Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=665 |
Распечатать |
Публичная лекция, прочитанная перед студентами и молодыми учеными в Лейпциге 11 мая 1922 года, с последовавшей затем дискуссией. (Первая публикация).
Сегодня говорят о границах познания, поскольку не знают, какова цель мышления.
Рудольф Штейнер. Введение ко II тому Естественнонаучных сочинений И.В. Гете
1887 г.
Лабораторный стол должен сделаться алтарем.
Рудольф Штейнер
Лекция 29 апреля 1918 г.
Истинный гуманизм есть вера в Бого-человека, истинный натурализм есть вера в Бого-материю.
Владимир Соловьев
1883 г.
Многоуважаемые присутствующие!
Позвольте мне прежде всего выразить самую сердечную благодарность Объединению по поддержке антропософской работы среди ученых1 за предоставленную возможность говорить в этой ориентирующей лекции об отношении между определенными особенностями современной науки и антропософией. При этом необходимо попросить вас как раз сегодня принять во внимание, что в такой первой, ориентирующей лекции присутствует определенная трудность, так как в ней, разумеется, можно лишь кратко указать на многое из всего того, что можно сказать по такой обширной теме. Поэтому неизбежно могут быть даны лишь импульсы, требующие, само собой, дальнейших изложений и оставляющие пока естественным образом без внимания многое, что будет накапливаться в виде вопросов.
Но и в непосредственно предметном отношении есть определенные трудности при разговоре на нашу сегодняшнюю тему. Первая состоит, конечно, в том, что сегодня в самых широких кругах именно при обсуждении в какой-либо связи этой темы - о соотношении науки с антропософией - сразу проявляется широко распространенный предрассудок, будто имеющаяся здесь в виду антропософская наука о духе стремится занять позицию, противоположную по сравнению с современной наукой, которая интенсивно развивалась в последние столетия человеческой истории и достигла своей высоты в последней трети XIX столетия - по крайней мере в ее образе мышления и в методологии. Но дело-то обстоит именно не так! Ведь антропософия, о которой я говорю, стремится как раз утвердить и развивать самые лучшие принципиальные основы того, что имеет предпосылкой здравое человеческое воззрение, человеческую научную установку (Gesinnung); она признает в самом высоком смысле значение обычной науки и ее дальнейшего развития.
Ибо при таком ее развитии обнаруживается, что из надежных основ научного образа мышления - если только правильно его понимать и следовать ему не в одних только его логических, но в его действительно живых выводах, - из этих надежных основ и становится возможно обрести путь к тем сверхчувственным областям мирового бытия, с которыми человеческое существо должно чувствовать себя связанным именно в своей вечной основе. Так что в определенном смысле просто благодаря прямому продолжению того, что является принципиальным в науке, должен быть через антропософию обретен путь в сверхчувственные области.
Разумеется, ведя речь именно в вашем кругу об отношении антропософии к науке, я должен буду, вывести вас, так сказать, за рамки того, что вы привыкли считать научной добросовестностью и научным образом мысли. Но я ведь должен буду говорить не об отдельных областях науки, а в определенной мере о самих ее основах. И поскольку среди вас, многоуважаемые присутствующие, многие принадлежат к совершенно разным областям науки, я, естественно, не смогу удовлетворить все отдельные потребности, и что-то будет двигаться, так сказать, на кажущемся абстрактным уровне, хотя он и не предполагался как абстрактный. Так что из того, что мне предстоит сказать, каждый, возможно, должен будет лишь сделать выводы для своей отдельной области.
Агностицизм - это ведь сегодня не так часто употребляемое слово, но оно означает нечто связанное как раз с основами нашего сегодняшнего научного образа мысли. Этот агностицизм в качестве, я бы сказал, правомерного научного - или, лучше сказать, философского - образа мышления был основан такими деятелями, как Герберт Спенсер.2 Этот термин предпочтительно употреблялся им, и если мы желаем найти что-то вроде определений агностицизма, то должны искать их у него.
Но как основа, или лучше сказать, как основная нота научного мышления, этот агностицизм имеет место в самых широких познавательных областях современности. Если говорить сперва совсем абстрактно о том, что подразумевается под агностицизмом, можно было бы сказать приблизительно следующее: признаются в качестве надежных те научные методы, что сформировались в последние столетия; посредством их занимаются наукой надлежащим образом - как мы и должны сегодня заниматься ею в определенных областях: через наблюдение, через эксперимент и через то, что является мыслительной обработкой эксперимента и наблюдения.
Я подчеркиваю: такой подход к науке абсолютно оправдан для определенных ее областей. И вот, работая таким образом в науке, приходят к тому, что говорят себе: несомненно, этой наукой достигается многое относительно познания лежащих в основе мира закономерностей. И затем познанные таким образом закономерности пытаются затем распространить и на человека, чтобы получить то, чего ведь и желает иметь от познания каждый, обладающий здоровым мышлением: представление о положении человека в мироздании, о его назначении в мироздании.
Однако, занимаясь таким образом наукой, приходишь - просто в ходе самой научной работы - и к тому, чтобы сказать: да, открываются эти закономерности, но они связаны, собственно, лишь с сопоставлением внешних феноменов, как они даны внешним чувствам; либо же - в случае, если они не даны внешним чувствам - упомянутые закономерности могут быть выведены на основе уже накопленного материала, полученного из чувственных наблюдений. Но при этом видишь, что исследуемое таким образом о природе и человеке никогда не может быть распространено на те области, что в более древних формах человеческого познания рассматривались как сверхчувственная основа мира, с которой должна быть как-то связана глубочайшая сущность человека, его - если это может быть так названо - вечная сущность.
Так что именно благодаря научному способу наблюдения приходят к признанию научно-непознаваемого, приходят к определенным границам научного исследования, приходят, самое большее, к тому, чтобы сказать себе: человеческая душа, внутреннее человеческое духовное существо должно быть связано с чем-то, что одной этой наукой не достигается. То есть то, с чем человек таким внутренним образом связан, принадлежит к области непознаваемого. Здесь человек стоит именно перед агностицизмом, в отличие от гностицизма, и этим современная духовная жизнь поставила себя в известную противоположность тому, что имело место, скажем, в те времена, когда сама познавательная установка (Erkenntnisgesinnung) и гностицизм именовались гнозисом.
То же, о чем мы говорим здесь сегодня как об антропософии, вовсе не является - как иные полагают - просто «подогретым» древним гнозисом; последний не может воскреснуть, он был порожден образом мышления своего времени, возник из всего того, что я бы позволил себе назвать наукой того времени. Сегодня мы живем в эпоху, на заре которой стояли великие человеческие индивидуальности и их деятельность, мы живем после Коперника, после Галилея - я не называю многих других, - мы находимся в эпохе, когда, намереваясь основать науку о сверхчувственном, мы должны учитывать теперь все, что было привнесено в человеческое развитие через такие и подобные им индивидуальности. И уже просто высказывая это, тем самым (implizite) делаешь ясным, что сегодня уже невозможно встать на позицию гнозиса, не имевшего, конечно, ничего от современной науки. Но позволительно указать на то, что эта гностическая точка зрения в определенной связи являлась именно противоположностью того, что звучит сегодня как основная нота научности, и эта гностическая точка зрения заключалась в том, что человеку вполне возможно, если он обращается к своим высшим внутренним, не употребляемым в обычной жизни силам познания, - что ему вполне возможно возвыситься к сверхчувственным областям и обрести то, что может тогда становиться если и не религией, то основой также и религиозной жизни.
Я хочу вначале напомнить вам общеизвестное, но способное, тем не менее, особым образом указать на ту метаморфозу, что претерпел процесс познания в ходе развития человечества.
Вы ведь все знаете, какие изменения претерпела философия уже просто в связи с внешней научной жизнью. Философия, собственно, еще и в нынешнюю эпоху включает в себя весь объем того, что явилось научным познанием. Но когда-то философия уже в качестве человеческой деятельности была чем-то таким, на что с полным правом указывает само ее имя.3 Философия была чем-то исходящим не только из человеческого интеллекта, не только из наблюдения и эксперимента, хотя она распространялась и на результаты, до которых могли тогда дойти интеллект, наблюдение, а также примитивный еще тогда эксперимент. Нет, философия была поистине тем, что в неизмеримо большей степени, чем это оправданным образом свойственно сегодняшней нашей науке, исходило из всего человека. Философия исходила из отношения всей души, чувств человека к миру; и в эпоху, давшую философии ее имя, вовсе не сомневались в способности человека дойти до определенной объективности в познании также и тогда, когда он ищет свои познания не только через эксперимент, наблюдение и интеллект, но пользуется и другими силами - силами, которые должны быть названы словом любовь - тем же словом, с которым мы связываем некое совершенно определенное отношение к чему-то.
А ведь в греческую эпоху философия охватывала все то, что мы сегодня объединяем в природо-познании. В течение столетий именно из философского стремления развилось то, что мы теперь имеем как природопознание. Оно однако претерпело в новейшее время неимоверную перемену, -перемену, сделавшую его основой жизненной практики в области техники, имеющейся вокруг нас сегодня.
Ибо, не правда ли, рассматривая непредвзято научную жизнь современности, приходится сказать себе: то, что сделало науку последнего времени столь великой, - это как раз то, что и в практической жизни теперь может быть положено в основу техники. Наша естественная наука стала наконец тем, что соответствует одному высказыванию Канта: наука содержит действительное познание лишь постольку, поскольку в ней содержится математика. (Я ведь хотя и говорю нередко, что являюсь противником Канта во многих областях, тем не менее солидарен с ним в том, что и я также могу признать). Я хочу сказать этим, что в научной практике, и именно в практике естествознания, такой подход все более и более получает признание.
