Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=66 |
Распечатать |
О музыкальном переживании времени
В музыке мы имеем возможность душевно наблюдать различные уровни переживания времени. Но сегодня только очень несовершенным образом, я бы сказал - по-дилетантски, можно облечь эти наблюдения в слова. Занимающиеся этой темой пусть воспримут сказанное мной с философски-антропософской точки зрения. Изучение темы "Время", с которым связаны все временные искусства, и музыка в том числе, совершенно необходимо для человека, размышляющего об основаниях собственного образа действия. И начинать нужно уже сегодня. Как музыкант и учитель музыки, я хотел бы внести свой вклад в разработку этой темы. Предлагаемому мной опыту предшествовала обстоятельная работа.
Пирамида — целостность и частность
Мы все знаем следующую песню, можем спеть и внутренне прослушать:
Что мы слышим? Сначала мы слышим тона, потом переживаем общий род движения и настроение. Если мы вслушиваемся внимательно, то можем различить группы тонов, т.е. тона, относящиеся друг к другу. Мельчайшие из таких групп состоят из двух тонов и пространства между ними, интервалов. Большее число тонов и интервалов образуют то, что в музыке называется мотивом ("там танцуют").
Мотивы, соединённые друг с другом, создают ещё большие взаимосвязи. Это уже части одной мелодии или темы, которая может быть маленькой музыкальной формой, как приведённый выше пример. Из таких законченных тем, как из строительных камней, складываются крупные формы. Мы всегда можем заметить ещё большую единицу, которая образована из более мелких. Это область музыкальной науки о форме. Расположив такие плоскости иерархически друг над другом, мы получим изображение пирамиды. По направлению вверх эти взаимосвязи всё более всеохватывающие, по направлению вниз — всё более мелкие, вплоть до отдельных тонов. Наше восприятие и переживание музыки колеблется между восприятием целого и частного. В частностях мы забываем о тенденции к целостности, мы пробуждены к одной конкретной точке. При восприятии целостности, наоборот, возникает опасность потерять отдельные пункты и нашу пробуждённость.
Стрела и дуга — открытая и закрытая форма
Сравним такую закрытую и ограниченную музыкальную картину, как наша песня, с другой: "Маленькой прелюдией" до минор Баха.
Как маленькая песня, так и прелюдия определены принципом повторения. Вторая половина песни повторяет первую и затем ведёт к концу. Но повторения в этих двух произведениях различного рода. Здесь я хочу сослаться на высказывание великого и несправедливо забытого ныне австрийского исследователя музыки Виктора Цуккеркандля: "В прелюдии Баха повторение — это волны континуального потока времени: каждое повторение — продолжение в этом потоке". Повторения в песне построены иначе (Цуккеркандль говорит в цитируемом тексте об экспромте Шуберта, но наша песня является подобным примером): "Здесь повторения являются поворотом назад. Таким образом повторение действует совершенно различным образом. В одном случае оно служит условием для постоянного стремления вперёд, в другом случае — для поворота к началу, к исходной точке. Символом первого является стрела, которая движется всё дальше и дальше, символом второго — круг, с которым движение возвращается назад. Эти две основные силы: стрела — открытая, растущая, и круг — закрытая, симметричная,— лежат в основе всех музыкальных форм, отдельно, или, что чаще, в различных комбинациях и перекрещиваниях".
Итак, мы называем "открытыми" те музыкальные формы, чьё основное свойство — продолжение движения, и, наоборот, "закрытыми", — те, чьим свойством является движение "назад". В нашей песне ход назад происходит со словами: "все в кругу".
Исходя из первоначального импульса, открытая форма (линия) или ведёт всё дальше к цели (стрела), пока не иссякнет импульс, или погружается всё дальше и дальше в вечное "сейчас". Открытая форма возможна только при определённом свойстве времени: потоке времени. В большинстве случаев мы нашим направленным на точечность и ясность современным сознанием упускаем поток времени, мы, можно сказать, "просыпаем" его, подобно тому как мы "просыпаем" жизненные процессы в нашем организме, если не возникает такой причины для неприятного бодрствования, как беспокойство или боль. Поток времени несёт жизненные силы музыки. Человек переживает его прежде всего телесно.
