Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=620 |
Распечатать |
17 июня 1912 г., Гамбург
Мы собрались здесь, чтобы испросить благословения тех спиритуальных сил, что стоят над нашим духовнонаучным движением, благословения для рабочей группы, создавшей себе ради самого сокровенного удовлетворения рабочее место, которое самыми разнообразными символами выражает импульсы нашего воления — отдачу спиритуальным силам желание правильно служить им. Много духовного и душевного труда было приложено, чтобы достойно обставить эти помещения. Окруженные этими символами члены группы будут постоянно получать правильное побуждение для своей работы; те же, кто поспешил сюда, чтобы сопережить открытие, унесут с собой пребывающее воспоминание, как и те, кто для того, чтобы посылать сюда укрепляющие побуждения, постоянно был связан в духе с теми, кто искал здесь этого места для работы.
Как милость спиритуальных сил должны мы рассматривать то, что мы находимся в таком течении, как наше духовнонаучное. движение, ибо это движение будет необходимостью и в будущем, и мы можем находиться в начале этого течения, которое должно влиться в будущее развитие человечества, если толь ко оно не должно иссохнуть и зачерстветь. Как оккультист видишь, что такое оплодотворение неминуемо. И давайте смотреть как на милость на то, что при этом оплодотворении именно мы можем чувствовать себя обязанными протянуть руку помощи.
Период времени между шестнадцатым и семнадцатым столетием принес волну материализма, который также необходим, хотя и смог принести лишь плоды, необходимые для физического мира. Лишь немногие среди ведущих умов нового времени смогли понять, что из необходимых, хотя и влекущих вниз оков материализма должен проистечь новый подъем.
Теософское движение — это излияние спиритуальных сил и истин из высших миров. Люди должны были вновь узнать вещи, бывшие сокрытыми тысячелетиями.
Если мы захотим выяснить, как обстоит дело с движением, в котором мы находимся, то сможем установить важнейший признак. Кажется, что в нем действовал самый прекрасный и самый подлинный дух человечества, ибо правильно почувствованные три его пункта тотчас дают представление о том, что полностью соответствует духу нашего времени. Эти три пункта гласят не что иное, как то, что в мир должно быть направлено спиритуальное движение, в котором может участвовать каждый человек. Когда говорится, что это Общество образует ядро общечеловеческого братства и так далее, то этим характеризуется самое общечеловеческое течение. Это значит, что на земле нет ни одного человека, который не мог бы стать членом этого Общества. — Но по Земле распространены разнообразнейшие исповедания и философии. Они не могут быть сплошным заблуждением. Кто утверждал бы это, тот обвинял бы мудрое руководство миром. Речь, следовательно, может идти лишь о том, чтобы найти то объективное зерно всех мировоззрений, которое ведет к взаимному пониманию. Как что-то вроде девиза из этих принципов выросло положение — «Нет религии выше Истины». Стремление к Истине может собрать вместе всех людей, ибо она будет содействовать взаимному пониманию. Тогда, в сущности, налицо и третье основное положение. — Но можно было бы сказать, что материалисты все-таки исключены из Общества. Материалистами являются лишь тогда, когда материалистическая вера стоит для них выше, чем поиски сил, лежащих в основе всех явлений. Не мы исключаем материалистов, ибо ни один человек, который хотел бы серьезно искать, не остановился бы на материалистической точке зрения. Он сам, стало быть, исключает себя, потому что он не хочет искать Истины. Наше движение не нуждается в иных основных положениях, ибо если все понимается правильно, в теософском движении не может возникнуть никакого злоупотребления и перерождения, ибо в нем заключен великий идеал душевной гармонии и душевного мира. Уясним себе, каким образом мир и гармония могут быть внесены в мир.
Христианин, не ставший теософом, будет иметь мало понимания того, что возводит буддиста к высшим мирам. Но христианин, ставший теософом, должен постараться понять его, он почувствует это как долг, основанный на руководящих положениях теософского движения, которое он признает. Христианину станет ясно, что жизнь Готамы Будды имела значение на Земле, когда он узнает, что человек должен пройти через бесчисленные воплощения, прежде чем сможет стать Буддой. Буддист знает, что по достижении достоинства Будды Будда не нуждается уже в возвращении на землю. В Христиании указывалось на миссию Готамы Будды. Было показано, что эта душа должна решать особую задачу на Марсе. Будда прошел на Земле предварительную ступень, чтобы играть среди людей Марса роль, подобную той, что Христос сыграл на Земле, — но не посредством своего рода Мистерии Голгофы, не путем прохождения через смерть, ибо люди Марса имеют другие жизненные условия, нежели земные люди. Оккультисту, следовательно, ясно, что вера буддистов в то, что Готама Будда не нуждается в возвращении в физическом теле на Землю, имеет полное оправдание. Мы, следовательно, не оспариваем уже их убеждения, того, что столь близко их сердцу, но хотим нести им навстречу глубочайший интерес.
