Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=667 |
Распечатать |
Рудольф Штейнер часто и в совершенно определенных выражениях высказывался о том, что такое антропософия. Но эти определения не должны никогда выхватываться из связи с остальным текстом, так как они каждый раз характеризуют сущность антропософии в каком-либо одном отношении. Тем не менее, обобщающий ответ на вопрос: «что такое антропософия?» должен быть дан, ибо этого требует вся обстановка нашего времени. Когда знаменитый Оксфордский словарь (Oxford Dictionary) дал к слову «Anthroposophy» толкование, и знающие суть дела нашли его совершенно неудовлетворительным, один из них обратился лично к Рудольфу Штеинеру с просьбой дать для этого справочника определение антропософии. И Рудольф Штейнер написал по-английски: Anthroposophy is a knowledge produced by the Higher Self in man. (Антропософия есть познание, осуществляемое в человеке его высшим «Я»). Это объяснение, в сущности, предназначено для широкой публики, для людей, которые пожелали бы ориентироваться по справочнику. Уже из этого определения следует, что антропософия не есть догма и не есть наука в обычном смысле, но это такая наука, для построения которой должны служить познавательные силы, гораздо глубже заложенные в человеке.
Совсем другой ответ дал Рудольф Штейнер тогда, когда этот ответ предназначался для людей, стремившихся ближе подойти к антропософии, иными словами - для учеников антропософии. Вот этот ответ: Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной.1 Этим двум ответам, данным в двух совершенно противоположных случаях, мы противопоставим для наших целей нечто среднее и скажем: Антропософия есть путь познания, которого ищет душа современного человека. Тем самым мы подходим к введению в сущность антропософии, которое Рудольф Штейнер дал в лекциях, прочитанных им в последний год своей жизни и появившихся в виде книги под названием «Антропософия»2. В них он исходит из того, что антропософия, как и любая посвятительная наука, должна соответствовать тому, что, в сущности, говорят сами сердца людей, испытывающих потребность в современной науке о духе. Таким образом, Рудольф Штейнер открыл дорогу сердцам, обратив к ним свои познания. А именно, он воплотил в ясных образах и научной форме то, чего современники не могли охватить своим обычным научным сознанием, но что жило в них как горячая жажда души.
В своем «Жизненном пути», опубликованном Рудольфом Штейнером в последний год его жизни в последовательных очерках, вышедших затем отдельной книгой3, он рассказывает, как уже в юные годы у него открылось духовное зрение. Волнение охватывает при чтении того, как он с этим даром был обречен на одиночество, ибо уже в детстве он был непонятен для окружающих, и его юность прошла в поисках того языка для современной ему духовной жизни, на котором он мог бы говорить с людьми о своем опыте в духовном мире. В математике, с ее чистым мышлением, он нашел первые точки опоры, но он тщетно искал их у философов, особенно у Канта, и в современном ему естествознании. Наконец, у Гете он нашел первые звуки духовной речи, и притом не у Гете-поэта, но в его естественнонаучных трудах, которым он посвятил затем многие годы работы. Здесь он нашел естественнонаучный метод, оставляющий открытыми врата в духовный мир; он пришел к глубокому убеждению, что в методике самого естествознания должна быть найдена возможность такой его разработки, чтобы оно смогло охватить также и духовный элемент в мире. На этом пути он вобрал в себя все познание современности. На упорнейшем изучении и преодолении материализма и агностицизма нашего времени он выковал себе орудие, с помощью которого создал свое антропософски-ориентированное духоведение; оно по праву именуется наукой, так как заключает в себе лучшие научные импульсы новейшего времени.
