Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=223
Распечатать

Йоон ван Дам. Еуген Колиско



Духовно - культурное движение в биографических портретах

В 2002 году исполнилось сто лет со времени создания Антропософского общества. В ходе XX века внутри и вне Антропософского общества разворачивали свою деятельность многие тысячи людей. В Книге биографий1, которая готовится к изданию в 2003 году, современные участники антропософского движения дают краткие портреты многих из них. Тем самым они создают историю жизни и развития антропософии в биографических портретах.

1 Проектом издания книги биографий руководит Бодо фон Плато - член Правления ВАО. Ниже мы публикуем биографию Еугена Колиско (1893 - 1939), напечатанную в Бюллетене Медицинской секции Гетеанума.

Врач, ученый, вальдорофский педагог, публицист. Род. 21.03.1893 г. в Вене (Австрия), умер 29.11.1939 в Лондоне (Великобритания).

Еуген Колиско относится к тем ярким представителям поколения, которые, будучи молодыми соратниками Рудольфа Штайнера, способствовали превращению антропософии в действенную силу культуры двадцатых и тридцатых годов XX века, кто стал одним из самых трагических его представителей. Учитель, врач, школьный врач, ученый, публицист — он был одним из наиболее компетентных представителей антропософии. После смерти Рудольфа Штайнера в 1925 году его деятельность все более наталкивалась на непонимание внутри антропософского движения. Он умер в Англии на 46-ом году жизни.

Еуген Колиско родился в Вене 21 марта 1893 года. Со стороны отца семья была связана со знаменитым медицинским факультетом венского университета, и в доме Колиско бывали многие знаменитые люди. Его мать происходила из семьи музыкантов и сама была одаренной пианисткой. Она с большой самоотдачей ухаживала за Еугеном, который был болезненным ребенком, и часто возила его на курорты. Из-за туберкулезного абсцесса ему прооперировали левый локтевой сустав, и всю жизнь Еуген больше не мог разо­гнуть руку. В связи со слабым здоровьем он учился дома у частных учителей и сравнительно поздно поступил в Венскую шотландскую гимна­зию, известную своими историческими традиция­ми (ее корни восходят к ирландско-шотландскому христианству).

Здесь он встретил Вальтера Иоганнеса Штайна. Штайн и Колиско были диаметрально проти­воположными людьми, постоянные споры сдела­ли их близкими друзьями, а позднее и соратника­ми по антропософской работе. Еуген Колиско был маленького роста, хрупким, но живым и подвиж­ным. Его сильной стороной было умение делать обобщения. Вальтер Иоганнес Штайн, напротив, был силен и грубоват, всегда готов к спору и дракам. Его интересовали истоки всех явлений. Они вместе занимались дифференциальным исчислением, геометрической аксиоматикой, проблемами физики и философии. На прогулках они упражнялись в том, чтобы по внешнему виду людей суметь определить их профессию или темперамент. Благодаря матери Штайна Вальтер и Еуген познакомились с антропософией. В 1914 году Колиско впервые слушал доклады Рудольфа Штайнера. В 21 год он стал членом Антропософ­ского общества.

В 1917 году 24-летний Колиско закончил ме­дицинский факультет, стал экспертом - специали­стом и доцентом медицинской химии в венском университете. Перед ним лежала блестящая медицинская карьера. Однако все сложилось иначе.

В январе 1920 года Эмиль Мольт попросил Колиско начать работу в только что созданной вальдорфской школе - в качестве учителя на замены! Поддавшись уговорам Вальтера Иоган­неса Штайна и к ужасу своего венского окружения, Колиско уезжает в Штутгарт.

Начались пять лет интенсивного сотрудниче­ства со штутгартской коллегией, с его другом и почитаемым духовным учителем.

13 марта 1920 года Колиско читает доклад по химии, который заставил Рудольфа Штайнера подумать о создании высшей школы или акаде­мии. В последующие годы в Англии Колиско отдает свои силы осуществлению этой идеи.

Рудольф Штайнер говорил о «Колисковской химии» как о физиологической химии будущего, и для Колиско химия стала одной из основных сфер деятельности. Он разрабатывал учение о «жес­тах» или «характере» субстанций, которое не только отразилось на характере обучения на старшей ступени вальдорфской школы, но и стало существенной основой для понимания терапевти­ческого воздействия веществ. Его сотрудничество с Рудольфом Штайнером стало еще более интен­сивным, когда Штайнер разработал новое лекар­ство от ящура во время эпидемии этой болезни в начале 20-х годов в Германии.

Наряду с этой деятельностью он был одним из основателей антропософского журнала «Die Drei» и редактировал его с октября 1921 по март 1923 года. В 1921 году Колиско, Штайн и Карло Септи­мус Пихт начали создавать архив по гетеанизму, в котором собирали как гетеанистическую литера­туру, так и доклады Рудольфа Штайнера. Архив предоставлялся для работы всем желающим. Гетеанизм был близок Колиско, великому мастеру феноменологии. «Нужно только посмотреть, как головастик превращается в лягушку. Что он дела­ет? Он вдыхает воздух и выталкивает из себя конечности», - говорил он.

Рудольф Штайнер ценил в Колиско живость восприятия и мышления, он привлекал его в качестве докладчика на многочисленные Высшие курсы, которые организовывались в это время. В своем сообщении о Высших курсах в Голландии в 1922 году он характеризовал Колиско так: «В антропософском движении нельзя переоценить личность д-ра мед. Еугена Колиско. (...) В Колиско естественнонаучный феноменолизм имеет учено­го, объективно разрабатывающего эту сторону антропософского мышления из непредвзятого познания вещей. У читателя или слушателя не создается впечатления, что Колиско изначально привносит антропософию в свое познание мира. Он внутренне личностно срастается с проблема­ми, так что, на мой взгляд, он, как личность, действует убедительно в научном плане. Он говорит из сердца, истинно, и в этой истине изжи­вает себя без остатка».