В музыкальных феноменах метод времени представлен главным образом в повторениях, а в музыке венских классиков также знаменитыми "альбертиевыми басами", которые, как жизненная основа, несут на себе отдельные темы и поддерживают их продвижение в потоке времени.
Закрытая форма базируется на других свойствах времени, членениях во времени, метко названных "звуковым пространством". С определённого исходного пункта поднимается округлый свод напряжённой дуги к высшей точке и приводит к ясному, точному концу. При этом навстречу растущему движению выступают препятствия и границы. Без такого противоположно направленного движения это "возвращение назад" не было бы настолько ярким переживанием. Пространственное выражение этой формы становится ещё более подчёркнуто благодаря математически точному делению. В данном случае песня поделена на две одинаковые по времени половины. Первая экспансивно продвигается вперёд, вторая поворачивает назад.
"Эстетическое поведение" и крест времени Рудольфа Штайнера
Рудольф Штайнер назвал душевное и телесное состояние, в котором может существовать и быть создано искусство, "эстетическим поведением". Что может означать "эстетическое поведение" для переживания времени?
Для большей части человечества, прежде всего на Западе, повседневное время идёт линейно от точки к точке, от секунды к секунде, от минуты к минуте, от часа к часу и т.д. Люди называют это время "часовым", потому что часы являются точным выражением и лучшим средством воспитания этого убегающего времени. В физическом времени всё происходит в последовательности друг за другом, направление этого времени, символом которого является стрела (стрела времени), нам ясно: тарелки и чашки, которые разбиваются, никогда не станут целыми. Иначе закончилось бы производство посуды, как метко заметил физик Стефен Хавкин. Эта тенденция к разрушению свойственна физическому времени, как и всему физическому. В этом состоит немалая проблема для музыкантов, будь то композиторы, исполнители или слушатели, являющиеся соисполнителями. Если мы поём или слушаем нашу песню в модусе чисто выборочной последовательности друг за другом: сначала это, потом то, потом ещё что-то — то разрушаем таким образом форму, раскладывая её на единицы. Лучше всего мы познаём это мёртвое слушание в играющих часах или при проигрывании музыки через компьютер.
Однако отдельные временные пункты берутся нами в вышеописанном потоке времени: идёт ли речь о французской песенке, или о прелюдии Баха. И подобно тому, как в человеке антропологично тесно связаны друг с другом с одной стороны физическое и эфирное тела нашего существа, а с другой стороны — душевный (названный астральным из-за своего космического происхождения) пласт и духовное зерно Я, так и музыкальные временные пласты связаны парами. С одной стороны друг другу принадлежат поток времени, стремящийся "вперёд" и отдельные временные точки, с другой — формообразующее "назад" временного противопотока и надвременной пласт.
Каждая закруглённая в себе мелодия (как наша песня) имеет ещё и иные отношения со временем. Кроме того, что следующие друг за другом тона мы слышим физически, мы слышим их музыкально, переживаем их одновременно все вместе. В то время, когда мы слышим звучащие в настоящий момент тона, мы переживаем присутствие уже прозвучавших тонов, но это присутствие уже прозвучавшего мы переживаем вовсе не в форме обычного воспоминания. Также и будущие тона мы узнаём заранее, прежде, чем они прозвучат, и узнаём мы их опять-таки не в форме обычного предвосхищения. Это может проверить каждый слушающий музыку, каждый, кто может спеть хотя бы одну песенку, ибо она тоже может стать объектом наблюдения. Необходимо только обратить внимание на собственное переживание. Это знакомое каждому человеку пограничное состояние очень глубоко переживал Моцарт. В это состояние он приходит при сочинении произведения. В одном из своих писем он так описывает состояние одновременности того, что должно следовать друг за другом: "И вещь по существу в голове почти готова, даже если она длинна, так что я обозреваю её в духе одним взглядом, как при созерцании прекрасной картины или красивого человека, и слышу её в воображении не последовательно, как это должно происходить, но одновременно всю целиком. Это — пир. Всё найденное и делаемое мной проходит во мне, как в прекрасном сне. Прослушивание таким образом всего вместе — самое лучшее".