Он обращался к современникам как настоящий специалист в самых различных областях, но они не поняли, о чем идет речь. А речь шла именно о преобразованном в духе современности гётпеанизме, которому он посвятил свою Высшую школу - Гётеанум. В каждом его труде конца прошлого столетия воссоздается часть душевного строя сегодняшнего человека. Он проникал своим духовным взором в те области души, в которых дремлет духовное сознание современного человека, чтобы пробудить его. Можно утверждать, что работы Рудольфа Штейнера, созданные до конца прошлого века, заключают в себе все, что нужно современному человеку для достижения серьезных духовных воззрений. Но труд его стал действенным лишь тогда, когда он смог обратиться к людям, в большинстве незнакомым с научными основоположениями, но желавшим услышать непосредственно о духовных мирах. Тот, кто имел в то время доступ в этот небольшой круг, мог вынести впечатление общения со всем человечеством, хотя там бывало лишь несколько десятков человек, ибо каждый в отдельности приходил просто как человек, оставляя за порогом двери всё то, чем он был в обычной жизни. Будь то профессор или студент, домохозяйка или пролетарий. Этим было положено основание новому явлению в истории человеческого сознания; ибо никогда прежде не говорилось о духовном мире вполне открыто и свободно всем людям. В связи с этим и пути духовного познания стали доступны каждому человеку, тогда как ранее они были скрыты в сокровенной глубине древней традиции мистерий.
Истинного понимания антропософии достигнет лишь тот, кто воспримет ее непредвзято и затем употребит все силы познания, чтобы обосновать ее в себе. Только так антропософия может выполнить свою миссию в отношении современного человека.
Крайне важно уяснить себе, как Рудольф Штейнер создал необходимое связующее звено между естествознанием и духоведением. Это - наш долг чести по отношению к нему, ибо в этой области он сделал открытие, столь же важное, как открытие кровообращения Гарвеем. Это - открытие трехчленности человеческого существа. О нем говорится в «Жизненном пути»3: «Я нашел чувственно-сверхчувственную форму, о которой говорит Гете, столь же приемлемую для чисто естественнонаучного, сколь и для духовного воззрения, находящуюся между чувственно-воспринимаемым и духовно-созерцаемым. <...> Анатомия и физиология подталкивали шаг за шагом к этой чувственно-сверхчувственной форме. При этом взор мой, вначале еще не вполне отчетливо, распознал трех-членность человеческого существа, о которой я заговорил публично в моей книге «О загадках души»4 лишь после тридцатилетнего молчаливого ее изучения».
В этих словах кроется важное свидетельство о Рудольфе Штейнере как исследователе. Особенно о его научной добросовестности. Он исходит всегда из духовного прозрения, но прорабатывает его результаты до тех пор, пока не приходит к фактам, устанавливаемым с помощью внешних чувств. В общем, можно сказать, что он не сделал ни одного духовного сообщения, не будучи убежден, что оно может быть усвоено посредством обычного сознания. Так и здесь он обрек себя на тридцатилетнее молчание о своем открытии, пока не пришел к убеждению, что оно может быть доказано при помощи физиологических и биологических данных. В этой книге «О загадках души» одну из частей он озаглавил: «Физические и духовные соотношения человеческого существа». Он сам называет свое изложение отрывочным, ибо обстоятельства не позволили ему написать объемистый труд, который обосновал бы его открытие и результаты тридцатилетней проверки последнего при помощи ныне имеющихся научных средств.
Открытие трехчленности человеческого существа можно, следуя названной книге, изложить следующим образом. Телесный противообраз душевному элементу, пронизывающему представление, необходимо видеть в деятельности нервной системы с ее переходом, с одной стороны, в органы чувств, а с другой - во внутреннюю телесную организацию. Чувство нужно поставить в связь с «тем жизненным ритмом, центр которого пребывает в дыхательной деятельности человека и связан с нею», и притом «вплоть до крайних периферических частей человеческой организации». Воля, подобным же образом, базируется на процессах обмена веществ. И снова «нужно принять во внимание, какая масса разветвлений и переходов в процессах обмена веществ во всем организме должна быть учтена».
