Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=666 |
Распечатать |
Ведущий: Хочу выразить нашу благодарность г-ну доктору Штейнеру за прочитанную им лекцию, и хочу теперь сообщить присутствующим, что было решено провести по ней дискуссию. Мнения и вопросы предлагается подавать письменно.
Один из участников, д-р Добрина: Уважаемые присутствующие. После столь сильного образа, в котором была представлена духовная история человечества, нелегко дать вкратце четкое резюме. Но перед тем как перейти к критике, я должен отметить глубокий смысл всего изложенного. Необходимо признать, что здесь пытаются найти синтез естествознания, с его точными ходами мысли, и духовной науки, с ее отчасти архаичными формами.
Естественная наука действительно в последние века привыкла ставить себя выше всего другого на трон и сталкивать с этого трона вниз саму философию как что-то в определенной степени архаичное. Теперь, однако, те, кто не могут удовлетворяться такой повергнутой и лишенной божества философией, ищут новых импульсов, чтобы возвратить философии ту прежнюю роль, которую она играла в Греции. И мне кажется, антропософия, как ее развивал перед нами д-р Рудольф Штейнер, является попыткой сформировать какой-то синтез; так что хотя вначале, на каких-то первых ступенях она и признает естественную науку и старается никак не возражать против ее точности, затем она все-таки пытается, преодолевая ее, проникнуть в сверхчувственную область. Однако то, что в данном случае является шагом в сверхчувственный мир, кажется мне стоящим на очень слабой основе, тем более, что д-р Штейнер работает с такими понятиями, как, например, предсуществование. При наличии большего времени можно было бы острее поставить вопрос о том, что он понимает под этим предсуществованием или каких несуразностей еще можно было бы от него ожидать относительно post mortem, о жизни после смерти. (Аплодисменты.)
Во всяком случае я думаю, что мы можем и должны, исходя из этой точки зрения, сразу начать с ним острую дискуссию, и тогда обнаружится, что по сути дела вся понятийная система д-ра Штейнера подразделяется на две совершенно раздельные области. С одной стороны, он пытается вдаваться в терапию и без обиняков рассматривает гречество с точки зрения терапевтического анализа, с другой стороны, он работает с понятиями, которые происходят из старого арсенала теософии и очень сильно напоминают архаичные формы духовной жизни. (Аплодисменты.)
По этой причине я хочу просто сказать, что всё, что было представлено д-ром Штейнером, мне кажется весьма недостаточным и что на таком базисе в действительности невозможно построить никакого исследования современной жизни, например, сегодняшней экономической борьбы, а также и многочисленных точек зрения, с которых в наши дни выступают против пришедших в упадок духовных авторитетов. Может быть, д-р Штейнер любезно ответит коротко на это. (Аплодисменты.)
Ведущий: Можем ли мы воспринять сказанное как вопрос, на который господин д-р Штейнер сразу должен ответить? Тогда я попросил бы господина д-ра Штейнера на это ответить.
Р. Штейнер: Итак, многоуважаемые присутствующие, я ведь говорил в моей лекции, что она должна рассматриваться как ориентирующая, а ориентирующая лекция стоит, я бы сказал, перед той трудностью, что в ней приходится лишь указывать на определенные вещи, содержащиеся в последующих изложениях. Из-за чего в душах слушателей может, разумеется, возникнуть, можно сказать, целый поток неудовлетворенных проблем, которые, конечно же, не могут быть разрешены в одной единственной лекции.
Возьмем то возражение - или, лучше сказать, утверждение - уважаемого предыдущего выступавшего, что слова, которые я употребляю, он считает устаревшими, то есть устаревшими понятиями.
Так вот, мои многоуважаемые слушатели, к этой категории мы ведь можем отнести все наши слова - даже самые обычные. Мы ведь должны употреблять [уже имеющиеся] слова, когда хотим что-то выразить, что-то высказать. Но это действительно проблема: стоять перед само собой разумеющейся необходимостью лишь указывать на иные вещи в одной-единственной лекции. Мне и самому часто трудно представить, что в общем чудовищном потоке сегодняшней литературы - я имею в виду ее изобилие - люди должны были бы прочитать всё, что написано мною самим. (Смех в аудитории.)