Если буддист сделался теософом, он учится познавать то, что является самым святым для христианина. Он узнает, что в факте прохождения определенной личности через физическую смерть заключена Мировая Мистерия, что Христос низошел из высших миров к единственной инкарнации, чтобы после того никогда снова не появляться в физическом теле. Он начинает понимать, что эта Мистерия является уравновешением борьбы между Христом и Люцифером. Узнавая об этом через теософию, буддист говорит себе: «я понимаю, что имеет в виду христианин в самом глубоком смысле; я понимаю единственную инкарнацию Христа и вижу, что Христа не было на Земле прежде чем он не нашел себе тело через Иисуса из Назарета».
Отдаваясь подчеркнутым основным положениям мы учимся чему-то такому, что прямо противоположно известному страху, часто встречающемуся у христиан. Боязливый человек легко думает, что его исповедание потускнеет, если освещаются достоинства других. Но христианское исповедание получает как раз больший блеск, когда оккультно проникаешь в отдельные религиозные исповедания. Тот, кто опасается, что его исповедание потускнеет, если его поставить рядом с буддийской верой, должен был бы вспомнить, что у христианских теологов существует еще много нерешенных вопросов, что, например, есть еще важный вопрос, причастны ли к спасению люди, жившие до Мистерии Голгофы. Если же христианин учтет то, что знает буддист, он увидит, что те же самые души жили уже до Явления Христа в теле и все снова возвращаются на Землю после Мистерии. Можно было бы спросить: но как тогда обстоит дело с душой Будды, инкарнированной в последний раз за шестьсот лет до Христа и не возвращавшейся снова? Здесь тоже нам дается оккультным исследованием удовлетворяющий нас ответ. Нам обнаруживается, что Будда был послан вперед, что он был тот, кто принадлежа более высокой Иерархии, был послан вниз вместе с людьми Венеры, так что правомерно говорить об отправлении Будды для подготовки Христа. Каждую религию можно понять из любой другой, если не хочешь эгоистически третировать другую. Ортодоксальный буддист мог бы захотеть возвысить своего Будду над всеми другими существами, чего, разумеется, не сделал бы ни один настоящий буддист. Если бы кто-нибудь захотел быть фанатичным в смысле ограниченного буддизма, он мог бы учить, что нет иного существа, которое будучи человеком не нуждалось бы в новом возвращении на землю, кроме Будды, который значит и должен быть высочайшим из всех. Тем самым буддизму было бы предоставлено бесконечное превосходство над христианством, и последнее оказалось бы тогда на втором месте. Одна религия одержала бы верх над другой. Но это было бы не теософским делом. Ибо теософия или духовная наука существует для того, чтобы распространять мир на Земле, чтобы посредством понимания и изучения равноправных истин вести к познанию важности каждой. Поэтому будем помнить, что наши основные положения мы исповедуем не только ртом и что иначе они могут превратиться в свою противоположность.
Нами должно владеть убеждение, что основание рабочей группы — это не только что-то, чему мы можем радоваться, но что вместе с ним вырастает высокое обязательство, особенно когда предпринимается попытка дать учреждению имя, принадлежащее подлинному мученику, который родом своего действия претерпел, а в будущем должен будет претерпеть больше, нежели может претерпеть человек. Я говорю: человек, ибо то, что перестрадал Христос, это перестрадал Бог. Это связано с великой опасностью, которой истина должна будет подвергнуться в будущем. Нарекая себя именем «Христиан Розенкрейц», мы должны представлять себе, сколь трудно сохранить именно этот союз. Мы клянемся в верности, для которой мы быть может окажемся недостаточно сильны. Несмотря на это, никому не должно быть отказано в возможности растить в душе эту верность, верность, которая делает необходимым, чтобы в определенном отношении мы взяли наше будущее в свои руки. Если мы чувствуем себя привлеченными к чему-либо, существующему уже, и делаем его полем нашей собственной работы, то мы обращаемся к силам уже укрепленного идеализма. Но когда мы основываем что-то новое, то позади нас стоит друг всякого сепаратизма, всякого надземного себялюбия, — новая надежда растет у Люцифера при всяком новом основании. Не то что, когда мы примыкаем к чему-либо старому. Поэтому горе нам, если нам неведомы слова: «Народец! Черт меж них, а им не догадаться, Хоть прямо их за шиворот бери». Но мы сможем держать его подальше от нас, если будем исполнены доброй воли.
Велик, но опасен момент, когда мы соединяем основание с именем, какое носил столь великий мученик. Основатели сами должны дать себе торжественный обет не пускаться легко в рискованные предприятия, но со всей верностью и со всей силой держать то, что они обещали. С каждым таким основанием антропософской рабочей группы люди берут на себя тяжелую ответственность. Если учесть, сколь мало еще понят импульс, данный Христианом Розенкрейцем, то можно измерить, какие необычайные трудности вырастут именно перед теми, кто задумал следовать ему.
