Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=64 |
Распечатать |
из дневника Альберта Штеффена
Если человек любит, то он из свободного решения включает другое Я в своё собственное. Исходя из своего Я постигнуть другое Я, we потеряв при этом собственного — и есть деяние любви. Таким образом любят всё: в творчестве — Я, создавшее данное творение; в природе — создавшего её Бога; в человеке — свободное Я. Тем, что мы любим природу, мы любим Я Бога, не имеющего без нашей любви самосознания. Как любовь ощущаем мы в нашем Я рост растении. Наше Я мы изливаем во все законы природы. Камень, растение и животное получают в нас Я-сознание. Также и звёзды, и миры. Изменения в нас начинаются с тонкого переживания Я. Мы не должны останавливаться. В становлении Я создаётся весь мир. Весь макрокосмос переживается в нашем Я. Это деяние Иисуса. Через крещение он воспринял в себя Христа.
Так от дерева к дереву, от животного к животному идем мы в природе. В нашем Я мы всегда чувствуем себя пробуждёнными Мы всё больше доверяем друг другу Мы должны сопереживать людям, не теряя нашего собственного Я. Основным условием к этому переживанию становится то, что наше Я, полностью опирается на самоё себя и не нуждается ни в каком авторитете, ни в чём внешнем для своего воспитания и познания своего пути. Другое Я в себе можно ощутить лишь в свободе. Только тогда можно любить другого человека. Ничто не может повредить такому Я. Когда Я выступает из глубины, то как из источника дневного света действует через него сила, которая укрепляет и улучшает слабое Я, даёт ему уверенность. Свою силу Я может чувствовать только в себе самом. Находясь наедине с собой, человек должен ощущать эту силу.
Воспитание осуществляется в любви. Силы Я возрастают, когда они способны питать других. Единственное, в чём я нуждаюсь для достижения этой несущей силы Я — вера в Я, в его божественность, в его цель, берущую начало во мне, в Христа во мне. Но в своём сердце я должен обрести Христа.
Каждое Я ищет в себе Христа. Если бы человек мог это понять, если бы эта всеобщая цель была ему известна!
Я, исполненное Христа ничто не может ни погубить, ни разрушить. До тех пор, пока человека можно сломить, он не способен соединиться с Христом. Он не в состоянии этого сделать, потому что не верит в него.
К примеру, я хочу воскресить в своей душе такое событие: Христос изгоняет торговцев, как скот, из храма. Эту картину я должен вообразить в моём сердце, как душевный процесс. Я должен дать Христу одержать победу, в биении моей крови ощутить его победителем, пережить сочувствие к нему — и он очистит мою кровь.
Или, если я хочу нести в себе образ Вознесения, я должен сознательно соединиться с бессмертием.
Есть много подобных образов. Но важно никогда не потерять своё собственное Я. Всё должно разыгрываться в моей душе. Я хочу любить других людей. С благоговением неся в своём сердце умирающего за каждого человека Христа, я достигаю этой любви.
Этой работы нельзя прерывать никогда. Так проверяю я свои дни. Было ли сегодня моё Я в силах укреплять себя? Никогда я не должен оставаться без образа Христа в себе. Встречая на своём пути неразвитое Я — не избегать его, не питать в себе ненависти или иронии по отношению к нему, но стараться ещё больше укрепить своё Я.
Таким образом можно разрешить все человеческие конфликты. Я не должен позволить себе лишиться мужества, если слышу о преступлении или подобных вещах. Только потому происходят конфликты и совершаются преступления, что люди не знакомы с этим средством или не применяют его.
Сегодня, например, я прочёл "Исповедь безумца" Стриндберга. Эта книга сложна, но вполне правдива, ибо в ней выявляются всевозможные пути развития, воздействующие на природу людей. Человек, развивающийся подобным образом, должен пережить такую ненависть, такую болезнь. Но этого не происходит, если он делает своё Я сильным и силой своего Я питает Я другого. Это трудная работа. Но лишь только её начинают, в Я входит сила, которая приносит покой и исцеление. Стриндберг имеет способность переживать другое Я. Но при этом он не может не отступиться от собственного Я. Своему собственному Я он позволяет распасться и заходит так далеко, что на его лице отпечатываются черты того человека, с которым он сближается. Тем, что он отдаёт ему себя, он усиливает дурные качества другого Я. Он не может найти покоя, источника силы и исцеления в Я. И потому только, что он в это Я не верит.
Тому, кто этого не знает, книга кажется страшной. Она отвращает его от интереса к судьбам других людей.
Всё познавать опытом сможет тот, кто научится переживать другое Я из свободы, опираясь на себя самого.
Люди, которые со мной сближаются, должны стать счастливыми, здоровыми и уверенными в себе. Встречаюсь ли я с умирающим, со слабым, с потаскухой, с сумасшедшим — через меня течёт целительная сила — моя вера в Христа.
Моё Я больше не может измениться.
Найти Я должен каждый человек. И он найдёт его. В этом состоит сила Христова импульса.
Теперь я действительно хочу испытать, могу ли я ещё лишиться мужества.
Альберт Штеффен
"Дас Гётеанум" №50/2000