Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=63
Распечатать

Вольфганг Хэльд. В чём человек индивидуален?



С индивидуальностью человека мы в первую очередь связываем его личность. Возникает вопрос, смог бы человек без труда различить своих ближних, если бы они в своём внешнем облике, голосах и жестах были полностью идентичны? Наши наблюде­ния показывают, что восприятие другого человека и того, что делает его уникальным, основывается глав­ным образом на чувствах зрения, слуха и движения. Индивидуальность человека на духовном уровне улавли­вается более тонко и зависит в значи­тельной мере от способностей вос­принимающего: от свойственного ему способа мыслить и чувствовать соответственно с непосредственным ощущением своего Я.

Это подтверждается критическим самонаблюде­нием. В то время как наше тело остаётся независимым от внешних условий, остаётся "самим собой", наша душевная и духовная жизнь очень легко "теряет свою индивидуальность" в зависимости от приходящих извне мнений, течений, тенденций и прочих внешних влияний. Если бы человеческое тело оставалось всегда непосредственным отображением человеческого духа, то человек, идя, например, по большому городу за покупками, благодаря потоку чувств, изменяющих его душевную жизнь, стал бы терять свою конкретную форму. Каждое душевно-духовное изменение в нём, происходящее благодаря его окружению, отражалось бы на его теле, как у хамелеона.

Индивидуальность — вопрос безопасности

В этом смысле человек может быть благодарным тому, что связь физического тела с душевно-духовным является только непосредственной. Лишь с годами душевные изменения отражаются на его внешнем облике. Антропософское учение о перевоплощениях говорит о том, что только в последующих инкарнациях душевная жизнь человека выражается в телесном. В нашем обществе познание индивидуальности играет непосредственную роль в том случае, когда речь идёт о безопасности. До сих пор люди, контролирующие индивидуальность каждого, снабжают человека посто­ронними вещами, определяющими эту индивидуальность, как то: код, паспорт, электронная карта. Вред от этого очевиден: если человек подобные вещи теряет — он не застрахован от злоупотреблений. Поэтому в последние годы происходит регистрация индивидуаль­ных телесных признаков человека благодаря так называемой биометрии, которая развивается в важную ветвь индустрии. Благодаря компьютерной технике становится возможным автоматически сфокусировать движущуюся камеру на глазу стоящего напротив чело­века и на основании структуры радужной оболочки установить идентичность.  Подобное оборудование было недавно установлено в Дрезденском банке во Франкфурте. Все сотрудники банка должны были сделать электронное копирование радужной оболочки своих глаз. Картинка в камере сравнивалась затем с хранимыми в памяти ЭВМ изображениями.

Подобное происходит и при распознавании отпечат­ков пальцев. Одна американская фирма, реализующая соответствующие сканеры, продала в этом году уже восемьдесят тысяч подобных аппаратов. Они служат прежде всего для того, чтобы посторонний человек не имел доступа к компьютерной сети. При этом сохраняет­ся не всё отображение отпечатка пальца, но только характерные ответвления линий. В автомобильной индустрии такими сканерами оснащаются рукоятки дверей, так что при соприкосновении руки владельца автомобиля с дверной ручкой машина открывается.

В настоящее время в промышленности развива­ются восемь различных биометрических направлений с разным обеспечением и применением: идентифика­ция отпечатков пальцев, руки, лица (при этом бес­спорно даже различение близнецов), глазного дна, радужной оболочки, голоса, почерка и ритма сердца.

... и возможность злоупотребления

Критики замечают, что благодаря электронному распознаванию становятся возможными злоупотребле­ния данными. Так, благодаря электронной регистрации, можно всегда иметь представление о наличии сотруд­ника. При исследовании глазного дна имеется возмож­ность распознавания не только идентичности, но также возможного наличия алкогольного опьянения. Незави­симо от социального будущего этой техники порази­тельно, насколько уникальны и живы признаки челове­ка. В области жизненного говорится об иммуннологической индивидуальности человека, но в физическом проявляется сам принцип индивидуальности. Исследо­вания радужной оболочки американскими учёными показывают, что вероятность наличия двух человек с одинаковыми радужными оболочками равняется 1:1052 (1 с 52 нулями). Чтобы тело человека могло быть сосудом человеческой личности, развивающейся к индивидуальности, оно должно само иметь этот при­знак, быть неповторимым, дабы воспринять в себя главное. Оглядываясь на длинный путь развития своего индивидуального сознания, человек понимает, что на пути индивидуализации тела он ушёл гораздо дальше, чем на пути индивидуализации духа, который, в проти­воположность телу, должен себя сам проработать к индивидуальному.

Вольфганг Хэльд
"Дас Гётеанум" №45/1999