Никто не спорит с жителями Востока, когда они на свой лад говорят о Будде-Майтрейе. Если же когда-нибудь для всей Земли будет найден принцип христианства, — который заключен, в сущности, в трех принципах Теософского общества, — тогда поднимутся могущественные силы, которые будут громоздить заблуждение на заблуждении. Христиану Розенкрейцу будут принадлежать те, кто умеет хранить верность ему.
Мы видим уже в наше время, сколь затруднено понимание христианства и сколь мало имеется доброй воли к постижению зерна христианства. Принципы, которые подобно благой путеводной звезде действуют в духовнонаучном движении и которые были охарактеризованы сегодня, вызовут как внутреннее углубление, так и лавины. Необходимо будить чувство ответственности. Сильно пронизать им нас — вот что должно стать задачей в этом месте. Ведь и в самом тесном пространстве вас настигнут всевозможные испытания!
В то мгновение, когда называется имя Христиана Розенкрейца, становится представителем положения: «пусть не будет для нас религии выше стремления к Истине». — Христиан Розенкрейц никогда не требует какого-либо личного культа и следит только за тем, чтобы учения обращались к разуму и понимались им. Никогда его учение не требует слепой веры в Учителя. Если мы пользуемся нашими собственными силами, тогда перед нами открывается возможность познания Учителей Мудрости и Созвучия ощущений через истину. Ни от кого не требуется веры в них заранее, ибо тогда вера в Учителей стояла бы выше Истины. Если бы когда-либо было потребовано что-либо вроде безусловной веры в Учителя, то это было бы нарушением основных принципов Теософского общества.
Узнать, истинно или не истинно что-либо, что исходит из оккультных источников, можно, если обратить внимание на некоторые методы. Легко было бы, например, написать при издании книги «Как достигнуть познаний высших миров?», что эти учения даны через инспирацию и так далее, что они исходят от Учителя и тому подобное. — Но когда пишущий не несет ответственности за написанное, то этим нарушается принцип теософского движения. Если бы где-либо утверждалось, что книга написана без того, чтобы автор отвечал за ее содержание, то вы можете быть уверены: здесь заключена не Истина, а одно люциферически-ариманическое наваждение. Сегодня Учителя не позволяют, чтобы пишущий снимал с себя ответственность; поэтому наш долг — постоянно советоваться со своим разумом и ничего не принимать на веру. Конечно, гораздо удобнее держаться личного культа, ибо разум надо вырабатывать. Только те, кто проверяет то, что дается из духовных миров, могут сохранить верность Христиану Розенкрейцу. Поэтому помните о том, что здесь учреждается рабочая группа, которая хочет сохранить верность — не только личности, призванной в качестве Учителя, но и — основному принципу: перелить в человеческие понятные формы то, что изливается Христом из спиритуальных миров.
Если вы обещаетесь мыслить и жить в таком стремлении, то тогда в этот час я могу призвать благословение спиритуальных существ, в которых нам нет нужды верить, если мы знаем, что принадлежим их течению. Пусть воцарятся здесь и благословят эти работу добрые духи, те, в чьем бытии я убежден так же, как в бытии всех, находящихся здесь в физическом теле. А вместе с тем да осветится и это место работы. То, что наша работа осуществляет в благом духе, будет в состоянии предохранить от тьмы, неминуемо надвигающейся в ином случае на христианство. Пусть правят Учителя Мудрости и Созвучия ощущений.
__________
Лекция на освящение ветви Христиана Розенкрейца 17 июня 1912 г. в Гамбурге, т. 130 ПСС.
Три пункта Теософского общества: 1 Составлять ядро общего братского союза человечества без различия веры, нации, положения, пола. 2. Взращивать познание зерна Истины во всех религиях 3. Исследовать глубокие духовные силы, дремлющие в человеческой природе и в остальном мире.
В Христиании указывалось... — в цикле лекций «Человек в свете оккультизма, теософии и философии», прочитанном в столице Норвегии в июне 1912 г., т. 137 ПСС.
«Народец! Чёрт меж них...» — цитата из I части «Фауста» И. В. Гёте. Перевод Н. Холодковского.
Учителя Мудрости и Созвучия ощущений — двенадцать духовных индивидуальностей, поднявшихся до достоинства Бодисаттвы. Бодисаттв как таковых много, но Учителя Мудрости и Созвучия ощущений составляют (в духовном мире, лежащем выше Девахана, на плане Будхи) своего рода коллегию, в которую их соединяет Христос. Христос — это «та сущность, которая стоит посреди двенадцати Бодисаттв, черпающих от него то, что они должны принести на землю... Бодисаттвы восходят между двумя воплощениями до плана Будхи, а до плана Будхи простирается то, что они воспринимают там в полном сознании как Учителя — Сущность Христа. На плане Будхи встречаются Бодисаттвы и Христос». (25 октября 1909 г., т. 116).*
© Перевод Г.А.Кавтарадзе.
© Издательство «Дамаск», Санкт-Петербург, 1992.