Мы занимаемся сегодня наукой, отдавая себе отчет в том, что изучаемое через наблюдение и эксперимент в пространстве и времени мы связываем с тем, что дает нам математика через чистое умозрение. И научную достоверность мы ощущаем именно в той степени, в какой способны сплести воедино (verweben) нечто, являющееся таким исключительно внутренним человеческим познанием, внутренним человеческим переживанием, как математика, - сплести это воедино с тем, что дают нам наблюдение и эксперимент. Охватывая даваемой нам в чистом внутреннем переживании математической достоверностью то, что приходит к нам извне, мы чувствуем, что действительно связываемся с этим внешним в процессе познания. Эта связь нам необходима, чтобы ощущать научную достоверность.
И таким образом, исходя именно из естественнонаучных предпосылок, мы все больше и больше приходим к ощущению достаточной научной строгости в самом факте математического обоснования результатов, получаемых в ходе научной работы.
Почему это так? Причина, собственно, лежит уже в том, мои глубокоуважаемые присутствующие, уважаемые коллеги, о чем я только что сказал, - она лежит в том, что занимаясь математикой, мы имеем дело исключительно с нашим собственным душевным, остаемся, так сказать, совершенно внутри себя.
Полагаю, что те, кто особенно предались математическим исследованиям, согласятся со мной, если я скажу: что касается внутреннего переживания, то математическое как таковое, сами занятия математикой есть нечто, дающее тому, кто занимается этим из внутренней способности и склонности (Anlage), из внутреннего, хотелось бы сказать, энтузиазма, гораздо большее удовлетворение, нежели любое другое познание внешнего мира - просто потому, что шаг за шагом человек непосредственно связывается с тем, что он имеет как научный результат. И если могут выступающее навстречу извне связать с тем, устройство (Aufbau) чего, так сказать, внутренне знакомо - ибо сами ведь это внутренне построили, - тогда именно в том, что возникает как научный результат этого сплетения (Verwobensein) полученного извне с выработанным математически, именно в этом чувствуют тогда себя стоящими на надежной основе.
Так что как раз потому, что наша наука позволяет связать внешнее с тем, что внутренне переживается в математике, мы в кантовском смысле признаем что-то научным в той мере, в какой оно содержит в себе математику.
Тем самым, однако, открывается в то же время путь для совершенно определенного понимания естественнонаучного мировоззрения. Такому пониманию, следующему за ним в самих его выводах, следует и антропософский метод. Ибо что же, собственно, означает само то, что мы пришли к такому пониманию естественной науки? Это свидетельство нашего стремления развивать свое мышление внутренне. И в этом процессе мы обретаем достоверность мышления, чтобы затем пользоваться им для следования за внешними феноменами, внешними фактами в соответствии с их собственными законами.
И антропософия неизменно следует этому принципу в уместной для этого области, подходя, я бы сказал, чисто феноменологически к определенной области внешнего естествознания - прежде всего к области механики, физики, химии, то есть ко всему тому, что не поднимается до области живого. В исключительных случаях этот феноменализм удерживается нами и в областях, лежащих над безжизненным, но тогда сразу видно, в какой мере он должен быть дополнен там чем-то существенно иным.
То есть, держась именно математического подхода к внешнему миру, приходишь постепенно к тому, чтобы сказать себе: в неорганических науках наше мышление вообще может иметь прежде всего лишь служебный характер, и мы нигде не вправе вносить что-то из наших мыслей в мир, если желаем иметь чистую науку. Это и приводит к тому, что может быть названо феноменализмом4 и чему следовал Гете свойственным ему образом -который, впрочем, в отдельных случаях могут ставить ему в упрек, - чему он все же следовал в самом чистом его виде.
Что такое этот феноменализм? Он заключается в том, что феномены берутся чисто такими -безразлично, через наблюдение или через эксперимент, - какими они даны чувственному восприятию, а мышление используется лишь для того, чтобы рассматривать феномены в определенной взаимосвязи, ставить их в ряд таким образом, что феномены, так сказать, объясняют себя тогда сами.
Но этим из чистого естествознания прежде всего исключается всякая возможность пользоваться гипотезами не просто как вспомогательными построениями, а как если бы они могли давать что-то от реальности. Так обстоит дело, если остаются при чистом феноменализме. Правда, при этом оставляют за собой право нечто предполагать - будь то в материальном или в сфере сил, - если это само собой выводится из наблюдения и эксперимента, например атомистическую структуру; но допускают эту тенденцию лишь в той мере, насколько ее можно прослеживать феноменологически, насколько ее можно описывать на феноменах.
Против этого принципа грешит такое научное мировоззрение, которое в числе прочего [само] конструирует атомистику или же констатирует за чувственно прослеживаемыми феноменами нечто [якобы] фактическое, но не могущее даже проникать в мир феноменов*. Если, к примеру, не просто следуют за расстилающимся перед нами миром цвета, так что сами лишь ставят в ряд одно цветовое явление за другим, чтобы подойти через это к закономерной взаимосвязи цветового, - но вместо этого идут от феномена к чему-то, что [якобы] лежит за ним и что как раз не хотят оставлять лишь вспомогательным построением, но что предлагается как некая реальность; или, скажем, приходят к тому, чтобы предполагать некие вибрации или что-то подобное в «эфире», - тогда в определенном смысле как бы возносят (dehnt man aus) свое мышление над феноменами, И тогда по известной инерции мышления словно бы продираются (durchstosst man) сквозь расстилающийся перед нами ковер чувственных восприятий и измышляют за ними какой-нибудь вид вращающихся атомов или чего-то подобного, хотя к тому не имеется совершенно никаких оснований у понимающего себя самого мышления. Ведь такое мышление в отношении внешне-чувственного мира никак не могло бы указать на что-то, лежащее якобы за этим чувственным миром, но хотело бы быть только слугой для сопоставления феноменов между собой, для [выявления] имманентной закономерной связи внутри феноменов.
Именно поэтому антропософия прямо приводит к последним выводам, к которым, собственно, и движется все в современном естествознании. В последнее время мы в большой мере даже подошли уже в этом современном естествознании к хотя и не признаваемой еще, но фактически уже практикуемой выработке того, что мы назвали ранее феноменализмом - когда попросту не принимают во внимание упомянутые гипотетические атомные миры и тому подобное, а остаются, так сказать, внутри феноменов.
Но это безусловно имеет весьма определенные последствия - то, что остаются внутри феноменов: тогда обязательно приходят к агностицизму.
Дело в том, мои многоуважаемые слушатели, что когда таким образом лишь сопоставляют феномены, упорядочивают феномены, то путем такого систематизирования, этого строгого следования за закономерностями никогда не доходят до самого человека. И своеобразным образом вынуждены тогда просто признаться себе: если извлечь последние, вполне обоснованные выводы из новейшего естествознания, если дойти до чистого феноменализма и не воздвигать по ту сторону расстилающегося перед нами ковра мира чувств необоснованных мыслительных гипотез - тогда не остается ничего другого, как прийти к агностицизму. Но такой агностицизм оказывается для познания чем-то совсем иным, нежели то, чего собственно ждало от познания и чего искало с помощью познания человечество в ходе своего развития, в ходе своей истории.
Я не хочу сегодня вводить вас сразу в отдаленные сверхчувственные области - хотя буду, впрочем, на них кратко указывать, - а хотел бы упомянуть кое-что общеизвестное. Необходимо помнить, что в древние времена познание понималось все же как нечто совсем иное, чем то, чем оно сегодня может становиться, когда мы добросовестно работаем на наших естественнонаучных основаниях. И здесь я вновь могу указать на греческую эпоху, когда все науки еще объединялись в философии. Только чтобы привести один из примеров, скажу о том, к чему каждый из нас безусловно чувствует глубочайшее уважение, - о том, что живет, помимо всего прочего, в греческом искусстве, в частности, в греческой трагедии.
В ту эпоху как о важнейшей принадлежности греческой трагедии говорили о происходящем в ней катарсисе, о кризисе как решающем элементе, живущем в трагедии. И один важный вопрос, способный в то же время глубоко ввести нас в сущность процесса познания, может быть затронут как раз если мы исходим из того, что переживал в трагедии древний грек.
Когда несколько абстрактно определяют, что такое катарсис, то, следуя Аристотелю, говорят, что трагедия должна была пробуждать у зрителя страх и сострадание - с тем, чтобы через переживание душою этих или подобных им страстей она очищалась от своего рода страстности. При этом, однако, видишь: то, как мыслили себе этот катарсис, сопутствовавший греческой трагедии, этот художественно переживаемый кризис, было очень тесно связано в греческой культуре еще и с другими вещами - к примеру, с медицинским мышлением. Я могу здесь это лишь упомянуть, но это вполне может подтвердить обычная наука.
В том, что происходило в человеческой душе через воздействие трагедии, усматривали процесс излечения. Но только этот процесс излечения чего-то болезненного, имеющегося в человеке, был поднят в сценическое. Так что исходя из такого тогдашнего понимания художественного, можно лучше вглядеться в характер понимания древним греком терапии, лечебного процесса. Он понимал его таким образом, что совершенно в смысле патологии предполагал возникновение в больном организме чего-то, против чего организм борется. Он борется с этим через подавление в себе выделений, связанных с болезненным процессом, (я могу в такой ориентирующей лекции говорить, разумеется, лишь совсем схематично о таких вещах).
Как мыслили тогда в патолого-терапевтической области, точно так же, лишь на более высоком уровне, мыслили и в связи с художественным процессом. Представляли себе, что совершаемое в трагедии в самом деле служит для души своего рода процессом излечения. Как мы сегодня говорим, что при катаре из организма должны быть удалены болезненные выделения, так тогда считали, что через созерцание трагедии душе надлежит дать проявиться в себе страху и сочувствию, а затем вступить в борьбу со своего рода продуктами выделения и в подавлении их пережить процесс выздоровления. Самое фундаментальное в этом образе мышления понимают, правда, лишь зная, что гречеству было присуще воззрение - и это было то, что делало гречество здоровым в определенных отношениях, - что если человек в своем душевном развитии лишь предается своей природе, это всегда приводит к определенному заболеванию, и что духовная жизнь в человеке должна быть беспрестанным процессом выздоровления.
