Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=699 |
Распечатать |
После появления немецкого (1997 г.) и первого русского (1998 г.) изданий «Года души» имел место некоторый опыт совместной семинарской работы с изречениями Календаря души. Лучшее, чего мог бы желать автор связанного с Календарём исследования, - это дальнейшее использование в групповых или индивидуальных занятиях отмеченных в книге особенностей, закономерностей структуры и живой динамики этого годичного круга недельных изречений. В надежде как-то способствовать этому и приводятся здесь некоторые соображения и точки зрения, возникавшие в ходе упомянутой работы.
Будучи всякий раз связаны с непосредственным настроением, атмосферой конкретного момента года, они в то же время так или иначе отражали в себе ключевые мотивы всеобъемлющего учения о человеке и социуме, антропософской христологии, других областей основанной Рудольфом Штейнером науки о духе.
Своеобразным эпиграфом к этому небольшому обзору могла бы послужить одна своеобразная аналогия, возникшая однажды во время занятий: подобно Изиде, вновь обретающей своего супруга Озириса, которая собственными усилиями собирает воедино разбросанные в разных землях части его тела, так может и человеческая душа, обращаясь к запечатлённому в Календаре души целостному и полному жизни образу годооборота, каждый год всё вновь обретать своего Божественного супруга - «разорванный» во времени и пространстве Мировой Дух. Он оплодотворяет её через «сезонные» впечатления мира внешних чувств и поддерживает её самим ритмом смены этих впечатлений, дабы смогла душа выносить в своем лоне «младенца Горуса» - рождественский «небесный плод Надежды», являющий световую природу и творческую волю самого человеческого мышления.
Зимой 1999 года в Петербурге в течение нескольких недель перед Рождеством, а затем на встречах в ходе двенадцати Рождественских вечеров, в двух антропософских группах были прослежены некоторые новые взаимосвязи недельных изречений этого времени. Главное внимание уделялось соотнесению настроений, импульсов, идущих от них и к ним в общем прохождении душой годооборота.
Так, настроение 36-й недели оказывается прямым результатом, плодом импульса, воспринятого душою в «софийной», Второй четверти года, когда она проходила «антиподный» по отношению к этой неделе пункт годичного круга. Там, в 17-ю неделю, Мировое Слово призывало меня извне, из впечатлений бурлящего природными красками, звуками, настроениями, летней жизнью мира внешних чувств воспринять в себя, наполниться его несущими Мировую Мудрость просторами. Это Мировое Слово стремилось тогда наполнить недра моей души, ее духовные глубины собою, то есть Смыслом мира, Логосом.
И тогда душа должна была сама открыться этому призыву и воспринять этот зачаток Мирового Слова. Лишь при этом условии позднее, в самой глубине зимних ночей, этот воспринятый однажды и ставший собственным достоянием души свет Мирового Слова сможет - теперь уже из недр моего собственного существа - светить, раскрываться во внешний мир через мои деяния. Но хотя теперь Мировое Слово призывает меня наполнить цели моего земного труда в этой Волевой четверти года Его духовным светом, даже как бы отождествиться жертвенно с этим светом, оно тем не менее оставляет мне свободу самому ставить эти цели, свободно соединяясь с этим импульсом Мирового Слова. И если сами цели моей земной работы я ставлю себе безсамостно, они наполняются Мировым Смыслом, Логосом.
Так можем мы, пользуясь Календарем души как настоящим инструментом вживания в великий годовой ритм Мирового дыхания, подойти к переживанию этой неукоснительной преемственности взаимоотношений Макро- и Микрокосма.
Что касается этой пары изречений - 36-й и 17-й недель, можно это живое дыхание проследить далее, сопоставив уже привычным образом эту пару недель с соответствующей ей парой: 43-10. Однако, если, обращая взор из зимней 36-й недели к летней 17-й, мы тем самым как бы оглядывались на пройденный этап годичной жизни и искали там зачатки тех плодов, с которыми дано нам было подходить к празднику Рождества, то теперь задача этой зимней 43-й недели может быть лучше понята и осуществлена, если мы заранее вглядимся в естественное состояние души, ожидающее её в будущем - в пункте летнего ее «антипода» в 10-й послепасхальной неделе. По-летнему преодолеть своё обособленное чувствование, отдаться сияющему существу Солнца, и при этом не утратить себя, суметь предощутить всю реальность живого отношения Божественного существа «персонально» ко мне как к отдельной душе - возможность для этого закладывается здесь, в этих «зимних глубинах», когда «истинное бытие Духа» поддерживает, укрепляет душевный огонь в моем внутреннем.
