Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=71
Распечатать

Михаил Андреев. Как влияют стихийные сущности на духовное развитие человека в России?



Этот вопрос возникает в душе русского чело­века, когда он переезжает жить на Запад. Он на­чинает отчетливее видеть особенности своей страны, начинает осознавать то, чему раньше не придавал значения. Его взгляд направляется в прошлое. Жизнь на Западе заставляет его разбу­дить в себе воспоминания о своём прошлом, о том, что способствовало его формированию для инкарнации в России.

Русский человек, живущий на Западе, может лучше познать задачи своей инкарнации. В Рос­сии человек живет в известной степени отделён­ным от своего истинного Я, от своих прежних во­площений. Прежние воплощения действуют в нём, но он не в состоянии их сознательно соединить со своей индивидуальностью и приписывает их дей­ствие обстоятельствам или случаю. Живя на За­паде, он выходит из своего обычного состояния сознания и начинает понимать, что обстоятельст­ва его жизни, собственно говоря, связаны с его личностью, он несёт их в своём Я.

После пребывания на Западе человек меня­ется: вдохнув свободы, он готов воспринять в жизнь новые импульсы, он осознает происшедшие в нем изменения, он не может больше относиться серьёзно к "типично русским" проблемам. Но че­рез определённое время он опять подчиняется внешним обстоятельствам и погружается в сонное состояние. Наличие этих обстоятельств, включая сонное состояние, — следствие его прежних ин­карнаций. Можно сказать, прошлые инкарнации довлеют над ним. Он не имеет ясного представ­ления о своём будущем и завершает, собственно говоря, исполнение задач своей прошлой инкар­нации. Благодаря этому его теперешняя жизнь часто выглядит как ряд неудач.

Живя на Западе, русский человек переживает себя вырванным из этой цепи, что позволяет ему впервые увидеть свое прошлое. Он начинает по­нимать задачи своей сегодняшней инкарнации исходя из своего прошлого. Однако это происхо­дит недолго, вскоре он вновь ослабевает. Это вы­глядит таким образом, как будто на него действу­ет сила, которая удерживает его от исполнения своих задач и ставит его в безвыходное положе­ние. Сущность и действие этой силы мы хотели бы рассмотреть подробнее.

Предаться Земле

Взглянем на жизнь человека между его рож­дением и смертью. Направим наше внимание на член человеческого существа, который мы назы­ваем физическим телом. Это тело образовано из четырёх элементов природного царства и содер­жит в своей форме присущие данной стране силы и сущности. В ходе жизни человек сознательно или бессознательно работает над своим физиче­ским телом. После смерти он берёт с собой в ду­ховный мир плоды этой деятельности. Свое фи­зическое тело, труп, он оставляет четырём эле­ментам. Для дальнейшего развития Земли его труп очень важен. Стихийные сущности, полу­чающие труп человека после его смерти, исходят из того, что смысл человеческого бытия состоит в том, чтобы передать труп земле. Разумеется, мы, люди, думаем не так, но для духов стихий это ис­тина. Существуют стихийные духи, которые имеют способности внушать эту истину людям. Они ока­зывают такое влияние на людей в России, что че­ловек бессознательно несёт в себе желание поко­иться в земле. В нём живёт желание всю свою жизнь направить на то, чтобы земля приняла его труп.

Оставим теперь вышесказанное, как предпо­ложение, для дальнейшего и посмотрим, какие последствия это может иметь для жизни русского человека.

Под действием этих стихийных духов человек склоняется к тому, чтобы не видеть в повседнев­ной жизни необходимости для инициативы, ибо успех его жизни уже предопределён. Поэтому он не обращается к своему прошлому, не ориентиру­ется на будущее, он придаёт значение только на­стоящему. Существенная черта русской действительности состоит в том, что человек невнимате­лен к прошлому, к своей истории. Русский человек инстинктивно чувствует, что история не может его ничему научить. Первые русские просветители Карамзин, Пушкин, Чаадаев были бесконечно удивлены тем, как русский народ может жить, не понимая своей истории. Истории России как тако­вой не существовало вплоть до начала XIX столе­тия; можно сказать, что для русских история ещё и сегодня остаётся в обычном понимании чем-то закрытым и непознаным.