Тот, кто знает гречество в этом отношении более интимно, не замедлит согласиться, что древний грек представлял себе свою высшую духовную жизнь в самом деле так, что говорил себе: она есть целительное средство против беспрестанной тенденции душевного зачахнуть, идти определенным образом навстречу смерти. Оживлением душевного, возвращением к собственному существу - этим была для грека духовная жизнь. Не одно лишь абстрактное познание видел грек и в своей науке, -он видел в ней нечто, возбуждавшее в нем целительный процесс. И это был, впрочем, лишь особый образ того, что мыслилось тогда, я бы сказал, в ином оттенке в тех мировоззрениях, что опирались больше на еврейство: образ преодоления грехопадения, исцеления первородного греха.
У греков имелось это же воззрение - только в другом виде - о том, что человеческой душе необходимо предаваться некоему непрестанному процессу исцеления, выздоровления.
Вообще в своей духовной жизни древний грек не ставил одно возле другого - деятельность, которой он предавался, и мыслительные образы, которые он нес в себе. Они у него по большей части сливались, так что искусство лечения было для него именно искусством, но только именно таким искусством, что остается внутри природы; и грек, этот чрезвычайно одаренный художественно человек, рассматривал искусство как нечто, что отнюдь никак не профанируется и не низводится в более низкую область тем, что его связывают с процессом исцеления человеческого существа.
Итак, мы видим, что познание в те древние времена действительно не было отделено от того, что лежит во всей человеческой природе, что охватывает всю человеческую деятельность. Точно так же, как философия содержит в себе познание природы, так и то, что должно было становиться результатом науки, развиваясь все дальше и дальше, охватывало и художественную жизнь. А в религиозной жизни виделось в конечном итоге не что иное, как великий завершающий процесс выздоровления человечества. Так что понимая познание в том древнем смысле, мы действительно должны сказать: познание там воспринималось как нечто исходящее из всего человека.
Мышление при этом уже имело место, однако развитие человечества не могло ведь остановиться в этой фазе познания. Ибо что было связано необходимым образом с этой фазой познавательного развития? Достаточно ясно это можно видеть, мои уважаемые слушатели, если представить всю нашу оснащенность сегодняшним научным духом. Если углубляешься сегодня - так сказать, на пробу - в какой-нибудь труд, считавшийся некогда наукой, скажем, в естественнонаучной области в ХIII или XIV столетии, то желая понять такое произведение, чувствуешь себя обязанным познакомиться не только с его терминологией, но со всем его духом.
Я не поколеблюсь сказать, что если человек проникнут сегодняшним научным духом и не предпринял сперва доскональных, добросовестных исторических исследований, то он неизбежным образом неправильно поймет естественнонаучный труд такого времени, как ХШ, XIV век нашей эры, по той простой причине, что в то время -и чем более мы возвращаемся назад в развитии человечества, тем более это именно так, - в то время человек вносил во внешний мир не только математику [из своего внутреннего, как мы сегодня], но всю полноту внутренних переживаний, в которые он верил точно так же, как мы верим сегодня в нашу математику.
Сегодня мы совсем иначе обращаемся к природе, говоря о сульфуре, фосфоре или соли, чем это имело место у тогдашних химиков, говоривших о сульфуре или соли. Когда мы употребляем сегодняшние понятия, мы ведь ни в малейшей степени не имеем в виду тот смысл, которым была наполнена тогда считавшаяся научной книга -именно из-за того, что тогда в результаты наблюдения внешнего мира вносилось ведь нечто большее, чем только математическое или подобное математике. Человек вносил всю полноту внутренне переживаемого - не только лишь количественно, но и качественно - во внешний мир; и точно так же, как мы, формулируя, например, естественнонаучный результат в математической формуле, тем самым умозрительно связываем субъект с объектом, так тогда тем более связывали субъект и объект, но субъект обладал тогда такой полнотой, о которой мы сегодня даже понятия не имеем, но которую сегодня мы вовсе и не должны позволять себе снова прежним образом вносить в природу. Человек просто видел во внешнем мире многое, что он сам туда, так сказать, «всматривал» (hineinsah). Так мы теперь «видим» математику, которую подобным же образом «вмысливаем» (hineinschauen) в природу. Ни в каком ином смысле тогдашний человек об этом не мыслил, нет, он «всматривал» многое в природу.
Но этим он «всматривал» в природу также моральное. Моральное человек «всматривал» в природу так, что на протяжении четырех тысячелетий приобретал нравственные законы таким же образом, как он приобретал законы природы в своем познании. Человек, которому было доступно вносить в природу то, что разумелось в древние времена под именем соли, сульфура или фосфора, мог также вносить в природу то, что он переживал как моральные импульсы - внутренне он тогда ничего иного и не совершал.
Ныне, однако, мы по праву отошли -- ибо это развитие должно было иметь место - от такого познавания внешнего мира, в ходе которого мы и сегодня бы вносили в него все упомянутое. Мы теперь вносим во внешний мир уже только математическое, и наша наука поэтому становится очень хорошей основой технической практики.
Но внося во внешний мир лишь математическое, мы [теперь] не вправе, оставаясь на путях нашей науки, перемещать в объективность [из нашего внутреннего] также и нравственное; и именно оставаясь верными науке, как это стало пониматься в последние века, мы неизбежным образом впадаем в моралънъш агностицизм, ибо нам и не остается ничего другого, кроме как усматривать в моральных принципах лишь субъективное, усматривать в них нечто, о чем мы не можем утверждать, что оно так же объективно исходит из природы, как сам ход какого-нибудь природного процесса.
Так что мы безусловно принуждены себя спрашивать: как возможно обосновать науку нравственного, а тем самым и все гуманитарные, а также все социальные науки, если правомерным подходом к изучению внешней природы мы признаем феноменализм? Это, мои многоуважаемые слушатели, было для меня огромным вопросом в то время, когда я работал над моей «Философией свободы».5 Я стоял совершенно на почве современной естественной науки, то есть, разумеется, на почве феноменализма в отношении всего, что во внешне-чувственном мире поддается изучению через познавательный процесс. Но тогда, со всей честностью следуя этому до конца, приходится сказать себе: если мораль должна быть обоснована объективно, то наряду с нашим познанием, ведущим к феноменализму и, тем самым, - к агностицизму, должно заявить о себе другое познание, при котором мышление [точно также] никогда не используется для того, чтобы выдумывать гипотетические миры за чувственными феноменами; должно быть обосновано познание, способное постигать духовное непосредственно во [внутреннем] созерцании (Anschauung), раз уж это духовное, в отличие от древних времен, теперь больше не выносится в мир иначе как только в качестве математического.0
Именно агностицизм принуждает нас, с одной стороны, полностью признавать его в присущей ему области, но с другой - побуждает наш дух к активности, чтобы смочь воспринять некий духовный мир, из которого мы - если не хотим оставаться только в субъективном - можем почерпнуть моральные принципы через объективное духовное наблюдение.
Хотя, многоуважаемые слушатели, мою «Философию свободы» с определенным правом называли этическим индивидуализмом, но этим охватывается лишь одна сторона. Мы должны, разумеется, прийти к этическому индивидуализму, ибо то что тогда видится как моральный принцип, должно свободно видеться каждым отдельным человеком.
Но точно так же, как во внутреннем активном духовном процессе математическое достигается в чистом познании и тем не менее оказывается обоснованным в объективности, так же и то, что является содержанием моральных импульсов, может быть охвачено в чистом духовном созерцании (Anschauung) - не только в вере, но в чисто духовном созерцании. И потому видят себя вынужденными, как в моем случае это было в «Философии свободы», сказать: наука морали должна обосновываться моральной интуицией. И я тогда это высказал так: мы лишь тогда приходим к действительному моральному воззрению, соответствующему современности, если говорим себе: совершенно так же, как извлекаем мы отдельные природные феномены из всей природы [как целого], точно так же должны мы из созерцаемого духовного мира, из сверхчувственного духовного мира извлекать только духовно воспринятые, а потому безусловно совсем независимые от нас, объективно постигнутые моральные принципы.
Так что прежде всего я говорил о моральной интуиции. Но этим познавательный процесс вводится в определенный регистр. Познавательный процесс - именно потому, что он при всем том хочет оставаться подлинно естественнонаучным - побуждается к выработке наивысшемго душевного усилия и должен провести это усилие так далеко, что тогда оказывается действительно возможным созерцание духовного мира.
Теперь возникает вопрос: можно ли в таком случае созерцать в духовном мире только то, что постигается как моральные импульсы, или же эта его область, приводящая нас к нашим моральным интуициям, является, возможно, лишь одной областью из многих? Ответ получают лишь при условии, что сам этот возникший внутренний процесс душевных переживаний, процесс постижения в моральных интуициях - лишь если с какого-то момента надлежащим образом продолжают его далее.
Ибо совершенно то же самое, что ощущает душа, побуждая себя к чисто духовному постижению морального - а такое постижение стало необходимым лишь в новейшее время и лишь вследствие становления естествознания, - совершенно то же самое, что переживается при этом, можно тогда переживать и в отношении дальнейших духовных областей. Можно действительно сказать, что тот, кто через самонаблюдение достиг однажды этого внутреннего переживания, ведущего к моральной интуиции, может затем его все более развивать. И те упражнения, которые вы найдете изложенными в моей книге «Как достигнуть познаний высших миров?»7, они как раз и служат развитию этого внутреннего переживания. И они ведут тогда к тому, что человек не останавливается в мышлении и не строит посредством него гипотез, но наблюдает [само] это мышление в его жизненности, развивает его дальше, развивает дальше к тому, что может быть названо точным лицезрением духовного мира, - не к утраченному в старых временах мистическому созерцанию, но к точному, свойственному науке наблюдению духовного мира, которое можно назвать точным ясновидением. И через это приходят тогда шаг за шагом к тем формам познания, которые я также характеризовал здесь недавно в открытой лекции: к има-гинации, к инспирации и к высшей интуиции, которая вспыхивает вначале (zuerst) для внутреннего человека.8
Ибо человек буквально подталкивается к духовному исследованию, если спрашивает себя: «как можем мы, именно вполне становясь на почву естествознания, иметь еще и объективно обоснованную науку о моральном, а с нею - науку о социальном?». Ведь желая честно встать на почву сегодняшней науки, но относясь при этом к жизни так, как это свойственно тем, кто стремится к внутренней целостности, человек этим просто подталкивается к духовному исследованию.
