Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=661 |
Распечатать |
Обращаться сегодня к мыслям, связанным с праздником Пятидесятницы, кажется мне менее уместным в эти мрачные дни, чем это было в прежние годы. Ибо человечество проходит теперь через суровые испытания судьбы, и в такие времена действительно не очень подходяще предаваться чувству внутреннего тепла и радости. Если наши чувства правильны и подлинны, мы не можем ни на один единственный момент забывать о тех страданиях, что приобрели сейчас такой всеобщий характер, и в определенном смысле действительно эгоистично пытаться забыть о них для того, чтобы отдаться мыслям, согревающим и возвышающим душу. Так что было бы более подходящим сегодня говорить об определенных вещах, несущих на себе нужды нашего времени, ибо наши недавние исследования показали очень ясно: многие из причин сегодняшних бедствий лежат в том отношении к духовному, которое преобладает сегодня, и жизненно необходимо как-то действовать для развития души человека, чтобы человечество могло приблизиться к лучшим дням.
Но я все-таки хочу по крайней мере начать с мыслей, которые внесут в наш дом значение и ощущение такого праздника как Пятидесятница.
Есть три праздника наибольшей важности в течение года: Рождество, Пасха, Пятидесятница. Каждый, кто не остается безразличным, как это и происходит у большинства наших современников, к значению таких праздников в эволюции мира и человечества, сразу чувствует различие, даже контраст между этими праздниками, ибо различия в характере переживаний, связанных с каждым из них, выражены уже в их внешней символике. Праздник Рождества ассоциируется, прежде всего, с радостями детства, когда большую роль обычно играют переживания, связанные с Рождественской елкой, принесенной в дом снаружи, из одетой снегом природы. Наши мысли обращаются также к Рождественским Играм, так часто исполняемым в нашем кругу и веками приносившим воодушевление простым человеческим сердцам в это время года, напоминая им о великом и уникальном событии в эволюции Земли, когда Иисус из Назарета, или точнее говоря, Иисус, пришедший из Назарета, родился в маленьком Вифлееме. Праздник рождения Иисуса из Назарета является праздником, связанным с миром чувств, праздником, порожденным Евангелием от Луки, теми частями Евангелия, которые в наибольшей мере обращены к самым простым сердцам и которые наиболее легко понять. Это, следовательно, есть скорее праздник той части человечества, что до определенной степени менее интеллектуальна, даже праздник для детей и тех из взрослых, кто сохранил детские качества сердца и ума. Так или иначе, он приносит таким детским сердцам нечто великое и возвышенное, что становится затем какой-то частью их сознания.
Праздник же Пасхи, хотя он празднуется в то время года, когда природа пробуждается к жизни, ведет наши мысли к вратам смерти. В контрасте с нежностью и универсальным призывом праздника Рождества, праздник Пасхи содержит нечто бесконечно возвышенное. Если души людей способны истинно праздновать праздник Пасхи, они не могут не осознавать его трансцендентное величие. Он приносит возвышенное представление о Божественном Существе, Которое низошло и земное тело и прошло через смерть. Вся тайна смерти и сохранение в самой смерти вечной жизни души - это и предстает как великая перспектива в празднике Пасхи.
Эти дни праздников могут быть пережиты в их глубинах, только если мы вспомним много вещей, ставших действительными для нас благодаря духовной науке. Подумайте только о том, как тесно связаны мысли, возникающие из праздника Рождества, со всеми другими праздниками, которые посредством совсем иных образов знаменуют рождение Спасителя. Нам вспоминается праздник Митры - бога Солнца, отмечающий рождение Митры в пещере. Все эти вещи свидетельствуют о былой интимной связи человека с природой. То, что праздник Рождества связан с природой, символизируется Рождественской елкой, а само рождение человеческого существа также ведь направляет наши умы к процессам и силам природы. Но рождение, о котором духовная наука столь многое может сказать, это вндь рождение Иисуса из Назарета, это есть рождение, преисполненное бесконечной значимостью. А памятуя о том, что Дух Земли пробуждается зимой, что он становится наиболее активным в течение этого времени года, когда внешняя природа лежит во сне, укрытая льдом и снегом, мы можем ощущать, что праздник Рождества ведет нас в саму элементарную природу и что зажигание Рождественских свечей является символом того, как Дух Земли пробуждается в зимней темноте природы.
Если бы мы хотели связать праздник Рождества с жизнью и существом человека, мы бы сделали это лучшим образом, вспомнив, что человек связан с природой также и тогда, когда он отделяется от нее духовно, как он делает это во сне, когда в своем «Я» и астральном теле отходит в духовный мир. Его эфирное тело остается связанным сверхчувственно с физическим телом и представляет ту часть человеческого существа, которая принадлежит элементарной природе, той элементарной природе, которая пробуждается к жизни внутри Земли, когда та окутана снегом и льдом зимой. Это нечто значительно большее, чем аналогия, на самом деле это глубокая истина: вдобавок ко всему другому праздник Рождества символизирует то, что человек обладает в своем существе элементарным, эфирным принципом - эфирным телом, связанным с элементарной природой.
