Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=62 |
Распечатать |
О духовных путях Аримана
Воля к наблюдению мышления как основа духовного исследования
Вместо того, чтобы действительно понимать тот мир, в котором мы живём, рассматривая его в широком спектре аспектов, мы находим сегодня — по крайней мере в том, что касается современной цивилизации — на удивление малое число моделей представлений. Но что является ещё более важным — почти повсюду мы встречаемся с волей, которая, вместо того, чтобы разобраться в мельчайших деталях, считает действительностью только то, что беспрекословно соответствует этим моделям наших представлений.
Правда, подобные модели представлений, как показывают многие фундаменталистские течения современности, могут быть получены и благодаря редукции из религиозных или национальных традиций; однако решающими для сегодняшней технократической цивилизации являются детерминированные модели современной естественной науки, а с ней и воля к восприятию всего мира более или менее в соответствии с моделью механизма развития вселенной, берущего своё начало от "Первоначального взрыва". В ходе нашего столетия такие модели представлений становятся всё более жёсткими компонентами мировоззрения и вытесняют все другие представления о мире, а там, где это не удаётся, пытаются их себе подчинить.
Но в действительности и известные открытия прошлых столетий в механике, и проникшие до атомной структуры электромагнитные открытия нашего столетия провозглашают нечто совсем иное, чем то, что надеется в них найти упомянутая воля. Они свидетельствуют о том, что, если мы обращаемся к миру посредством лишь одной модели представления, мир проявляется со стороны механической закономерности. Они свидетельствуют лишь о том, что здесь возникает определенная картина мира. Но эта картина мира уже не охватывает всего мира и никогда не является фактическим результатом исследования, ибо увиденное односторонне отрицает существование другого. Тем не менее, как раз это почти неистребимое суеверие становится сегодня предрассудком науки, той науки, которая когда-то выступала за то, чтобы искоренять все предрассудки в мире.
Обусловленной предвзятыми моделями представления воле в наше время противопоставлена совершенно другая вопя: воля к ответственному и тщательному, как это и должно быть в исследовании, наблюдению как собственного мышления, так и мышления другого.
Кроме самого научного результата, и отдельно от него, существует интерпретация отношения этого результата к миру в целом. Сам результат специально применённого мышления может быть получен и без того, чтобы мы при этом становились сознательными. Иначе в отношении касающейся его интерпретации. Она предполагает скорее наблюдение собственного мышления и применяемых при этом моделей представления. Ибо только она дает нам возможность признавать всегда имеющуюся односторонность принятой точки зрения и сознательно дополнять её благодаря результату, полученному среди других аспектов.
Итак, узнать, частью какого целого является всё найденное до сих пор, мы сможем, когда либо сами исследуем изучаемое явление с разных точек зрения, либо объединимся с исследователями иных специальностей, разрабатывающих его в других аспектах. Поэтому в новом способе исследования основ общему рассмотрению применяемого мышления принадлежит ключевая роль. В дальнейшем мы увидим, каким образом это имеет отношение к данному исследованию.
Образы жестов мышления
Поскольку мы наблюдаем как наше собственное мышление, так и мышление других людей, мы воспринимаем не только отдельные мысли, как понятия и идеи, но и вызванное нашим мышлением движение, то есть жест, с которыми мы подходим к предмету нашего мышления. Исследование моста или направления ветра в аспекте механики является совершенно иным, чем изучение того, как они включены в окружающий ландшафт, какой акцент они в него вносят. Подходя при этом к одному и тому же предмету, мы делаем это с совершенно различными жестами — движениями мышления. Именно эти жесты определяют то, с каким восприятием и наблюдением мы обращаемся к направлению ветра или мосту.
Описанный далее ряд характерных для сегодняшней цивилизации жестов мышления должен выявить жесты мышления, типичные для современности.
Ослепление через вытеснение
Итак, первый из описываемых здесь жестов мышления связан с вышеупомянутой моделью представления механизма развития всей вселенной. Он решительно "вытесняет" все другие взаимосвязи причины и следствия в области живого, в области душевного и духовного. Благодаря этому вытеснению возникает духовная "слепота" к тому, что связь причины и следствия в механике является лишь одной, но не единственной разновидностью того, как действует в мире причинная связь.
Эта вызванная вытеснением слепота приводит к тому, что мы имеем обслуживающую нас технику, возникшую прежде всего через механическое рассмотрение мира. Но благодаря ей мы всё больше получаем возможность и человеческие поступки представлять по модели механического принципа действия. В конце концов мы стремимся к этому образу действий и уже не считаем возможным, чтобы образ действий и их последствия могли быть какими-либо иными.
Воля к власти как воля к деланию
Таким образом, сегодня стала общепринятой такая точка зрения, благодаря которой даже в человеческих поступках видят лишь идентичное с механическим действием "делание"; это происходит и в тех случаях, когда машина выполняет работу лучше и, прежде всего, быстрее, чем человек. То, что вследствие этого возникает вокруг нас: от привинченной к стене полки до рафинированных продуктов генной техники — является "сделанным" миром, миром ''делания".
