Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=681 |
Распечатать |
Можно было бы подписаться под каждым словом глубокой статьи Вилена Эммануиловича Чудновского, если бы не хотелось кое-что добавить. Причем, не констатировать наши болезни, а предложить путь исцеления.
В начале 90-х случай свел меня в купе поезда «Красная стрела» с одним очень известным петербургским писателем. Ехал он в Москву на заседание президентского совета, членом которого тогда являлся. Нечасто встречаешься с человеком, который может донести твои мысли «до самого верха», если конечно сочтет их достойными того. И потому, наверное, я заговорил о самом главном – о том, что без нравственного ориентира, без компаса со стрелочкой «смысл жизни» наш человек заблудится. Он посмотрел на меня жалостливо и сказал что-то вроде: «Рано говорить об идеологии. Не поймут».
Ясно, чего боялись тогда, да и сейчас боятся люди, когда начинаются такие разговоры. Конечно же, насилия, отсутствия свободы воли, возможности выбора. Сколько раз в истории человечества им пытались навязать «самый правильный путь», осчастливить всех поголовно, не спрашивая желания.
В Петербурге, в Пушкинском доме на днях было представлено новое издание романа Замятина «Мы», причем, с многочисленными материалами к творческой истории романа. Еще в самом начале 20-годов Замятии придумал страну именно такого «счастья». В этом мире всегда голубое небо, регулярная еда, труд по звонку, женщины по талонам, всеобщее голосование за Благодетеля. Но нет выбора, нет свободы. Благодетель вещает: «Я спрашиваю: о чем люди – с самых пеленок – молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье, – и потом приковал их к этому счастью на цепь».
Но понимать роман только как пародию на коммунизм большевистского типа – значит обрезать ему крылья, сузить значение. Разве не то же самое делают сегодняшние демократизаторы, насаждающие свою идеологию повсюду, без разбору, даже в странах, где еще живы формы племенного строя?
В погоне за прибылью наша так называемая цивилизация уничтожает и планету и своего создателя – человека. Процесс морального падения характерен для всего мира, но в России, которая долгое время была лишена религиозных «тормозов», он идет особенно бурно. Страна, имеющая огромные природные богатства, остается одной из самых бедных. Зато не только олигархи, но уже и чиновники средней руки считают за должное иметь виллу в Испании или Италии. Деньги добываются любыми, самыми грязными средствами.
При этом, как заклинание, мы постоянно слышим слово «закон». Нам постоянно предлагают отправиться решать свои проблемы в суд, а над каждым чиновником кажется, скоро поставят полицейского, а над ним – видеокамеру, чтобы взяток не брал, и в кабинете врача – камеру, и в аудитории, где проходит экзамен, и так до бесконечности, включая тех, кто обслуживает камеры. За ними, конечно, тоже надо проследить. И за их начальниками, и за начальниками начальников. Путь затратный, бессмысленный и тупиковый. В суд Россия не верит и не пойдет, камеры обманет или выключит, как стало ясно после некоторых ДТП в Москве с участием влиятельных лиц или их машин…
Включить же другой резерв, внутренний, идейный, найти возможность изменить человека изнутри – это пока просто не приходит в голову. Хотя, в сущности, ничего особенного придумывать и не надо. Во все времена человек больше всего боялся СМЕРТИ. Что там, за темной дверью? И есть ли что-то вообще? И в связи с этим: как жить? Бороться ли за земные блага любыми средствами, включая самые подлые, поскольку за смертью пустота и с концом жизни теряешь всё, или, веря в жизнь вечную, в будущее наказание за грехи (или воздаяние за дела добрые), придерживаться в этой жизни определённых нравственных норм?
Основатели всех светлых религий и говорили о том, что есть там, за дверью. Они, каждый по-своему, в меру разумения людей их времени, создавали образ будущего, показывали, за какие дела в этой жизни человек за гранью земной жизни получит блаженство, а за что – наказание, и тем самым творили новую этику, спасая человечество от самоуничтожения. Но приходит новое время, и старая задача встает снова.
