Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=89 |
Распечатать |
Приезжая в Эквельдей, окруженный невысокими лесистыми горами Швабских Альп, встречаешь указатели пешеходных троп для туристов и атмосферу тишины и покоя, которая наполняется особым смыслом/когда ты оказываешься у дверей здания фирмы WALA, как бы погрузившееся в оазис лекарственных и декоративных растений. Ступая по извилистому коридору здания, вскоре оказываешься перед воплощенным на холсте образом Рудольфа Хаушки - личности, основавшей метод WA-LA (аббревиатура немецких слов Warme-Asche, Licht-Asche, означающих тепло-зола, свет-зола), а впоследствии и фирму WALA.
Невозможно подойти к пониманию процесса приготовления лекарственных средств WALA, не установившись на мировоззрении Р.Хаушки, которое легло в основу его собственных исследований и исследований ряда окружавших его единомышленников - врачей и естествоиспытателей.
Его мировоззрение строилось постепенно, с детства, когда он особым образом пережил сферическую тригонометрию, поняв, что существуют области (например, у гиперболы), невоспринимаемые обычным человеческим мышлением. Из этого он сделал вывод, что должен существовать путь, расширяющий человеческое мышление. Переживание музыки Антона Брукнера (А.Bruckner) усилило в нем чувство, что наряду с миром, осязаемым органами чувств, существует более высокий мир, в который надо найти доступ.
Образ планеты Земля предстал перед ним как арена для развития человечества, а это значит, что ради прогресса человечества необходимо заботиться о ее развитии. Труд так же необходим для жизни, как воздух для дыхания. Читая книгу П.Розеггера (P.Roseggerj "Мое небесное царство", Хаушка ощутил через переживание Троицы и Воскресения Христа процесс оживления и возникновения субстанции, воскресения индивидуума, незыблемость души и ее преобразования.
С таким мироощущением он приступил к изучению химии в гимназии, и она заворожила его, Он имел личностное отношение к веществам, ощущал их "разумность", наблюдая их с благоговением. Он видел за миром веществ сказочный мир, в котором действуют тролли, гномы, эльфы, нимфы, проявляясь в вещественных процессах. В высшей школе он изучал естественные науки, предпочитая химию. Из элементов его особенно интересовал углерод. Вся живая природа состоит из его соединений, и Хаушка ставит перед собой вопрос об идентичности химически подобных соединений углерода, выделенных из каменноугольной смолы и из живой природы. Являются ли они в высшем смысле идентичными? Это вызывало в нем сомнение. И тот факт, что синтетические лекарства и синтетические консерванты все более входили в практику, способствовал тому, что он обратился к изучению медицинского раздела химии в университете.
В 1924 г. он познакомился с Рудольфом Штайнером. Встреча глубоко повлияла не его судьбу. Штайнеру он задал свой назревший вопрос: "Что такое жизнь?". Ответ гласил: "Изучайте ритмы, ритм несет жизнь!"
Благодаря встрече с Э. Пфайффером (Е. Pfeiffer), руководителем естественно-научной лаборатории в Гетеануме, Хаушка еще более углубился в исследования элементов и эфирных (жизненных) сил. В нем зрела убежденность, что над миром Вещественного движется мир Творящего, мир, в котором творческие силы ещё не умерщвлены процессом фиксации в материи. Этот мир Хаушка и Пфайффер пытались сделать доступным для восприятия через научный опыт. В результате этой работы возник первый труд Р.Хаушки "Учение о субстанции". Его юношеские представления о веществе благодаря антропософии стали знанием. Мир надвещественных эфирных сил оживляется миром звезд. Зодиак и планеты воздействуют на наше бытие на различных уровнях. Эта тема описана в его работе "Земные вещества как выражение языка жестов Зодиака" в журнале "Natura" в 1932 г.
Изучая единство духа и вещества, Хаушка знакомится с исследованиями Герцеле (Herzeele), который проделал около 500 экспериментов для доказательства того, что минеральные составные части растения берутся не из почвы, а образуются в нем первоначально. Герцеле писал, что возникновение элементарных веществ является ежедневным процессом, что не почва порождает растение, а растение - почву, что первый миллиграмм кальция на Земле не старше первого растения, которому кальций благодарен за свое существование. Результаты своих экспериментов в этом направлении Хаушка также опубликовал в "Учении о субстанций".