Таким образом, "делание" стало великим идеалом нашей современной цивилизации. Всё, что нужно для его существования — это, с одной стороны, — имевшийся до сих пор сырьевой склад, с другой стороны — мусорная яма. Всё, что остается кроме этого, будет по возможности продаваться по сниженным ценам, как прошлогодний снег. "Воля к власти" прежнего мира преобразовалась в волю делать новый мир, которая при этом признаёт за собой право устанавливать масштаб и норму для всего, что возникает. Такая воля считает себя также уполномоченной вытеснять все другие перспективы для мира или, при случае, их финансово эксплуатировать, как фольклорный пережиток давно минувших времен.
"Формировать людей по своему образу"
Всё, что эта цивилизация берёт в свои руки, как обработанные и обрабатываемые объекты, в конечном счете должно соответствовать определённой норме, под которую попадают и люди. Да, она манипулирует ими, и при этом не только в соответствии с масштабами избирателей и потребителей, но, заменив "связанность предписанием" на "гнёт обстоятельств" или нечто подобное, она контролирует их соответствие норме как получателей зарплаты даже там, где место "заработанной платы" уже давно занял "оклад" и "доход". Она связывает "работу" и "доход" по формулам, которые, хотя и понятны из её притязаний господства, но не имеют никакого отношения к существу дела, так как в действительности "доход" всегда относился к потребностям человека, а значит — всех людей, в то время как "работа" в оптимальном её проявлении предполагает автономию и независимость.
Короче говоря, современная цивилизация хотела бы (но совершенно иначе, чем боги Ветхого завета) формировать человека "по своему образу": действенным, приспособляемым и таким же, как она сама, "слепым" по отношению к истинным ценностям человеческой жизни. Сегодня она, как и во времена национал-социалистического господства силы в первой половине этого столетия, является противоправной определять, чья жизнь является "ценной" а чья — только "грузом" для тех людей, которые, по их нормам, ведут жизнь "значительную". Это иллюстрируют сегодняшние рассмотрения вопроса аборта.
Исходя из понятия прибыли
Там, где такое изменение человеческих отношений невозможно или еще несвоевременно, все недейственные, неподходящие, хотя, быть может, и "видящие" истинную ценность человеческой жизни люди незамедлительно и по возможности малозатратным способом вытесняются с пути — с пути прогресса этой цивилизации. В примерах для этого мы не нуждаемся, хотя считаем для себя честью иметь настолько "дальше края своей тарелки" идущее сознание, чтобы принимать участие в судьбе населяющих бразильские джунгли индейцев. Мы хорошо представляем себе причину сегодняшней массовой безработицы, когда речь идёт большей частью о людях, давно приспособленных к тому способу производства, который определяет техника, но, тем не менее, более не используемых.
Используемые или не используемые — для чего? Для получения финансовой "прибыли". Ибо до тех пор, пока для экономического мышления рабочий является только фактором издержек, он непосредственно связан со "слепым" по отношению к действительности понятием прибыли, которое наша цивилизация ещё со времён экономической тотальности встроила и продолжает встраивать в социальный мир. "Слепая" к социальной действительности и потому равнодушная к ней прибыль является той, которая всё строит на убытке других: будь то банкротство конкурентов, стран-поставщиков сырья с их беднеющим населением или уволенных в связи с безработицей людей, которые в этом случае устраняются как фактор издержек, лишь только способные выполнить их работу машины становятся малозатратными. "Видящая" социальную действительность и потому чувствительная к ней прибыль делает возможным продолжение жизни всех участвующих в деле людей, блокируя чрезмерные инвестиции.
Да — засилию машин, нет — человеку
В связи с этим сегодня считается само собой разумеющимся и гуманным облегчать (а во многих случаях и заменять) тяжёлую работу людей работой машин. С точки зрения отдельного человека, работающего на тяжёлой работе, это понятно и должно иметь место. С позиции же современной цивилизации это выглядит совершенно противоположным образом, поскольку машина вовсе не "заменяет" рабочего. Рабочий — нравится нам это или нет — выглядит с этой точки зрения компенсацией достигнутой с помощью машин, аппаратов и автоматов производительности. Согласно цивилизации, подобное будет продолжаться до тех пор, пока соответствующие машины, аппараты и автоматы не будут сконструированы или пока они в денежном отношении по сравнению с рабочими ещё слишком дороги.
Действуя таким образом, современная цивилизация рассуждает о "гуманизме", об "облегчении труда" или даже об "освобождении человека от физической работы". Своим существованием она обязана мышлению, в котором скрытым для нашего обычного сознания образом живёт зловещий жест: "нет — человеку" и "да — засилию машин". Этот жест мы обнаруживаем только в том случае, если наблюдаем своё мышление.
Чтобы подготовить встречу с духом
Действительно познакомиться с другим человеком мы можем только в беседе или при переписке: узнав, чем он интересуется и что он делает, мы узнаём, каким он водит мир. Мы учимся смотреть "его глазами". Нечто похожее происходит и в том случае, когда мы пытаемся через наблюдение мышления вжиться в найденные образы жестов.