Если вы подумаете теперь обо всем, что говорилось в нашем кругу в течение многих лет о постепенном помрачении и угасании сил человека, вы осознаете, как тесно все силы астрального тела человека связаны с процессами, несущими смерть. Мы много раз говорили о том, что сам факт, что и течение нашей жизни мы должны развить свое астральное тело и что в этом астральном теле мы должны получать наше духовное содержание, означает, что тем самым мы вносим семена смерти в наше существо. Совершенно неправильно полагать, будто смерть связана с жизнью только во внешнем смысле, ибо связь эта является в высшей степени внутренней и основополагающей. Наша жизнь является такой, какова она есть, только благодаря тому, что мы способны умирать таким образом, каким мы это делаем. Но это связано со всем развитием астрального тела человека. Опять-таки это более чем аналогия, когда мы говорим: праздник Пасхи является символом для всего, что связано с астральной природой человека, с той частью его существа, которая во время сна покидает физическое тело вместе с человеческим «Я» и входит в духовный мир, откуда ведь и сошло к людям то Божественное духовное Существо, Которое в Иисусе из Назарета действительно прошло через смерть. Если бы это было сказано во времена, более живые для духовного, чем наше время, это было бы воспринято как реальность, тогда как в наши дни это принимается только как символика. Если бы это было не так, то и сегодня многими было бы осознано, что целью учреждения праздников Рождества и Пасхи являлось дать человеку символы воспоминаний, связанных с его духовной природой, с природой, которая несет смерть физическому в нем. Была необходимость дать знаки, напоминающие ему, что в своем эфирном и своем астральном теле он сам является носителем духовного. В наши дни такие вещи позабыты. Они вновь выйдут на свет, если человечество захочет обрести духовные истины, подобные этим.
Однако помимо эфирного и астрального тела мы несем внутри себя нечто, являющееся чрезвычайно духовным - наше «Я». Мы знаем кое-что о его сложной природе. В частности, мы знаем, что это «Я» проходит от воплощения к воплощению, что внутренние силы «Я» строятся и организуются в той форме, которую мы приносим с ним в наше существо в каждом новом воплощении. В «Я» мы каждый раз вновь восстаем из смерти, чтобы подготовиться для новой инкарнации. Это именно через «Я» являемся мы индивидуальностями. Если мы можем сказать, что эфирное тело представляет в определенном смысле то, что свойственно рождению и связано с элементарными силами природы, и что астральное тело являет в себе процессы, несущие смерть, то мы также можем сказать, что «Я» представляет наше непрерывное восхождение к духу, наше возрождение в духовной области, которая не является ни природой, ни миром звезд, но которая сама пронизывает их все. И как праздник Рождества может быть связан нами с эфирным телом, а праздник Пасхи - с астральным, так праздник Пятидесятницы мы можем связывать с нашим «Я». Пятидесятница есть праздник, который знаменует собою бессмертие нашего «Я»; праздник, символизирующий тот факт, что мы, как люди, не только разделяем участь универсальной жизни природы, не только подвержены смерти, как и все природные существа, но что мы являемся индивидуальными бессмертными существами, снова и снова восстающими из смерти.
И какое прекрасное это находит выражение, если мысль Рождества, мысль Пасхи и мысль Пятидесятницы связываются между собой и развиваются далее! Праздник Рождества прямо связан с земными событиями, с зимним солнцестоянием, С тем временем, когда Земля окутана глубочайшим мраком. Отмечая праздник Рождества, мы как бы следуем закону, которым управляется само земное существование; когда ночи наиболее долгие, а дни самые короткие, когда Земля скована морозом, мы больше отходим в себя, в свое внутреннее, и ищем духовное, которое теперь живет внутри Земли. Праздник Рождества связан с Духом Земли; он напоминает нам снова и снова, что мы принадлежим Земле и что Дух должен был сойти с космических высот и принять земную форму, с тем чтобы стать ребенком среди детей Земли.
Праздник Пасхи имеет иную установку. Вы хорошо знаете, что Пасха определяется отношением солнца к Луне и приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего после двадцать первого марта, то есть после весеннего равноденствия. Так что праздник Пасхи установлен в соответствии с положением Солнца по отношению к Луне. Чудесным образом, следовательно, праздник Рождества связан с Землей, а праздник Пасхи — с Космосом. На Рождество нам напоминается о наиболее святом на Земле, на Пасху нам напоминается о наиболее святом на Небе.
Однако мысль, коренящаяся в христианском празднике Пятидесятницы, связывается самым прекрасным образом с тем, что даже выше звезд - с универсальным, духовным, космическим пламенем, которое в огненных языках нисходит на Апостолов и индивидуализирует их. Это то всепроникающее пламя, которое индивидуализирует и проникает в каждое отдельное человеческое существо. Поистине праздник Пятидесятницы связан как со всей Вселенной, так и с отдельным, индивидуальным человеком. Как праздник Рождества связан с Землей, а праздник Пасхи - с Солнцем, звездами, так праздник Пятидесятницы напрямую связан с человеком, с индивидуальным человеком, с тем, как он получает искру духовной жизни из всей Вселенной. То, что было дано человечеству в целом через нисхождение на Землю Существа, которое было одновременно Богом и человеком, это стало реальным для каждого индивидуального человеческого существа в огненных языках Пятидесятницы. Эти огненные языки являют собою на самом деле то, что в равной мере живет в человеке, в звездах, в [земном] мире.
Итак, для тех, кто ищет духовное, этот праздник Пятидесятницы имеет значение и содержание особенной важности, призывая снова и снова к постоянному обновлению духовного поиска.
В наши дни жизненно необходимо, чтобы такие мысли о Праздниках года были восприняты в более глубоком смысле, чем в иные времена. Ибо то, как мы выйдем из зловещих событий этого века, будет очень сильно зависеть от того, насколько глубоко окажутся люди способны переживать подобные мысли. То, что души должны будут сами проложить свой путь из нынешних катастрофических обстоятельств, уже начинает пониматься и реализовываться здесь и там. И тот, кто приходит к духовной науке, должен даже с большей интенсивностью ощущать как необходимость времени то, что должна быть влита новая сила в общую духовную, культурную жизнь - сила преодоления материализма. Такая победа над материализмом будет возможна только если люди воспламенят переживание духовного мира в живую деятельность внутри себя. И тогда также и праздник Пятидесятницы будет отмечаться наиболее внутренне и с истинной серьезностью.