Итак, примем немного строже то, что уважаемый предыдущий выступавший только что высказал, - что понятие предсуществования напоминает ему старые понятия. Однако, старые понятия ему вспомнились только потому, что я употребил слова, которые раньше также уже существовали. Конечно, когда я просто упоминаю, что продвигая имаги-нативное познание - которое я ведь все-таки основательно характеризировал, - продвигая его далее к инспиративному познанию, которое я таким же образом характеризировал, - когда я лишь упоминаю, что тогда приходят к лицезрению предсуществую-щей жизни, то дело ведь вовсе не в самом по себе выражении «предсуществование». Тогда важно прежде всего только то, как я это описываю. Это важно для того, чтобы дать точнее представление о результатах упражнения, посредством которого действительно приходят к лицезрению того, что представляет собой человеческое существо перед тем, как оно, если можно так выразиться, соединяется с физически-теесным, с тем, что подготавливается в теле матери перед зачатием.
То есть я употребил слово «предсуществование» только чтобы указать на нечто, что возможно лицезреть, если описанным в лекции образом осуществляется сверхчувственное познание.
Или, скажем, в [упоминавшемся мною] гнозисе (тоже старое слово!) имелись определенные взгляды на познание. Но гнозис как таковой имел дело не с тем, чего хочет сегодня антропософия. Ее взгляд на познание также обращен на то, чтобы снова познавать сверхчувственное - которое познавали и в старом гнозисе, - но это сегодняшний взгляд, соответствующий времени, в которое мы живем, времени после Галилея, после Коперника, и этот взгляд на познание возрождается именно в другой форме.
И теперь я хочу вам точнее описать то, что должно было бы сюда присоединиться; я хочу это описать совсем в немногих словах. Видите ли, если мы от познания, к которому стремятся, реально основываясь на тех методах, о которых я говорил, если мы обратимся от этого способа познания к более старому, чрезвычайно от него отличающемуся, то мы тогда придем к восточной форме познания, которую, в общем-то, можно было бы назвать теософской. Лишь после того, как она прошла в древние времена через известное развитие, из тогдашней теософии могла возникнуть философия и теперь, в свою очередь, из философии - антропософия. Конечно, если понятия принимают и придерживаются их только в их отвлеченности, а не в их сути, тогда всё путают, и тогда новое кажется нам лишь как подогреванием чего-то старого. Тогдашняя теософия достигалась посредством совершенно иных познавательных методов, чем те, которые я приводил.
Что было существенно для тех познавательных методов? Сейчас невозможно говорить обо всех таковых, имевшихся в прошлом, но все же посмотрим на определенную фазу всего этого.
Там имелся, к примеру, древне-индийский метод йоги, который поистине никак в антропософии не подогревается. То, что я описываю, не является чем-то, что было бы очень похоже на этот метод йоги, - правда, если не вкладывают это сначала туда сами. При достаточном внимании вы не найдете, что описываемое мной является чем-то похожим на древний метод йоги. А основывался он на том, что на одной из ступеней развития человечества, когда вся человеческая жизнь была гораздо меньше дифференцирована, чем сегодня, человек еще ощущал, каким образом ритмический процесс дыхания связан с мыслительным процессом. Сегодня мы смотрим на эти вещи лишь физиологически. Сегодня мы знаем, что в процессе дыхания - во время вдоха - мы одновременно некоторым образом, я бы сказал, выжимаем через спинномозговой канал силу дыхания, - то есть мы, так сказать, выжимаем вдыхаемый воздух в мозг. В мозгу продолжается метаморфизированным образом процесс дыхания, так что мы, в физиологическом отношении, имеем синтез процесса дыхания и мыслительного процесса. На этом и основывалась йога, которая преобразовывала обычное дыхание в особым образом регулированный процесс. Через измененный процесс дыхания, становившегося тогда как бы более телесным, мышление особым образом перестраивалось. Оно приводилось к тому, чтобы давать определенную способность видения в старом, инстинктивном смысле. Сегодня мы живем в более дифференцированной человеческой организации, сегодня мы должны обращаться прямо к мыслительному процессу; сегодня, впрочем, мы приходим благодаря этому и к чему-то совсем другому.
Так что если вы начнете вникать в конкретное, рассмотрите каждую отдельную фазу развития познания, как они одна за другой выступали в развитии человечества, вы сможете ясно их определить, и тогда вам вовсе не придет в голову, что то, что сейчас дается в антропософии как соответствующая современности форма достижения высшего познания, что это возможно как-то сваливать в одну кучу с тем, что существовало в древние времена.
