Как пишет в своих «Воспоминаниях о Рудольфе Штайнере» Ася Тургенева: «По указанию Рудольфа Штайнера в тот же вечер состоялось основание Московской ветви Антропософского общества».[1] Маргарита Волошина в своей автобиографической книге „Зеленая Змея» описывает это событие так: «Я поехала в Москву на открытие Русского антропософского общества. Когда холодным сентябрьским вечером я ехала по залитым лунным светом переулкам между Пречистенкой и Арбатом, во всех больших и малых церквах горели восковые свечи праздничного богослужения: был канун праздника Рождества Богородицы. Я радовалась, что открытие нашего Общества происходит именно в этот вечер и вся Россия празднует с нами. Свое торжество мы посвятили памяти Соловьева, который после Данте первый имел встречу с существом Девы Софии».[2] Это указание Рудольфа Штайнера для Русского антропософического общества оказалось пророческим. «И потом, когда Здание пало жертвой огня, в то же самое время – зимой 1922 – 1923 гг. – Русское антропософское общество было запрещено большевистским правительством».[3] Многие русские антропософы при советском режиме подвергались преследованию со стороны властей, прошли лагеря и тюрьмы, оказались в ссылке. Им приходилось встречаться подпольно, праздники года они отмечали в узком кругу надежных лиц, циклы лекций Рудольфа Штайнера они перепечатывали на машинке и переписывали в свои тетради от руки, пряча от посторонних глаз.
После падения советского режима в России оказалось возможным открыто вернуться к антропософской работе, и в декабре 1990 было зарегистрировано «Антропософское общество в России». Его офис в Москве располагается сейчас в тех же переулках недалеко от Пречистенки и Арбата, недалеко от Дома-музея Андрея Белого, где совсем юный студент Борис Бугаев (Андрей Белый) в мае 1900 года слушал, как философ Владимир Соловьев читает только что законченную «Краткую повесть об Антихристе».[4] Эта первая и последняя их личная встреча была знаковой: в июле 1900 Владимир Соловьев умер, а в России началась эпоха расцвета культуры Серебряного века, и поэт Андрей Белый оказался среди символистов, развивавших в своем творчестве тему Прекрасной Дамы. В Архиве Рудольфа Штайнера в Дорнахе есть графические листы руки Андрея Белого, которые тот показывал Рудольфу Штайнеру. Среди них – впечатляющее изображение сияющей золотом Софии.
Осенью 2013 года в Москве будут проходить встречи к 100-летию образования Русского Антропософического общества. В течение трех дней с 20 по 22 сентября члены «Антропософского общества в России», участники антропософского движения прикоснутся к прошлому Общества, будут обращать свой взгляд в будущее, соберутся для обсуждения насущных вопросов настоящего. В рамках конференции запланированы экскурсии по местам, связанным с историей Русского Антропософического общества, посещение Музея Андрея Белого на Арбате, художественные и фотовыставки, презентации книг, концерты, круглые столы.
Ольга Пронина, член Правления Московской ветви «Антропософского общества в России» 29.06.2013, Москва
____________________________________________
[1] На русском языке воспоминания Аси Тургеневой были изданы издательством «Новалис» в 2002 году: Ася Тургенева. «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума», перевод с немецкого Н.К.Бонецкой. [2] См. М.Волошина (Сабашникова). «Зеленая Змея. История одной жизни», Москва, «Энигма», 1993, пер. с нем. М.Н.Жемчужниковой, стр. 229. [3] Там же. [4] См. С.М.Соловьев. «Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция», Москва, «Республика», 1997, стр. 370.
*****
С программой Конференции «Антропософского общества в России», посвященной 100-летию учреждения Русского Антропософического общества можно ознакомиться на сайте Антропософского общества в России. |