Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=674
Распечатать

Фрагмент введения в тему «Национализм» на форуме

Принимая во внимание всю серьёзность и печальную актуальность для нынешней России проблемы национализма, так страстно затронутой в приведенной на Подиуме статье Владимира Соловьёва, а также с целью сделать более предметным обсуждение происходящего на всё вновь упоминаемом нами Форуме, представляем вниманию гостей сайта небольшой цитатный материал, послуживший там, на Форуме, началом, «закваской» одной из интенсивно обсуждаемых там тем.

"Если серьёзно принимать духовную науку именно в том, где она затрагивает сферу нашей жизни, то надо уметь сносить освещение ею таких обстоятельств духовного мира, погружаться в которые поистине неудобно даже одним только сознанием, тем более - своею волей. В эти вещи не хотят погружаться, желая, чтобы в отношении многого истина была бы иной. Не только рассудок, но и воля упорствует в отношении тех горьких истин, о которых должна говорить духовная наука."
Рудольф Штейнер
Из лекции в Мюнхене 3 декабря 1914 г. ПСС, т.158

 
Из СООБЩЕНИЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА
ОБ ОККУЛЬТНЫХ СТОРОНАХ ФЕНОМЕНА НАЦИОНАЛИЗМА

(В сборнике «ОБ АНТИХРИСТИАНСКИХ ПОДОСНОВАХ НАЦИОНАЛИЗМА…»
М.- СПб.: Изд-во им. Вл. Соловьёва, 2002)

«...Национализм есть люциферический образ анти-христианства».
(Лекция 3 апреля 1920 г. ПСС, т.198)

«...Почитать нацию как нечто особенное означает сегодня способствовать ариманическому заблуждению. Нации — это остатки дохристианских времен, современное человечество должно выйти за их рамки».
(Лекция 7 сентября 1918 г. ПСС, т.184)

«...Истина огромного значения заключается в том, что человек коренится в каком-то народе только одним своим воплощением. В индивидуальном же своем существе человек представляет собой нечто совсем иное, он несет в себе бесконечно больше и бесконечно меньше того, что содержится в Душе народа. Идентифицировать себя с Душой народа не имеет в реальности никакого смысла, если это выходит за пределы того, что выражается словами: любовь к родине и т. д.»
(Лекция 17 декабря 1916 г. ПСС, т.173)

«...Что означает антипатия к какой-либо нации? Она означает предчувствие: в этой нации будет мое следующее воплощение! В подсознании высшее «Я» уже связывается с другой нацией... Так что человек ярится против собственного высшего «Я». И если многие в одной нации неистовствуют против другой, значит, в ближайшей инкарнации они перейдут в ту, другую нацию».
(Лекция 31 октября 1915 г. ПСС, т.157)

«...В бодрственном состоянии человек обменивается силами со своей народной Душой, в состоянии же сна — с хороводом всех других народных Душ. ...Если человек в бодрственном состоянии ненавидит какую-либо народную Душу..., тогда во время сна он связан лишь с нею одной и ее особенностями, ...выражаясь тривиально, он спит с нею! Такова оккультная истина, потрясающая истина!»
(Лекция 12 декабря 1914 г. ПСС, т.156)

«...Есть лишь одно, благодаря чему в состоянии, свободном от тела, то есть во сне, можно оказаться как бы приговоренным, совершенно определенно приговоренным к вырванности из нормальной совместной жизни с хороводом народных Душ и к пребыванию лишь с одной чужой народной Душой.
Поймите меня хорошенько! Это не нормально — быть вместе с одной чужой народной Душой, но этого можно добиться, ненавидя с особой страстью эту другую народную Душу. Тем самым обрекаешь себя на вырванность из хоровода всех других народных Душ и на совместную жизнь в состоянии сна именно с этой народной Душой, тогда как в состоянии бодрствования живешь вместе с собственной народной Душой.
...Нормальная жизнь человеческой души во время сна состоит в том, чтобы быть вместе со всем хороводом других Народных Душ данной эпохи. О том, чтобы человек не становился односторонним, заботится мудрое устройство мира».
(Лекция 3 декабря 1914 г. ПСС, т.174-а)