Это я и хотел прежде всего показать для вас в этой вводной части. А духовное исследование тогда отличается от обычного научного исследования тем, что последнее пользуется просто уже имеющимися душевными силами, чтобы выйти на широкое поле наблюдения и эксперимента, тогда как антропософское исследование сначала обращается к человеку, с тем чтобы он выработал высшие душевные силы. Будучи выработаны, они и ведут к высшему зрению, которое доставляет (liefert) в сверхчувственном дополнение к тому, что через наши точные естественнонаучные методы мы находим в чувственном.
То, мои многоуважаемые слушатели, как развивается это точное высшее зрение, как могут проникнуть (vordringen) тогда из чувственного в сверхчувственное еще и за пределы области морального, это должно стать предметом наших рассмотрений после перерыва.
(Вслед за этим последовал короткий перерыв)
* Здесь и в дальнейшем слова, взятые в квадратные скобки, внесены редактором перевода как явно пропущенные в стенограммах источников, либо в качестве связывающих и проясняющих элементов - исходя из всего контекста и в полном с ним согласии.
Многоуважаемые присутствующие!
В известной степени первая ступень сверхчувственного познания достигается посредством того, что можно назвать медитацией, связанной с определенной концентрацией мыслительной жизни. Одну из самых главных, существенных при этом сторон я описывал в моей последней открытой лекции здесь, в Лейпциге;9 сегодня же я хочу охарактеризовать это несколько с другой стороны, так что мы еще несколько продвинемся по пути обретения научного понимания мира.
С концентрацией мыслей в медитации связано нечто существенное, а именно то, что человек как бы не останавливается при том употреблении мышления, какое само собой сформировалось у него уже через наследственность, через обычное воспитание и так далее, но делает в определенный момент своей зрелой жизни это усвоенное им мышление исходным пунктом своего дальнейшего внутреннего развития.
Ну, вы ведь знаете, что сегодня имеются мистические натуры, которые несколько пренебрежительно отзываются о мышлении и прибегают к разного рода другим силам познания, по большей части к чему-то бессознательному, уходящему во что-то трудно определимое, чтобы обрести через это особое видение мира, которое должно содержать в себе нечто, к чему не может прийти обыкновенное мышление. Это, подобное игре, мечтательно-фантастическое погружение во внутреннюю душевную жизнь - однако, в ее патологическую область - не имеет ничего общего с тем, что имеет в виду антропософия. Последняя движется как раз в противоположном направлении, и притом так, что каждый отдельный шаг предпринимается с целью развивать дальше мышление, преобразовывать его в более высокую способность. И это делается с той же внутренней, свободной и здраво-мысленной наглядностью, с какой в ином случае можно следовать только за теми внутренними душевными переживаниями, которые мы развиваем при столь здравомысленной познавательной деятельности, как математическая.
Так что можно сказать: то математическое мышление, к которому воспитал, сформировал себя современный человек через научное образование, именно оно может служить образцом, но теперь уже не только для поисков каких-то внешних взаимосвязей, а для развития более высокого мыслительного процесса. Образно говоря, то, что осуществляется посредством математики, так сказать, в горизонтальной плоскости, это же самое осуществляется в вертикальном направлении посредством внутренней душевной деятельности, душевного упражнения. При этом точно так же, как отдают себе отчет в каждом отдельном шаге в математике, человек, совершенно так же внутренне отдавая себе в этом отчет, проводит контроль мыслей, ставит в центр своего сознания определенное содержание представления, которое и должно оставаться просто мыслительным содержанием. Совершенно неважно, каково это содержание, ибо важно лишь то, что с ним делают. В это время вовсе не должны что-то себе как-либо внушать. По отношению к только что упомянутым методам душевных упражнений, работающим с бессознательным, антропософские упражнения действительно являются, в буквальном смысле, полной противоположностью.
Если то, что таким образом усвоили как определенную форму мышления, развивают дальше через то, что всей своей душевной деятельностью, так сказать, покоятся на внутренне обозримом содержании, и если все снова осуществляется это неподвижное и внимательное пребывание в определенной душевной деятельности, с отстранением всего другого, что помимо этого может проникать в душу, - тогда укрепляют процесс мышления. И лишь теперь замечают то, что было, я бы сказал, хорошей стороной материализма, материалистического мировоззрения.
Ибо теперь ощущают, что все наше обычное, изначально имеющееся в нашей жизни мышление, то самое мышление, что продолжается затем в воспоминании и ведет нас к возможности пережитое в мыслях возвратить позднее через память, -ощущают, что все это человек может совершать между рождением и смертью только посредством своего тела как основы; я не говорю - как инструмента, но как основы. Именно продвигая тогда мышление от этого далее (weitertreibt man), замечают абсолютную связанность обычного мышления с человеческой телесностью. Видят, что даже обычный процесс воспоминания невозможно объяснить, не прибегая попросту к более тонкой физиологии, ибо только теперь ощущают, как мышление может освобождаться от телесного, как оно может становиться все более и более свободным от тела.
Лишь теперь поднимаются от обычного, протекающего с помощью тела мышления к тому мышлению, что разыгрывается в самих внутренних душевных процессах; лишь теперь замечают, что переходят мало-помалу в это внутреннее переживание, которое пока еще не вполне выступает, но, я бы сказал, подготавливается.
В обычной жизни, однако, из-за того, что мы в состоянии мыслить только нашим телом, посредством нашего тела, мышление гаснет в тот момент, когда оно собственно не может больше совершаться с помощью тела, а именно - при засыпании. Когда переходят от обычного бодрствующего состояния сознания в состояние сна, наш организм тогда просто не совершает больше тех функций, что изживаются в представлении и в связанном с представлением восприятии; последние остатки этого сохраняются в образном мышлении сновидения. Но если все снова и снова, как говорилось, продвигают (treibt man) мышление через внутреннее, точное упражнение - поэтому я и говорю о точном ясновидении в противоположность темному, мистическому ясновидению, - если мышление продвигают через такое точное упражнение все дальше и дальше, то обнаруживают, что возможно и независимое от телесности мышление.
Именно вследствие этого антропософский исследователь может с такой внутренней уверенностью полагаться на свое развитое мышление. Ибо он знает - и еще гораздо лучше, чем материалист -всю зависимость обычного мышления от телесной организации и может пережить, как при медитировании, в процессе упражнения его собственное душевное извлекается (sich heraushebt) из его связанности с телом. Учатся мыслить именно свободно от тела, учатся выходить своим Я-существом из тела, воспринимать тело как объект, тогда как раньше это Я-существо было абсолютно связано с субъективным человека.
И это, мои многоуважаемые слушатели, как раз то, что так трудно признать сегодняшней образованности, ибо современное естествознание со своей стороны распознало то, что собственно, все больше выясняется и через антропософское познание - связанность обычного представления с телесными функциями. Но нужно ясно понять, что вопреки этому факту вполне возможно не останавливаться при таком мышлении, что через его укрепление на пути медитации оно может быть от тела освобождено. Но тогда это мышление на самом деле преобразовывается.
Во-первых, когда впервые возникает это свободное от тела мышление, когда вспыхивает переживание: ты теперь пребываешь в душевной деятельности, совершаемой так, словно ты себя просто извлек из своего тела, - когда вспыхивает это переживание, мышление становится внутренне интенсивней. Оно достигает той же внутренней насыщенности (die Sattheit), какую имеют обычно только при восприятии чувственного; мышление достигает наглядности (die Bildhaftigkeit). При этом мышление остается в сфере, так сказать, благоразумия совершенно в той же степени, как и самое обычное, привязанное к телу мышление, хотя теперь оно достигает наглядности уже в свободном от тела состоянии. Мыслят в образах, и это мышление в образах - оно-то как зачаток и содержалось в том, что выработал Гете в своей морфологии.
Потому он и утверждал, что может видеть глазами свои идеи. Конечно же, он не мог иметь в виду чувственные глаза, он имел в виду то, что возникло у него элементарно-природным образом. Но это точно так же может быть выработано на медитативном пути. Гёте же хочет сказать этим, что видит духовным оком то, что столь же наглядно, как и обычное чувственное восприятие, но что является, кроме того, по своему внутреннему качеству вполне мыслительным. Я говорю - мыслительным, не мыслью, ибо это является [не простой, а] развитой дальше, метаморфизированной мыслью; но это остается мыслительным.
И таким образом поднимаешься в известной мере к познанию того, чем ты являешься как человек, или по крайней мере чем ты был всю свою земную жизнь до настоящего момента. Обычное сознание имеет перед собой [лишь] настоящий момент со всеми переживаниями, связанными с окружающим миром. И обычная наука лишь добавляет к этому возникающие в мыслях воспоминания, которые мы связываем с переживаниями настоящего момента.