Прослеживаются в первую очередь соотношение и взаимозависимость душевного начала с физическим организмом человеческого существа. Первая часть этого открытия уже широко исследована в наше время; известно, как зависит мир представлений от нервной организации. Но именно в силу того, что другие зависимости неизвестны, слишком преувеличивают сферу этого нервного воздействия. Это приводит, например, к тому, что нервам приписывается решающее влияние и при возникновении движений. Согласно исследованиям Рудольфа Штейнера, которые могут быть вполне подтверждены современной наукой, это неверно; так называемые двигательные (моторные) нервы необходимо на самом деле рассматривать как носителей восприятия, а именно - восприятия самих движений.
Это преувеличение роли нервной деятельности приводит в сфере к психологии сегодня к тому, что из всей душевной жизни признаются лишь представления. Допускают еще, что они могут быть окрашены чувством; но самостоятельная волевая сущность души отрицается вообще. В данном случае опять смешивают представление о чувстве или воле с самими этими душевными проявлениями. Следовательно, мы должны рассматривать нервную систему как связное целое, пронизывающее, за малыми исключениями, всю телесность и являющееся носителем элемента представления - от восприятий внешних чувств до проявлений мышления.
Постараемся уяснить себе подобным же образом телесную основу чувства. Ритмическая система также является законченным в себе самостоятельным целым, охватывая в существенной части круговорот дыхания и кровообращения. Их деятельность также пронизывает всё тело; оба неразрывно связаны друг с другом, так как дыхание пронизывает всю кровеносную систему. Психологически в этих процессах нетрудно найти душевный элемент, наблюдая за изменением ритма дыхания и пульсации крови при наплыве и упадке чувств. Подобным же образом процессы обмена веществ являются носителями волевого элемента в душе; но нужно проследить эти процессы во всем теле, вплоть до мышечной деятельности, при которой и происходят процессы обмена веществ, -тогда их психологически легко поставить в связь с проявлениями воли.
К области психологии относится также и ступень сознания, которую, согласно исследованиям Штейнера, следует приписать каждому из этих душевных процессов. Он указывает, что «вполне сознательное бодрственное переживание имеет место лишь для представлений, обусловленных нервной системой»; всему в области чувства соответствует степень сознания, «свойственная сновидениям»; в области воли - совершенно смутное сознание, «свойственное сну». Нетрудно убедиться в том, что бодрствование связано с нервной системой. Но часто придают недостаточно значения тому, что обычное бодрственное сознание беспрерывно чередуется с полу-сознанием. Уже окрашенные чувством представления присущи бодрствованию в какой-то степени подобно сновидениям; но сами чувства являются колышущимся, парящим миром образов, совершенно схожим со сновидениями. В элементах же воли мы попросту спим: мы их просыпаем. Мы можем представить себе, например, согнутую руку и то, что она сейчас вытянется; но мы не осознаем того, как это представление претворяется в действительное движение. Лишь после того, как произошло это движение, которое мы таким образом проспали, лишь после этого получаем мы представление: рука действительно вытянулась.
Все это касается лишь одной стороны открытия Рудольфа Штейнера. Она, конечно, значительна, но если бы дело в дальнейшем ограничили только ею, это, несомненно, вызвало бы очень печальные последствия. Конечно, нужно научно исследовать во всех деталях намеченные здесь зависимости душевного от телесного; но тогда обнаружилось бы, что знанием этих зависимостей можно в известном смысле злоупотребить. Уже в настоящее время делаются попытки, ведущие к тому, чтобы получить возможность влиять на душевную жизнь посредством введения определенных субстанций в телесный организм. Если, однако, это осуществится - а раньше или позже это будет, наверное, осуществлено, - человеческой свободе наступит конец. Здесь кроется огромная опасность, к которой нужно отнестись с величайшей серьезностью. Представим себе, что можно регулировать или пусть даже просто нормализовать душевные функции, вспомним о современных психотехнических или об уже чисто биологических экспериментах, -и мы убедимся, что ни в коем случае нельзя указывать только на одну эту сторону открытия Рудольфа Штейнера. Это было бы грехом против его творения.