Однако, мы, разумеется, не можем обсуждать то, о чем я здесь вообще не говорил, - обсуждать что-то на основе сказанного в единственной ориентирующей лекции. Для этого я должен был бы, разумеется, продолжить теперь рассмотрение того, чем является упомянутая предсуществующая жизнь. А в сегодняшней, всего лишь ориентирующей лекции я и не мог сказать ничего кроме того, что через описанные процессы, отличающиеся в действительности от всего, что имело место когда-либо в истории относительно внутренного развития, - что через описанные процессы постигается предсуществующая жизнь.
Теперь я хотел бы обратить ваше внимание на правомерность самого употребления слова «пред-существование» в том смысле, в котором любой может его понять. Это ведь не означает ничего другого кроме дословного его понимания. Если я понимаю существование как нечто, переживаемое благодаря органам чувств, и говорю при этом о пред-существовании, значит речь идет о существовании в качестве душевно-духовной жизни до чувственного существования, перед ним. Этим никак не указывается на какую-либо древнюю теософию, но лишь употреблено слово, которое потребовалось бы и при дальнейшем изложении, если бы пошли дальше после ориентирующей лекции.
Если вы действительно рассмотрите то, что может сегодня называться теософией и что я описал в моей книге, также названной «Теософия», в то время как другие мои книги носят другие названия, - если вы возьмете то, что можно сегодня называть теософией, вы найдете, что это в той же степени ведет назад к своим началам, как наша химия ведет нас назад к алхимии. Совершенно так же и то, что сегодня можно называть теософией, лишь указывает этим на свои старые формы.
Но то, что сегодня мною описывалось как процесс познания, это вовсе не похоже на какой-либо процесс познания древних времен, так что это так же невозможно делать предметом дискуссии, как и присоединять к моей сегодняшней лекции то, о чем мною не было сказано, и дискутировать, ведет ли понятие предсуществования назад в старый арсенал. Вы видели, если следили за ходом изложения, что это вовсе не ведет назад в старый арсенал, но развивает дальше определенные взгляды на познание, которые действительно имелись в те времена, когда употреблялся старый арсенал, и которые сегодня имеются еще лишь в их остатках. И они продолжаются до нашей эпохи в качестве представлений веры, тогда как раньше реализовались в процессах познания, каким оно тогда достигалось.
Мы должны сегодня снова прийти к воззрениям, которые могут наполнить собою всего человека, а не только его интеллектуально ориентированную сторону. А сделать сегодня это можно именно через познавательный процесс, организованный так же, как наше сегодняшнее естественнонаучное познание.
Многоуважаемые присутствующие! Если хотят как-то критиковать, то должны критиковать то, что было непосредственно только что сказано, а отнюдь не то, чего никак не могло быть сказано в одной единственной лекции, но о чем говорят, что это необоснованно или тому подобное. Точно так же нельзя характеризовать как необоснованное то, что просто описывают. Ведь это именно то, что я делаю во вступительных лекциях: я не делал ничего другого кроме того, что описывал определенные вещи. Что это не обоснованно, мог бы сказать кто-то, кто знал бы на опыте, что происходит, когда эти вещи действительно практикуют. Если эти вещи действительно сами проводят, то есть если говорят о них уже не только извне, тогда видят, что они гораздо глубже обоснованны, чем может обосновываться даже какая-либо математическая наука, ибо они гораздо ближе стоят к душевному, чем математические процессы. Так что именно такая критика оказывается чрезвычайно внешней, и то, что антропософия по большей части воспринимается лишь столь внешним образом, это, собственно, и делает таким чрезвычайно трудным ее признание. В отношении любой другой науки не требуют, чтобы, когда читается лекция, дали сразу всё. Я и сказал, ведь, с самого начала, что я этого не могу. (Аплодисменты.)
Но все дело в том, что я веду речь не о том, что сохранилось как старый арсенал, описываю не то, как гнозис приходил к своему познанию во внутренних душевных процессах, или как, к примеру, восточная школа йоги приходит к познанию. И если знают этот арсенал, а не только говорят о нем (Аплодисменты), то уже больше не утверждают, что это напоминает древнее. Это утверждают тогда, когда в абстрактных понятиях дают всплывать реминисценциям, которые возникают как раз только от того, что не сверяются именно с конкретным, с действительным.