Когда же поднимаются до этого свободного от тела мышления в образах, о котором я только что говорил и которое я называю имагинативным (не потому, что оно является воображением, но просто потому, что оно протекает в образах, а не в абстракциях),10 тогда это мышление охватывает всю нашу прошедшую до сих пор земную жизнь как единство, охватывает ее как бы в единой картине (einzigen Tableau), предстающей перед нами. И тогда мы познаём, что наряду с пространственным организмом в нас живет именно временной орга-низлг, - такой, в котором «раньше» и «позднее» пребывают в таком же органическом единстве, как какой-то один данный момент существования во внешнем, физическом организме, который мы при себе несем. Познают этот временной организм как тот сверхчувственный организм, что я в своих книгах называл эфирным телом, (его также можно назвать жизненным телом).
Здесь имеется в виду нечто совершенно другое, нежели никак не подтвержденная пресловутая «жизненная сила», до которой прежняя наука дошла на пути гипотез. В отличие от нее упомянутое жизненное тело предстает перед развитым имагинативным мышлением как действительное восприятие. И тогда то, что во внутреннем существе человека для обычного сознания является прошлым, что я пережил, скажем, десять лет назад и что теперь всплывает в моем воспоминании, - это выступает уже не как прошлое, но переживается как непосредственно настоящее, воспринимается с той же интенсивностью, с какой воспринимают настоящее.
Вследствие этого, однако, то, что обычно протекает во времени, предстает перед человеком в одновременном единстве - вся его жизнь как одна картина, такая картина, отдельные части которой внутренне связаны. И тогда понимают, что в действительности прошлое есть настоящее, что оно кажется прошлым только потому, что мы, с нашим настроенным всегда на теперешнее наблюдение познанием, имеем это прошлое в данный момент не иначе как воспоминание. Объективно же оно есть непосредственно настоящее, все еще реальное.
Через это приходят, следовательно, к признанию того, что лежит как первое сверхчувственное в человеке. Однако через это приходят также к признанию чего-то имеющегося там, во всем жизненном мире, помимо того, что может предъявить нам неорганическое естествознание, включая химию. Приходят к воззрению, являющемуся дальнейшим развитием гетевской морфологии, к воззрению, что отдельная растительная форма есть лишь частный случай выявления тех форм, которые скрыто содержатся также и в других растениях; приходят к тому, что Гете называет пра-расте-нием, которое не есть никакая клетка, но является конкретно сложившейся, постигаемой лишь имагинативным познанием сверхчувственной формой, которая однако может реально жить - измененная, метаморфизированная - в каждом отдельном растительном облике. Приходят к признанию того, что мы находим в жизненном (im Vegetabilische), если хотим вполне понять это жизненное. И тогда впервые говорят себе: если не развивать это имагинативное познание, выявляющее сверхчувственное, динамическое во всем жизненном, то научаешься познавать лишь то, что протекает в растительной форме как механический, физический, химический процесс.
Это является заслугой новейшего естествознания - если это, например, ботаника, - что тщательно исследуют то, что разыгрывается в механических, физических, химических процесса^ там, внутри растительной формы, или лучше сказать, в той части пространства, которую охватывает собой растительная форма. Эти процессы не являются какими-то другими, чем те, что протекают здесь, снаружи, но там они охвачены чем-то, что невозможно постичь теми же самыми физическими или химическими методами: они там охвачены тем, что живет как чисто сверхчувственное и что может быть постигнуто только в имагинации.11 И это та же имагинация, в которой находят вместе с тем саму человеческую целостность, предстающую, как говорилось, перед нами как бы в одном едином моменте всей нашей земной жизни со времени нашего рождения.
Через это мы начинаем понимать, с одной стороны, почему, применяя именно современные точные естественнонаучные методы, какими они выработались к настоящему времени, - почему мы через это должны прийти к определенному агностицизму относительно познания жизненного. Мы начинаем понимать, что в определенной области агностицизм появляется просто закономерным образом. И мы понимаем также, в какой мере антропософия, так сказать, добавляет как раз то, что должно оставаться неизвестным этому агностицизму. Мы понимаем, насколько антропософия выводит нас за пределы агностицизма, признавая его вполне обоснованным в его области. Это, глубокоуважаемые слушатели, одна сторона дела.
Другое, однако, это то, что на этой ступени постигают более тесную взаимосвязь человеческого существа с внешним миром. Физика, механика, химия - они по праву так развились в современности, чтобы мы по возможности не вносили ничего человеческого в этот внешний мир, чтобы мы говорили: лишь то обладает объективностью, в отношении чего мы воздерживаемся от всего субъективного. Несомненно, правомерность этого метода в определенной области антропософия как раз признает, а отнюдь не отвергает.
Но все дело в том, что когда мы в самом деле постигаем нечто в имагинации, понимаем и наблюдаем то, что открывается теперь для нас в жизненном, то достигая, с одной стороны, интимного познания нашего собственного сверхчувственного существа - по меньшей мере, каково оно между рождением и смертью, - мы одновременно именно через это достигаем также лицезрения того, что течет, метаморфизируется в живом мире образов. Через это мы на этой ступени свободного от тела мышления, ступени имагинации связываемся с внешним миром прежде всего в качестве человека. Мы вновь возвращаем человеческое в наше мировосприятие.
Следующей же ступенью сверхчувственного познания является инспирация. Она достигается тем, что всё больше и больше развивают, я бы сказал, противоположный полюс медитации и само-кон-центрации (Sich-Konzentrierens), освобождаясь теперь от укрепленных в ходе них мыслей. Тот, кто усвоил определенный навык в медитировании и концентрировании, знает по опыту, что, укрепляясь в мышлении, человек одновременно получает внутреннее расположение оставаться в том, что становится принадлежностью души как укрепленное мышление. Чтобы продвинуться далее, нужно напрягаться больше, чем при охарактеризованном ранее освобождении от обычных посторонних мыслей. При освобождении от этих укрепленных имагинативных мыслей требуется напрягаться уже больше, нежели при простом освобождении от другой мысли. Но когда достигают способности действительно устранить теперь из сознания эти укрепленные мысли, вообще весь этот предварительно усвоенный имагинативный мир, когда могут, иначе говоря, сделать сознание пустым - не пустым с обычной точки зрения, но сделать пустым после того, как его сначала внутренне укрепили, - тогда эта пустота сознания становится чем-то иным, нежели пустота сознания в обычной жизни: там ведь пустота сознания - это сон.
В отличие от этого, пустота сознания, достигаемая после того, как сначала это сознание укрепили, очень скоро наполняется явлениями окружающего мира, которые теперь совсем иные, чем всё то, что мы знали до этого. На этой ступени знакомятся с миром, к которому вообще больше не применимы наши обыкновенные представления о пространстве и времени, - знакомятся с миром, являющимся столь же конкретным, что и наш реальный чувственный мир, но, в отличие от него, втекающим в нас благодаря тому, что мы сделали сознание пустым на более высокой ступени. Теперь, когда как человек прошел через описанное ранее подготовление и дошел сначала до ступени имаги-нации, при которой могут концентрироваться на духовном содержании и воспринимать тогда вне тела, ибо обретают в себе активность сознания вместо обычной его пассивности, - после этого, к нам теперь получает доступ внешний духовный мир через развитую активность освобожденного сознания (совершенно так же, как доступны мы обычно для явлений мира красок, звуков).
Через этот внешний духовный мир приходят, с одной стороны, к познанию того, чем мы были как люди перед тем, как спустились из духовно-душевного мира в физический - до того, как мы соединились с тем, что в лоне матери готовилось через зачатие как физический зародыш человека. Приходят к узрению того, что сперва жило в духовно-душевном мире, так сказать, при будущем физическом человеческом существе. Итак, знакомятся, с одной стороны, с тем, что собственно говоря вообще не действует между рождением и смертью, отсутствует в определенной степени в нашем чувственном человеке, но что однако действовало в нас, и притом действовало во всей своей чистоте, перед тем, как мы спустились к физическому воплощению. Это одно: мы получаем познание человека, восходя к этой ступени сверхчувственного видения, развивающейся с той же определенностью, как предыдущая. И через это познание в нас втекает духовный мир, как втекает извне в наши легкие чистый воздух, который мы затем перерабатываем дальше. Сообразно с этим я позволил себе назвать это познание, через которое в нас втекает духовный мир, чтобы мы его в нас дальше переработали - для обычного сознания подсознательно, а для этого развитого сознания, однако, сознательно, - это втекание в нас духовного мира [подобное вдыханию воздуха] я позволил себе назвать инспирацией в познании.
Итак, это вторая ступень. Через нее мы приходим сначала к тому, что познаем наше вечное как пред-существующее. Этим однако, мои многоуважаемые слушатели, мы [одновременно] получаем тогда также возможность вникать в то из внешнего мира, что не только живет, но что живет и ощущает, что, иначе говоря, изживает в живом формировании (Gestaltung) какую-то внутреннюю жизнь, так что эта внутренняя жизнь предстает самой себе в ощущении.
Через это мы впервые учимся познавать то, что существует в нашем окружении как природа животного начала (Tierisches). Мы опять приобретаем то, чего никогда не смогли бы достичь через обычное наблюдение (Anschauung), как мы его сформировали в физике, химии, - мы приходим к тому, что наблюдаем то более высокое, сверхчувственное, что живет в ощущающем как таковом. Мы учимся через наблюдение - не через философские гипотезы в современном смысле, - учимся теперь вскоре действительно исследовать новый, более высокий мир духовно-душевного в ощущающем физическом.
Этим однако, мои многоуважаемые слушатели, мы вновь выходим за пределы агностицизма, неизбежного в науке, где мы прослеживаем, самое большее, лишь химические процессы в ощущающем живом. Да, мы должны прослеживать их, и это великая заслуга новейшего естествознания, что их можно прослеживать; но это естествознание неизбежно становится агностицизмом. Последний должен обретать дополнение к себе именно через то, что теперь, с выходом в свободную духовность, на ступени инспирации, опытно узнают то, что должно быть добавлено для познания полной реальности ощущающей жизни.