Подлинное, живое время обитает между полюсами надвременного (духовного) и подвременного (физического). Оно протекает в двух направлениях: в направлении вперёд (эфирное) и в направлении назад (астральное).
Насколько я знаю, о существовании обратного времени сообщает только Рудольф Штайнер. По свидетельству Штайнера, раннее открытие сокрытого до того обраггного хода времени имело огромное значение для его собственного духовного развития. Он считал чрезвычайно важным провозглашение креста времени. Такие человеческие свойства, как волевые импульсы или относящиеся к будущему желания, объяснимы только благодаря сокрытому обратному времени. С вопросом об обратном времени связано и то, что душа после смерти, в камалоке, ещё раз проживает и просматривает свою прошедшую жизнь назад: живущее по направлению вперёд эфирное тело отторгнуто от неё, и тенденция обратного движения, которая присуща астральному телу, может проявляться беспрепятственно.
В 1910 году Штайнер использовал для изображения времени схематический образ креста, очертив его центр кругом. Круг обозначает душу, душевную жизнь, рассматриваемую также и в её несознательных аспектах Сверху на душу действует Я (духовный принцип). Духовное является надвременным, и потому направлено вертикально, сверху вниз на оба временных потока: вперёд и назад. Снизу через восприятия чувств на душу действует физическое. Физическое действует на оба потока времени не так, как живое время. Жизненный принцип имеет направление слева направо (направление времени, текущего из прошедшего в будущее). Астрально-душевное, которое достигает души в обратном потоке времени, имеет направление справа налево.
Обобщая всё это в отношении музыки, можно описать эти четыре аспекта времени таким образом:
Мелодическая дуга напряжения — образование старого и образование юного
Когда начинает звучать какая-либо закрытая музыкальная форма, то образуется дуга напряжения, которая приводит к концу только тогда, когда отзвучал последний тон. Если мы сравним такую форму с ходом человеческой жизни, то увидим в восприятии внутренних качеств, что в обоих случаях временной организм, вступающий на свой путь юным, в ходе своего развития постепенно становится старым. "Юным" мы называем тот организм, который направлен в будущее, для которого открыты ещё все возможности, в котором преобладает не опыт, но возможность роста и развития. "Старым" соответственно называется то, что получило опыт, прошло свою наивысшую точку и поворачивает в заключение к своему началу. Первую половину можно представлять как расширение и направленность в будущее, вторую — как возвращение назад и переживание конца, т.е. направленность в прошлое.
Совсем иначе выглядит открытая музыкальная форма, которую мы находим, например, в небольших вещах — в кратких связках между музыкальными темами, в средних — в переходах, в крупных формах — в разработке классических сонатных форм. Каждая маленькая связка (так называемое "пустое место"), каждый переход ведёт от старого состояния в новое, от "здесь" к "там".
Мы знаем такие короткие, сами собой мало значащие связки, которые служат маленькими мостами между двумя половинами закрытой темы или короткими переходами от одной мелодии к другой. Они исходят из чего-то уже существующего, и, выполняя роль моста, поначалу обращены к прошедшему. Потом они оборачиваются в средину, претерпевая между тем важное голосовое изменение (как многие темы закрытой формы, служащие серединой между двумя половинами). Это внутреннее преобразование ведёт в будущее, которое должно быть ими подготовлено. Таким образом, вторая половина перехода, "моста" больше связана с будущим, с целью, в то время как его начало — с прошлым. Сравнивая это с ходом человеческой жизни, мы приходим к поразительному выводу: мы проходим путём от старого к юному. В музыкальных переходах и вообще открытых формах мы можем с полным основанием говорить о становлении юного. В закрытых формах—о становлении старого.
Открытая форма открывается к далям прошлого и будущего, закрытая закрывается в себе самой. Разрешите мне в заключение перевести наши рассмотрения в другое измерение. Я думаю, что тема в музыке несёт в себе силы и тенденции, подобные тем, которые сопутствуют человеческой жизни между рождением и смертью, переход же подобен тому, что мы имеем между смертью и новым рождением. Ибо подобно тому, как это происходит в вышеуказанном малом музыкальном, во время от смерти до нового рождения происходит образование юного.
Стефан Абельс
"Дас Гётеанум" №45/1999