Другая сторона касается духовных зависимостей человеческого существа, и здесь ясно указаны средства избежать подобного непозволительного внешнего вмешательства в душевную жизнь. В своей книге «О загадках души» Рудольф Штейнер высказался о взаимоотношениях, «в которых находится душевное начало обычного сознания по отношению к духовной жизни». Следуя ему, мы можем вкратце формулировать их следующим образом: духовно-сущностное (das Geistig-Wesenhafte), являющееся основой для представлений обычного сознания, может быть «пережито лишь путем созерцающего познания». Оно проявляется в имаги-нациях.
Чувство проистекает со стороны духовной «из духовно-сущностного, которое в области антропософских исследований достигается при помощи методов, которые я (Р.Штейнер) называю в моих трудах инспирациями-». Воля «для созерцающего сознания изливается из духа посредством того, что я называю истинными интуициями».
Эта сторона зависимостей затрагивает самый центр сущности антропософии. Если мы, например, прочитаем в книге Штейнера «Как достигнуть познаний высших миров?»5 об упражнениях, ведущих к имагинации - следующей [после обычной] ступени сознания, то убедимся, что они состоят в таком укреплении в себе мышления, что последнее освобождается от связи с телесной основой. Этим создается защита против недопустимых вмешательств. Но современное мышление как таковое достигло уже высокой степени чистоты. Самоотрешенность научной мысли уже вполне способствует развитию имагинации. Но это развитие должно быть продолжено и перенесено на чувство; необходимо также, чтобы соответствующие упражнения стали известны миру прежде, чем для более глубоких душевных областей возникнет опасность внешнего вмешательства.
Гораздо труднее достигнуть самоотрешенности чувства, но и чувство можно таким же образом, путем соответствующих душевных упражнений, освободить от связи с телесной основой. Результатом подобного преображения чувства является указанный Рудольфом Штейнером род познания -инспирация. Само название «инспирация» указывает на связь с дыханием, и в школах древнего Востока стремились достигнуть инспирации путем дыхательных упражнений.
Еще труднее достигнуть самоотрешенности воли, благодаря чему этот душевный элемент должен преобразиться в еще более высокую познавательную способность - интуицию. Также и в данном случае следствием явится то, что путем укрепления душевной жизни она будет ограждена от недопустимых вмешательств со стороны телесности. Таким образом то, что можно назвать духовной зависимостью души, преображается, благодаря упражнениям, в духовную свободу.
Только так обрисовывается в его целостности открытие Рудольфа Штейнера, благодаря которому найдено необходимое звено между естествознанием и духопознанием. Нетрудно почувствовать, как душа современного человека ощущает в себе начало таких преобразований и устремляется к осознанию душевной жизни. Душа, как таковая, чувствует, что ей грозит со стороны современной материалистической науки настоящее рабство, то есть - полная зависимость от телесности. Таким образом, антропософия есть путь познания, которого ищет душа современного человека.
На этом примере трехчленности человеческого существа особенно важно познакомиться с методологией исследований Рудольфа Штейнера и найти путь, на котором обычное сознание современного человека может обрести доступ к этим сверхчувственным исследованиям. Сам он всегда исходит из высших видов познания - имагинации, инспирации и интуиции - и, исходя из них, прокладывает себе путь к соответствующим чувственным фактам. Когда же он излагает свои исследования в форме, доступной и для обычного сознания, тогда он проделывает обратный путь, показывая, как можно исходить из определенных переживаний повседневного сознания, стремясь познать духовные основы мира. Первая великая миссия Рудольфа Штейнера по отношению к современному человечеству состояла в том, что он указал путь к такому воззрению на человека, через которое можно прозреть духовное бытие последнего, а также и духовные основы мира.