Следующей особенностью русской жизни, ещё лучше указывающей на стирание прошлого из сознания, является отсутствие педагогики. В дей­ствительности в России не существует школы, которая может поставить личность на ступень её достижений, вывести её на уровень действитель­ной зрелости. К чему стремиться, для чего полу­чать образование, если всё сводится к тому, что­бы быть преданым земле? Несмотря на недостат­ки в системе, хорошее образование получить можно: несчастье заключается в том, что способ­ный человек, рождаясь в России, вынужден при­бегать к иной школе. Человек учится непосредст­венно у жизни, он, можно сказать, посещает школу жизни, приобретая способности ориентироваться в настоящем, которое одно лишь имеет для него цену. Образование, которое он может получить в общеобразовательной школе, не стоит того, что­бы к нему стремиться. Для этого существует ряд исторических и социальных причин, но главной из них является всё же отношение к образованию как таковому. На Западе образование помогает чело­веку увереннее относиться к жизни, быть полно­ценным членом общества, но в России образо­ванный человек становится выброшенным из об­щества и, вследствие этого, несчастным.

Приходит то, что должно прийти

Следующей существенной чертой русской действительности является своеобразный сон. Этот сон - следствие вышеназванного отношения русского человека к смерти. Можно сказать, под воздействием упомянутых духов стихий человек бессознательно живёт так, как будто после смерти он перейдет не в духовный мир, но в мир элемен­тарный. Это означает, что он, оставаясь в нынеш­нем времени, не замечает, что попадает во власть сил прежних инкарнаций. Однако, русский человек таков не по своей природе, но становится таковым в ходе жизни. Дети в России не менее активны, чем другие дети во всём мире. Но пер­вый жизненный опыт и воспитание не приучают их к проявлению инициативы. Их опыт показывает им, что благодаря собственной инициативе зачас­тую нельзя достичь ожидаемых результатов - и радость от активности исчезает. Опыт становится привычкой. Обычно человек надеется, что, благо­даря определённой мере честолюбия и стремле­нию, можно достичь желаемой цели, но в боль­шинстве случаев он не видит связи между своими усилиями и ожидаемым результатом. Жизнь учит его: "Что бы ты ни делал - результат будет один», "лучше подождать; придёт то, что должно прийти". Этот своеобразный подход к жизненным задачам напоминает сон. Собственно говоря, свои жизнен­ные задачи русский человек знает очень точно; он ощущает, что существует сила, которая постоянно препятствует ему ставить перед собой задачи. Это состояние сна есть фантом, который указы­вает, собственно говоря, лишь на сущности, от­нимающие у человека способность быть актив­ным.

Как уже упоминалось, эти сущности — стихийные духи, имеющие место только в России. Их можно наблюдать, приобщаясь к природе, где эти сущности исполняют определённую задачу. Но в данном случае мы рассматриваем не их за­дачи, но хотим увидеть их воздействие на челове­ка и возникающие из этого последствия. Внима­ние этих сущностей направлено на экономиче­ские, культурные и другие области, где крах пред­приимчивости людей становится их удовольстви­ем. Не они служат причиной неудач для человека, но благодаря им все препятствия на пути активно­го в жизни человека (в том числе и естественно возникающие) в дальнейшем оборачиваются катастрофой, приносящей с собой окончательное крушение его предприимчивости. Таинственным образом противостоят они каждому новому начи­нанию и дальнейшему развитию человека. Этот феномен действует во всех жизненных областях, которые требуют человеческой активности. Одна­ко действия стихийных духов скрыты от человека, поэтому он воспринимает их как силы природы, стихийные силы, которые внезапно повергают его в несчастье.