Но ведь эта поддержка приходит здесь в отмеченном 43-м изречением пункте как бы извне, из действенной, активной включенности души в жизнь зимнего, Бодрственного полугодия, прорабатываемого моим трудом. И труд этот наполнен солнечным светом Мирового Слова, гласившего к душе в предрождественское время в 36-м изречении.
Так же красноречива преемственная связь соответственных летних - 17-го и 10-го - изречений. Душа лишь тогда сможет дать наполнить свои глубины гласящему из внешнечувственных впечатлений Мировому Слову, если ранее, в пред-Иоанново время смогла преодолеть свое обособленное чувствование и в отдаче Мировой красоте «дать почувствовать» себя самому Божественному Существу.
Мы видим, как и в этой, одной из многих, четверице недельных изречений отразился исполненный высшего смысла и гармонии круговой путь упражняющейся души.
Продвигаясь от недели к неделе далее, к моменту Рождества, участники занятий все вновь убеждались, сколь многое может дать именно такое, можно сказать, комплексное рассмотрение содержания недельных изречений. В этом случае внутренняя логика, поистине эволюционный ряд душевных состояний, живой метаморфоз взаимоотношений Космического и индивидуального - все это позволяет тогда каждому отдельному изречению предстать убедительным и многосторонним свидетельством возможного опыта души и одновременно - его инструментом.
37-я, предрождественская неделя. Бодрствующая, несущая свой внутренний свет в зимнюю ночь земного мира, душа человека порождает тем самым собственные зачатки для будущего, насаждает их вовне, заботится об укоренении их в Мировых недрах. Через эту работу души само Божье Слово входит в земное бытие, просветляет его ночную зимнюю тьму.
Но эти душевные зачатки - это ведь новые семена Духа, возникающие теперь в тех самых «зреющих Божьих дарах», что призвана была душа укрыть, сберечь, получив их еще в самое светлое время года. Тогда, в 16-ю неделю, на то, что эти дары должны будут в будущих темных глубинах зимы принести плоды самого Я, пророчески указывало мне мое предчувствие.
И вот уже, в 38-м, Рождественском изречении мы видим, как воспринятый летом зачаток Мирового Слова (см. 18-е изречение), сбереженный и донесенный душою сюда, в срединную глубину Бодрственного полугодия, рождается наконец как небесный плод, Дитя Духа, оплодотворявшего душу в потоках летнего света и тепла.
Удивительные законы душевно-космической жизни раскрываются в сжатых, насыщенных строфах Календаря души. На один из них указывают три первые строки 38-го, Рождественского изречения и его «антипода» -15-го: чтобы в ясном свете бодрствующей души, «в просветленности сердца» смогло родиться, быть «расколдовано» Дитя Духа в зимние Рождественские ночи, для этого на противоположном полюсе года, в противоположном состоянии души - «в смутности чувств» должна была она чувствовать в самом мировом сиянии как бы некое волшебное вколдовывание в него созидающего вершения Духа... И сила, дарованная мне тогда Мировым Духом, именно она теперь «растет в мировые дали» из собственного моего душевного существа.
Активная, бодрственная направленность душевной деятельности во внешний мир достигает своей вершины здесь, в последние недели и дни Третьей, Волевой четверти.
Но вот, в 39-м изречении намечается уже процесс принятия в душу извне макрокосмических импульсов и сил. Этому процессу предстоит нарастать по мере вхождения души в следующую четверть и одновременно - в Полугодие преодоления личностного.
Да, уже здесь, можно сказать, в момент апофеоза индивидуального начала в последнюю неделю третьей четверти впервые дает знать о себе главная тенденция душевной жизни в предстоящей четверти -обретение света Мирового Существа, становящегося силой человеческого мышления. Мы вновь встречаемся здесь с известной «предуказывающей» ролью завершающих каждую годовую четверть недель. Достаточно лишь сопоставить это, 39-е изречение с его «аналогом» в конце Первой четверти (13). Там также дает о себе знать тенденция предстоящей четверти -тенденция восприятия извне несущих душу импульсов.
Поразительно ясно, рельефно может предстать здесь же давно нам знакомая «аналогичность» противолежащих четвертей года, в данном случае Третьей и Первой. Ведь упомянутому выше восприятию извне всякий раз как условие должно предшествовать обращение, движение самой души вовне, к питающему ее Макрокосмическому источнику. В 39-ю неделю она для этого должна устремиться к «откровению Духа»; в 13-ю - к «вершине (внешних) чувств.
