Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=668 |
Распечатать |
Лекция, прочитанная в 1928 году на торжественном открытии Второго Гётеанума.
Сущность эзотерики невозможно описать кратко. Хотелось бы определить место эзотерики в нашей современности.
Рудольф Штайнер часто говорил, что эзотерика существовала в каждой эпохе, хотя в разные времена под этим всякий раз понималось нечто свое. И все же во все времена эзотерика предполагала душевный строй, лежащий за пределами обыденной жизни и познавательных способностей своего времени, — тот душевный строй, который еще предстояло обрести собственными трудами.
Можно указать на переход от третьей культурной эпохи к четвертой, а от нее — к пятой. Импульс третьей эпохи снова обнаруживается в наше время, так что имеется веское основание заняться им.
Из «Очерка тайноведения» Рудольфа Штайнера мы узнаем, как космические процессы эволюции в прежние времена приводили к определенным путям посвящения.
С этой точки зрения атлантические мистерии представляют собой повторение сатурнического развития в полярную эпоху; персидское посвящение отражает повторение солнечного развития в гиперборейскую эпоху. Затем следует третья постатлантическая — египто-халдейская эпоха, охватывающая также историю еврейского народа. В это время души людей были проникнуты сущностью древней Луны — реликтом лемурийского периода. В древней Лемурии человек еще пребывал в магической связи со стихиями Земли — он мог еще в высокой степени воздействовать на природные силы и управлять ими. В измененной форме эту магическую силу древности мы наблюдаем в мистериальных центрах третьей культурной эпохи: господствующую в них эзотерику следует считать исключительно магической. Дошедшие до нас культурные памятники того времени могли быть созданы только под воздействием магической эзотерики. Доступ к ней имели лишь избранные ценой неслыханно суровых и тяжелых испытаний. Подчас избранным еще с детских лет предстояло долгие годы проходить душевное и духовное обучение вплоть до переживания мистической смерти, охватывавшей все биологические силы организма. Вот почему требовалось беспрекословное подчинение учителю, который высвобождал духовные силы высших тел ученика из-под влияния физического тела и вновь соединял все его тела. Посвящение могло быть достигнуто только при магическом содействии иерофанта. И народы обретали руководство и побуждение к культурному развитию благодаря магическим силам и мощному суггестивному воздействию, исходившему из центров Мистерий.
Сами мистериальные центры при помощи магических средств были защищены от проникновения посторонних. Нежелательные и незваные подлежали уничтожению. Указания на такую защиту священных мистериальных центров можно найти уже в Ветхом Завете: никому, кроме первосвященника, не дозволялось вступать в Святая святых, любой непосвященный, приблизившийся к ней, подлежал смерти. Разумеется, мне прекрасно известно, что все это вплоть до мелочей истолковано в материалистическом смысле; но это только уличает в невежестве таких толкователей, ибо они ничего не понимают в сути предмета.
Затем наступила греческая эпоха, наиболее проникнутая воспоминаниями о Мистериях Атлантиды. В эту эпоху существовала «тайная эзотерика». Она уже не проникала вплоть до физически-телесного, но была еще действенной непосредственно в душевных переживаниях бодрствующего сознания. Она пробуждала энтузиазм, энергию воодушевления, «исполненность божественным» и силой искусства вела к проявлению божественного в жизни людей.
Магическая защита Мистерий требовала затраты сил — и ее компенсировали введением запрета на разглашение тайн, который сопровождался клятвами и угрозами. Предательство тайн Мистерий преследовалось и каралось смертью.
Следы «тайной эзотерики» можно обнаружить и в разных современных тайных обществах: в них сохранились остатки древних традиций с их формами и ритуалами, которые в этих обществах стремятся держать в строжайшем секрете. И в них предательство наказуемо.
Но в наше время мы сталкиваемся с совершенно другими побуждениями. Мы постепенно выходим за пределы эпохи магической практики и тайной эзотерики, ибо Мистериям надлежит открыто предстать перед обществом. Мистерия Голгофы стала тем поворотным пунктом, когда Христос совершенно осознанно отбросил ограничения древних традиций и Своей смертью и воскресением «исполнил» мистериальную мудрость всех времен, причем «перед всем народом». Это не укрылось от знающих людей того времени, — вот почему Он был провозглашен предателем Мистерий. В Новом Завете говорится: «Много чудес Он сотворил перед народом», и они «искали что-то против Него».
Рудольф Штайнер в своей книге «Христианство как мистический факт» и в многочисленных лекциях указывал именно на это коренное отличие деяния Христа от всех предшествовавших видов посвящения. Мистерия Голгофы обращена ко всему миру, это космическое событие; оно означает освобождение существа Мистерий от ограничений. Со времени Мистерии Голгофы нам следует признать эзотерику освобожденной — и это самое главное. Для Рудольфа Штайнера это было краеугольным положением, и во втором периоде своей деятельности в Антропософском обществе он вводил нас в глубины Мистерии Голгофы, руководствуясь Евангелием. Сообщая нам результаты своего духовнонаучного исследования относительно космического деяния Христа Иисуса, он открывал нам одновременно новое понимание содержания Библии; и настоящий трепет охватывал душу при подобном проникновении в религиозный памятник. Каждое слово Библии в этой связи вновь обретало свое священное всемирное значение, переживалась его эзотерическая мощь.