Важнее вопроса о смысле жизни, ее конечности или бесконечности мы не найдем ничего. Сегодняшний уровень развития техники уже позволяет человеку заглянуть очень глубоко в тайны бытия. Но этим надо заниматься серьезно и планово, отбросив, наконец, предрассудки и обвинения в метафизике, не навешивая на каждое непонятное (пока) явление ярлык мистики, подходя к проблеме не с заранее программируемым отрицанием, а научно, спокойно, опираясь на многочисленные опыты, на полученные результаты. Вот где государство могло бы помочь, финансируя исследования, а значит, закладывая фундамент новой идеологии.
Пока что случаи взаимосвязи, взаимопроникновения миров, даже зафиксированные множеством людей, наукой попросту игнорируются, как необъяснимые. Но разве книги Раймонда Моуди – «Жизнь после жизни», и другие – это не наука? Кстати Моуди, записавший тысячи рассказов людей о смерти, как продолжении жизни, говорит, что ему пока не известны исследования научных институтов по этой теме. Но такие исследования были, и не в Америке, а представьте, в СССР! И то, что видели и о чем говорили его собеседники, у нас было зафиксировано на пленку!
Лет пятнадцать назад мне подарил свою книгу, изданную крохотным тиражом на средства автора, известный петербургский ученый, доктор наук Игорь Борисович Синани. Архив семьи Синани сейчас хранится в Российской Государственной библиотеке. По сути, книга – это его дневниковые записи – неприкрашенные, правдивые. Например, страницы о войне, которую он прошел "от и до", закончив в должности заместителя начальника связи армии. Среди прочего, есть в книге и рассказ о том, как в 1973-м году под Ленинградом, во Всеволожске он возглавил лабораторию, которая занималась довольно странной для советского времени тематикой. В частности, снимали на плёнку моменты смерти. Сначала безрезультатно. Затем, найдя определенную частоту колебаний электрического поля, создаваемого в палате, где лежал умирающий, в лаборатории были получены стабильные результаты, неизменно повторяющиеся во всех случаях смерти. Пленка фиксировала одно и то же – «туманный спиральный вихрь, вырывавшийся из тела человека, а в центре вращения - маленькая «планетка». Она как бы вбирала в себя вращающийся туман, а затем исчезала. После того, как результаты исследований были доложены руководству, тематику закрыли, и вскоре лаборатория «случайно» сгорела со всеми снятыми пленками. Но опыт остался. Конечно, могут быть вопросы к этической стороне подобных экспериментов (ученый и сам говорит об этом), но результаты- то были получены вполне научные. И здесь мертвые могли бы очень многое открыть живым, заставляя задуматься и правильно определить приоритеты в жизни.
Американский гипнотерапевт Майкл Ньютон провел тысячи экспериментов с людьми, погружая их в состояние гипноза и путешествуя со своими пациентами по их прошлым жизням, но главным образом – между жизнями, в так называемом Мире Душ. О результатах он рассказал в книгах «Путешествие души» и «Предназначение души». Есть там и «тоннели», вспоминаемые всеми людьми, пережившими клиническую смерть, и многие другие детали. Рассказы пациентов расходятся лишь в мелочах, которые только подтверждают их правдивость. В частности, все вспоминают, как ТАМ им показывали их предыдущие жизни во всех подробностях и деталях. Уже одной этой, но научно подтвержденной информации было бы достаточно, чтобы люди начали вести себя по-другому, будучи убеждены, что за ними наблюдает некая невидимая телекамера, на которую, кстати, к радости минфина, не надо тратить бюджетные деньги! Пока об этой «слежке» нам говорит религия, но её постулаты – вопрос ВЕРЫ, а как бы было хорошо, если бы все это было подтверждено наукой, убедительной для всех.
Дорогого стоят и записи М.Ньютона о том, что особо продвинутые души ТАМ уже начинают творить разные, на первом этапе простейшие, а далее – все более сложные формы жизни. Вот такая перспектива у человека открывается – стать Творцом новой жизни! И это не шутка. Получается, что разница между Богом и человеком – лишь стадиальная. Особо продвинутые собеседники Ньютона дают понять, что ВСЕ мы когда-то можем достигнуть таких высот. Но для этого надо выполнить много душевной работы.
Так что есть смысл становиться от жизни к жизни все более совершенными. Но выбор за нами – никто не подскажет ни цели, поставленной на очередную жизнь, ни того, как ее добиться. Выбирать путь придется самим. А если есть выбор – значит, есть свобода.