Здесь можно вспомнить великое беспокойство Владимира Соловьева из-за неослабевающей - а сегодня уже захлестнувшей страну - угрозы легкого СОСКАЛЬЗЫВАНИЯ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОМУ САМОДОВОЛЬСТВУ И ЗАТЕМ - К НАЦИОНАЛЬНОМУ САМООБОЖАНИЮ (т. наз. "лестница" Соловьёва - Ред.), уже неоднократно сталкивавшего Россию в исторические провалы. И может быть, легче всего такая подмена правомерного самосознания нации гибельным самообожанием происходит как раз тогда, когда, по выражению Р.Штейнера, «путают настоящее с будущим» (увы нам, сладко грезящим о Шестой культуре, пальцем не шевеля для созидания достойной Человека жизни в Пятой).
Невозможно пройти мимо неоднократных предостережений Р.Штейнера в этой связи. Приведем одно из них, сделанное в лекции 26 декабря 1916 г. в Дорнахе (ПСС, т. 173):

«...Христос умер за всех людей, но - как человек, и за людей, а не за каких-либо иных существ - (из контекста лекции явствует призыв Р.Штейнера различать здесь человеческие существа от народных Душ - Ред.) - Поэтому можно говорить о христианине, о христианском образе мыслей отдельного человека, но говорить, например, о «христианском народе» - полный абсурд. За этим нет реальности. Христос умер не за народы, и народы не являются теми индивидуальностями, которые имеют отношение к этому. Христианином может быть отдельный человек, связанный с сущностью Мистерии Голгофы, но нельзя говорить о христианском народе. То, что как подлинная [народная] Душа лежит в основе народа, принадлежит планам, на которых Мистерия Голгофы НЕ совершалась.
То, что происходит между народами, никогда не может быть истолковано или комментировано в христианском смысле. Я обращаю внимание на эти вещи потому, что необходимо, чтобы как раз вы, мои милые друзья, понимали, сколь необходимо сегодня следить за тщательным разграничением понятий».
Цит. по изд.: Рудольф Штейнер о России. СПб., изд. «Дамаск», 1997. С. 112
_____________

С темой национализма неотторжимо связана проблема внутренней свободы человека, ощущения им своей индивидуальности, выходящей за рамки национальной самоидентификации. Ниже приводится небольшой, связанный с этим, материал.

О ХРИСТИАНСТВЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВОБОДЕ,
ВЕРЕ В АВТОРИТЕТЫ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ

«...Любая зависимость от групповой душевности постепенно должна отмереть. Пропасти, разделяющие души, все более и более исчезают,
...на передний план выступает индивидуальное отдельных людей».
(Лекция 4 декабря 1909 г. ПСС, т. 117)

«...Христос должен осуществить важное деяние в Пятом, а также в Шестом послеатлантическом периоде, а именно — стать для Земли помощником в преодолении, окончательном преодолении всего того, что проистекает из национального принципа».
(Лекция 22 января 1917 г. ПСС, т. 174)

Приводим сказанное Рудольфом Штейнером в другом месте в этой связи: «Важнее всего, чтобы в людях пробудилось страстное стремление к освобождению духовной жизни, осознание того, что нельзя называть себя христианами, не понимая евангельских слов: «Царство Мое — не от мира сего». ...Ни внешняя церковь, ни государство не в состоянии реализовать этого царства. Осуществить это царство способна только воля отдельных людей, которые живут свободной духовной жизнью».
(Лекция 21 февраля 1920 г. ПСС, т. 196).

И вот именно против этой-то свободной духовной жизни работает то, что "... Люди будут всё более и более становиться зашнурованными в то, что предписывает им авторитет." (Лекция 10 октября 1916 г. ПСС 168).