Все эти исследования имели свой отзвук в главной деятельности Р.Хаушки с 1929 г. в клинико-терапевтическом институте, куда он был приглашен Итой Вегман (I.Wegman), в поиске новых путей приготовления лекарств. Ита Вегман несла в себе данный ей Р.Штайнером импульс: в нашу эпоху необходимо искать совсем иные пути приготовления лекарств. Р.Штайнер желал, чтобы предложенные им лекарственные средства готовились не путем экстракции алкоголем, как это делалось в последние 2000 лет. И не потому, что алкоголь вредит пациентам, а потому, что, в первую очередь, он вредит лекарственному средству. Задача современного человека в большей степени состоит в том, чтобы, продлевая Природные процессы, освобождать субстанцию, что при правильном воссоздании процессов и явится лекарственным средством. Две идеи - поиск существа живого (Р.Хаушка) и поиск путей приготовления лекарства без использования алкоголя (И.Вегман) - встретились.
Продление природных процессов на практике приводит Р.Хаушку к вопросу о консервации. Порча субстанций микроорганизмами, считал он, является симптомом разрушения жизни, так как лишь там, где.образующие силы отступают на физическом уровне, появляется питательная среда для микроорганизмов. Используемые методы консервации - температура и яды - умерщвляют не только микроорганизмы, но и вещества, которые в лучшем случае только повреждаются. Поэтому главной задачей, над которой с 1927 г. работали И.Вегман, Р.Хаушка и сотрудники лаборатории WALA-лекарствённые средства, был поиск возможных путей консолидации живых взаимосвязей, чтобы они не распадались и не становились питательной средой для микроорганизмов, то есть сохраняли эфирные силы. И теперь слова Р.Штайнера "Ритм несет жизнь" стали для Р.Хаушки ключом для разгадки.
Растение полностью живет в ритмах. Определяя динамику суточного прироста растений, Хаушка обнаружил, что кривая делает резкий скачок по утрам и вечерам. Но и без этого, писал он, если бросить непредвзятый взгляд на природу, видно, что цветы утром раскрываются и вечером закрываются, потому что они включены в грандиозный ритм времени года от прорастания семени к проростку цветению, плодоношению, и вплоть до образования семени.
Вторым важным ритмом становления растения, на который указывал Гете, является стягивание-растяжение (узел, лист). Третий ритм, в котором живет растение, - температурный.
Живя в этих ритмах, растение благодаря силам тепла, света, воды и земли сотворяет себе из сверхчувственного видимый образ живого растения. Фармацевт в результате сбора растения и его измельчения в существо растения вводит процесс отмирания, который довольно быстро может отнять жизненные силы растения. Искусство WALA-фармацевта заключается в том, чтобы, правильно используя перечисленные выше элементы, поместить полученный сок растения в привычные для него ритмы и, в первую очередь, утренние и вечерние ритмы, осуществляющие связь с творящими духами, чтобы жизненные силы растения, переведенные в сок, потерявший привычную опору - форму растения, смогли благодаря человеку создать новую форму - форму лекарственной субстанции. Приготовленные таким образом субстанции сохраняют свои эфирные силы в течение 7 лет и более и подготовлены для освобождения импондерабельных сил при последующем потенцировании, WALA-потенцирование имеет также свои особенности.
В 1932 г. впервые были опубликованы основные принципы приготовления лекарственных субстанций и изготовлены первые лекарственные препараты. В 1936 г. были опубликованы первые действенные и эффективные результаты, полученные врачами. Это было началом фирмы WALA по изготовлению лекарственных средств.
В драматичную первую половину нашего столетия судьба фирмы была тяжелой, и лишь в 1959 г., после неоднократной смены своего местоположения, она обрела свой постоянный нынешний адрес.
В настоящее время сотрудники WALA много сил отдают сохранению и осознанию зерна WALA, которое сотворили и посеяли Р.Хаушка, И.Вегман и их единомышленники, так как сотворение субстанции из растений описанным образом требует каждый год нового осмысления протекающих процессов.
Сотрудники WALA постоянно работают и над новыми лекарственными средствами. WALA выпускает отдельные (свыше 170 наименований) и композиционные (260 наименований) лекарственные препараты (на основе Гомеопатической фармакопеи), составленные врачами из практической надобности.
Сейчас фирма помимо ампул, глобул, таблеток, мазей, суппозиториев, капель, тритураций выпускает эликсиры, эссенции и косметику по уходу и оздоровлению кожи лица и тела, а также волос.
Несколько раз в году под крышей WALA по ненарушаемой традиции собираются врачи на свой семинар, создавая атмосферу врачующего братства, обмениваясь опытом и размышлениями.
В Москве в 1998 г. образовано 000 "Лекарственные средства ВАЛА-Р", целью которого является развитие WALA-метода в приготовлении настоек из лекарственных растений и изготовлении на их основе лекарственных препаратов. В настоящее время уже производятся композиционные препараты "Авена комп.", "Примула комп.", "Силицея комп.", "Игнация комп.", "Картиляго комп." и "Лахезис комп.", а также монопрепараты (131 наименование).
Р.А.Байльман
канд.биол.наук