Тот же вектор устремленности души «изнутри-вовне» проявляется в изречениях соседних недель: прорастание в Мировые дали 38-й недели - и полет к Мировому свету и Мировому теплу 12-й недели; несение своего духовного света в мировую зимнюю ночь 37-й недели - и отдача себя Мировой красоте, стремление утратить и обрести себя в Мировом Я в 11-ю неделю.
*
В ходе упомянутой групповой работы, но несколько ранее, поздней осенью 1999 года, когда подошло время одной из четырех «искушающих» недель - 33-й, особая тема этих «черных дыр», зияющих как Седьмые недели в центре каждой четверти года, оказалась доминирующей. И хотя в Четвертой главе этой книги, а также и ранее, на стр. 23-24, теме этой было уделено значительное внимание, все же кое-что из акцентировавшегося при совместной работе над ней представляется полезным, хотя бы совсем сжато, схематично привести здесь.
Вспомним: 33-я и 20-я недели, с одной стороны, и 46-я и 7-я, с другой, предстают как две пары недель-«аналогов» (нарушая тем самым обычный для Календаря характер соотношения недель соседствующих четвертей). В первом случае оба изречения гласят об опасности недостаточности сопереживания душою Мирового бытия, отступлении перед ним в собственные границы. Во втором же - об угрозе чрезмерной интенсивности такого сопереживания, захваченности и оглушенности внешнечувственными впечатлениями.
Характерно, что чрезмерность упомянутого сопереживания грозит способности, силе человеческого мышления, умозрения, в то время как недостаточная степень, так сказать, включенности в дела мира - это опасность утратить полноту самого бытия, как человеческого,
так и мирового.
При этом в одной паре этих «аналогов» (46-7) вначале каждого изречения представлена грозящая опасность, а затем - орудие противостояния ей: сила памятования, либо способность предчувствия. И далее, в первой части ближайших последующих изречений (47-8) суть опасности как бы уточняется.
Для другой пары недель (20-33) дело обстоит совсем иначе: в ближайших предшествующих им изречениях показан правомерный характер взаимоотношений души с мировым бытием, Мировым Словом. А в изречениях самих этих двух недель первая строка четко, однозначно резюмирует указания пройденных недель: «Только так чувствую я мое бытие...»; «Только так чувствую я мир...». И уже затем показаны возможные губительные последствия игнорирования предуказанных душе задач этого времени.
Отметим еще раз особый, отличающий их от всех других изречений, характер соотношения «искушающих» недель:
*
Внимательный, исключающий всякую сентиментальность, хотелось бы сказать, феноменологически-объективный подход к изучению Календаря души позволяет подчас прозревать в самой его композиции и структуре - но прежде всего, конечно, в соотношении содержания отвечающих друг другу по местоположению недельных изречений - удивительную мудрость, подобную той, что заложена и сквозит в природном устройстве мира, его явлениях и существах.
Мудрая закономерность взаимоотношений человеческого существа и мира, включая живое проявление в них обоих самого феномена времени, жизненная потребность друг в друге Макрокосма и Микрокосма - все это явственно предстает в драматической коллизии прохождения душою опасных срединных недель в каждой годичной четверти.
Хотелось бы подчеркнуть исчерпывающую точность и своевременность четырех этих грозных предупреждений, этой своеобразной презентации в Календаре души опасностей, подступающих в определенные моменты к человеку изнутри его собственной души.
Осознавая важность этих указаний, еще раз бросим на них взгляд, запечатлеем их в душе как мудрые напутствия к сознательному прохождению душою годооборота.
Итак, отражённая в обоих Седьмых изречениях Световосходящего полугодия (46 и 7) опасность состоит в некой чрезмерности безоглядного изживания душою главной правомерной тенденции этого времени, тогда как доминирующей задачей души в этом полугодии является преодоление личностного - свободное, исходящее из нее самой и остающееся, так сказать, в ее собственных руках. И напротив, Светонисходящее полугодие таит в себе иную угрозу для гармоничного прохождения его душою. Это - соблазн подмены тогдашней ее задачи - укрепления личностного - уходом в субъективное, игнорированием реальности внешнего мира, который требует как раз бодрого, активного участия души в его делах (20, 33).
Но тем самым в эти опасные недели перед душой явственно предстают Противообразы самих долженствующих поочередно доминировать в разное время духовных Принципов человека - Веры, Любви, Надежды и богочеловеческого Начала, Божественной Мудрости -Софии. Неисчерпаемая и исключительно ответственная тема этой стороны взаимодействия Мирового Духа с человеческой душой должна была бы все вновь ставиться в ходе групповой работы с изречениями Календаря души.