Здесь можно вспомнить знаменитое требование Игнатия Лойолы, основателя Ордена иезуитов («Общества Иисуса»), поставленное в его книге духовных упражнений: «Чтобы повсюду встречать верное, мы должны всегда утверждать: я верю, что белое, которое я вижу, есть черное, если так определяет это иерархическая Церковь.» (Цит. по изд. I. Loyola. Die Exerzitien. Freiburg, 1993,S. 112.)

Сегодня, оглядываясь на небывалые катастрофы, постигшие человечество в совсем недавно истекшем веке, чувствуешь весь трагизм неуслышанности, который должен был жить в душе духовного исследователя, всеми силами пытавшегося призвать современников к бодрствованию перед лицом разверзавшихся уже перед ними нравственных и социальных пропастей.

Ярким подтверждением тех совершенно реальных опасностей, что несет людям упомянутая выше Р. Штейнером «зашнурованность» предписаниями авторитета, может служить известный опыт, поставленный уже в наше время в одном из американских университетов профессором С. Милгремом:

«...Последний хотел проверить способность индивидуума сопротивляться власти авторитета. Он выбрал добровольцев для так называемого научного опыта. Некий «научный авторитет» заставлял этих добровольцев применять электрошок к жертве, на самом деле - актёру.
По мере того, как удары тока становились всё более интенсивными, «жертва» стонала, вопила, звала на помощь, наконец затихала, разыгрывая настоящую смерть. Два добровольца из трёх, обыкновенные мужчины и женщины, такие, как ты и я, исключительно из подчинения авторитету - здесь научному - наносили человеку, им совершенно незнакомому, удары, которые полагали смертельными, не испытывая ни малейшей жалости к своей жертве...».
(цит. по кн. А. Вивьерки «Как я объяснила моей дочери, что такое Освенцим». СПб., 2001. С.45).
Приходится утешаться уже тем, что в среднем один из троих, как видно, находил возможность оставаться при здравом смысле и человеколюбии...

Автору этих строк, в свою очередь, довелось лицезреть вот этот же самый эксперимент в 2008 г. на одном из центральных немецких ТВ-каналов. Просто переворачивающее душу действо происходило в студии. Принимавшие всё за чистую монету трое юношей и девушка поочерёдно садились к бутафорскому (для всех телезрителей, но не для них) "пульту" и нажимали по команде весьма авторитетно державшегося и так же говорившего с ними "эксперта" одну за другой кнопки, посылая "испытуемому" всё более болезненные, как они были убеждены, "разряды тока".
Им объяснили, что это важный тест на определение порога чувствительности человека к таким воздействиям. "Жертва" - молодой человек, актёр - сидела совсем рядом, но по ту сторону "пульта", участники его не видели, но отлично слышали всё более мучительные его стоны, вплоть до плачущего рычания.

После очередного раза они практически всякий раз несколько растерянно посматривали на "модератора", а тот с совершенно невозмутимым и авторитетнейшим видом, отчасти даже властно, жестом побуждал продолжать.
Все трое юношей прилежно довели дело до конца. Девушка же, после первого же нажатия кнопки и последовавшей совсем незначительной ещё реакции "испытуемого" заволновалась, несколько раз взглядывала на "эксперта", по-прежнему невозмутимо и властно кивавшего ей, посидела, опустив руки и голову, и встала со словами "Простите меня, нет, я не могу..." Она была не последней, третий юноша, видевший её "неудачу", успешно наверстал упущенное ею...

Надо было видеть счастье на лице этой девушки, когда улыбающиеся "эксперт" и "подопытный" открыли всем троим, что происходило на самом деле, и торжественно поздравили её, единственную из четверых с блеском выдержавшую этот тест на звание Человека.
Замечательно выглядели и "успешные" участники.
Хорошая мина при плохой игре - самое мягкое определение того, что можно было прочесть на физиономиях этих бедолаг, одних из неисчислимых кандидатов на роли зачарованных авторитетом исполнителей чего угодно...