Всё это приводит к тому, что русский человек не интересуется ни своим прошлым, ни своим бу­дущим. Возникает вопрос: для чего необходимо ему это состояние сна, воля без будущего, не­осознанность своего исторического происхожде­ния и самой истории? Если бы он проявлял инте­рес к прошлому своей страны, если бы он при­лежно занимался науками, делал бы больше не­обходимого, если бы ему давалось всё, что нужно для осмысленной и исполненной достоинства жизни - что бы происходило тогда? Жизненная школа потеряла бы свой смысл. Но как раз это не должно произойти. Жизненная школа существует в России как прочная и невидимая реальность. Она делает жизнь в России исполненной тайны. Тайна состоит в том, что существует нечто, "дан­ное свыше", являющееся более значимым, чем любое образование, права человека, благосос­тояние и т.д. Ибо всё это становится иллюзией, чем-то поверхностным и, собственно говоря, ло­жью, за которой спрятано нечто более важное и существенное, противопоставляемое всему вы­шеназванному, как жизненная истина. В России существует ИСТИНА!

Это не образ, нет, это реальность. Русский человек в любой момент может проснуться и дос­тичь созерцания истины жизни. В России можно встретить людей, которые прошли жизненную школу и восприняли в себя нечто с этой таинст­венной стороны русской действительности. Рус­ский человек учится понимать своё истинное по­ложение благодаря встрече с жизнью, где он сталкивается с духовными сущностями. Он может ничего о них не знать, но в его сознании отража­ется эта встреча, как столкновение с истинной действительностью.

В школе жизненной истины

Чтобы оказать сопротивление стихийным сущностям, человеку необходимо осознать, что он сам несёт в себе противника, иначе он будет вы­нужден отказаться от каждого своего намерения и, минуя познание, идти по жизни с постоянным чувством подавленности и угнетённости. Влияние стихийных духов основано не на индивидуальной карме человека, эту подавленность чувствуют и несут в себе все люди в России. Можно рассмат­ривать стихийных духов как тёмные, дикие сущно­сти, которые своей тяжестью пригибают молодые ростки любой творческой активности человека, парализуя её и тем самым получая силы для рос­та. В общем и частном они стараются лишить жизнь человека её смысла.

На помощь человеку приходят другие сущест­ва: михаэлические светлые духи. Они рады, когда ему удаётся освободиться от действий тёмных сущностей и провозгласить победу здорового ра­зума. Это происходит именно в тот момент, когда человек находит истину, когда он в михаэлическом существе встречается с высшим духовным миром. Это и есть смысл той жизненной школы, которая существует в России. Здесь борьба, кото­рая всегда присутствует в сознании человека, вы­носится во вне, в проявленные жизненные об­стоятельства. Те русские души, которые проходят названную школу, так закаляются в жизни, что после смерти они уже могут стать соратниками архангела Михаила, присоединиться к его войску.

Стихийные сущности, которые подавляют ак­тивность человека, нельзя путать с его двойни­ком. Духи стихий - это не люциферические и не ариманические, но природные силы. Люцифери­ческие и ариманические силы ослабляют челове­ка в борьбе, происходящей в его душе между светлыми михаэлическими духами и тёмной вла­стью стихийных духов. С другой стороны можно сказать, они и защищают человека от стихийных духов, конкурируя здесь с михаэлическими духа­ми. Ариманические существа, к примеру, пытают­ся вместо той истины, которую человек познаёт, если правильно проходит жизненную школу, навя­зать ему свою, ариманическую истину.