В апреле-июне 2000-го года в Харькове, в Центре антропософских инициатив и на конференциях учительской коллегии вальдорфской Школы свободного развития проводился семинар «Индивидуальное и космическое в прохождении душой годооборота». Некоторые из возникавших в ходе занятий новых точек зрения, неожиданных сопоставлений, а подчас - настоящих открытий, подсказанных Календарем души, могут быть в сжатом виде представлены здесь.
В соответствии с временем проведения семинара, естественным образом поочередно вставала тема праздников Пасхи, Вознесения, Троицы.
На пороге предпасхального месяца привлекает внимание возникающий впервые после Рождества мотив Надежды (49-я неделя) -единственный раз в этой четверти Любви. Но в отличие от Третьей четверти, когда в лучах Надежды душа призвана была разрешать, посредством укреплявшегося тогда мышления, «жизненные загадки» -внутренний смысл событий и переживаний земной жизни (28-29), сопутствующих внешним трудам человека, - в отличие от этого, теперь надежда души обращается вовне, к сопереживанию Мирового Бытия и Мирового Мышления. И человек уже призывает само Мировое Мышление для разрешения загадки своей собственной души (48-49). Ведь именно они - Мировое Бытие и Мировое Мышление вскоре все более будут становиться главными действующими лицами великой мистерии года, в то время как человеческой душе предстоит «тихо смирить себя в сновидческом бытии» (8).
И подобный феномен кратковременного - лишь в одном недельном изречении в течение целой четверти - выступления мотива, свойственного совсем другому времени года, мы встречаем еще только однажды, и как раз в этой же пред пасхальной четверти. В изречении 42-й недели вновь на мгновение внезапно появляется давно молчавшее предчувствие (42), когда само сердце подсказывает человеку верное направление «в этой зимней тьме» - к солнечному теплу предстоящих откровений внешних чувств... Словно бы луч света спроецирован сюда из сияющего летнего начала Второй четверти (16). Там предчувствие «строго повелевало» укрывать во внутреннем дары Духа, приходящие извне в переживании софийной Красоты внешнего мира. Здесь же, в 42-м изречении оно побуждает «предощутить откровение внешних чувств». Само же предчувствие и теперь, как это происходило в более длительном цикле на протяжении Второй и Третьей четвертей (ср. стр. 11 Первой части этой книги), преобразуется уже как бы в ускоренном ритме в силу Надежды (49):
Ниже приводятся две схемы, служившие на семинаре наглядным подспорьем при работе с двумя последующими иредпасхальными изречениями:
Душа и Мировой Дух, они оба нуждаются в живых взаимоотношениях. Изречение 2-й недели, констатируя душевно-мировую ситуацию данного момента, в то же время исключительно концентрированным образом воспроизводит динамические взаимоотношения человеческой души и Макрокосма, разворачивающиеся, собственно, на протяжении всего годового круга. Начиная теперь отдавать, растворять во внешнечувственном важнейшее достояние, обретенное ею в послерождественское время - укрепленную силу мысли, душа тем самым как бы окончательно формирует врастающий в духовные миры «человеческий росток», о котором говорит 2-е изречение. Сколь необходимо это миру, запечатлел еще Парменид в своей сакраментальной формуле: "МЫШЛЕНИЕ И БЫТИЕ - ОДНО".
Но ведь росток этот, как мы неоднократно прослеживали по Календарю, получал в истекшем только что году свой зачаток от Мирового Духа в летнее софийное время, а «свой душевный плод» - в Рождественские ночи Земли.
Подобно этому, в «зеркальном» по отношению ко второму, в пятьдесят первом изречении мы видим, как человеческое восприятие черпает, воссоздает свою силу из Мирового Духа, разлитого в океане внешнечувственного. Но Мировой Дух обретает себя в «отражении человеческого ока». Человеку нужно богатство внешнечув-ственных восприятий, а Мировому Духу необходимо отражаться в этом зеркале человеческой души.
При работе над этими изречениями была, как кажется, подмечена важная особенность здорового самоощущения души: столь необходимое душе богатство впечатлений, даруемое миром внешних чувств, вливаясь в мое внутреннее, не присваивается мною, не удерживается эгоистически, но став моим достоянием, частью моего бытия - вновь отдается Вселенной. Таким образом постоянно преодолевается та опасность взаимной утраты друг друга человеком и Универсумом, о которой предостерегают Седьмые изречения Светонисходящего полугодия. Преодолевается в течение всего годичного пути, а следовательно - всей человеческой жизни.
*
Рассмотрению пасхальных изречений Календаря, а затем приходящихся позднее на время праздников Вознесения и Троицы, естественным образом уделялось особое внимание в ходе семинарских занятий весны-лета в Харькове.