Вследствие этого, однако, приходят кое к чему помимо этого; в частности, через это приходят к познанию того, что процесс, разыгрывающийся в человеческом - для животного мира это несколько иначе, хотя и похоже, - что этот процесс в человеческом как таковом не есть только восходящий процесс, но одновременно - процесс нисходящий.
Теперь, собственно, впервые учатся внутренне действительно взирать на себя, знакомятся, восходя к этому инспирированному познанию, более точно с тем, что же собственно разыгрывается в обыкновенном сознании. Теперь в процессе мышления, в нашем обыкновенном - не имагинативном - мыслительно-познавательном процессе впервые учатся познавать, что имеют здесь дело не с процессом «построения» (Aufbauprozess), но с процессом «разложения» (Abbau), что, стало быть, в существенном наша нервная жизнь является жизнью в разложении. Оказывается, если бы наши нервы не могли разлагаться - и, конечно, время от времени восстанавливаться, - мы не могли бы развивать обыкновенного мышления. Жизнь как таковая, витальное существование (vitale Leben), когда оно переходит меру, оно ведь, собственно, является чем-то притупляющим мышление; это и происходит всякий раз, когда мы спим. Та жизнь, что пронизана ощущением и мышлением, должна одновременно нести в себе процесс разложения, особый (differentialen), я бы сказал, процесс умирания. С этим процессом разложения сперва знакомятся в [обычной] здоровой жизни, то есть в той жизни, где он выступает, чтобы человеческое мышление могло осуществляться в обыкновенном смысле слова.
Но уж если усвоили природу этих процессов, тогда начинают распознавать и их ненормальное проявление. Обычно определенным органам или системам органов в человеческом организме свойственно [все вновь] привычным образом восстанавливаться, оживляться, будучи подверженными этим процессам [разложения], сопутствующим мышлению. Но если через внутреннюю, так сказать, инфекцию, - употребим здесь это слово не совсем в его смысле, - если через внутреннюю инфекцию эти процессы разложения, являющиеся в ином случае физическими основами мышления, однажды распространяются на те органы, которые они в нормальных случаях не затрагивают, тогда в этих органах возникают болезненные состояния.
Мои многоуважаемые слушатели! Это совершенно необходимая вещь - так развивать патологию, чтобы в ней вновь обнаружить процессы, изученные нами в физиологии. Но это возможно лишь если мы в состоянии постичь нечто существенное в нашей человеческой организации; в случае животного организма это похоже, но там с этим обстоит несколько иначе. - Я повторяю, чтобы не было недоразумений: то, о чем говорилось, становится возможным, лишь если мы прослеживаем наши человеческие процессы в организме так, что познаем один полюс как затронутую разложением организацию, и другой полюс - как то, что не может быть охвачено этим разложением в здоровом состоянии, иначе говоря, когда мы учимся постигать это в инспирированном познании.
Если мы учимся это постигать и при этом можем связать такое постижение нашего собственного организма с точно так же исходящим из инспирированного познания постижением внешнего мира - процессов в растительном царстве, минеральном и животном царствах, постигаемых через инспирированное познание, тогда мы обнаруживаем еще более интимную родственность человеческих внутренних процессов по отношению к внешнему миру, чем уже обнаруженная на прежней ступени. Я отмечал уже, как на предыдущей ступени человек чувствует себя родственным внешней природе. Во всем, что выступает в различнейших метаморфозах как жизненное, он встречает нечто, что он знает также и в своем душевном, в собственной жизни между рождением и смертью.
Но если человек теперь через инспирированное познание учится еще лицезреть то, чем он был в предземной (priiexistenten) жизни, он вместе с тем постигает во внешнем мире не только то, что живет в ощущениях, но и то, что имеет определенную взаимосвязь, определенное соотношение с тем, что живет здесь, в [самой] человеческой организации, ориентированной на ощущение, на мышление. И тогда он начинает видеть взаимосвязи между процессами вовне и процессами внутри - те взаимосвязи [человеческой организации] с жизнью ощущений вовне, что обнаруживаются у человека именно через эту охваченность разложением тех органов, которым как раз нельзя было бы быть им охваченными, так как разложение в этом смысле должно служить лишь [органическим] основанием для процесса мышления и ощущения.
Когда органическая деятельность, служащая мышлению и ощущению, некоторым образом захватывает члены человеческого организма, которые не должны быть ею захвачены, тогда и возникает то, что мы должны изучать в патологии. Но если такого же рода познанием мы постигаем внешний мир, то находим там то, что должно быть использовано терапией, находим там соответствующий процесс полярного противодействия, - или лучше сказать: находим средства для нормального разложения во внутреннем. Короче говоря, через внутреннее наблюдение мы находим взаимосвязь между патологией и терапией, между болезненным процессом и средствами исцеления. Благодаря этому мы выходим из границ медицинского агностицизма, не отвергая современную медицину, а напротив - признавая то, чем она только и может быть, но одновременно находя путь, чтобы дополнить ее тем, чего она сама по себе найти не в состоянии.
Если при всем том полагают, будто антропософия хочет насаждать в самых разных областях науки какой-то дилетантизм, то я должен сказать: это не так! Она сознательно стремится быть продолжением того, что вполне ею признается, что уже имеется как результаты современной науки; однако она хочет дополнить это через более высокие методы познания; она во всяком случае хочет, по сути, просто выйти из недостатков бредущей наощупь (bloss probierenden) терапии, - недостатков, ощущаемых, собственно говоря, вообще ведь уже каждым, кто работает практически. Она хочет выйти к наглядной (anschaulichen) терапии, которая имела бы просто-напросто внутреннюю органическую связь с патологией и в определенной степени была бы лишь другой стороной патологии.
Если удается описанным образом найти в патологии прямое продолжение физиологии, то в сущности только потому, что постигают родственность человека его природному окружению, И тогда патологию удается продолжить - опять-таки совершенно рациональным образом - в терапию, с тем, чтобы они в будущем не стояли рядом безо всякой связи, как стоят они сегодня во все еще агностически окрашенной науке.
Это лишь намеки (Andeutungen), мои многоуважаемые слушатели, но я хотел бы дать их с тем, чтобы хотя бы немного показать, - я знаю, насколько в такой ориентирующей лекции приходится мириться с известной неполнотой, - как далека от антропософии тенденция становиться дилетантским образом в оппозицию к признанной науке, как для нее, напротив, важно как раз делать последние выводы из науки в ее агностической форме и именно через это прийти к тому, что как дополнение должно быть прибавлено к этой науке. Собственно говоря, уже ведь многие, особенно принадлежащие к более молодому поколению, ощущают, что науке, какова она сейчас, чего-то недостает. Значит, нам нужно еще что-то другое, значит, она для нас недостаточна; и как раз если мы, кроме того, честно к ней относимся, мы должны тогда через нее прийти к чему-то иному.
И именно для тех, кто подходит к науке, скажем так, не только как к ответу, но в высшем смысле как к вопросу, именно для них хочет работать антропософия - не с тем, чтобы подталкивать их к дилетантизму, но именно делая возможным дальнейшее продвижение правильным, точным образом от науки к тому, чего та сама требует, если только занимаются ею со всей последовательностью.
Но тогда, мои многоуважаемые слушатели, приходят к третьей, высшей ступени познания. Она достигается, если к описанным ранее упражнениям мы присоединяем упражнения воли. В основном ведь через волю осуществляем мы прежде всего то, что человек может делать во внешнем мире. Но если мы ту же энергию воли направляем на наши собственные внутренние процессы, тогда на основе имагинации и инспирации возникает третья ступень сверхчувственного познания.
Будучи совершенно честны по отношению к самим себе, мы должны признать: сегодня и в любой момент нашей жизни мы совсем иные, чем были, скажем, десять или двадцать лет назад. Содержание нашей души изменилось, но в процессе этого изменения мы, по сути, лишь совершенно пассивно следовали влияниям внешнего мира. Именно в отношении нашего внутреннего преобразования в нас обычно царит определенная пассивность.
Однако если мы берем в собственные руки эту внутреннюю перестройку (Umstellung), например, приходим к решению радикально изменить - там, где это представляется возможным - даже то, что, живет в нас в определенном отношении как привычка, если мы таким образом внутренне наблюдаем самих себя и начинаем переделывать себя в определенном направлении через нашу собственную волю, переделывать, можно сказать, в другого человека, - тогда, мои многоуважаемые слушатели, мы должны постоянно и активно годами, десятилетиями обихаживать (verfolgen) нашу внутреннюю жизнь, ибо такие упражнения воли требуют времени.
Принимаются за самих себя, говорят себе: ты формируешь в себе определенное свойство в той или иной форме. Месяцы спустя замечают, как мало нам самим удается таким образом делать из себя то, что обычно делает из нас тело. Но если всё вновь и вновь продолжают усилия, тогда уже не только воспринимают своего внутреннего, сверхчувственного человека, но достигают того, что делают этого внутреннего человека в определенной мере совсем прозрачным. Ведь такой орган чувств, как наш глаз, не мог бы служить органом зрения, если бы самоотреченно не предоставлял для этого - если мне позволят воспользоваться этим выражением - собственную субстанциальность; он прозрачен, физически прозрачен.
Таким образом через упражнения воли - я пока указал лишь на одно, подробнее же вы найдете это в упоминавшейся уже книге «Как достигнуть познаний высших миров?» - мы становимся мало-помалу внутренне душевно-прозрачными, мы действительно достигаем возможности видеть мир, уже не являясь сами себе препятствием для полного проникновения в сверхчувственное. Ибо из-за того, что в обыкновенном сознании мы всегда живем в нашем теле, мы сами препятствуем тому, чтобы вживаться в сверхчувственный мир, ибо тело связывает (vermittelt) нас только с земным, не с душевно-духовным. Если же мы оказываемся в состоянии на время, так сказать, отречься (absehen) от своего тела, мы прозреваем тогда ту ступень духовного мира, где нашему духовному взору открывается то, что станет с нашей душой (was aus unserer Seek wird), когда она однажды перейдет врата смерти.