Естественно, я мог бы еще очень долго продолжать, но этого должно быть для ответа достаточно. (Оживленные аплодисменты.)
Следующий участник: Уважаемые дамы и господа! Я бы хотел кое-что обсудить критически, вернее поставить под вопрос, а именно сегодняшнее утверждение г-на д-ра Штейнера, что каждое научное мировоззрение является дуализмом в том смысле, что оно к тому, что является непосредственно данным, непознанным, должно добавить нечто другое. Ясно, что в антропософии это другое есть сверхчувственный мир. Научная ценность философии обнаруживается для нас, однако, в том, в какой мере ей удается обнаружить внутреннее отношение между сверхчувственным и чувственным. Я говорю о научной, а не культурной или психологической ценности философии. К примеру, даже платонизм, которому в научном смысле совсем не так часто удавалось установить отношение между идеей и действительностью, имел колоссальное культурное значение.
Итак, д-р Штейнер пытается в антропософии установить отношение между сверхчувственным и чувственным, точнее же пытается, кажется, обосновать необходимый переход от непосредственного чувственного мира к сверхчувственному, или, если смотреть на субъективное - от эмпирического и рассудочного, короче говоря, научного познания к, если хотите, сверхчувственному. Для этого он применяет антропософию. Я основываюсь только на лекции г-на д-ра Штейнера, а именно на первой ее части; на вторую, откровенно говоря, моих сил уже не хватило. (Аплодисменты.)
[При этом] антропософия обосновывается по аналогии с математикой. Г-н д-р Штейнер излагал, как мы проецируем математику в природу. Но это уже, как известно, было принято в греческой науке, и в этом на самом деле даже состоит идеал математической естественной науки, по меньше мере в том, чтобы именно естествознанию придать, как говорили в античности, математический вид. В каком смысле, однако, об этом вообще может идти речь в данном случае, это как раз и является проблемой.
Г-н д-р Штейнер говорил о том, с каким воодушевлением, с какой страстью и внутренним участием какой-нибудь математик проводит свои идеи от понятийных вещей в эмпирическую действительность. Что же тогда такое эти [его] создания (die Gebilde),c которыми математик имеет дело? Это ведь вовсе не его представления. Круг, к примеру, который математик рисует на доске, чтобы демонстрировать с его помощью свои геометрические положения, - это не его представление. С крутом он как человек ни в коей мере не имеет дела, вернее, как математик он не имеет дела с этим, но как человек - вполне, ибо он употребляет оба свои глаза, чтобы воспринять круг. (Оживление в аудитории.)
Понятие круга, с которым математик, ведь, и имеет дело, оно в действительности вообще не изображаемо, оно никогда не является предметом чувственного восприятия. Понятие круга является скорее чем-то всеобщим.
Но ведь антропософия хочет как раз нечто субъективно действительное проецировать в природу. Всеобщее же, которое я, так сказать, имею в голове математика, - его ведь не существует в действительности. Так же и если сверхчувственный мир должен основываться на чувственном таким образом, чтобы из субъекта он мог выводиться в объективное, то этого никогда не может происходить таким же образом, как в математике.
Субъективные представления ведь не могут проецироваться в природу так же, как [проецируется всеобщее] в математике.
Поэтому аналогия с математикой здесь, по-моему, совершенно невозможна, ибо математика имеет дело с понятийными вещами, которые как таковые в действительности никогда не встречаются. Таково мое возражение вообще против антропософии. С другой стороны, сегодняшняя лекция подчеркивает как раз реальность сверхчувственных вещей.
Итак, что для меня важно? Я не могу понять, в какой мере математика здесь может служить для объяснения возможности проложить мост от чувственного к сверхчувственному. Ведь главная ценность, о которой говорилось в лекции, заключается по-видимому в том, что в мышлении должно соучаствовать личное переживание. Но тогда у каждого сразу должны возникнуть сомнения. Именно личное, индивидуальное не обладает необходимостью. То, что я лично себе представляю, - об этом любой может мне сказать: это лишь твое воображение, твое представление, с которым имеешь дело только ты. Таково мое возражение вообще против антропософии. (Аплодисменты.)
