известно, что дети-аутисты почти не чувствуют физической боли и даже холода. Многие имеют трудности с направлением движений и движением вообще. «Они могут сами себя бить и ранить, не обнару­живая боли, тогда как изменение окружающего их мира причиняет им огромную боль». «Я ре­бенка лишается возможности в дальнейшем пре­творить его намерения, используя телесность».

Л.Б., аутичный молодой человек, пишет: «Я хочу также описать, что я не чувствую жизни в моем теле. Без ощущения своего тела я кажусь неприкрытым и безжизненным, сдающимся смерти уже сейчас. Несмотря на тяготы жизни, связанные с аутизмом, я все-таки не умираю. Я пытаюсь ощутить своим телом без оболочки гра­ницы мира. Оболочки должны быть вокруг тела, чтобы я умел действовать. Я мог бы больше уметь делать, но мое тело не выполняет того, что есть в моей голове. Я словно пленник в моем теле, который не может осуществлять движения. Участь аутиста - отрыв бытия от возможности действовать. Прикосновения и музыка помогают телу действовать»3. Дальше он пишет: «Желание и осуществление зависят от ощущения самого себя. Если я сам себя не ощущаю, я не могу уве­ренно двигаться благодаря приказаниям своего мозга. Воля присуща Я, которое без ощущения тела для человека почти потеряно»4.

Д.Ц., другой молодой аутист, пишет: «Воз­можно я никогда не чувствовал себя полностью в своем теле». «Это делает мое тело отделен­ным от моей воли. Это оно дергается, не я. Что я при этом испытываю? Я изумляюсь тому, что мое тело делает, пока не чувствую, что оно де­лает нечто разумное. Мое тело ждет того, чтобы я снова стал с ним единым. Мое Я часто бесте­лесно. Я парю и не нахожу контакта с землей. [...] Если я не чувствую почвы под ногами, моё тело непрерывно движется». «Основное пре­пятствие я вижу в плохом ощущении тела и свя­занным с ним нарушением равновесия. Ибо ес­ли я не могу найти свой центр, это связано с равновесием. Равновесие необходимо и для то­го, чтобы пользоваться руками. Движущаяся ру­ка постоянно нуждается в равновесии, как в ис­ходной позиции, поэтому мне нужна определен­ная опора при письме». Подобные люди учатся через зрительное подражание. «Я пытаюсь точ­но определить, что я, например, должен делать с языком. Иногда это получается, но иногда и на следующий день я знаю только теоретически, к чему относится язык. Я не могу его поместить точно туда, где он должен быть. [...] Никому не приходит в голову, что свое тело, а также свой рот я не могу воспринять правильно».

Эти тексты очень ясно показывают, насколько слабо восприятие тела, которое периодически полностью отсутствует, и каковы последствия этого. В связи с этим можно лучше понять и ин­дивидуальную агрессию и отторжение аутистов, когда другие прикасаются к их телу.

2. Открытость наверх

Сообщения о духовном опыте аутистов в ли­тературе «New Age» («Новый век«) на мой взгляд нужно воспринимать с осторожностью: для со­общающих мысли аутистов общедоступны, так как они не защищены оболочкой ощущения себя. С другой стороны, подобные опыты сообщаются только в том случае, если окружение их заранее не отвергает. В.Хольцапфель, изучая аутизм, от­мечает особый, «спорадический» интеллект этих людей, «едва затронутый традицией и культурой, чуждый условностей, странно чистый и ориги­нальный, родственный интеллекту истинных творцов».5 Ута Фрит, автор одной из основопола­гающих работ об аутистах, пишет: «Они, может быть, - оборотная сторона этого «нечто», содер­жащая в себе качество моральной интеллектуальной силы и чистоты, они так далеко удалены от нормального, что кажутся благородными, не­лепыми и страшными всем остальным»6.

Их «ясно-чувствование» можно ежедневно на­блюдать в институте, с которым я сотрудничаю в Будапеште (они знают, например, кто войдет в дом через час, чего не может знать ни один со­трудник).

3. Открытость к людям

Хольцапфель пишет: «Чувствительность исте­ричного ребенка, которая дает ему возможность особенно близко воспринимать свое окружение, у аутичного ребенка возрастает до телепатических способностей. У таких детей можно иногда заме­тить, насколько пугающе точным образом они со­переживают душевное содержание своих воспита­телей даже тогда, когда не обращают на них особо­го внимания. Они могут проявить определенные способности, например, в живописи, только в том случае, если в этой области у них есть особенно талантливый учитель. Об одном одиннадцатилет­нем мальчике, который не говорил ни одного слова, его воспитатель сообщает, что он писал стихи на пишущей машинке, когда сидел на коленях своего высокоодаренного отца»2.