Тому значительному, что открывается при сопоставлении изречений первой и последней в году Пасхальных недель, был ранее посвящен целый раздел Первой части этой книги (стр. 14-18), и потому здесь важно отметить лишь то новое, что увиделось в них теперь при групповой работе.
Кажется, Х.Л. ван Хаудуверу принадлежит мысль, что собственно все изречения Календаря - в сущности пасхальные. Более того, Хаудувер пишет, что созданный Рудольфом Штейнером Календарь души отвечает первоначальной форме посвящения; душа, правильно вживающаяся в поступь времени, тем самым в ходе каждого года переступает ступени высшего познания и таким образом ежегодно живет в ритме, ведущем ее в ходе времени к пробуждению в Духе. Но ведь первоначальная предпосылка этого пробуждения - свершившееся на земле рождение Я Христа... (ср. Х.Л. ван Хаудувер «Наблюдения над антропософским Календарем души», Штутгарт, 1975).
Итак, в ходе пасхальных занятий мы обратились к обычной четверице соответствующих изречений:
Обнаружилось, что здесь мы имеем дело со своеобразной ПОРОГОВОЙ ОСЬЮ года, связывающей Праздники Пасхи и Дня Михаила1. И уже внешнее, так сказать, рассмотрение обрамляющих эту ось изречений выявляет некую особую структуру их соотношений.
Только в одном еще случае в Календаре имеет место столь явственное нарушение обычного характера соотношений между собой «противолежащих» и «противоположных» изречений - в случае «искушающих», Седьмых в каждой четверти недель (это подробно рассмотрено в Четвертой части книги).
Стремление к отдаче себя Мировому Я, Мировой космической закономерностн, к умалению, растворению своей индивидуальности в Свете и Тепле Мирового Бытия
Стремление к удержанию в себе воспринятого Мирового Света. Внутреннее переживание Мирового Бытия преобразуется в переживание своего собственного бытия. Стремление к индивидуализации, к свободе
Ясно делящееся на две части но принципу: Обращение-Отклик, все четыре рассматриваемые изречения находя! друг в друге свои «аналоги» и «антиподы» только дифференцированным образом -именно в соотношениях своих частей. Но такое же соотнесение их в целом виде определенно утрачивает ставший уже привычным при работе с Календарем характер.
В чем же выявляется пороговый характер этих двух узловых пунктов годооборота? Он напрямую связан с самим содержанием, высшим смыслом переживаемых здесь Праздников Пасхи и Дня Михаила. К тому же в одном случае душа вступает в Сновидческое полугодие, в другом - выходит из него и призвана высвободиться из оплодотворявших ее все лето грёзоподобных впечатлений и образов природной жизни, пробудиться к активным, целенаправленным деяниям - ее задаче в Бодрственном полугодии.
Вспомним, что до и после пасхального времени «искушающие» недели (46-7) предостерегают душу от некой чрезмерной бурности выхода ее из оболочек индивидуальности: такое «засыпание» едва ли приведет к здоровому, обновляющему и целительному сну... И напротив, до и после прохождения душою Михаэлева «порога», в «опасные» недели (20-33) она призывается преодолеть пассивность, вялость во взаимоотношениях с миром - сообразно ее задачам в Бодрственном полугодии.
При этом в 52-м, предпасхальном изречении перед этим «засыпанием в лето» из душевных глубин человека звучит обращение к Мировому Бытию, своеобразный «вопрос перед засыпанием».
Значит, душа надеется получить ответ из духовною мира. И осознанно услышать его, как и в случае обычного еженощного нашего сна, она должна будет, вероятно, в момент «пробуждения», в нашем случае при прохождении порога Бодрственного полугодия. Но там... стоит Михаил! И он, как известно, призывает человека к бодрствованию, к сознательному и активному врабатыванию в насущные дела мира.
И, вероятно, чаемым душою при «пробуждении в осень» ответом надо считать само имя Михаила. Ведь будучи буквальным образом переведено с языка древнееврейского народа, Водителем которого и являлось г)то архангельское Существо, имя Михаэль заключает в себе то ли вопрос, го ли определение: «Кто как Бог(?)», Сколь активная, созидающая и притом исходящая лишь из глубин собственного существа сила должна быть присуща тому, кто может быть представлен в ответе на лог вопрос! Не забудем и известного указания Рудольфа III гейнера: «Михаил есть Дух силы».