Затем - и это особенно удалось г-ну д-ру Штейнеру - лекция вызвала особенное внутреннее сочувствие именно в том пункте, который и в самом деле является волнующим даже для оппонента: исходным пунктом высшего познания д-р Штейнер считает моральную интуицию. Антропософия нуждается в сверхчувственном, чтобы вывести из него нравственный принцип, и она выводит его именно благодаря тому, что созерцает сверхчувственное. Ну, у меня это, говоря откровенно, абсолютно не укладывается в голове. Допустим, что на самом деле имелась бы сверхчувственная способность познания или, вернее такие способности, которых мы, простые смертные, еще не имеем, и было бы в таком случае в самом деле возможно благодаря этой познавательной способности действительно созерцать сверхчувственное, - сверхчувственное как существующее. Как я могу из этого увидеть, что я должен делать? Ведь из того, что существует, никогда невозможно вывести то, что я должен делать. Из сферы существующего никогда невозможно перекинуть мост в сферу долженствования.
Ведущий: Если других вопросов пока нет, я прошу г-на д-ра Штейнера, ответить на это.
Р. Штейнер: Многоуважаемые присутствующие! Вначале я хотел бы сказать следующее. Весь характер изложения, проведенного мной сегодня вечером, исключал для меня саму возможность говорить об аналогии, когда я говорил о математике, и я бы даже попросил вас точно припомнить, что я слова «аналогия» вообще не произносил. И это не случайно, это делалось вполне сознательно. Я и не мог употреблять это слово, ибо речи об аналогии с математикой вовсе не было. Упоминалось математическое мышление, чтобы характеризовать внутренний опыт, и я попытался посредством такого «математизирования» пояснить, что подобно тому, как приходят к внутреннему переживанию достоверности в математике, так и пытаясь прийти к достоверности описанным образом совсем в другой области, можно и в самом деле обрести как раз такой же уровень этой достоверности.
Дело идет, следовательно, не об аналогии с математикой, а о том, что были приведены два реальных вида душевных переживаний, которые не должны быть сравниваемы ни в чем ином, кроме того, что указывает на достижение в них внутренней достоверности.
Так что сказанное уважаемым предыдущим выступавшим на деле не связано с моей лекций, ибо для нее ведь просто не понадобилось слово «аналогия». Я-то им не пользовался именно потому, что оно здесь совсем не к месту.
Далее было сказано, будто я говорил о некой страсти человека, занимающегося математикой. Этого я также не мог делать, так как просто упомянул характер математического переживания, как его знает тот, кто посвящен в математику, кто опытен в ней. Как вообще можно было бы прийти к тому, чтобы говорить о каком-то примешивании личного в математику, это для меня необъяснимо. Наряду с этим я хотел бы заметить следующее. Выглядит прекрасно, когда говорят, что с кругом, который я рисую на доске, не имеет абсолютно ничего общего внутреннее понятие крута. В определенном смысле этого и я, разумеется, никак не стану утверждать, вообще как-то не приходит в голову утверждать, что внутреннее понятие крута состоит из мела. Я полагаю, что этим высказана не очень глубокая истина.
Однако если от абстрактного мышления приходят к мышлению, соответствующему реальности, тогда должны сказать себе следующее. Предположим, что мы внутренне математически построим что-то, ну вот конструируем же мы, к примеру, математически положение о том, что, если я, скажем, в круге проведу диаметр и затем из одного его конца проведу линию до точки ее пересечения с окружностью и затем из этой точки - линию к другому концу диаметра, то получу прямой угол. И при это мне совсем необязательно рисовать все это на доске.1 Если я при этом понимаю, что такой угол в круге будет прямым, это ведь чисто внутреннее переживание. Мне не нужно тут непременно рисовать круг. (Возглас из зала: - Это не так! только если вы уже видели это, вы сможете потом это построить!) Но ведь несомненно, что то, что я внешне рисую на доске, есть лишь внешнее подсобное средство. Для того, кто умеет мыслить математически, совершенно исключено, что он, если дело касается даже самых сложных математических истин, не сможет построить их уже чисто во внутреннем переживании. Об этом не может быть и речи. Даже если бы я нуждался в том, чтобы обязательно изображать их в рисунке мелом, то это все-таки не имело бы никакого значения; просто то, в чем заключается субстанциальное значение теоремы, должно было бы быть наглядно передано в рисунке; но оно совершенно не обязательно заключено только в нем. Если я делаю для себя наглядным посредством рисунка на доске, что угол прямой, это еще ничего не значит для внутренней значимости теоремы.