Сергей Андреев
Санкт-Петербург
Сергей Иванович Андреев (род. 1946) — журналист. Начинал в 1972-м литсотрудником радио ленинградского объединения «Электросила», в 1972-1975 работал на Ленинградском радио, 1975-1984 - корреспондент ЦТ и Всесоюзного радио по Ленинграду. 1984 -1993 заведующий отделением Гостелерадио СССР (позднее ВГТРК) в Праге.
В настоящее время – заместитель главного редактора петербургского еженедельника «24 часа»
контакт:
8 921 380 77 10 (моб.)
(812) 510 49 50 (дом)
(812) 401 02 27 (раб.)
Приложение
Вилен ЧУДНОВСКИЙ
доктор психологических наук
Коварство разума
Как не попасть в ловушку бессмыслицы жизни
«Литературная газета», 2012, № 1-2 (6353)
От редактора Подиума: статья публикуется с незначительными сокращениями
Всегда ли мы в житейской суете, в стремлении к очередному успеху (а он нередко оказывается лишь недолговечным символом престижа), осознаём, что попали в ловушку бессмыслицы жизни? Что живём по инерции, не понимая смысла своего бытия? Что становимся похожими на марионеток, чьими поступками управляют обстоятельства? Что слова «Всё равно от нас ничего не зависит» (их чаще всего приходится слышать от тех, кто отказывается ходить на выборы) свидетельствуют о гражданском крушении личности? Что хронический алкоголизм и наркомания – это следствие утраты содержания жизни?
Как его обрести?
И может ли человек сделать это в одиночку?
Сажусь в такси. Водитель включает «навигатор». И тут же прорезался женский голосок: «Восемьсот метров прямо, затем поворот направо». Подумал: вот бы человеку такой навигатор по жизни, чтобы подсказывал, где направо, где притормозить, а где соломки подстелить… Может ли быть таким навигатором смысл жизни? А есть ли он вообще? И если есть, то как его открыть? Или жизнь каждого из нас просто бесконечно повторяющийся круг рождения, взросления и умирания?
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Рано или поздно каждый задаёт себе этот вопрос. Одни считают, что смысл жизни – предмет схоластических споров, которые можно вести бесконечно. Другие напротив уверены, что процесс поиска и обретения смысла жизни чрезвычайно важен для человека и существенно определяет его судьбу.
Автор книги «Человек в поисках смысла» В. Франкл приводит данные о том, что 90% хронической алкоголизации и почти 100% случаев наркомании связаны с утратой смысла жизни. Есть основания утверждать, что одна из главных причин многих бед современного общества – бездумное отношение к жизни, стремление жить только сегодняшним днём.
Некоторое время назад «Литературная газета» опубликовала результаты проведённого в Санкт-Петербурге конкурса сочинений старшеклассников на тему: «Будущее, в котором хочется жить». Специальное жюри проанализировало тысячи (!) сочинений. Из заключения жюри: «Настораживает отсутствие будущего. Как будто нынешнее поколение идёт в пустоту, не представляя, ни что их ждёт, ни какими они станут». («ЛГ», № 19, 17.05.06.)
Но если есть смысл жизни, который может помочь выстроить свою судьбу, не погрязнуть в суете сегодняшнего дня, тогда – искать, найти свою «нить Ариадны» и уверенной поступью идти вперёд по жизни! Если бы всё было так просто… Кто выдаст «гарантийный талон», что обретённый мной «смысловой навигатор» исправен, надёжен и непременно приведёт именно туда, куда я хотел бы попасть?
РАБЫ ИДЕИ
Смысл жизни – «продукт» человеческого интеллекта. А интеллекту свойственно ошибаться. Современная наука предупреждает: мы недооцениваем значимость негативных последствий неразумного, ошибочного мышления для человека и человечества. По мере развития интеллекта «совершенствуется» и заблуждающийся разум. Заблуждение становится всё более сложным, тонким, всё более замаскированным под истину.
Коварство заблуждающегося разума в его высокой приспособляемости, способности выстраивать логику, стирающую границы между добром и злом.
Вот один из примеров.
Стремление к национальной идентичности, защита интересов своей нации, борьба за её благополучие, равноправие, процветание – адекватная модель поведения, заслуживающая всяческой поддержки. Но вот на каком-то этапе стремление к равноправию и процветанию своей нации перерастает в идею её превосходства над другими. Идею, породившую бесчисленные страдания, гибель многих миллионов людей.