От рассмотрения трехчленности человеческого существа мы можем непосредственно перейти к другим антропософским изысканиям Рудольфа Штейнера. Прежде всего, нужно установить, что современный человек не мог бы признать ничего духовного, если бы при этом он должен был принципиально отказаться от метода естественнонаучного исследования; но, как мы видели, этот метод может быть распространен и на духовную область. Уже вышеупомянутое признание трехчленности человеческого существа удостоверяет с естественнонаучной точки зрения то, о чем прежде могло упоминаться лишь в философском смысле, а именно - что человек состоит из тела, души и духа. Из этой трехчленности и исходит Рудольф Штейнер в своей книге «Теософия». Понимая под «философским» то, что обычное сознание может охватить в области духовного, мы можем сказать, что в этой книге Рудольф Штейнер создал философские формы для своей антропософии. Если начать с трехчленности: тело-душа-дух и рассматривать духовнонаучные исследования как продолжение естественнонаучных, то обнаруживается разделение на члены человеческого существа, как бы пересекающееся с указанным выше; это именно и изображено в книге «Теософия».
Обычное сознание познает лишь минеральный мир и минеральную часть в человеческой телесности, также и по отношению к трем вышеуказанным системам. Но на них именно и обнаруживается, что минеральное немыслимо без жизни и сознания. Рудольф Штейнер показывает, как имаги-нативный способ познания, будучи применен по отношению к телесной сущности человека, может установить реальность жизненного начала в научном смысле, и он указывает пути к пониманию этого, если исходить также из обычного сознания. Как эфирный мир он описывает то, что имагина-ция обнаруживает в телесности, и называет сопри-надлежащую этому миру часть человека - его эфирным телом. Животное и растение также обладают эфирным телом. Таким образом, жизненное становится доступным исследованию. Подобно этому исследуется сознательное при помощи инспирации. И тут открывается опять новый мир, который Рудольф Штейнер называет астральным. Принадлежащая этому миру часть человеческого существа он называет астральным телом, которое человек имеет наряду со всем животным царством. Так вьывляется троичность телесной человеческой сущности - в виде физического тела, эфирного тела и астрального тела. С присоединением интуитивного метода познания перед человеком встает реальная сущность того, что он непосредственно переживает как свое «Я». Благодаря этой части своего существа он возвышается над другими царствами природы.
Это «Я» сущностно пронизывает тройственную телесность и живет в ней в качестве тройственного душевного существа, настолько же открытого сверхчувственному исследованию, насколько три царства природы доступны обычному сознанию. Мы переживаем эту тройную сущность изнутри и можем понять из собственного душевного, то есть сверхчувственного, мира то, что Рудольф Штейнер называет душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной.
В таких размышлениях над духовными исследованиями человек переходит от познающего сознания обычной жизни к внутреннему сопереживанию и вместе с тем к развитию дремлющих еще способностей. Если мы к тому же представим себе, что три сверхчувственных способа познания - има-гинация, инспирация и интуиция - будут обращены на свою собственную сущность, то поймем, как будут возникать три члена человеческого существа, дремлющие еще при обычном сознании; Рудольф Штейнер описывает эту тройственную духовность человека как само-дух, жизне-дух и духо-человек.
Человек живет как «Я», и как таковой отличает себя от окружающего мира, к познанию которого он стремится. Это самосознание возникает у человека, можно сказать, при наталкивании его в своем физическом теле на окружающий мир. По мере развития к более высоким видам познания, «Я» высвобождается из оков физического тела и может в теле эфирном раскрыться для имагина-ции. На дальнейших ступенях своего развития «Я» раскрывается в астральном теле для инспирации и в своей собственной сущности - для интуиции. Это высшее развитие познавательных сил можно рассматривать как распространение состояния бодрствования также и на те области, в которых обычно человек спит; ибо возникновение самосознания в высших членах своего существа является прогрессирующим процессом пробуждения в высшем смысле.
