Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=647 |
Распечатать |
25 апреля 1906 г., Лейпциг
Существование Теософского движения не случайность. Оно связано со всем развитием XIX века, с расширением материализма, которое в сороковых годах (это приблизительно, но также до и после сороковых) приобрело решающий характер. Подготавливался материализм уже в предшествующих четырех столетиях. Чтобы понять это, надо бросить взгляд назад, вплоть до V и VI веков. Люди составляют себе совершенно ложное представление о духовном состоянии того времени. Это большое заблуждение — предполагать, что человек тогда мыслил так же, как сегодня. Например, о звездах еще в XIII, XIV и XV веках имели совершенно другое представление. Теперь человек видит в них только материальное. В средние века в каждой звезде видели некий дух. Не только для неученых, но и для образованных людей звезда была проявлением определенного духа. Так было одухотворено всё небесное пространство. Есть большая разница, предполагает ли человек во Вселенной только тела, или также и духовное. Тогдашний человек чувствовал себя совершенно укрытым в лоне духовного вселенского пространства. Но у нас нет нужды тосковать по этому средневековому воззрению.
Коперник завоевал вселенское пространство для материалистического воззрения. Исследование физического мира достигало высшей точки. Шлайден и другие открыли клетку. Железные дороги и всё в этом роде сильно способствовало материализму. И тут великие Водители человечества задались вопросом: «Что делать? Как втолковать людям, что духовная жизнь существует?». Было лишь чувство материального. Говорили: если есть дух, то пусть он проявит себя как дух. Так, фактически, и была предпринята попытка убеждения через спиритизм. Так как со стороны посвященных всегда делаются попытки наставлений понятным для людей образом, то они решили проводить манифестации, откровения из потустороннего мира. Теперь нам нужно сначала рассмотреть судьбу человека после смерти. Когда человек спит, физическое и эфирное тела пребывают вместе, астральное тело парит над ними. Когда человек умирает, от физического тела отделяется не только астральное тело; астральное и эфирное тела удаляются вместе, физическое тело остается. Астральное и эфирное остаются еще короткое время соединенными, совершается длящийся от двух до трех дней обзор прожитой жизни. Затем разделяются и они, эфирное тело в качестве жизненной силы растворяется во всеобщей жизненной силе, а астральное тело приходит в то состояние, которое называют Камалокой. Оно развоплощено, но имеет еще привычки и склонности физического тела. Вот наглядный пример: гурман сохраняет еще свои влечения. Это душевное качество, вожделение. Нёба у него больше нет, но вожделение вкуса остается подобно жгучей жажде. В Камалоке человек отучается от вожделений, так как таковые в конце концов пожирают самих себя, и тогда слагается также и астральное тело, поскольку оно носитель вожделений.
И вот существует возможность гальванизировать такие оставленные астральные трупы, вызывать их в чувственный мир. Для этого медиум предоставляет свое эфирное тело. С его помощью осуществляется так называемая материализация. Такими были методы демонстрации материалистическому человечеству того, что остается после смерти, и посвященные надеялись этими методами убедить людей.
Однако выявились два недостатка. Во-первых, те, кто приходили к убеждению в бессмертии через спиритизм, морально не становились лучше, они оставались без нравственного роста. Во-вторых же такой способ созерцания или убеждения показал себя даже неблагоприятным для человека после смерти. Ибо для тех, кто обращался к нему, состояние Камалоки становилось не легче, а тяжелее. Ко всему прочему, такие люди уносили с собой стремление видеть всё духовное материально, через органы чувств, потому что каждое созерцание такого рода является чем-то, имеющим свойства Камалоки. Это было давящей тяжестью, ложащейся свинцом на умерших. По этой причине посвященные признали: так дальше не пойдет. — Значит, посвященные ошибались, — скажут мне с упреком. Но и посвященные должны накапливать свой опыт и проверять его. И тогда, после того, как это внешнее средство себя не оправдало, в великом сообществе оккультистов довольно единодушно решили проложить другой, внутренний, теософский путь. Чего хочет он? Он хочет познать тот дух, что живет в самом человеке. Этот дух — цель. Но познать дух можно лишь, если непредвзято посвятить себя этому. Человек должен понять общность человечества.
Как параллельное с материализмом явление, развился эгоизм. Один только пример: при организации путешествий есть одно особое условие для участия: все религиозные вопросы исключаются из тем разговоров. Люди боятся эгоизма мнений, ибо там, где собрались вместе семеро, обнаруживаются семь разных мнений. Мнения ставятся выше всеобщей человеческой любви. Но братство начинается лишь там, где человеческая любовь стоит выше мнений.
Для этого и существует теософия, чтобы в согласовании мнений искать одну истину. Людям необходимо вновь стать терпимыми, не только вплоть до личности, но вплоть до индивидуальности. Быть терпимым — это значит не только быть терпеливым, предоставлять другим свободу действий, но быть терпимым означает открыть себя для понимания своеобразия другого человека. То есть теософия должна быть не догмой, а проявлением любви. Нужно помогать своим братьям, ставить любовь выше мнений, и это принесет единый дух в развитие человечества. Это то практическое, что должно быть выработано в Теософском движении.
© В.Волков. Перевод, 2004.
© Издательство «Энигма», 2004.
© Издательство «Антропос», 2004.