Наряду с необходимой в этом случае осторожностью возникает волнующий нас вопрос: каким же образом входят в наше мышление пять найденных жестов? Здесь важно, и это должно быть особенно подчёркнуто, не соблазниться предположением, что всё вытекающее из жестов речи человека, чьё мышление мы наблюдаем, им осознаётся. Как правило, так происходит не всегда, и уж подавно не в вышеописанных случаях. Это означает, что (наперекор нашему падкому на критику времени) при работе с образами жестов мы никогда не должны обвинять человека.
Речь идёт скорее о подготовке встречи, которая, для того, чтобы стать для жизни людей плодотворной, предполагает по возможности полный мир собственной души. Ибо, как мы сейчас увидим, в дальнейшей работе нужно вживаться не в отдельных людей, к чьему мышлению мы благодаря их речи нашли образы жестов, но в сущность того, от кого исходят эти мысли, безразлично, знают ли люди о нём, или нет. Лишь когда мы пытаемся увидеть мир "его глазами", мы действительно знакомимся с ним. Что же это за сущность?
В первую очередь мы спрашиваем себя, как смотрит на мир существо, стремящееся истину мировой действительности подменить её частью, делая таким образом других существ — людей — "слепыми по отношению к истине"? Можно поставить вопрос иначе: как относится к миру существо, желающее воспрепятствовать людям в их пути к достижению полной истины посредством того, что заслоняет перспективу для её видения?
Второй вопрос: как относится к миру то существо, в чьи намерения входит видеть этот мир сырьём для мира "делаемого" или мусорной ямой, когда "сделанное" больше не используется, чья "воля к власти" распространяется как на природные и культурные процессы, так и на "сделанный" мир?
Задавая себе подобные вопросы и пытаясь таким образом создать для себя представление о той сущности, которая хочет преобразовать человека "по своему собственному образу", мы подходим к третьему вопросу. Как относится к миру то существо, чья "воля к власти" над всем и каждым распространяется не только на исчисляемое в природе, которое хотело бы "измерить и вычислить даже то, что не измеряется и не исчисляется"? Именно вследствие этого оно может господствовать. Подобное касается и человеческой свободы. По своей собственной природе она неисчислима. Однако, позволяя делать себя послушной и управляемой благодаря "прянику" (зарплате) и "кнуту" (связанностью предписанием), она становится лишь видимостью свободы.
Здесь перед нами встаёт четвёртый вопрос о сущности, которая побуждает людей использовать собственную свободу таким образом, чтобы возникающая финансовая "прибыль" шла на пользу им самим, будучи, как правило, убытком для других и становясь, таким образом, "спелой" к социальной действительности. Является ли эта сущность действительно "перстом Божиим", как полагает специалист по национальной экономике Адам Смит?
Не можем ли мы, опираясь на упомянутые жесты мышления, проникнуть в ту сущность, которая хочет населить землю не работающими людьми, а функционирующими машинами, для шторой работающий человек является лишь временной "заменой", допускаемой, как необходимое зло, до тех пор, пока будет изобретён, сконструирован и оплачен соответствующий автомат? Каким образом смотрит на мир существо, которое говорит "да — заселению Земли автоматами", но "нет — человек"?
Как и при близком знакомстве с другим человеком, перед нами возникает образ этого существа. Мы непосредственно ощущаем, что это существо излучает нечто, что является абсолютным мраком для того, что мы называем человеческим достоинством. Но если нам удаётся сохранить полное спокойствие души во внутреннем общении с этим образом, мы знакомимся ещё и с чем-то совершенно иным.
Мы знакомимся с трагедией современного человека, ибо лишь благодаря разрушающим силам, которые, исходя из этой сущности, через людей привносятся в мир, человек пробуждается к вопросу о собственном бытии. Благодаря этому мы учимся понимать глубокий трагизм самой этой сущности.
Мы понимаем, что она становится всё более бессильной найти друзей. Ведь господство надо всем и каждым и дружба взаимно исключают друг друга. В лучшем случае можно приобрести только "слуг". Но и они появляются лишь потому, что готовы стать инструментами и принадлежать "делаемому" миру. Мы понимаем, что до тех пор, пока эта сущность не изменит своей воли, она всегда будет оставаться одинокой. С волей к неограниченной власти над другими она стоит поперёк дороги самой себе. Чем больше мы проникаем в созданный нами из найденных жестов образ, тем больше мы понимаем бессилие его власти. И то чувство, которое благодаря этим усилиям пробуждается в нашей душе, является чувством скорби.
Так мы подготавливаемся к познанию той духовной сущности, которой персидская мифология дала имя "Ариман"; ибо сегодня можно не только в древних сказаниях и мифах прочесть о носителе этого имени, но пережить его здесь и сейчас. Из собственного опыта мы начинаем знакомиться с сущностью, которую Рудольф Штайнер в своих духовных исследованиях также называет этим именем.
Кристоф Линденау
"Дас Гётеанум" №39/1999