Этим намечается путь для изучения состояний человека, следующих после физической смерти. Рудольф Штейнер описывает посмертное странствование человеческой души и человеческого духа по областям высших миров и выводит понимание этих состояний из понимания самого человеческого существа; в этом посмертном странствовании в высших мирах собственно-духовная сущность человеческого «Я» освобождается постепенно от своих оболочек, привязывавших его к земному миру. При изображении этих состояний Штейнер часто сравнивает сон и смерть, что оказывается у него отнюдь не заимствованным из древности банальным сравнением, но доступным исследованию сопоставлением (например, в «Очерке тайноведения»6). Сон, однако, имеет двоякое значение для сознания; нужно обратить внимание не только на засыпание, но и на пробуждение; при этом выявляется полный кругооборот. Соответственно этому, в исследованиях Штейнера раскрываются не только посмертные состояния в духовных мирах, но и духовные состояния до рождения, причем оба замыкаются в круг повторных земных жизней.
Этим мы касаемся второй великой миссии Рудольфа Штейнера по отношению к современному человечеству. Она затрагивает вопрос о расширении взгляда на человеческую жизнь за пределы рождения и смерти вплоть до обозрения последовательного ряда жизней и связывающей их судьбы. Лишь тогда земная жизнь человека приобретает конкретный смысл. Штейнер неоднократно дает примеры подобных исторически важных зависимостей в последовательных жизненных воплощениях; перевоплощение духа и закон судьбы являются содержанием центральной главы с тем же названием в его книге «Теософия». Как раз эта глава служит наглядным примером того, как с помощью осознанного применения естественнонаучных воззрений можно составить себе представление о столь сложных духовных фактах. Здесь речь идет, прежде всего, о духовном истолковании понятия развития, трактуемого в наши дни столь материалистически; благодаря такому истолкованию оно обретает не только биогенетическое, но и психогенетическое содержание, и здесь оно только и получает свое оправдание. Таким образом, Штейнер находит, что «реинкарнация и карма - необходимые представления, вытекающие из современного естествознания-». Это - заглавие брошюры, которую он опубликовал много лет тому назад. Также и эта великая миссия Рудольфа Штейнера может быть действенно воспринята лишь при том условии, что душевная жизнь человека будет принимать самое деятельное участие в познании физического и духовного земного развития, и что будут напряжены все душевные силы, дабы пережить эти факты не в виде абстрактных теорий, но как происходящие в самой душе событий.
В той степени, насколько человек осознает себя мировым странником, проходящим через царства природы и царства духа, он может получить доступ и к плодам третьей великой миссии Рудольфа Штейнера по отношению к современному человечеству. Благодаря [осознанию] личного своего участия в мировых событиях человек может по-новому познать не только свое существо, но и существо мира. Происхождение Земли и человека из общего духовного первоисточника, космология, являющаяся в то же время антропогенней, - вот третья группа исследований в антропософии Рудольфа Штейнера. В грандиозных ритмах развития происходит сотворение мира, и в последовательных кругооборотах возникают отдельные элементарные состояния становящейся все более и более физической Земли, а также все более и более индивидуальные состояния человеческого сознания. Человек, в своем первичном сознании, был всецело связан с духовно-божественным в те [пра-исторические] эпохи, когда еще не существовало физического мира. В эту величественную панораму развития Рудольф Штейнер вносит познавательные результаты своего переживания творческих сил мира, которыми человек окружен в духовном мире так же, как царствами природы в мире физическом. Кругообороты сгущаются во все более частые повторения и образуют то, что является историей мира и человечества в более узком смысле. Так получаем мы новое представление об истории, тесно связанное с развитием индивидуальной души, ибо начинаем познавать, как отдельные человеческие индивидуальности сами, в последовательных жизненных воплощениях, влияют на ход истории.