Подобные примеры можно продолжать… Где та граница, пересекая которую добро переходит в зло? Где тот рубикон, перешагивая через который правильная, продуктивная идея становится «оборотнем», приобретает содержание, с точностью до наоборот противоположное первоначальному смыслу?
Заблуждающийся разум находит своё реальное воплощение в формировании ложного смысла жизни, который может стать дорогой в никуда. Он превращает человека в раба не обстоятельств, в которых живёт, а созданной им самим ложной логики жизни. Он привыкает к ней, «пропитывается» ею, подчиняет ей свою судьбу.
Как это происходит?
ЛОЖНЫЙ СМЫСЛ
Обычно говоря о смысле жизни, мы имеем в виду определённую идею, выражающую собой главную жизненную ценность человека. Но современные исследования показывают, что на самом деле имеет место целая система смысло-жизненных ориентаций. И очень многое зависит от того, как выстроена эта система, как взаимодействуют её компоненты. В некоторых случаях один из компонентов иерархии, один интерес, разрастаясь, приобретает абсолютную власть, становится агрессивным, вытесняет другие компоненты или деформирует их, заполняя собой всё пространство смысловой сферы личности.
Результат – события реальной жизни. Чаще всего – трагические. Известно, в последние годы наша страна пережила целый ряд аварий и катастроф. Напомню лишь некоторые из них:
– авария на Саяно-Шушенской ГЭС и гибель людей;
– пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» и гибель людей;
– катастрофа с теплоходом «Булгария» и гибель людей, в том числе десятков детей.
Разумеется, по каждому случаю принимаются меры. Возбуждаются уголовные дела, проводятся проверки, ужесточаются правила. Но спасут ли эти меры от будущих катастроф?
Почему мы не доходим до главной, стержневой причины этих печальных событий: направленность личности на добывание денег любым способом, которая становится главной жизненной потребностью, вытесняет на периферию сознания истинно человеческие ценности. Порождает равнодушие к судьбам людей и всепобеждающее стремление выжать максимальную прибыль из эксплуатации ГЭС, ночного клуба, теплохода.
Деспотическое господство одной идеи, одного интереса деформирует смысловую сферу личности, являясь одним из психологических механизмов формирования ложного смысла жизни.
ЧЕЛОВЕК НЕ АНГЕЛ
«…Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» – этот, высказанный в немецкой идеологии К. Марксом и Ф. Энгельсом, тезис, в котором сознанию фактически отводится роль «пассивного отражателя» бытия, оказался весьма удобным для идеологии тоталитарного общества. Он как бы научно обосновывал правомерность авторитарного, прямолинейного воздействия на сознание людей. Личность рассматривалась в основном как результат интериоризации (усвоения) внешних социальных влияний.
Как это ни парадоксально, и в постсоветское время такой подход остаётся руководством к действию: бытие определяет сознание. И точка. Сегодняшний лозунг: измените бытие, введите рыночные отношения, разрешите частную собственность – и всё образуется. Однако изменение внешних условий жизни людей неоднозначно сказывается на их сознании.
С другой стороны, сознание не является простым отражением бытия, но существенно воздействует на него. Отсюда следует, что социально-психологические факторы – сознание людей, духовно-нравственное состояние общества – имеют отнюдь не меньшее значение, чем уровень материального производства. Можно сказать, что только взаимодействие этих факторов придаёт полноценный смысл процессу социального развития.
Но человек не ангел. Известна дуальность природы человека, которая в одних случаях представляет собой высочайшее проявление человеческого духа, в других – может основываться на примитивных потребностях и влечениях. Вывод прост: человек – предмет (и субъект) воспитания. Полтораста лет назад это убедительно доказал К.Д. Ушинский.
Является ли человек «предметом воспитания» в сегодняшней России?