Как мы иным, уже описанным ранее образом знакомились с нашей жизнью до рождения (prdexistentes), так теперь мы знакомимся с нашей жизнью в состоянии после смерти. Как тогда мы учились больше не видеть свою телесность, так теперь мы знакомимся - через его образное явление перед нами - с процессом, в котором мы пребываем, когда уже вполне реально сбрасываем с себя этот физический организм и входим с нашим духовно-душевным организмом в духовно-душевный мир. Закат (Untergang) нашего физического бытия, возрождение {Aufleben) бытия духовно-душевного -это переживаем мы на третьей ступени сверхчувственного познания, той, которую я назвал высшей интуитивной.
И через это переживание мы оказываемся теперь в состоянии поставить себя в мир освободившимися от захваченности собственной субъективностью и благодаря этому достигаем возможности познать этот духовный мир впервые в его внутренней целостности. В инспирации он еще таков, каким он втекает в нас, но теперь, в высшей интуиции, мы его познаем именно в его внутренней целостности.
И мы оборачиваемся теперь назад на то, что давалось нам изначально как необходимость - на моральную интуицию. Эта моральная интуиция была тем особенным, что возникает для обыкновенного сознания лишь при надлежащем самоосознании (Selbstbesinnung) в чистом мышлении - я изложил это в моей «Философии свободы». Мы продвигаемся теперь через имагинацию и инспирацию, совершаем упражнения, приучающие нас вполне отрешаться от нас самих, развивать высшую активность духовно-душевного - и при этом быть не субъективными, а в высшей степени объективными, собственно жить в самой объективности. Но если достигают этого пребывания внутри объективности, тогда впервые становится возможным работать в духовной науке, тогда впервые на самом деле становится возможным лицезреть то, что уже в физическом мире изживается как духовное - тогда впервые действительно постигается (gewinnt man) история.
История как простое нанизывание внешних фактов - это лишь подготовление. То же, что живет как духовные движущие силы и движущие сущности в историческом, это и прозревают на данной ступени через интуитивное познание. И на этой же ступени интуитивного познания впервые прозревают то, чем является наше Я-существо. Обычно наше собственное Я-существо предстает перед нами собственно лишь как то, чего мы не прозреваем, что я бы назвал темным пространством внутри освещенной области (Helligkeit). Так что мы как бы изнутри темного взираем на эту освещенную область, когда оглядываемся на нашу душу, видим ее мысли, чувствуем прочие внутренние процессы, живем в наших импульсах воли. Само же Я-существо как таковое, можно сказать, присутствует там как темное пространство внутри. Теперь же это озаряется светом, теперь мы знакомимся с нашим вечным существом.
Тем самым, однако, мы впервые знакомимся с человеком так, что вполне можем его прозревать действительно как социальное существо. И мы стоим тогда перед пунктом, где появляется возможность преодолеть социальный агностицизм.
Мои глубокоуважаемые слушатели! Вот здесь дело становится совсем особенно серьезным. Ведь что такое социальный агностицизм? Он возникает вследствие того, что мы хотим применять то наблюдение, которое мы научились по праву применять к внешне-природным феноменам, что такое усвоенное нами наблюдение мы впредь хотим применять и к социальным феноменам. И тогда здесь возникают, как мы все знаем, разного рода компромиссные теории в социальной науке и в социологии - вообще в понимании социальной жизни; тогда начинают естественнонаучно подходить к пониманию социальной жизни. Но вследствие этого должны, собственно, попросту отречься от всего познаваемого, тогда отчуждаются от мысли как таковой, ограничиваясь жизнью инстинктов. Предельная крайность этого выступила в марксизме, который во всем, что является духовным, усматривает лишь идеологию и признает импульсы социальной жизни осуществленными, лишь если эти импульсы развиваются из инстинктивного начала, которое только и признается агностицизмом. Классовое сознание является, собственно, не чем иным, как суммой того, что не укоренено в человеческом познании, а проистекает из инстинктов. Те, кто в определенных условиях жизни развивает эти инстинкты, должны только это осознать.
Если вы взглянете непредвзято на нашу социальную жизнь, то обнаружите, что именно в этой области мы пришли к самому настоящему агностицизму. Как ни странно и ни парадоксально еще покажется это сегодняшнему человеку, агностицизм в этой области можно преодолеть лишь поднимаясь к действительному интуитивному познанию и тем самым - к [непосредственному] переживанию человеческого существа. Сегодня мы, как люди, проходим мимо друг друга. Мы крайне внешне судим друг о друге. [Сегодняшние] социальные требования выступают через то, что мы наиболее развиваем именно старые социальные инстинкты. Внутреннее же социальное душевное настроение, оно придет только через то, что нас с абсолютной жизненностью наполнят интуиции из духовного мира. В эпоху агностицизма мы неизбежно пришли к тому, чтобы видеть всё духовное более или менее лишь в идеях. Идеи, однако, не живут, пока их имеют лишь в обычном сознании. Сегодняшний философ говорит нам о логических идеях, эстетических идеях, этических идеях. Мы можем все их прослеживать, мы можем их внутренне теоретически переживать, но они не имеют качества жизненного импульса. Идеи обретают качество жизненного импульса, лишь если вы достигаете интуитивного переживания духовного. Мы не сможем прийти к социальному спасению и освобождению, и мы не сможем пронизать нашу жизнь соответствующей религиозностью, если не придем к этому интуитивному и притом исполненному жизни пониманию духовного.
Это исполненное жизни понимание духовного будет существенно отличаться от того, что мы сегодня называем духовной жизнью. Сегодня мы ведь духовной жизнью называем, собственно, идейную жизнь, иначе говоря - жизнь в абстрактных идеях, не являющихся импульсами. То, что нам дает интуиция, вернет нам как человечеству живой дух - дух, живущий с нами. Мы ведь еще имеем только мысли, которые вовсе утратили дух, - ибо они именно только мысли. Мы имеем мысли как абстракции. Необходимо вновь завоевать, вновь обрести жизнь мыслей. Но жизнь мыслей есть дух, который живет среди нас: это не дух, о котором мы лишь знаем. Мы развиваем социальную жизнь, лишь если в нас вновь живет дух, если мы не пытаемся строить общество исходя из бездуховного, из того, что живет в социальном агностицизме, но только если мы строим его исходя из того образа мыслей, что способен принести через интуицию живой дух.
Мы можем, конечно, взирать сегодня назад на прежние эпохи как на что-то уже преодоленное; конечно, мы их преодолели, и именно стоящий на антропософской почве будет меньше всего желать их возвращения в старой их форме. Но то, что они имели, несмотря на все заблуждения, которые мы можем сегодня легко критиковать, - это то, что в определенные эпохи в людей вносился живой дух: не только дух, о котором мыслят. Благодаря этому то, что служило тогда основой познания, могло расширяться до художественного постижения мира, до религиозного наполнения собственного внутреннего, до социального формирования мира. Нового социального формирования мира, новой религиозной жизни, новых художественных ценностей на основе того познания, на котором они, собственно, всегда стояли, мы достигнем лишь если вновь овладеем живым познанием, так что не только мысли о духе, но сам дух будет жить в человечестве. Этот живой дух и хотела бы искать антропософия. Антропософия хочет быть не теорией или теоретическим мировоззрением, но тем, что может сделать дух в жизни человека деятельным (rege) в его жизненности, что может пронизать человека не только знанием о духе, но самим духом.
Лишь благодаря этому мы выберемся из эпохи, приведшей феноменализм к высшему расцвету. Конечно, можно только желать, чтобы он как таковой процветал дальше, можно только желать, чтобы естественнонаучный способ мышления процветал дальше в той добросовестности, в которой он укоренился. Но и жизнь духа не должна существовать благодаря лишь тому только, что она продолжает жить в старых традициях. Ведь все переживания духовного строятся ныне, в сущности, на традициях, на том, чего как духовного достигло прежнее человечество.
Собственно, и наше нынешнее искусство построено на традициях, на основах достигнутого прежним человечеством. Однако невозможно прийти, например, к отвечающим сегодняшнему дню архитектурным стилям, не преобразуя само сознание. Иначе мы будем продолжать строить в формах ренессанса, готики, античности. Но так мы не приходим к возможности созидать (zur Produktion). К созиданию мы приходим, если внутренне оживляем само наше сознание, так что мы формируем уже не понятия, а саму внутреннюю жизнь, которая нас наполняет и которая способна образовать мост к тому, что мы охватываем в мыслях, и к тому, что мы должны созидать во всей нашей жизни. Созидательными (produktive) людьми мы должны стать через то, что стараемся обрести живое познание прежде всего как основу жизни.*
К этому, мои глубокоуважаемые слушатели, мои глубокоуважаемые коллеги, к этому стремится антропософия. Жизнь хочет она вносить в человеческую душу, в человеческий дух. И она вовсе не является часто ей приписываемой оппозицией против того, что она как раз и признает как вполне правомерное в современном научном духе. Но она хочет расширить область действия этого научного духа, чтобы он мог из области внешнего, материального, природного проникать в душевно-духовное. И именно тот, кто в состоянии сегодня прозревать в этом смысле человеческие потребности, убежден, что у множества людей современности уже сейчас живет в душе неосознанное стремление к такому внутреннему принятию сегодняшнего научного духа. Лишь развивать сознательно то, что живет уже во многих пока только как смутное стремление, - этого хочет антропософия. И только тот ее видит в истинном свете и в ее подлинном соотношении с наукой, кто знакомится с нею именно в истинном ее свете, а не через те превратные домыслы, с которыми её зачастую сегодня изображают.