Какие еще черты, присущие этому Духу Времени, Духу нашей сегодняшней эпохи, можем мы поставить перед душой в это осеннее время, когда буквально все изречения Календаря души зовут человека к интенсивному и плодотворному самоосуществлению. Рудольф Штейнер, основавший современное духовнонаучное движение, стоящее, как известно, именно под знаком Михаила, свидетельствует, что в отличие от иных духовных Водителей человечества «.. .Михаил обращён к индивидуальности, а не к группам» (GA 195,25.12.1920).
«Другие духи импульсируют в человеке то, что человек должен осуществлять. Михаил же является особым духовным воителем свободы. Он предоставляет человека его делам, а затем из человеческих дел берег результаты, чтобы нести их далее в космос, чтобы далее действовать в космосе с тем, с чем человек еще действовать не может» (GA 237,8.08.1924).
И что исключительно важно, «... силы Михаила не хотят, чтобы о них молили, они хотят, чтобы человек связывал себя с нами» (GА 223, 28.09.1.923). Не эту ли глубинную связь с михаэлическим началом, что сопутствует действующему свободно, отваживающемуся в нужный момент взять на себя индивидуальную ответственность человеку, выразил в наши дни автор неожиданного и сакраментального утверждения: «Инициативный человек - божественен» (Gоеttlich ist der initiative Mensch)?2
В контексте размышлений антропософского журналиста эта формула родилась именно как ответ на испытующий вопрос, заключенный в имени Михаила. И это имя принадлежит подлинному Огражу, стоящему у порога Бодрственного полугодия и призывающею человека пробудиться правильным образом.
Но посмотрим, кто стоит перед врагами каждодневного нашего пробуждения в земной мир: «Утром, в момент пробуждения человек как бы стремится вступить во врага своей собственной сущности. Однако, у этих врат сюит Страж, Малый Страж порога (выделено нами - А.К.). Он не позволяет человеку войти в свою собственную сущность, но тотчас направляет его во внешний мир. Каждое утро человека встречает этот Малый Страж порога» (Р. Штейнер. Экскурс в область Евангелия от Марка, лекция от 9.XI1.1910, GA. 124).
Парадоксальность этого сообщенного Рудольфом Штейнером факта снимается, если подумать о том, что может означать вступление в эту «свою собственную сущность». Она ведь совсем гак же принадлежит душевно-духовному миру, как и обширнейшие его области, описываемые духовным исследователем. И потому требуется заградить доступ в этот мир тому, кто ещё не готов для вступления в него (ср. Очерк тайноведения. Ереван, 1992. С. 244).
Взглянем на другой полюс этой Пороговой оси - момент Пасхи. Здесь перед вратами нового Мирового года стоит Христос. Но это же и врата, порог вхождения души в Сновидческое полугодие, се «засыпания в лето». Христос же, этот «великий земной прообраз человека», Он на определенной ступени духовного развития человека воспринимается им как Великий Страж порога, призванный заграждать неправомерный доступ в высшие миры (там же. С. 252). Но Он же и охраняет, оберегает человеческую душу на пути через эту область года, сильнее всего приближаясь к нам в это время и даже в известном смысле проникая, растворяясь в нас. И потому в это летнее время человек может безбоязненно отдаваться внешнему миру. Он защищён - как и во время еженощного своего сна - в отличие от Бодрственного периода, тёмного зимнего времени, когда человек должен сам защищать себя от воздействия определенных внешних элементарных влияний, в соответствии с вышеприведенным вопросом-напутствием Михаила (ср. GA 175,20.02.1917).
Правомерность сделанных только что сопоставлений может быть подкреплена сообщавшимися в разнос время Рудольфом Штейнером данными о природе обычного нашего еженощного сна. Так, сопоставляя различные, обычно бессознательные, переживания во время сна со ступенями древнеегипетского, а также средневекового розенкрейцерского посвящения, он указывает: на определенной стадии сна человек бессознательно - а на пути оккультного ученичества сознательно ощущает, что его «душа должна будет раствориться, если Существо Христа в этих сферах не станет ее Водителем. И чувство приближающегося Христа, становящегося Водителем, Которого человек - представляет в этой сфере связанным с жизнью Солнца..., он ощущает как средневековый ученик. ... Так живет человек во сне и через сон» (GA227,27.08.1923).
А вот своеобразный аналог прохождения душою Сновидческого, летнего полугодия: «В действительности, когда мы погружаемся в туманное бытие состояния сна, мы находимся в мире, приводящем в смятение, и Христос, как духовное Солнце, выступает в этом мире и ведет нас, чтобы мы это смятение претворили в некий дар гармоническою понимания» (GA 214,30.08.1922).