***
Постепенно становясь индивидуальностью, человек все более отчуждался от божественного, и ныне от древней духовности остается лишь душевное тяготение к ней. Но космически-человеческая история развития дает также понимание того всемирно-исторического события, благодаря которому духовно-божественный мир снова устремляется к соединению с отдельным человеком; это - центральное событие всей человеческой истории, Мистерия Голгофы. Через внутреннее участие человеческой души в этом мировом событии христианство получает одновременно смысл и космического события, и мистического факта (это подробно развернуто, в частности, в книге Штейнера «Христианство как мистический факт»7).
Для антропософии Рудольфа Штейнера познание Христа стоит не в начале, как догма, но в конце - как цель человеческого развития. В этом состоит апокалиптический аспект антропософии, указывающий на грядущее развитие человечества, когда оно освободится от уз связанного с физическим сознания и поднимется на высшие ступени бытия, по которым уже прошел Посвященный наших дней.
Три великие духовные миссии Рудольфа Штейнера по отношению к современному человечеству сливаются воедино благодаря тому, что все его исследования содержат в себе конкретные методы, с помощью которых достигается познание высших миров. Зачатки этого познания заложены в тайниках души современного человека и ждут высвобождения. Собственно, в этом - источник всевозможных [современных] «движений», порождаемых скрытой тоской по духовному. Но понимание целей, указанных Рудольфом Штейнером, будет все более умножать число людей, ставших его последователями. Тогда на вопрос, что такое антропософия, будет даваться уже не один лишь ответ: путь познания, которого ищет душа, но также - ответ, данный Рудольфом Штейнером своим ученикам: путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной.
__________
Карл Унгер (28.III.1878, г. Бад Канштадт под Штутгартом - 4.I.1929, г. Нюрнберг) - один из самых первых учеников Рудольфа Штейнера и наиболее внутренне связанных с ним в течение всей его деятельности сподвижников. По профессии - инженер-механик. Уже в 1903 году он вступил в немецкую секцию Теософского общества, а в начале 1904 года впервые встретился с Рудольфом Штейнером. Эта встреча определила всю его дальнейшую жизнь, которая с этого момента была посвящена антропософии.
В 1905 году он участвует в основании антропософской ветви в Штутгарте.
С 1907 года начинается его лекционная деятельность, продолжавшаяся до конца жизни.
С 1908 по 1913 годы Карл Унгер - в правлении немецкой секции Теософского общества. После её отделения от последнего - член правления Антропософского общества (1913-1923 гг.). По окончании Первой Мировой войны он активно участвует в движении за «Трехчленность социального организма».
С 1923 года и до конца жизни - в правлении Антропософского общества Германии.
Карлу Унгеру принадлежит ряд посвященных философским обоснованиям современного духопознания исследований, написанных на основе ранних трудов Рудольфа Штейнера, а также первые работы по систематическому развитию антропософии.
Его жизнь, полностью посвященная антропософии, была трагически оборвана пулей убийцы: он погиб в результате покушения, непосредственно когда направлялся к кафедре для прочтения публикуемой здесь лекции.
Сергей Прокофьев
1 Ср. «Anthroposophische Leitsätze» («Тезисы антропософии», Библ. № 26 в Полном собр. трудов). В русском переводе: Р. Штейнер. Антропософские руководящие положения. М., 1996. С. 9.
2 «Anthroposophie, eine Einführung». Dornach (Schweiz), 1927. Библ. № 234. Русский перевод впервые опубликован в парижском журнале «Антропософия» за 1929 г.
3 Библ. № 28 Полного собр. трудов. См. в русском переводе: Р. Штейнер. Мой жизненный путь. М.: Evidentis, 2002.
4 Библ. № 21. Первое издание 1917 г.
5 Издание на русском языке: Ереван: изд. «Ной», 1992.
6 Современное русск. издание: Ереван: «Ной», 1992.
7 Совр. русское издание: Ереван: «Ной», 1992.
Публикуется по изданию: Париж, изд-во «Водолей», 1932
© Издательство им. Вл. Соловьева, 2004