Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=693 |
Распечатать |
Светлой памяти Алексея Дмитриевича Лебедева (1886-1974) и Сергея Васильевича Зетилова (1898-1976), открывших автору свет Календаря души, с благодарностью посвящается эта работа.
"То, что живёт в нас как духовное, как душевное, не является нашим собственным, не принадлежит нашей человеческой личности, но является, я бы сказал, заливом, который Космос посылает в нас как людей".
Рудольф Штейнер
Эти заметки обращены к тем, кто знаком с изречениями данного Рудольфом Штейнером в 1912 году "Антропософского Календаря души" (далее - Календарь души или Календарь. Прим. авт.) и кто, быть может, однажды или уже в течение ряда лет в той или иной степени с ними работал, проходил с ними кругооборот года полностью.
Жизненный опыт каждого из нас свидетельствует о реальном различии в характере наших отношений с внешним природным миром в зависимости от времени года, как и о тех колебаниях самоощущения, настигающих нас в ходе времени, что способны порой заметно нарушить душевное равновесие, не будучи должным образом осознаны и правильно включены в каждодневную жизнь души. Календарь души Рудольфа Штеинера дает возможность преобразовать обычный хаос этих смутных и как-будто бы в беспорядке разбросанных во времени душевных настроений в закономерный и целеустремленный внутренний путь, исполненный ясно осознаваемой и глубоко переживаемой гармонии. Человек начинает ощущать непреложную преемственность и взаимообусловленность собственных изменчивых состояний, сопутствующих годичному движению внешней жизни, слышать никогда не прерывающуюся песнь Времени и верно распознавать в ней вносимую и его душой ноту.
Читателю предлагается здесь проследить некоторые из процессов, отражённых в Календаре души. При этом, думается, исключена возможность какого-то сковывающего, ограничивающего собственную внутреннюю активность влияния на индивидуальную медитативную работу с изречениями, для которой они, ведь, и были даны. Сам автор при работе над этими заметками намеренно воздерживался обращаться к появившимся в разное время исследованиям Календаря, в какой бы степени ни заслуживали они уважения и внимания. То же относится практически и к необозримой сокровищнице духовно-научных сообщений самого Рудольфа Штейнера. Ощущалась потребность остаться наедине с 52-недельным организмом Календаря, исходить лишь из его грандиозного и абсолютно цельного, законченного в себе содержания. Tекст изречений был единственным источником и обоснованием возникавших при этом точек зрения и выводов. Именно это позволяет надеяться, что последние, будучи затем кем-либо соотнесены с данными различных областей духовной науки, с реальностями человеческой и мировой жизни, могут в дальнейшем послужить исходным пунктом самостоятельной плодотворной работы.
В то же время нельзя было, однако, не сделать одно важное исключение. Исследуя сегодня закономерности Календаря, просто невозможно не принять во внимание известный динамичный образ двух типов взаимоотношений всех недельных изречений, данный еще в 70-х годах Хайнцем Франкфуртом - концепцию "противолежащих" (Gegenueberspruch) и "противоположных" (Gegenspruch) изречений, содержащуюся в его работе "О звездной речи "Календаря души"1 и освещающую особым светом важное соотнесение четырех "искушающих" недель. Это подлинные открытия, и они позволяют приблизиться к наиболее эзотерическим аспектам круга годичных изречений, отражающим глубочайшие соотношения импульсов реальной движущейся жизни Вселенной.
В то же время, при всем заострении внимания на красноречивых соотношениях изречений между собою, на многозначительной роли каждого из них в общем душевно-мировом движении года, в настоящей работе была оставлена фактически не раскрытой структура каждого отдельного изречения2 - трехчленная по глубокому убеждению автора. Эта тема сознательно не была затронута, ибо относится к более интимным сторонам работы с Календарем, где реальные плоды должны быть взращиваемы лишь изнутри, собственным усилием души.
Отсутствовало стремление дать где-либо некое "особое прочтение", либо привходящую, не обоснованную раскрываемыми непосредственно в изречениях фактами, интерпретацию духовно-душевных событий. Напротив, помочь сосредоточить внимание именно на этих совершенно объективных фактах природно-мировой и человеческой душевной жизни, гласящих о себе в каждом из пятидесяти двух изречений, и является важнейшей целью предлагаемых рассмотрений. Только так можно пережить свою действительную включенность в мировой жизненный процесс, осознать всю целостность временного организма года, находясь в его любой точке.
Самодостаточность, совершенная внутренняя логика и завершенность отдельных изречений красноречиво проявляются и в строго закономерной взаимной их соотносимости. Ведь при всей действенной явности образно-художественного начала Календаря души он является, как мы знаем, результатом точного и строго научного духовного исследования. Здесь всё конкретно, нет ни туманных "поэтических" аллегорий, ни многозначительной символики. И поэтому лишь неукоснительное следование запечатленным в изречениях Календаря явлениям, принятие их в самом буквальном смысле может служить правомерной основой для внутренней работы с изречениями, залогом их благотворного воздействия на душу.
________________________________________
1 Указанная работа Франкфурта была помешена в издании: "Сообщения из антропософской работы в Германии", 29-й год издания, четвертый выпуск, № 114, Рождество, 1975.
2 за исключением Пасхальной пары изречений (52-1).
Необходимый для работы с книгой текст Антропософского Календаря души Рудольфа Штейнера можно найти на сайте "Антропософия в России":
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=cat&id=15
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=46
© A.C. Конвиссер. Текст, редакция переводов, примечания
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 1998
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 2000