ПРОРАСТАЮЩИЕ СЕМЕНА
Реальностью сегодняшнего дня является рост преступности, огромное количество безнадзорных детей, сирот при здравствующих родителях. По данным социологических исследований, более двух третей выпускников школ-интернатов и детских домов страдают алкоголизмом или наркоманией. Какое наследство произведут они на свет? (Ведь демографическая проблема не только в том, сколько нас будет через энное количество лет, но и в том, какими мы будем.) Убийства, похищения людей, разгул жестокости и насилия становятся явлениями обыденными, «рутинными»…
Борьба со злом по-настоящему эффективна, когда она начинается с раннего детства. Именно тогда в душу растущего человека засеваются семена, которые затем прорастают.
Добротный урожай – результат добротного ухода за посевом… К сожалению, с выращиванием, «воспитанием всходов» дело обстоит весьма неблагополучно.
ВЕРТИКАЛЬ ЖИЗНИ
Можно выделить два измерения смысла жизни – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное измерение проявляется в отношении к собственной жизни, не просто как совокупности отдельных этапов, возрастных периодов, событий и ситуаций, но как к единому целостному жизненному пространству.
Поиск смысла жизни неизбежно связан с осмыслением человеком своего настоящего, прошлого и будущего как единой линии жизни, осознанием того, что настоящее и будущее не просто сменяют прошлое, они вырастают из него, с извлечением уроков: прошлое не учит лишь того, кто не желает у него учиться.
Характеризуя вертикальное измерение смысла жизни, вспомним Архимеда, который утверждал, что если ему дадут точку опоры, он повернёт Землю. Он, несомненно, имел в виду точку опоры вне Земли. Подобную работу выполняет смысловая вертикаль. Она позволяет человеку занять позицию не только над своим настоящим, прошедшим и будущим, но и над собственной индивидуальной жизнью вообще.
Вертикальное измерение смысла жизни – это смысловые образования, обусловленные воздействием норм общечеловеческой нравственности, религиозных убеждений, национальных, родовых традиций и т.д.
Смысловая вертикаль, аккумулирующая не только внутренние, но и внешние силы духовной жизни человека, воспитывает совесть. О ней русский философ И. Ильин писал, что это проявление духовной свободы человека, содержащей могучий позыв к совершению нравственного поступка.
Именно эта «архимедова точка» опоры формирует стержень личности, её устойчивость по отношению к негативным влияниям, позволяет человеку решать трудные проблемы, не поступаясь тем, что ему дорого, что может быть является смыслом его жизни.
СПАСЕНИЕ ОТ БЕССМЫСЛИЦЫ
К сожалению, предмет воспитания в современной российской школе явно недооценивается. Можно спорить о достоинствах и недостатках ЕГЭ, о том, каким предметам следует отдать предпочтение в новом проекте образования. Но бесспорным недостатком этого проекта является его основная направленность, сформулированная достаточно чётко: новое образование должно работать на новую экономику.
И старое начинается сызнова. Мы как будто ушли от человека с психологией «винтика» государственной машины, но приходим к психологии «винтика» рыночной экономики. Разумеется, нужно подготовить школьника к жизни в условиях рыночной экономики. Но не менее важно научить его быть личностью, чтобы смысл жизни будущего рыночника не свёлся к добыванию денег любым способом. (Важнейшая проблема, которая должна найти свою нишу в процессе образования – нравственная составляющая рыночных отношений.)
Научить быть личностью, добиваться того, чтобы в процессе образования человек становился лучше – что может быть важнее этой задачи?
Между тем положение учителя в современном российском обществе явно не соответствует задачам его профессиональной деятельности. Реальностью сегодняшнего дня является снижение социального статуса учителя (государство официально признало, что зарплата учителя в два раза ниже средней по стране). Существует мнение, что в современных условиях, когда чрезвычайно расширились возможности электронных средств информации, дистантного обучения, – роль учителя снижается. Думаю, именно сегодня в условиях чрезвычайно возросших требований к процессу социализации подрастающего поколения роль учителя напротив должна возрастать! Никакие достижения научно-технического прогресса не могут заменить непосредственного влияния на школьника личности учителя, главный смысл жизни которого – сеять разумное, доброе, вечное.
В жизни много бессмыслицы. Но ведь обретение смысла или превращение его в бессмыслицу – дело рук человеческих. И значит, в наших силах изменить ситуацию – видеть смысл развивающихся событий и меру своего участия в этом развитии, не спрашивать, «по ком звонит колокол», а обратиться к себе с вопросом: что я сделал, чтобы предотвратить эту бессмыслицу…