Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=85 |
Распечатать |
Этический индивидуализм и индивидуальный альтруизм
Вопрос о том, связана ли самореализация с добровольной помощью другим, задают себе многие люди, особенно в возрасте между 18 и 28 годами. Могу ли я свои индивидуальные потребности, такие, как создание семьи, получение подходящей мне профессии, зарабатывание денег, поиск самого себя - согласовать с подобными же стремлениями, возникающими в других людях; должен ли я следовать таким идеалам, как охрана окружающей среды, экономическая помощь развивающимся странам, добрососедская помощь и так далее. То и другое кажутся несовместимыми: или я реализуюсь сам - или я помогаю другим.
Многие добровольные помощники, которые работают в «Favela Monte Azul» и других нищенских кварталах, задаются подобными вопросами. Нужно ли отказываться от самого себя, чтобы помогать другим? Могу ли я быть действительно счастлив в жизни, если каждый день слышу в новостях, как другие люди в бедных кварталах Калькутты, в пострадавших от наводнения районах Мозамбика, в заминированной Анголе вынуждены бороться за выживание? Не является ли мой поиск смысла жизни роскошью, когда тысячи молодых людей не могут даже помыслить об индивидуальной жизни, так как влачат жалкое существование на свалках или в бродяжничестве?
Как ножницы ...
Такие вопросы постоянно возникают в беседах с молодыми людьми, проработавшими свыше года в «Favela Monte Azul». Так как я сама, будучи студенткой, имела похожие сомнения, то, опираясь на опыт своей жизни, я часто рассказываю, как эти ножницы «я или другие» по мере взросления все больше и больше смыкаются, и в конце концов самоосуществление и помощь другим начинают сопутствовать друг другу.
Так, недавно мне попала в руки книга «Дети свободы» (изданная Ульрихом Беком) с результатами исследований, проводившихся среди американцев, которые, как известно, являются индивидуалистами, ориентированными на успех и свободу. Но более половины из них оказывают добровольную помощь другим!
Я не могу здесь привести все жизнеописания и статистические данные, на которые ссылается Бек, чтобы доказать его утверждение: «Вопреки суждению о Я - поколении и загребании денег, большинство американцев действительно ценит заботу друг о друге и поступает согласно этому. Американец Джек Кейси, добровольный помощник при пожарной команде, старается возможность заботиться о других совместить с сохранением индивидуальных качеств».
Синтезируя подобные утверждения, можно вывести следующее правило: «Люди, обладающие сильной индивидуалистической позицией, придают огромное значение оказанию помощи другим».
Так Бек создает понятие альтруистского индивидуализма, из которого ведутся поиски равновесия между собственными требованиями и требованиями других. Более того, с этой точки зрения ценность и смысл жизни заключаются именно в помощи и сочувствии другим. «В то время, как в прежних системах ценностей Я должно было подчиняться шаблону «Мы», в соответствии с новыми ориентирами наряду с прочим возникает нечто, подобное апьтруистскому индивидуализму. То, что раньше казалось взаимоисключающим: думать о самом себе и одновременно быть готовым жить для других - проявляется сегодня как глубокая внутренняя связь. Кто живет для себя, должен жить социально».
Возрастающая индивидуализация не снижает в целом возможности солидарных отношений, она скорее создает новый тип солидарности, возникающей добровольно, и в меньшей степени из чувства долга.
... я или другие ...
Не похоже ли это на «основную максиму свободных людей», изложенную в книге Рудольфа Штайнера «Философия свободы»? «Жить в любви к деятельности и давать жить другим в понимании чужого волеизъявления».
Деятельность из любви, не из долга! «Понимание чужого волеизъявления» - не осуждение, а понимание! У молодого поколения несомненность этой позиции проявляется во все возрастающей степени. С какой непредубежденностью преодолевают они препятствия, с какой честностью признают они предрассудки и готовы от них отказаться! Одна женщина, добровольно работавшая с детьми в «Favela», рассказывала: «Каждый день приносит мне неожиданности. От некоторых убеждений, воспитанных во мне с детства, я должна была отказаться. Для меня, например, было естественным, что за ужином все сидят за столом. Но недавно я была приглашена в одну хижину, где стульев хватало только для трети семьи. Дети сидели на полу и держали свои тарелки с рисом и бобами зажатыми между ног. Хуже ли они меня? Нет!»
Принимать и понимать другого, не похожего на меня, - основа для развития, способствующая тому, чтобы оказывать помощь без высокомерия и зазнайства. Когда я помогаю другим, у меня возникает чувство, что мне самому оказывают помощь. Ножницы «Я и другие» смыкаются.
Молодые люди пытаются воплотить в жизнь бессознательно дремлющие в них идеалы, которые описал Рудольф Штайнер в лекции «Что делает ангел в нашем астральном теле». «Основной закон будущего состоит в том, что ни один человек не должен находить покоя в наслаждении счастьем, если другие рядом с ним несчастны». «В отношений душевной жизни людей, посредством образов, запечатлеваемых в человеческом астральном теле, они (ангелы) преследуют следующую цель: каждый человек должен видеть в другом сокровенное божественное».
С этим связаны усилия в постижении божественного, исходя из собственного мышления и реальных условий человечества. Это становится возможным только благодаря серьезному восприятию собственного индивидуального своеобразия.
... постепенно сближаются
Сегодня можно наблюдать, как во множестве людей индивидуальное осмысление и стремление к ответственным действиям по отношению к другим людям и окружающему миру себя взаимно дополняют. Этический индивидуализм и индивидуальный альтруизм.
Уте Крамер
Das Goetheanum №23/24 2001