Этим письмом я обращаюсь с вопросом и одновременно предложением ко всем учителям-садоводам, учителям естественных наук, классным учителям и вообще ко всем, кто чувствует ответственность за дальнейший ход развития человечества, тем самым нашей Земли, а значит и земледелия.
Я, Ирина Белякова, с 1995 года занимаюсь биодинамическим земледелием. В 1998 году создала Общественную организацию Биодинамика, целью которой является развитие биодинамического земледелия. В деревне Ставотино Лужского района Ленинградской области имею помещение для приёма людей (бывшее здание клуба) и 5 га земли, где выращиваю овощи по биодинамической методике. Ежегодно провожу семинары по земледелию, летнюю практику школьников, ознакомительные поездки в хозяйство для всех интересующихся этим видом земледелия. С 1998 года издаю в России календарь «Посевные дни» Марии Тун.
Исходя из моего опыта работы на полях с детьми и с учениками старших классов, вижу, как детям необходимо соприкосновение с землёй, как они нуждаются в более глубоком отношении к ней, и как эта работа наполняет их гармонией.
С тех пор как я получила возможность принимать участие в ежегодной Конференции учителей-садоводов в Германии и увидела, как серьёзно и с какой ответственностью они относятся к задачам своего предмета, всё время думаю, что и как я могла бы сделать для того, чтобы этот предмет был понят как наше будущее и в нашей стране.
Ведь наша земля благодаря индустриальной обработке с каждым годом становится всё более неплодородной. Мы питаемся некачественной пищей, которая ведёт к болезням, не говоря уже о том, что это не позволяет нам подняться выше в нашем познании.
Всё больше детей приходит на этот свет с болезнями, или приобретает их уже в раннем детстве. И именно дети – это те, кто может привести к повороту сегодняшнего негативного развития пути человечества.
Работа не земле по принципам биодинамического земледелия научит детей не только понимать процессы выращивания растений, но и поможет душой связаться с землёй. Собственный опыт в этой области – это самый важный момент в развитии и воспитании ребёнка не только для него, но и для социального организма сообщества.
Если Р. Штейнер мало говорил о дидактике предмета садоводства, это ещё не значит, что считал его не нужным. Наоборот. В его лекциях есть много мест, где говорится о том, что без глубокого, на основе реальной работы на земле возникшего понимания сельского хозяйства и природы человек не сможет создать правильную народную экономику («Сельско-хозяйственный курс», 7.6.1924), что в процессе воспитания дети должны почувствовать красоту и мудрость божественного сотворения света (GA 175, 20.2. 1917), что это пища для души, которая позже превращается в способность действовать социально (GA 203, 21.1. 1921). А для того, чтобы человек в будущем сумел противостоять разрушению почвы он должен в детстве, в школе научиться понимать процессы земледелия душой, а не только интеллектом.....
История показала нам, что «цивилизованное» человечество уже почти совсем уничтожило плодородность почвы.
Тем важнее является необходимость решать эту проблему в школе. Вальдорфская школа стремится дать детям понять природу и человека душой и разумом, но не всегда для этого имеются подходящие условия. Например, из-за давления со стороны государства (мало уроков – мало времени для методов вальдорфской педагогики, нет школьного сада и т.д.). Случается, что и у самих учителей и родителей нет правильного понимания этого вопроса.
Но там, где из глубины познания вырастает сознание, там развивается решимость, творчество и сила, чтобы что-то изменить.
Именно у нас в России, где совершилось самое страшное преступление против крестьянства, где Сталин истребил этот класс (очевидно почувствовав, что русский крестьянин через таинственную связь с землёй получал импульсы из духовного мира), и насильственно ввёл индустриализацию сельского хозяйства, эта работа необходима для того, чтобы Россия вернулась к своим духовным корням.
Предлагаю начать проведение таких встреч-семинаров учителей и всех желающих у нас в Биодинамическом хозяйстве в деревне Ставотино 1-2 раза в год, где обсуждались бы темы этого предмета. Программа должна быть составлена для разных классов с точки зрения человекопознания. Например:
Земля как живой организм Растение и человек Работа с 4-мя стихиями Здоровое питание Мистерия прививок Растение в его терапевтическом влиянии на детей Сельскохозяйственная и лесная практики и т.д. Специальные вопросы в связи с современными проблемами воспитания детей
Так как в январе 2012 года я собираюсь поехать на встречу садоводов вальдорфских школ Германии, где у меня будет возможность поговорить об этом с разными опытными учителями, мне необходимо знать: есть ли среди наших учителей живой интерес принять участие в такой работе.
Поэтому прошу сообщить мне об этом не позднее 30 декабря 2011 года.
А какие темы будут наиболее актуальны для Вас?
Ирина Белякова, Санкт-Петербург +7 911 292 6415 E-mail: Biodinamika@peterlink.ru |