Ариманические и люциферические отклонения

Ариман говорит человеку: "Ты видишь, в этой жизни ты никогда не достигнешь успеха честным путём. Переступи узаконенную человеком мораль. Действительность сурова, и ты потеряешь себя, если не выкинешь из головы свои глупые пред­ставления о добре и зле. Ибо этому учит тебя действительность". Так происходит в тот момент, когда человек претерпевает поражение в своей деятельности благодаря влиянию стихийных сущ­ностей. Ариман предлагает ему применение про­тивоправных средств, чтобы любой ценой достиг­нуть желаемой цели. Особенно часто действие Аримана проявляется тогда, когда человек со­вершает кражу - деяние, которое в России прини­мает угрожающую форму. Русский человек не воспринимает стихийных духов, которые уничто­жают его усилия и работу, и, вкладывая себя в какое-то дело, прилагает усилия, надеясь полу­чить результат своей работы. Жизненная правда, однако, состоит в том, что он не обнаруживает плодов своего труда. В этот момент к нему под­ступает Ариман, нашёптывая: "Каждая работа должна быть вознаграждена". Можно сказать, рус­ский человек склоняется к тайному или открытому воровству не из слабости, не потому что "он не ведает, что творит", но больше из убеждения, что воровать его учит сама жизнь, что он не имеет выбора. Многие люди в России замечают, что по­лучают свой хлеб воровским или полуворовским путём. Иногда это хитро замаскировано законом. К примеру, кто-то делает совершенно ненужную работу только потому, что она должна быть опла­чена; при этом человек не имеет угрызений совес­ти, памятуя девиз: "Всё правомерно, если за это платят деньги - так устроена жизнь". Поэтому не­удивительно, что в России существуют люди, ус­пешно работающие во многих областях, не при­кладывая усилия к познанию правды, заменяя её азбучной истиной и отрекаясь от настоящей исти­ны в пользу Аримана.

Иначе действует Люцифер. Он старается смягчить разочарование и малодушие человека, в которые тот погружается, не понимая истинных причин. Он внушает человеку: "Жизнь, которую ты влачишь, действительно не достойна тебя. Ты призван к наполненной, бьющей ключом, интерес­ной жизни. У меня есть для тебя средство; если ты его примешь, ты больше не будешь страдать от разочарований, которые наполняют твою жизнь". Это средство - алкоголь. Алкоголизм уди­вительно широко распространён во всей России. При этом чаще обращается внимание на ущерб, наносимый обществу, а не на ущерб, наносимый человеческому Я, опускающемуся до лжи. Ибо исполнение желаний, по которому тоскует каждый пьющий человек, только тогда может быть им пе­режито, когда он сделает усилие познать жизнен­ную правду. Но он не верит в реальную встречу с духовным миром и не узнаёт его в тот момент, когда тот к нему подступает- он ищет спасения в алкоголе. Можно сказать, Люцифер приходит все­гда в "нужное время". Он приходит в тот момент, когда человек уже приближается к пониманию правды жизни и его душа готова почерпнуть нечто из жизненной школы, чтобы стать сильнее. Но его жизнь становится всё труднее, до тех пор, пока он не выдерживает и не спасается бегством в другую действительность, предложенную ему Люцифе­ром.

Люцифер может и иным способом одержать победу над человеческой душой. Не видя самих стихийных духов, человек бессознательно ощу­щает, что кто-то его подавляет, угнетает, издева­ется над ним: он испытывает неловкость, страх и ищет защиты. В этой ситуации Люцифер говорит ему: "Мой дух даёт тебе оружие, в котором ты ну­ждаешься, ты никогда не будешь испытывать страх". Что же это за оружие, с помощью которого человек может духовно побороть те нечеловече­ские существа, которые сильнее его? В действи­тельности существует только одно оружие, и это -духовное око, с помощью которого за внешними проявлениями можно увидеть и понять действия этих существ. Но Люцифер призывает к тому, что­бы схватить и побороть стихийные сущности.

Чем и как, собственно, можно схватить этих толстокожих, наглых, дерзких тварей? В русском языке существует так называемый "мат" - гряз­ные, ругательные слова. Их главная функция со­стоит в том, чтобы защитить человека от упомянутых существ. Именно при помощи пробивной спо­собности ругательств человек надеется их запу­гать и оглушить. Если наблюдать непосредствен­но применение мата, можно заметить, что он на­правлен не на окружающих людей: ругающийся человек говорит с кем-то другим, кто не имеет че­ловеческого лица. Мат состоит исключительно из очень странных, редких и нелогичных выражений и обладает нечеловеческой, магической силой слова.