Упомянутый выше Л.Б. пишет: «Я своими ушами слышу разговоры далеких незнакомых людей, опасаясь, что подслушиваю слишком много их мыслей. Я хочу, чтобы меня поняли. Я беру на себя смелость слушать, чтобы узнавать людей. Я должен вас предостеречь, что слышу каждого человека в автобусе или классной ком­нате. Я своими ушами нахожусь в жизни этих людей, я живу с ними, испытываю их страдания и радости. Я хотел бы жить жизнью моих ближних, смягчать их страдания и радоваться их радостям в согласии с судьбами других людей»3.

Д.Ц. сообщает: «Я знаю, что могу слышать больше, чем другие люди, и знаю, что картины, которые я воспринимаю, часто не соответствуют реальности»4.

«Нарушения» в восприятии, причиной которых служит недостаток оболочки, приводят частично к избытку, а частично к недостатку или отклоне­нию от нормального образования представлений.

4. Недостаточность центра

Так как у аутистов изначально не развивается эгоизм, для большинства из них трудно чувство­вать «себя», того, «кто» проводит опыты.7 Это можно заключить из всех, теперь уже многочис­ленных, автобиографий аутистов. Для «нормаль­ных» людей со всеми их чувствами и формами, которые для аутистов в большинстве случае не­понятны (ревность, тщеславие, влюбленность, зависть и т.д.), эгоизм является первым пережи­ванием «Я». Путь к редко переживаемому истин­ному Я лежит через ощущение себя, несмотря на то, что большинство людей в нем останавлива­ются. Так называемые «высоко функциональ­ные» аутисты благодаря индивидуальной фикса­ции, формам и индивидуальным интересам раз­вивают самость. Образ жизни в таких случаях направляется чаще всего логикой.

В этом рассмотрении речь идет не об аутизме, но о недостаточности ощущения себя. Эта не­достаточность часто присуща и особо одаренным людям. По этой причине Эйнштейн, Ван Гог, Виттгенштейн, физик Фейнман и другие характе­ризуются биографами как люди, которым прису­щи формы аутизма.

Сегодня я убежден, что не только аутисты, но и каждый «больной», по выражению У.Фрит, имеют «другую сторону». Гельдерлин с полным основанием мог написать такие строки в своем десятилетия длящемся «Помешательстве»:

«Линии жизни разнообразны,
Они как дороги, как границы гор.
То, чем являемся мы здесь,
Там может Бог дополнить
Гармонией, вечной наградой и миром».

И часто сияет нечто «оттуда» в нашу земную жизнь.

Георг Кюлевинд
Das Goetheanum №21/2001
Пер. с нем. Т.Гемельяровой

Примечания

1. «Поддерживающая коммуникация» (содействующая коммуникация) «изобретена» Розмари Кроссли в Австралии. Она заключается в том, что пишущего за кисть, предплечье, или плечо кто-то поддерживает, и тот может печатать на компьютере, печатной машинке, писать на доске или показывать соответствующие буквы. В большинстве случаев необъяснимо, как и когда аутисты приходят к письму и чтению; часто пишущие не говорят вообще или говорят ограниченно. Часто непонятно, действительно ли написанное принадлежит писавшему или всё же поддерживающему его, происходит ли это благодаря движениям пальцев пишущего или через «бессознательное внушение». Это подозрение в целом обоснованно, так как для многих аутистов мысли окружения благодаря их ясно-чувствованию непосредственно открыты и, вследствие этого, пишущий находится под их влиянием. Сегодня, однако, установлено, что многое из написанного может принадлежать только аутистам (см. ниже следующие примеры), так как неаутичное окружение об этом ничего не знает. Благодаря глубоким исследованиям Социального Министерства земли Бавария («Поддерживающая коммуникация», март 2000 года) установлена актуальность этого метода при определенных условиях. Этот метод - спасение для неговорящих аутистоз, он меняет взгляд на аутистов и вообще на антропологию человека.

2. «Дети-аутисты - явление и причины». См.: «Раннийдетский аутизм», Штутгарт, 1981.

3. См.: «Учиться понимать аутичных людей», изд-во «Общества содействия больным аутизмом», вып. I, Штутгарт, 1999. Там же, вып. II.

4. Х.Аспергер «Аутичная психопатия в детстве»;

5. См.: У.Фрит «Аутизм и синдром Аспергера», Кембридж, 1944.

6. У.Фрит: «Аутизм - объяснение тайны», Оксфорд, 1989.

7. Из-за почти никогда не соответствующего, не понимающего обращения аутисты развивают вторичные черты, которые весьма сильно напоминают эгоизм. Чаще всего трудно различить, какие черты первичны, а какие вторичны; поэтому представления так различны.