Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=64
Распечатать

Альберт Штеффен. Основание для роста силы



из дневника Альберта Штеффена

Если человек любит, то он из свободного реше­ния включает другое Я в своё собственное. Исходя из своего Я постигнуть другое Я, we потеряв при этом собственного — и есть деяние любви. Таким образом любят всё: в творчестве — Я, создавшее данное творение; в природе — создавшего её Бога; в человеке — свободное Я. Тем, что мы любим приро­ду, мы любим Я Бога, не имеющего без нашей любви самосознания. Как любовь ощущаем мы в нашем Я рост растении. Наше Я мы изливаем во все законы природы. Камень, растение и животное получают в нас Я-сознание. Также и звёзды, и миры. Изменения в нас начинаются с тонкого переживания Я. Мы не должны останавливаться. В становлении Я созда­ётся весь мир. Весь макрокосмос переживается в нашем Я. Это деяние Иисуса. Через крещение он воспринял в себя Христа.

Так от дерева к дереву, от животного к живот­ному идем мы в природе. В нашем Я мы всегда чувст­вуем себя пробуждёнными Мы всё больше доверяем друг другу Мы должны сопереживать людям, не теряя нашего собственного Я. Основным условием к этому переживанию становится то, что наше Я, полностью опирается на самоё себя и не нуждается ни в каком авторитете, ни в чём внешнем для своего воспитания и познания своего пути. Другое Я в себе можно ощутить лишь в свободе. Только тогда можно любить другого человека. Ничто не может повре­дить такому Я. Когда Я выступает из глубины, то как из источника дневного света действует через него сила, которая укрепляет и улучшает слабое Я, даёт ему уверенность. Свою силу Я может чувство­вать только в себе самом. Находясь наедине с собой, человек должен ощущать эту силу.

Воспитание осуществляется в любви. Силы Я возрастают, когда они способны питать других. Единственное, в чём я нуждаюсь для достижения этой несущей силы Я — вера в Я, в его божествен­ность, в его цель, берущую начало во мне, в Христа во мне. Но в своём сердце я должен обрести Христа.

Каждое Я ищет в себе Христа. Если бы человек мог это понять, если бы эта всеобщая цель была ему известна!

Я, исполненное Христа ничто не может ни погу­бить, ни разрушить. До тех пор, пока человека можно сломить, он не способен соединиться с Христом. Он не в состоянии этого сделать, потому что не верит в него.

К примеру, я хочу воскресить в своей душе такое событие: Христос изгоняет торговцев, как скот, из храма. Эту картину я должен вообразить в моём сердце, как душевный процесс. Я должен дать Хри­сту одержать победу, в биении моей крови ощутить его победителем, пережить сочувствие к нему — и он очистит мою кровь.

Или, если я хочу нести в себе образ Вознесения, я должен сознательно соединиться с бессмертием.

Есть много подобных образов. Но важно никогда не потерять своё собственное Я. Всё должно ра­зыгрываться в моей душе. Я хочу любить других людей. С благоговением неся в своём сердце уми­рающего за каждого человека Христа, я достигаю этой любви.

Этой работы нельзя прерывать никогда. Так проверяю я свои дни. Было ли сегодня моё Я в силах укреплять себя? Никогда я не должен оставаться без образа Христа в себе. Встречая на своём пути неразвитое Я — не избегать его, не питать в себе ненависти или иронии по отношению к нему, но стараться ещё больше укрепить своё Я.

Таким образом можно разрешить все человече­ские конфликты. Я не должен позволить себе ли­шиться мужества, если слышу о преступлении или подобных вещах. Только потому происходят кон­фликты и совершаются преступления, что люди не знакомы с этим средством или не применяют его.

Сегодня, например, я прочёл "Исповедь безумца" Стриндберга. Эта книга сложна, но вполне правди­ва, ибо в ней выявляются всевозможные пути раз­вития, воздействующие на природу людей. Человек, развивающийся подобным образом, должен пере­жить такую ненависть, такую болезнь. Но этого не происходит, если он делает своё Я сильным и силой своего Я питает Я другого. Это трудная работа. Но лишь только её начинают, в Я входит сила, которая приносит покой и исцеление. Стриндберг имеет способность переживать другое Я. Но при этом он не может не отступиться от собственно­го Я. Своему собственному Я он позволяет распа­сться и заходит так далеко, что на его лице отпе­чатываются черты того человека, с которым он сближается. Тем, что он отдаёт ему себя, он уси­ливает дурные качества другого Я. Он не может найти покоя, источника силы и исцеления в Я. И потому только, что он в это Я не верит.

Тому, кто этого не знает, книга кажется страшной. Она отвращает его от интереса к судьбам других людей.

Всё познавать опытом сможет тот, кто нау­чится переживать другое Я из свободы, опираясь на себя самого.

Люди, которые со мной сближаются, должны стать счастливыми, здоровыми и уверенными в себе. Встречаюсь ли я с умирающим, со слабым, с потаскухой, с сумасшедшим — через меня течёт целительная сила — моя вера в Христа.

Моё Я больше не может измениться.

Найти Я должен каждый человек. И он найдёт его. В этом состоит сила Христова импульса.

Теперь я действительно хочу испытать, могу ли я ещё лишиться мужества.

Альберт Штеффен
"Дас Гётеанум" №50/2000