Если мы попытаемся создать себе образ су­ществ, на которые направлены эти выражения, мы получим представление о том роде стихийных духов, о которых идёт речь. Необходимо знать одно: этих существ невозможно запугать с помо­щью мата и ругательных слов. Мат - это только ответная реакция на их действия. Если человеку что-то не удаётся, он ругается матерными слова­ми, выражая таким образом своё негодование, саму же неудачу он не может этим устранить. Тем самым он оказывается под влиянием люциферического демона, который нашёптывает ему, что благодаря ругательствам он становится победи­телем. Пока человек употребляет мат, надеясь таким образом быть защищенным, он непрерывно преследуется этим демоном, люциферическим двойником. Тот обманывает человека, ибо при помощи мата не устраняются стихийные сущности, но вытесняется страх человека перед ними, он их больше не воспринимает. Человек стано­вится полностью беззащитен, ибо этот обман приводит к тому, что он думает: он их победил. Напротив, в этом случае стихийные сущности ок­ружают человека, питаясь той энергией, которую тот вкладывает в ругательства.

Итак, поскольку Ариман и Люцифер "помога­ют" человеку противостоять стихийным духам, они наносят ему ещё больший вред, чем сами эти су­щества. Последние сильны только тогда, когда человек в конкретной ситуации не имеет понятия, что происходит, и "спит" вместо того, чтобы созна­тельно реагировать на ситуацию. Если предпри­ятие терпит неудачу, то человек берёт на себя от стихийных духов часть их вредоносных качеств (например, инерцию). В дальнейшем в ходе жизни человек может избавиться от этих качеств при помощи образования, занятий искусством и нау­кой.

Пример сопротивления - контроль и избавление

Рассмотрим исторический пример, в котором можно отчётливо проследить сопротивление вла­сти тёмных стихийных духов с помощью светлых михаэлических духов. Это сопротивление было особенно трудным во времена сталинских лаге­рей. Подобное наблюдение можно найти в книгах Александра Солженицына "Архипелаг Гулаг" и "Один день Ивана Денисовича". Возникает вопрос: что происходит с человеком, сосланным в лагерь? Без сомнения, уже сам этот факт означает полный крах всей жизни и необоснованное перечеркивание всех жизненных планов. Человек объявляется преступником и обвиняется в том, чего он никогда не совершал. У него не отбирается физическая жизнь, но он находится в таком положении, кото­рое невозможно вынести даже в течение не­скольких месяцев и которое он должен перено­сить свыше десяти лет. Особенно поражает то, что человек, как замечает Солженицын, вместо того, чтобы малодушно опустить руки и стать без­различным, начинает бороться с повседневной жестокостью, дабы всё выдержать и остаться жи­вым. После того, как человек перенесёт неспра­ведливость, обман и издевательства, с него спа­дает маска лжи, которую он носил раньше. Те­перь нет ни необходимости, ни возможности лгать, искать отговорки, избегать действительно­сти, ибо остаётся только та действительность, которая готова в любой момент уничтожить чело­века.

Каким же предстаёт сам человек? Всё стано­вится честным и простым; нет ни Люцифера, ни Аримана; душа открыта небу. И это - важнейшее переживание, которое заключённый Гулага хочет сообщить миру, потому что, желая остаться жи­вым, он получает силы в течение десяти лет пе­реносить крайне невыносимые жизненные усло­вия. Здесь, наконец, наступает то время, когда русский человек больше не спит; ни его судьба, ни судьба его страны ему больше не безразличны. Он в высшей степени нуждается в пробужденном состоянии, чтобы узнать, о чём думают окружаю­щие его люди; он должен уловить каждое измене­ние, познать и выдержать тысячи законов, правил, особенностей, чтобы остаться жить. Он нуждается в мужестве, терпении и особенно во внимании, чтобы встретить долгожданный, витающий в об­лаках момент освобождения. В своих книгах Сол­женицын откровенно выявляет жесточайшую дей­ствительность школы жизни, характерный для России феномен, который в широком смысле от­ражает свойственную ей сущность.