С другой стороны, летнее насыщение души целительными макрокосмическими образами - через нашу отдачу впечатлениям пронизанного солнечным светом и теплом внешнечувственного мира, - что это, как не повторение в ином, годичном ритме того, что происходит с нами каждую ночь: «Как физическому телу доставляются, например, средства питания из окружающей его среды, так астральное тело получает во время состояния сна образы из окружающего его мира. Оно тогда действительно живет вне физического и эфирного тела во Вселенной, в той самой Вселенной, из которой родился весь человек. В этой Вселенной - источник образов, благодаря которым человек получает свой облик. Он гармонически включен в эту Вселенную...». И подобно тому, как в осенний и зимний холод, во всю тьму Бодрственного полугодия приносит душа насытившие ее летом солнечный свет и тепло, так и при каждодневном пробуждении астральное тело человека приносит в грядущий день из родственной ему вселенской гармонии «столько силы в свои тела, что на некоторое время может снова отказаться от пребывания в этой гармонии» (GA 13, «Очерк Тайноведения». - Ереван, 1992. С.58-59). И еще: «Основное переживание спящего человека это жизнь в свете» (GA 202,10.12.1920).
Но вот утром, при пробуждении,«...проходя мимо Стража Порога, мы чувствуем, как в нас продолжает действовать вся воля Макрокосма» (GA 119. 24.03.1910).
Вообще же оккультное «устройство» человеческого восприятия таково, что уже обычная отдача себя в чувствах внешнему миру определенным образом является «этапом на пути к засыпанию в отношении сознания. Во сне весь человек принимает участие во внешнем мире» (GA 219,22.12.1922). Во сне человек погружается «в чистый элемент воли». Однако «воля становится действием, когда она идёт далеко во внешний мир - до той области, откуда приходят впечатления чувств» (GA 153,11.04.1914).
Всё вышеописанное, что происходит с человеком ежедневно, удивительным образом повторяет переход от летнего «сна» к осеннему «пробуждению», который можно проследить по Календарю души в изречениях Михайлова времени. И чувствуешь, как важно прорабатываться к правильному переживанию Праздников года, если знаешь, что «засыпание означает постановку вопроса перед духовным миром, а пробуждение-ответ на этот вопрос» (GA 208, 12.11.1921).
Внутренняя родственность моментов каждодневного засыпания и пробуждения Пасхальному и Михайлову пунктам годичной жизни души предстала автору этих заметок еще с одной неожиданной стороны. В известной работе Х.Л. ван Хаудовера «Наблюдения над Антропософским календарем души» (Штутгарт, изд. «Меллингер», 1975) помимо наглядного изображения годооборота в виде круга (как это делалось повсюду и в нашей работе) приведена и иная схема в виде лемнискаты, где в срединной точке пересечения как раз и встречаются обе пары пасхальных и Михайловых изречений Календаря (52-1 и 26-27). Внутренняя необходимость побудила автора подчеркнуть этим радикальный - пороговый, по нашему определению, - характер этих пунктов года. А внимательный читатель не мог не заметить, что именно в этих двух пунктах Календаря души, и только в них, внезапно словно бы прерывается ровная и преемственная взаимосвязь изречений - «аналогов» и «антиподов». Достаточно лишь взглянуть на стоящие подтекстом изречений цифры. Конечно, на деле эта преемственность ничуть не прерывается здесь, - меняется только как бы ее направленность...
И вот, ту же лемнискату можно встретить в одной из лекций Рудольфа Штейнера, составляющих цикл «Соответствия между микрокосмом и макрокосмом» (GA 201, 18.04.1920). Там она наглядно представляет весьма парадоксальную характеристику состояний засыпания и пробуждения человека. Нас же эта часть лекции может приблизить к лучшему пониманию сущности рассматриваемых моментов года:
«Когда вы просыпаетесь, то в отношении своей жизни вы вновь оказываетесь в той же связи с совой и внешним миром, как и при засыпании. Моменты засыпания и пробуждения соответствуют один другому, они отличаются лишь направлением. При пробуждении всё идет от сна к бодрствованию, при засыпании - от бодрствования ко сну Но в остальном они одинаковы. И если вы хотите линией представить движение..., то это не будет прямая или просто кривая линия, поскольку вы не получите тогда в ней пробуждения и засыпания... Это не может быть никакая другая линия, как только эта: ...В точке совпадают засыпание и пробуждение, но направления - разные» (все выделения в тексте приведенных выше цитат сделаны нами - А.К).
Более или менее наглядно упомянутая «пороговая ось» годооборота могла бы быть представлена, например, следующим образом:
*Возникшая в ходе семинара в Харькове концепции соотнесения роли Малого Стража и Великого Стража порога с пороговой осью «Пасха — День Михаила» принадлежит Л.Л. Топтыгину (вальдорфская Школа свободного развития).