В мае 1922 года Колиско читает лекцию в из­вестном Венском союзе врачей о «новых путях в патологии и терапии через атропософию». На докладе присутствовали светила венского медицинского мира, где имя Колиско было хорошо известно. Для публики содержание лекции было настолько новым, непохожим на привычные представления, настолько неожиданным, что его лекция — как пишет Колиско в письме к жене — стала «величайшим скандалом, который только происходил в медицинском мире Вены с незапа­мятных времен. Я одним махом лишился всех моих медицинских кровных связей. Там для нас теперь ожидать нечего. Видимо, это должно было однажды случиться». В штутгартской вальдорф­ской школе он преподавал химию и биологию и развивал школьную медицину. При этом он не только занимался с детьми, но и знакомился с работой своих коллег-учителей, потому что хотел знать, как двигаются дети на занятиях гимнастики или эвритмии, как они рисуют и лепят, стремился узнавать от коллег, какими они видят детей. Он знал внутреннюю связь физиологических и психо­логических процессов роста ребенка. Он постоян­но старался различать, существует ли физиологи­ческая причина для душевных или телесных проблем и необходимо ли их вмешательство медицины, или же налицо психологическая про­блема, которую можно разрешить педагогически­ми приемами. Он рассматривал весь процесс обучения, как целебное средство, школьную жизнь - как путь исцеления.

В начале 20-х годов Колиско все более выдви­гался в центр антропософской активности. В 1923 году он был избран членом Правления вновь созданного Антропософского общества в Герма­нии. Рудольф Штайнер лично приглашал его на основные антропософские специальные курсы: курс молодых медиков, лечебно-педагогический курс, медицинский курс для священников — часто вместе с женой Лили. После Рождественского собрания 1923/1924 года и основания Медицин­ской секции в Гетеануме Колиско был призван в состав секции вместе с шестью другими врачами.

Он интенсивно участвовал в развитии мето­дов художественной терапии, лечебной эвритмии, музыкальной терапии, особенно лечебного пения (на основе методов Вальборг Вербек-Свердстрём). До сих пор его работы по вопросам питания в журнале «Природа», который он редак­тировал с 1926 по 1931 года, являются основопо­лагающими. Им были опубликованы статьи по биологии, истории, химии, педагогике. Вместе со своей женой он занимался исследованием соот­ношений между космическими силами и земными процессами. Эти исследования имели долговре­менное значение как для медицины, так и для сельского хозяйства.

После смерти Рудольфа Штайнера в 1925 го­ду для Колиско стало все труднее продолжать работу. Во Всеобщем антропософском обществе, созданном на Рождество 1923 года с принципи­ально новой структурой и руководством, он ока­зался втянутым в конфликт с руководящими личностями. Одной из причин конфликта был его отказ занять центральное место в Правлении в Дорнахе, предложенное ему Марией Штайнер, так как он — так же, как и Ита Вегман — считал, что Правление, созданное Рудольфом Штайнером, является новым «сообществом по судьбе», кото­рое должно продолжать свое существование даже после смерти его основателя. Уже не было непо­средственной помощи и поддержки его учителя, который постоянно ставил перед ним новые задачи, побудительные импульсы и новые пре­пятствия. Колиско все больше чувствовал, что его деятельность внутри антропософского общества, а также в вальдорфской школе подвергается критике. Но он продолжал свои исследования в вышеназванных областях, вдохновлял ими многих людей и имел мужество к преобразованиям внут­ри антропософского общества, которые в начале 30-х годов привели к образованию свободных антропософских инициатив в Германии. В 1934 году его уволили из штутгартской вальдорфской школы, а годом позже исключили из антропософ­ского общества. После этого он руководил сана­торием Бургхапьде в Шварцвальде, где попытал­ся реализовать идеал «терапевтической провин­ции»: связанных друг с другом клиники, педагоги­ки, лечебной педагогики и биодинамического сельского хозяйства. Так возник зародыш сего­дняшнего «Союза антропософского врачевания». Однако то, о чем он мечтал, не осуществилось. Поэтому в 1936 году он эмигрировал в Англию, как незадолго до него это сделал Вальтер Иоганнес Штайн и многие участники антропософского движения, которые разделяли взгляды Иты Вег­ман на все более омрачающееся международное положение.

В Лондоне Колиско поначалу приняли тепло. Здесь он собирался основать Высшую школу духовной науки. Он начал подготовку к созданию университета, в котором различные дисциплины должны были оплодотворять друг друга. Весной 1939 года он предпринял поездку в Америку. Разочарованный недостаточным откликом на свои лекции и идеи, он вернулся уставшим, но продол­жал готовить публикации о новом отношении к профессии школьного врача, статьи по химии, сельскому хозяйству, истории и человековедению.

За три дня до смерти он со странным возбуж­дением и радостью рассказал своей жене: «Поду­май только, сегодня ночью мне приснился доктор Штайнер: я шел по длинному мрачному коридору, а когда, наконец, вышел оттуда, доктор Штайнер стоял передо мной и протягивал мне руки. Я был так рад, что просто бросился ему на шею». 29 ноября 1939 года Колиско умер от инфаркта в поезде, по дороге в биологический институт западнее Лондона. В купе он был один.

Йоон ван Дам