Рудольф Штайнер намеревался сообщить людям, объединившимся в Антропософское общество, эзотерическое учение, сообразное нашей, пятой культурной эпохе. Он хотел указать им путь к христианскому эзотерическому развитию, которое, опираясь на понимание древних оккультных традиций, применяет преобразованные сверхчувственные методы исследования, соответствующие эпохе души сознательной.
Мне хотелось хотя бы отчасти выразить это в тех словах, которые употреблял сам Рудольф Штайнер. Однажды он сказал: «Недостаточно осознается, что в каждой моей лекции, в том числе и публичной, содержится вся полнота эзотерики. Надо только правильно воспринять лекцию». Это было сказано в годы войны, когда стало невозможным привычным образом заниматься эзотерикой, а члены общества стали просить снова заняться ею. Этими словами Рудольф Штайнер хотел охарактеризовать, что следует в наше время понимать под «эзотерическим». В другой раз он сказал: «Мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну эзотерическую книгу, которая таковой не считается, ибо она у всех перед глазами, — на “Наукоучение” Фихте». В этом смысле даже логарифмическую таблицу Рудольф Штайнер рассматривал как эзотерический материал; иными словами, для понимания эзотерического требуется научная подготовка и добрая воля, чтобы пройти необходимые приуготовления. С нашей стороны требуется серьезно отнестись к этим словам.
Каким же образом Рудольф Штайнер развивал эзотерическое в нашем Обществе?
Кто проследит эволюцию Рудольфа Штайнера с начала двадцатого столетия, увидит следующее: Рудольф Штайнер часто подыскивал почву для определенных сообщений, а это могло быть осуществлено в очень узком кругу, подчас состоящем из трех, двух, а бывало — и одного человека, когда он мог, словно на ощупь, сообщить некоторые результаты своего духовного исследования. Он как бы пытался экспериментально установить, насколько сознание современного человека способно «вынести» такого рода информацию. Это могло быть какое-нибудь новое открытие, которое он сообщал немногим. Случалось, его просили дать дополнительные разъяснения, а через какое-то время можно было увидеть, что ту же самую тему он освещал уже в расширенном кругу — например, в какой-нибудь эзотерической группе. А затем делалось сообщение на собрании всех членов Антропософского общества, и через какое-то время те же самые факты уже открыто обсуждались в публичных лекциях.
Вы видите, каким образом эзотерическое, то есть духовное, еще не доступное обыденному переживанию, постепенно, шаг за шагом должно прививаться сознанию современного человека. Шаг за шагом должна быть подготовлена почва для посева. Но с самого начала все это предназначалось для каждого человека. Рудольф Штайнер пробил стену, которая до самого окончания Кали-юги (1899) окружала духовную жизнь нового времени. Но и в наше время еще существуют посвященные разных направлений — прогрессивные и консервативные. Рудольф Штайнер же хотел дать людям все то, до чего они созрели. Как Иисус Христос прошел через Мистерию Голгофы ради всех людей, так и в наше время никто не должен быть исключен.
Между тем надо учитывать, что и духовный мир имеет свои законы и не допускает того, кто не желает быть подготовлен. Порукой тому, что постороннему доступ закрыт, служит трудоемкость необходимых приготовлений и консерватизм состояния сознания человека. Мистерии в самих себе несут собственную защиту — для этого сегодня нет нужды ни в каких особых средствах, ни в магии, ни в секретности.
Средства защиты Мистерий Рудольф Штайнер включил в методику пути к эзотерическому. Этот путь таков, что в его подготовительной стадии — в том, что Рудольф Штайнер именовал «штудиумом антропософии», — заложены силы, пробуждающие истинное самопознание человека. Древний призыв «О, человек, познай себя», доносящийся из глубин Мистерий, охватывает душу того, кто серьезно проникнут антропософским духопознанием. В ходе душевных упражнений этот призыв трансформирует обыденное переживание “Я” в подлинное самопознание, а из него вырастает чувство ответственности в новом его значении, и это — ответственность перед Духом. С пробуждением Самодуха душа обретает свою родину среди духовных существ, под взором которых в ней рождается новая моральная душевная позиция. Как «древняя мудрость» требовала защиты при помощи магии или секретности, так новое познание основывается на подлинном самопознании человека и рожденной из него духовной ответственности. Вот почему после Рождественского собрания Рудольф Штайнер предал все материалы гласности. Он хотел вызвать к жизни новое мистериальное движение, способное непосредственно приводить к смыслу деяния Христа; в наше время свободная эзотерика является единственно возможной. Как магическая эзотерика проникала вплоть до телесных проявлений, как тайная эзотерика силой искусства пробуждала в душе новую энергию переживаний, так свободная эзотерика обращена к духу человека.
© Перевод с немецкого С.Шнитцера
© Издательство «Лонгин», 2009