Конкретную, буквальную справедливость утверждения Рудольфа Штейнера о том, что «.. .долгий оккультный опыт и духовное исследование сжаты в этих пятидесяти двух формулах, способных стать формулами времени для внутреннего переживания души, которая может присоединиться благодаря этому к процессам божественно-духовного переживания» (из лекции в Кёльне 7 мая 1912 г., GA 143), можно почувствовать, сопоставив всю вторую часть 52-го, предпасхального изречения («Нисходит... сила жизни в человеческую телесность...») с таким, например, указанием Рудольфа Штейнера: «Своё земное деяние Христос совершил для человеческих тел (выделено мною - А.К.), для возможности земной жизни. Христос влил в человеческую телесность силу противостоять распадению. Распадение было необходимо человеку для возможности стать Я. Но Христос своим деянием спас человеческие тела от распадения» (Тайна Троицы, лекция GA 30.VII.1922,GA214).
*
Ситуация Праздника Вознесения, падающего на шестую, послепасхальную неделю, своеобразно отражается в календарных изречениях этого времени. Подумаем о переживании учениками Иисуса утраты, скорби, когда Христос покидает их за десять дней до Пятидесятницы, исчезает от непосредственного, физического лицезрения людей, «возносится» по мистериальному выражению.
Но эта утрата должна быть преодолена, ибо Он возносится туда, откуда Он же дарует им затем, на Пятидесятницу, Духа Утешителя, Св. Духа. И Рудольф Штейнер говорит, что из этой десятидневной боли и страдания любящих Христа и могло возникнуть таинство Пятидесятницы. «Из воспоминания о Событии Голгофы, из боли взошло вновь в их душах созерцание утраченного, но теперь уже личностно-сознательно» (речь от 17. V. 1923, GA 226).
Да, Святой Дух, будучи общим для всего мирового и общечеловеческого бытия, именно поэтому и властен «разделиться и почить» на каждом ученике, а следовательно, - и каждом человеке.
И здесь стоит вновь отметить, как это было уже однажды (с. 19, примечание), всю зловещую "своевременность" реальной опасности разлучения Я-начала с душевным существом человека как раз накануне Пятидесятницы - "Праздника свободных индивидуальностей", знамения непреходящности нашего Я", по определению Рудольфа Штейнера. Эта опасность, как мы знаем, представ т внезапно именно в неделю, отделяющую Праздник Вознесения от Пятидесятницы.
И тогда, в изречении этой же 7-й, последующей за Вознесением недели навстречу угрозе утраты Я душа призывает силу предчувствия. Содержание, скрытый смысл этого предчувствия раскрывается не сразу — в 9-м изречении: «Утрать себя, чтоб себя обрести» (вспомним Павлово: «Не я, но Христос во мне»). Один из оккультных аспектов события Вознесения состоит, по свидетельству Штейнера, в следующем. Эфирное тело человека буквально влечется к Солнцу, «постоянно взвивается к Солнцу». Христос удерживает его, соединяясь с этим устремлением. В образе Вознесения предстает реальное спасение физически-эфирного человека Христом (GA 224, лекция от 21 .VI. 1923).
Что касается фигурирующего в Календаре души предчувствующего познания, то в 10-м изречении речь идет о его дальнейшем углублении и продвижении. Оно содержит радостное и ясное обетование: «.. .Узнаешь ты однажды - тебя почувствовало ныне Божественное Существо». Позднее, в летнее время, через ощущение родственности человеческой души самому Духу (13), через потребность укрыть, сберечь дар Духа во внутреннем души (16) предчувствие созревает до осознания душою необходимости самой проработать, преобразовать себя так, чтобы стать достойным облаченьем этому воспринятому в дни Пятидесятницы Духу - всеобщечеловеческому и одновременно в высшей степени индивидуальному (18). И наконец, фактически в преддверии Михайлова времени, предчувствие уже «вершит во мне (светоносно!) силу самого Я» (21).
Харьков, Троица 2000 г.
_________________________________________1 Не забудем, что здесь, ведь, - и сезонный переход в другое время года, в отличие от моментов Рождества и Иоаннова дня
2 Мартин Баркофф в статье «Die Ordnung der Machtverhаеltnisse an der Weihnachtstagung 1923». (Еженедельное приложение «Чmo происходит в Антропософском обществе» - к журналу «Гётеанум» № 5, С. 114. Дорнах, 9 апреля 2000 г.)
© A.C. Конвиссер. Текст, редакция переводов, примечания
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 1998
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 2000