В феномене Гулага особенно отчётливо про­является деятельность стихийных сущностей: свободная жизнь человека внезапно прерывается. Тот, кто не смиряется с этим фактом, не свыкает­ся с ним, кто не понимает, что значение и смысл всей его долагерной жизни потеряны, тому не хватает сил, чтобы остаться жить. Только тот, кто попрощался со своим прошлым и готов лагерные годы принять как свою настоящую жизнь, тот по­лучает свыше силы, необходимые, чтобы перене­сти жизненные испытания. Эти силы приходят благодаря желанию УЧИТЬСЯ в школе жизни.

Школа жизни для России и шестой культурной эпохи

На этом примере видно, что каждый человек в России так или иначе переживает крушение своих надежд, которое подобно смерти внутри жизни, после чего он замечает, что начинает жизнь слов­но заново, с пробужденным вниманием восприни­мая теперь каждое мгновение.

Обычно Ариман и Люцифер сужают и притуп­ляют взгляд человека, не обремененного жизнен­ными обстоятельствами, препятствуя его встрече с истиной жизни. Ариманический и люциферический двойники не дают человеку увидеть и понять ужасную действительность.

Яркую форму подобного проявления- можно увидеть на примере ужасающей картины «ГУЛАГа». С этого времени принципиально ничего не изменилось. Можно сказать, что русская душа, как и прежде, ориентируется лишь на данный момент времени, ставит своей целью «оставаться жить», не веря в то, что «чем больше она приложит уси­лий, тем лучше будут ее достижения».

Жизненная школа остается; остается и основ­ной принцип русской души - учиться тому, чему учит жизнь. Человек способен ко многому, ибо прошел уже путем многих инкарнаций, но того, что он уже достиг - недостаточно, чтобы вступить в будущую, шестую культурную эпоху. Для этого уже сейчас нужны такие души, которые могут учиться непосредственно у сверхчувственных учителей. Россия - единственная страна на этой планете, где это обучение происходит у всего на­рода, в вынужденной дистанции ко всей мировой культуре. Отсталость России в сравнении с За­падной Европой - не самая главная её черта. Важнее увидеть в России наличие жизненной школы, тот сверхчувственный факт, который скрыт за кулисами внешних событий.

Восприятие этого факта означает уже очень многое для духовнонаучного познания. Эта свыше организованная школа действует несколько при­нудительно, так как лишь под гнетом жизненных обстоятельств человек вынужден открыть глаза и увидеть действительность. Однако, развитие тре­бует, чтобы человек соединялся с этой школой все сознательнее. То, чему учит школа жизни, должно всегда быть в созвучии с духовнонаучным познанием мира и человека. В этом смысле Рос­сия нуждается в соприкосновении с Антропосо­фией, развивающейся на Западе.

Не менее зависит экономическое и культурное развитие России от сознательного отношения че­ловека к живущим в ней стихийным сущностям. Природа этих существ, подавляющих человече­скую активность, хоть и имеет важное значение для школы жизни, но препятствует развитию че­ловека. Эти существа, если можно так выразить­ся, - больное, страдающее тело России. Любая активность человека наносит этому телу боль, и каждый, кто там живет, сопереживает часть этих страданий. Пробуждение сознания становится миссией подобного страдания и боли.

Михаил Андреев
Das Goetheanum №8/2001

Михаил Андреев родился в 1958 году в Санкт - Петербурге. Физик. В 1985 году впервые познакомился с антропософией. С 1993 года член Антропософского общества в Дорнахе (Швейцария). С 1996 года уча­ствовал в постановках Драм - Мистерий Р. Штайнера, что способствовало интенсивному изучению им законов реинкарнации и кармы. В связи с совместной работой русских и немцев в области вальдорфской педагогики постоянно изучает вопрос об особенностях и задачах русского человека в духовном развитии человечества. В 1998 году жил в Норвегии, где занимался биодинамическим сельским хозяйством. В 1999-2000 годах участвовал в Учительском семинаре по вальдорфской педагогике в Касселе. Автор подчерки­вает, что вопросы, которые рассматриваются в статье, касаются географических особенностей Рос­сии, независимо от национальной принадлежности населяющих ее людей.