В том-то все дело. Весь вопрос заключается именно в этом; не может быть и речи о том, что мне сначала непременно нужен рисунок на доске. Но даже если бы он мне был необходим, это вовсе не имело бы значения в отношении того, что я сказал о характере математической деятельности - не решения отдельных проблем, но занятий математикой вообще. Однако, если мы так подходим к делу, мы ведь должны признать: то, о чем идет речь, лежит совсем в другой области, чем то, что тут приводилось, ибо если мы присмотримся к математической деятельности, это приведет нас к тому, что мы скажем себе; мы переживаем здесь внутренние истины.2
Впрочем, я ведь не говорил, что мы в математическом уже переживаем реальность. Поэтому совершенно беспредметно возражение, что математическое как таковое не содержит действительности. Однако в формальном оно как раз вполне содержит истины; это значит, что можно в самом деле переживать.
Путь, которым приходят к истине, к познаниям, если даже сами они сначала еще и не имеют действительности в рамках математического, вполне реален. Ведь если перенести это математическое переживание совсем на другую область, а именно на область, где действительной душевной жизни придают характер точности, тогда ведь этот характер точности, переживаемый сначала в математически-формальном, вносится в реальное. Только благодаря этому я оказываюсь вправе переносить в реальность то, что в случае математики считается лишь формальным.
Вначале я показывал, как изнутри приходят к истинам, которые мы - само собой, вероятно лишь во внешнем смысле как недействительное -переносим на наблюдение, на эксперимент, либо же которыми эксперимент [так или иначе] становится проникнут. Но затем я показываю, как этот формальный характер превращается в реальный. Тогда, однако, все еще не преодолено в действительности ощущение того, что по-видимости так очевидно: что математическое живет только во мне, что понятие живет лишь во мне, что оно не живет вовне, в реальности: математически познанное, математически приобретенное как таковое все еще представляется не имеющим связи с реальностью. И все же - живет ли понятие круга действительно лишь во мне?
Давайте представим, что я не рисую круг на доске, но вот имею здесь просто свои два пальца. Вот я держу в них нитку и привожу ее в круговое движение, так что привязанный к ней свинцовой шарик движется по кругу. Те законы движения, которые я в этом случае познаю через то, что по-. знаю математически, разве они не имеют отношения к реальности? Я ведь всегда действую таким образом, что поверяю [задним числом] математикой именно происходящее в реальном. Я ведь тогда действую так, что когда от индукции перехожу к дедукции, я вношу тогда туда то, что я сначала установил индукцией, а дальше прорабатываю это математикой.3
Когда я вношу последний член эмпирической индукции в математическую формулу, и потом просто вычисляю дальше, то я ведь рассчитываю на то, что развиваемое мною математически путем дедукции, соответствует реальности. Математическое ведь только через это становиться плодотворным для реальности, - отнюдь не через философские рассмотрения, подобные только что изложенным.
Конечно, можно усматривать плодотворность просто в том, что, скажем, кто-то говорит об ошибках в своих вычислениях, мы также их видим, и тогда он вносит другие величины в вычисления и в конце концов чисто математическим путем приходит к тому, что предполагается в реальности, и затем реальность эта предстает, она здесь. Тем самым, продолжив свой эмпирический путь уже чисто математически, можно показать применимость внутренне пережитого к внешнему миру. По крайней мере я рассчитываю на это; и если бы я не мог рассчитывать на то, что реальное явление, прослеженное в реальности, в восприятии, в наглядной, чувственно-наглядной реальности, что оно, так сказать, продолжается до определенного пункта, продолжается и подтверждается в вычислении, тогда вовсе не имело бы места то, что я имел в виду, говоря о чувстве удовлетворения в математике. Вопрос лишь в том, чтобы со всей серьезностью воспринимать понятия такими, как они излагаются.
Ну, а то, что я говорил о моральной интуиции, - так ведь, мои уважаемые слушатели, припомните, что я сказал в лекции: [высшая] интуиция, которую я поставил третьей ступенью сверхчувственного познания, она выступает последней. Моральная же сверхчувственная интуиция выступает, однако, уже для обыкновенного сознания. Она - единственное, что вначале выступает из сверхчувственного мира для сознания, находящегося на нашей обычной ступени. Моральная интуиция - это просто проецированная вниз на наш обычный уровень познания [высшая] интуиция. Это я наглядно показал в лекции. Потому я и говорил об этой моральной интуиции вначале, а не потом, я ее ведь и называл исходным пунктом, Учатся ее познавать, а когда ее правильно охватили, получают определенное предварительное субъективное условие для понимания также и того, что приходит позднее.