* На бесперспективность, даже гибельность обращения в настоящую эпоху к прежним, традиционным источникам духовности и на насущную необходимость современной духовнонаучной работы Рудольф Штейнер еще в 1912 году особенно энергично указывал русским последователям антропософии на встрече с ними в Гельсингфорсе: «...все духовные импульсы прошлого, всё, что могло быть дано людям в прошлом из духовных импульсов, исчерпано, понемногу изживает себя и не может уже вносить новые зачатки в развитие человечества. Если бы продолжали действовать только старые импульсы, то ныне наступило бы, еще быть может и не предвидимое, не только торжествующее над людьми (торжествующее во внешнем смысле), но просто оглушающее доминирование, преобладание чисто внешней техники и гибель всякого религиозного, научного, философского, художественного, а также в высшем смысле нравственного интереса - ибо всё это уйдет из человеческой души. Люди сделались бы своего рода живыми автоматами, если бы сегодня не пришли новые духовные импульсы, человечество нуждается в новых импульсах». (Цит. по изд.: Рудольф Штейнер о России. СПб.: «Дамаск», 1997. С. 9-10)
Сегодня нам приходится лишь с горечью видеть повсюду вокруг себя прямо-таки бушующее торжество того, что еще «не предвиделось» современниками Рудольфа Штейнера. - (Ред.)
__________
Публикуемая впервые лекция была прочитана в Лейпциге 11 мая 1922 года для студентов университета и молодых ученых. В Полном собрании трудов Р. Штейнера, издаваемом в Дорнахе, отсутствует. Указание на нее имеется в библиографических (no-лекционных) указателях к наследию Р. Штейнера.
Тексты лекции и последовавшей за ней дискуссии для перевода к настоящему изданию были любезно предоставлены издательством «Персей» (Базель/Швейцария), в архиве которого они хранятся.
1 Немецкое название объединения, организовавшего это выступление Рудольфа Штейнера перед студентами университета и молодыми учеными в «Feurich-Saale» в Лейпциге: «Bund fur Anthroposophische Hochschularbeit».
Принципиальная характеристика антропософии как мировоззрения и метода познания содержится далее в лекции К. Унгера, публикуемой здесь как приложение. Углубленному изучению антропософии может сегодня уже служить вышедший в России за последнее десятилетие целый ряд трудов, сборников и циклов лекций как самого Р. Штейнера - основателя современной науки о духе, так и его последователей, специалистов в различных областях науки, педагогики, медицины, психологии, искусства.
2 Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - филос. концепция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в опыте.
Агностицизм отказывается решать познавательными средствами практически все традиционные мировоззренческие проблемы и превращает такой отказ в определенную мировоззренческую же позицию. В основаниях собственно агностицизма лежит специфическая познавательная практика прежде всего опытной науки. Термин «агностицизм» был введен в 1869 г. Т. Гексли для обозначения мировоззренческой позиции ученого-естествоиспытателя в религиозных дискуссиях XIX в. Предельно последовательно эта позиция была реализована в позитивизме, который вместе с тем выявил ее внутреннюю противоречивость: с точки зрения агностицизма метафизическим, т.е. не имеющим осмысленного решения, оказывался и сам вопрос о познаваемости чего-либо. (Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М.: «Республика», 2007. С. 13).
См. также о Г. Спенсере в указателе имен в конце книги.
3 Философия (от греч. phileo - люблю и sofia - мудрость) - буквально: любовь к мудрости.
4 Феноменализм (от греч. phainomenon - учение о познании, исходящее из тезиса: непосредственным, если не единственным, объектом познания являются только ощущения сами по себе. Крайний феноменализм ведет к субъективному идеализму: мир есть совокупность «идей», «комплексов ощущений» [напр. Беркли), или к агностицизму: мы не можем знать, что скрывается за ощущениями (Юм). Умеренный феноменализм, признавая существование объектов, проявляющихся в ощущениях, ведет или к не вполне последовательному материализму , или к кантианскому агностицизму, если объекты истолковываются как непознаваемые «вещи в себе» (Кант, Миллъ, Спенсер). (Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М.: «Республика», 2001. С.598).
5 См. издания в русском переводе: Ереван, 1993; Калуга, 1994.
6 О возможности правомерного соотношения чувственно воспринимаемого и созерцаемого духовно Рудольф Штейнер писал, в связи с воззрениями Гете, почти за два десятилетия до настоящей лекции в своей «Теософии»: «Человек знает о каком-нибудь существе или вещи лишь потому, что через один из своих органов он ощущает их воздействие. Это отношение человека к миру действительного превосходно выразил Гете в следующем изречении: «Собственно говоря, мы напрасно стараемся выразить сущность какой-нибудь вещи. Мы воспринимаем воздействия, и полная история этих воздействий могла бы, пожалуй, объять собой сущность этой вещи. Мы тщетно пытаемся изобразить характер человека: напротив, сопоставим его поступки, его действия, и перед нами выступит полная картина его характера. Цвета суть действия света Хотя цвет и свет теснейшим образом связаны друг с другом, мы должны мыслить и то и другое как принадлежащее всей природе в целом; потому что это она есть целое, желающее при этом специфически раскрыться глазу как органу чувств. Так же точно раскрывается вся природа и какому-либо другому органу чувств... Так говорит природа, обращаясь и к иным чувствам, к известным, непризнанным, неизвестным чувствам; так говорит она сама с собой и с нами посредством тысячи явлений. Для внимательного она нигде не мертва и не нема...» Было бы неверно, если бы это изречение Гете мы захотели понять таким образом, будто познаваемость сущности вещей становится в силу этого спорной. Гете вовсе не говорит, что можно воспринимать лишь воздействие, а самая сущность вещи скрывается за ним. Скорее, он думает, что о подобной «сокровенной сущности» вовсе не следует говорить. Сущность не скрывается за своим проявлением; наоборот, именно в этом проявлении она и раскрывается. Но эта сущность зачастую столь богата, что может открываться еще и в иных обликах, иным чувствам. То, что раскрывается, принадлежит к сущности, но вследствие ограниченности чувств составляет не всю сущность. Это воззрение Гете вполне соответствует разумеемому здесь духовнонаучному воззрению». (Цит. по изданию: Р.Штейнер. Теософия. Калуга, 1995. С. 163).
Удивительно созвучно вышеприведенному одно замечание старейшего философа русской эмиграции XX века Н.О. Лосского: «Стараясь понять и объяснить высшие, более значительные стороны бытия из низших, представители мнимой научности говорят, что они стоят на прочной почве опыта. В действительности, однако, они на каждом шагу обнаруживают недоверие к опыту, именно к самосвидетельству предметов, данных в утонченных формах опыта: они не доверяют опыту духовной и душевной жизни». (Цит. по изданию: Н.О. Лосский. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Гл. «Мнимая и подлинная научность». М., 1992).
7 Издано на русск. яз.: Ереван, 1992.
8 Вызывает вопрос это «вначале». Можно предположить, что здесь имеется в виду моральная и нтуиция, вспыхивающая, как говорилось ранее, во внутреннем человека, в обычном его мышлении - как предвестие высшей интуиции - еще до его продвижения к имагина-ции, инспирации и интуиции как к высшим формам познания; то есть Рудольф Штейнер, возможно, дает понять, что это сама высшая интуиция сначала вспыхивает как интуиция моральная. И тогда в конце этой фразы могло бы именно стоять: «вспыхивает вначале как моральная интуиция». (Следует напомнить, что данный перевод сделан со стенограммы, впервые опубликованной в 2002/3 году и никогда не подвергавшейся текстологической редакции).
Ср. также соответствующее объяснение Р. Штейнера (стр. 214) в рамках последовавшей за лекцией дискуссии. - (ред.)
9 Предположительно Библ. № 80 Полного собраниятрудов Р. Штейнера
10 Необходимость пояснения была вызвана общепринятым значением в немецкой речи слова imaginativ: «воображаемый, мнимый»
11 Приводим сказанное Р. Штейнером в другом месте в этой связи:
«Но вот наступила Пятая послеатлантическая эпоха. Она имеет совершенно определенные задачи в смысле поступательного правильного духовного развития. Тогда как Четвертая послеатлантическая эпоха должна была развивать греческую жизнь фантазии и римский эгоизм, в Пятой послеатлантической эпохе дело заключается в том, чтобы развить дары чувственного созерцания. Я характеризовал это уже как идеал чувственного созерцания, это же имел в виду Гёте, говоря о своем пра-феномене: чистое созерцание внешней чувственной действительности, какого не могло быть в прежние времена, потому что тогда к созерцанию чувственной действительности всюду примешивалось то, что происходило из атавистического ясновидения; так что всегда видели не чистые феномены, не чисто внешнее чувственное бытие, а то, что ясновидчески-визионерски простиралось над чувственным бытием. <...> Еще Платон считал зрение не такой пассивной способностью, какой оно считается теперь в Пятой эпохе. Грек Платон недвусмысленно говорит: «Зрение состоит в том, что из глаза исходит и направляется к вещам своего рода огонь». Грек Платон знал еще кое-что об активности зрения. Эта активность должна была быть погашена, забыта, утрачена для того, чтобы могла возникнуть иная способность Пятой послеатлантической культуры. Иное - это то, чтобы в Пятой эпохе, то есть от начала XV столетия по третье тысячелетие включительно, в человечестве постепенно развился дар свободной имаги-нации, постигаемой в полной внутренней свободе. С одной стороны - пра-феномен, с другой стороны - свободная имагинация.
Гёте указывал на пра-феномен; но он указывал также на свободную имагинацию. <...> Это зачатки того, что должно составить всю правильную эволюцию Пятой эпохи. Через это Пятая послеатлантическая эпоха определенным образом получает свою чеканку» (курсив редакции).
Из лекции в Дорнахе 24 сент. 1916 г. «Внутренние импульсы развития человечества» (Цит. по: Р. Штейнер. Происхождение зла и его облик в свете антропософии. СПб.: «Дамаск», 2000. С. 233-234).
© Перевод с нем. Андреа Лёйбин. Русская редакция: А.С. Конвиссер
© Издательство им. Вл. Соловьева, 2004