Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=63 |
Распечатать |
С индивидуальностью человека мы в первую очередь связываем его личность. Возникает вопрос, смог бы человек без труда различить своих ближних, если бы они в своём внешнем облике, голосах и жестах были полностью идентичны? Наши наблюдения показывают, что восприятие другого человека и того, что делает его уникальным, основывается главным образом на чувствах зрения, слуха и движения. Индивидуальность человека на духовном уровне улавливается более тонко и зависит в значительной мере от способностей воспринимающего: от свойственного ему способа мыслить и чувствовать соответственно с непосредственным ощущением своего Я.
Это подтверждается критическим самонаблюдением. В то время как наше тело остаётся независимым от внешних условий, остаётся "самим собой", наша душевная и духовная жизнь очень легко "теряет свою индивидуальность" в зависимости от приходящих извне мнений, течений, тенденций и прочих внешних влияний. Если бы человеческое тело оставалось всегда непосредственным отображением человеческого духа, то человек, идя, например, по большому городу за покупками, благодаря потоку чувств, изменяющих его душевную жизнь, стал бы терять свою конкретную форму. Каждое душевно-духовное изменение в нём, происходящее благодаря его окружению, отражалось бы на его теле, как у хамелеона.
Индивидуальность — вопрос безопасности
В этом смысле человек может быть благодарным тому, что связь физического тела с душевно-духовным является только непосредственной. Лишь с годами душевные изменения отражаются на его внешнем облике. Антропософское учение о перевоплощениях говорит о том, что только в последующих инкарнациях душевная жизнь человека выражается в телесном. В нашем обществе познание индивидуальности играет непосредственную роль в том случае, когда речь идёт о безопасности. До сих пор люди, контролирующие индивидуальность каждого, снабжают человека посторонними вещами, определяющими эту индивидуальность, как то: код, паспорт, электронная карта. Вред от этого очевиден: если человек подобные вещи теряет — он не застрахован от злоупотреблений. Поэтому в последние годы происходит регистрация индивидуальных телесных признаков человека благодаря так называемой биометрии, которая развивается в важную ветвь индустрии. Благодаря компьютерной технике становится возможным автоматически сфокусировать движущуюся камеру на глазу стоящего напротив человека и на основании структуры радужной оболочки установить идентичность. Подобное оборудование было недавно установлено в Дрезденском банке во Франкфурте. Все сотрудники банка должны были сделать электронное копирование радужной оболочки своих глаз. Картинка в камере сравнивалась затем с хранимыми в памяти ЭВМ изображениями.
Подобное происходит и при распознавании отпечатков пальцев. Одна американская фирма, реализующая соответствующие сканеры, продала в этом году уже восемьдесят тысяч подобных аппаратов. Они служат прежде всего для того, чтобы посторонний человек не имел доступа к компьютерной сети. При этом сохраняется не всё отображение отпечатка пальца, но только характерные ответвления линий. В автомобильной индустрии такими сканерами оснащаются рукоятки дверей, так что при соприкосновении руки владельца автомобиля с дверной ручкой машина открывается.
В настоящее время в промышленности развиваются восемь различных биометрических направлений с разным обеспечением и применением: идентификация отпечатков пальцев, руки, лица (при этом бесспорно даже различение близнецов), глазного дна, радужной оболочки, голоса, почерка и ритма сердца.
... и возможность злоупотребления
Критики замечают, что благодаря электронному распознаванию становятся возможными злоупотребления данными. Так, благодаря электронной регистрации, можно всегда иметь представление о наличии сотрудника. При исследовании глазного дна имеется возможность распознавания не только идентичности, но также возможного наличия алкогольного опьянения. Независимо от социального будущего этой техники поразительно, насколько уникальны и живы признаки человека. В области жизненного говорится об иммуннологической индивидуальности человека, но в физическом проявляется сам принцип индивидуальности. Исследования радужной оболочки американскими учёными показывают, что вероятность наличия двух человек с одинаковыми радужными оболочками равняется 1:1052 (1 с 52 нулями). Чтобы тело человека могло быть сосудом человеческой личности, развивающейся к индивидуальности, оно должно само иметь этот признак, быть неповторимым, дабы воспринять в себя главное. Оглядываясь на длинный путь развития своего индивидуального сознания, человек понимает, что на пути индивидуализации тела он ушёл гораздо дальше, чем на пути индивидуализации духа, который, в противоположность телу, должен себя сам проработать к индивидуальному.
Вольфганг Хэльд
"Дас Гётеанум" №45/1999