Тогда, переживая моральную интуицию, переживают нечто, что, по сравнению с тем, что обычно является реальным, имеет именно другой вид реальности - это реальность должного (die Soll-Realität). Если учитывать сказанное, то разница между бытием и долженствованием (des Seins und des Sollens) объясняется просто тем, что моральная интуиция вносится в нашу обычную сферу сознания, тогда как другая [высшая] интуиция не является проецированной свыше, но должна быть сперва достигнута.
Речь вовсе не шла о том, что моральная интуиция - это, может быть, только особый случай процесса познания общей интуиции. Напротив, это первый случай, где для нас в обыкновенном сознании, в сегодняшнем состоянии сознания через [саму] познавательную деятельность нечто выступает интуитивно.
Так что речь идет только о том, чтобы вполне точно были восприняты развернутые здесь в отношении антропософии понятия. Я хотел побудить к этому. И я вполне понимаю, что приводившиеся возражения возможны, потому что конечно не всё можно объяснить таким образом. Ибо я предполагаю, что еще многие сомнения, или что-то подобное, имеются в душах присутствующих. Но представьте, какой долгой получилась бы моя лекция, если бы я таким же образом уже в ходе нее устранял все те сомнения, которые я пытаюсь сейчас устранить как могу. Это надо учитывать при такой первой, ориентирующей лекции - и не только в случае антропософии, но также и в любой области.
В этом сегодня заключалось дело. Я вовсе не давал ничего исчерпывающего. И должен сказать, я всегда обнаруживал, что хотя иные люди ведь вовсе не хотят соглашаться с антропософией, однако самым лучшим образом постигали то, чем она является, зачастую совсем не те, кто тотчас же, сразу и одним махом в нее поверили, но лучшими работниками в антропософии становились те, кто прошли как раз через жестокие сомнения.
Поэтому примите то, что я со своей стороны, возможно, с определенной остротой отвечал на возражения, не так, как если бы это говорилось с неприязнью, но, собственно говоря, я рад всему тому, что говорится в возражение, ибо только преодолевая эти подводные камни возражений, собственно и входят в антропософию. И я всегда имел большее удовлетворение от тех, кто входили в нее совсем не сразу, а преодолевая подводные камни неприятия, сомнения, чем от тех, кто вошли одним махом и на всех парусах (auf den ersten Anhieb mit alien Segeln).
(Аплодисменты.)
__________
1 Речь здесь идет о знаменитой теореме Фалеса.
2 Как не вспомнить здесь признание Р. Штейнера, сделанное им в книге «Мой жизненный путь»: «Я знаю, что счастье мне впервые открылось в геометрии - так как в ней обнаруживается, что мысли, хотя они и порождаются самим человеком, являются откровениями духовного мира, которым душа лишь предоставляет место действия».
3 Дедукция (от лат. deductio - выведение) - один из основных способов рассуждения и методов исследования. Под дедукцией в широком смысле понимается любой вывод вообще; в более специфическом и наиболее употребительном смысле - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствия содержатся в посылках в скрытом виде, и они должны быть извлечены из них в результате применения методов логического анализа. Современное понятие о дедукции является обобщением аристотелевского истолкования ее как вывода от общего к частному. (Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М.: «Республика», 2001. С. 145).
Индукция (от лат. inductio - наведение) - в широком смысле слова способ поиска общих утверждений, положений, гипотез и закономерностей путем исследования частных случаев, которые именно и наводят на истину, но не гарантируют ее получения. В более узком смысле индукция является умозаключением, в котором посылки подтверждают или делают вероятным заключение, но не обеспечивают его достоверной истинности. Этим индукция принципиально отличается от дедукции, посредством которой из истинных посылок при соблюдении правил вывода всегда получаются истинные заключения. (Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М.: «Республика», 2001. С. 208).
© Перевод с нем. Габриеле Фресмайер и Андреа Лёйбин. Русская редакция: Александр Конвиссер
© Издательство им. Вл. Соловьева, 2004