Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=617
Распечатать

Импульс Христа как реальная жизнь



20 ноября 1911 г., Мюнхен

Импульс Христа, вступивший в развитие человечества, был импульсом столь мощной силы, что его волны идут далее, в грядущие эпохи. В четвертой культурной эпохе он действовал благодаря тому, что Христос воплотился в человеческом физическом теле. Теперь же мы идем навстречу эпохе, когда этот импульс будет проявляться так, что люди будут воспринимать Христа как эфирный облик на астральном плане.

Вчера мы слышали, что Он будет воспринимаем в последующие эпохи в еще более высоких формах в эстетической и моральной сфере. Но говоря так об Импульсе Христа, мы в действительности имеем дело с идеей, к которой самым отрицательным образом относятся именно христианские церкви. В поступательном развитии человечества необходимы были и остаются важные мероприятия для того, чтобы постепенно сделать понятным Импульс Христа. Ведь до сих пор недоставало именно приобретения людьми понимания его. И тот, кто посмотрит на новейшую теологию, увидит, сколь беспомощны, с одной стороны, противники христианства, но сколь беспомощны также и те, кто считает, что стоит на почве христианства. Западное теософское движение должно было бы стать современным духовным течением, пробуждающим понимание христианства, которое исходит из верных настоящих источников. Жесточайшее сопротивление было оказано ему в этом его стремлении. 

Мы должны составить себе представление об и источниках самого христианства. Все эти источники, конечно, не могут быть упомянуты здесь за недостатком времени. Сегодня будет указано лишь на те, которые открылись человечеству с тринадцатого столетия.

С тринадцатого столетия в духовную жизнь человечества включилось спиритуальное движение, связанное с именем Христиана Розенкрейца. Чтобы то, что связано с этим именем, вообще могло войти в духовное движение нового времени, было необходимо вполне определенное спиритуальное мероприятие в тринадцатом веке. В то время, когда духовный мир полностью закрылся перед созерцанием людей, собралась важная коллегия двенадцати мудрых мужей. Она объединила, как бы разделенная на различные ведомства, все то, что вообще существовало тогда из спиритуального прозрения в мировые взаимосвязи. Семеро из этих двенадцати посредством некоторых оккультных процессов, сохраняли в известной мере как бы унаследованным то, что перешло от святых риши как мудрость атлантического человечества. Четверо из этих мудрых мужей соединяло в себе благодаря соответствующим оккультным процессам то, что относилось к священным тайнам индусов, персов, египтян и греко-латинской эпохи. А то, что могла произвести к тому времени пятая послеатлантическая эпоха, было мудростью двенадцатого. Весь объем спиритуальной жизни был открыт этим двенадцати.

В то время знали, что должна была снова родиться индивидуальность, которая пережила эпоху Мистерии Голгофы. Между тем в различных инкарнациях эта индивидуальность развила глубочайшее внутреннее горение, самоотверженность и любовь. Коллегия двенадцати мудрых мужей приняла на воспитание это дитя вскоре после того, как оно родилось. Отделенное от экзотерического внешнего мира оно целиком и полностью находилось под их влиянием, они были его воспитателями, также и в том, что касается телесного ухода. Дитя развивалось совершенно своеобразно, так что и то, что оно несло в себе как высокую духовность из многих инкарнаций, выражалось во внешней телесности. Слабое и болезненное его тело становилось удивительно прозрачным. Оно подрастало и развивалось, отличаясь тем своеобразием, что сияющий, блистающий дух обитал в прозрачном теле. Благодаря процессам необычайно мудрого воспитания в его душу излучалось то из до- и послеатлантического времени, что могло придти от двенадцати мудрых мужей. С помощью глубоких сил души, не с помощью интеллекта, были соединены в душе этого ребенка все сокровища мудрости. Затем у этого ребенка наступило совсем особое состояние. В совершенно определенное время он перестал есть, это проявлялось как паралич всех внешних жизненных проявлений, и на мужей как бы обратно струилась вся воспринятая ребенком мудрость. Каждый получил назад то, что он дал, но в преображенном виде. И двенадцать мужей ощущали тогда: мы восприняли теперь двенадцать религий и мировоззрений как взаимосвязанное единство! И с тех пор в двенадцати мужах жило то, что мы называем розенкрейцерским христианством.

Лишь краткое время жило еще это дитя. Во внешнем мире мы называем эту индивидуальность Христианом Розенкрейцем. В четырнадцатом столетии эта индивидуальность пришла снова и прожила тогда больше ста лет. Но и тогда, когда она не жила во плоти, она действовала через эфирное тело, причем всегда в том смысле, чтобы благодаря ее влиянию истинное христианство развивалось далее, чтобы он становилось синтезом всех великих мировоззрений религий. И вплоть до нашего времени он действовал либо как человек, либо из своего эфирного тела, светя во все то, что текло на Запад как обоснование синтеза великих религий. Сегодня его влияние становится все больше. Иной, по ком мы не видим этого, является избранником Христиана Розенкрейца. Уже сегодня мы можем привести знак, с помощью которого Христиан Розенкрейц повсюду избирает своих последователей. Многие люди могут обнаружить этот знак в ходе их жизни. Это может выражаться на тысячу ладов, но все эти различные спо­собы восходят к одному типу, который мы можем охарактеризовать путем следующего описания.

Избрание может произойти, например, следующим способом. Допустим, кто-нибудь что-либо предпринимает. Он стремится к достижению этого предприятия и направляет свои усилия к достижению цели. И в то время как он устремляется таким образом в мир, — это может быть совершенно материалистически настроенный человек, -- он слышит вдруг: «перестань делать то, что ты делаешь!» — И он заметит, что то был не физический голос. Но допустим, он отступил, отказался от своего намерения, и тут он может заметил что если бы он бросился к своей цели, он бы наверняка погиб.

Необходимы эти два элемента, чтобы ясно понять, во-первых, что то, что предупреждало, пришло из духовного мира, и во-вторых, что если бы предпринятое было действительно осуществлено, то тогда наступила бы смерть. Таким образом, будущему ученику показывается: в сущности, ты был спасен, причем посредством предупреждения из мира, в котором ты пока еще не находишься. В действительности ты, в сущности уже умер вследствии обстоятельств того земного мира, в котором находишься, так что на дальнейшую жизнь ты должен смотреть как на дар, послан­ный тебе из духовного мира, тебе дарована жизнь. — И если такой человек придет ко всему этому, он при­мет решение работать в спиритуалыном движении. А если такое решение принято, избрание произошло.

Так начинает собирать себе своих последователей Христиан Розенкрейц, и многие при достаточной вни­мательности могли бы придти к такому внутреннему событию.

Люди, о которых можно сказать, что они были или теперь становятся связаны таким образом с Хрис­тианом Розенкрейцем, суть те, в которых прежде все­го должно было бы возникнуть более глубокое пости­жение эзотерического христианства. Из этого духов­ного течения, связанного с Христианом Розенкрей­цем, исходит могучая помощь в уразумении Импуль­са Христа в нашу современную эпоху. Начало этому было положено намного ранее — за сто лет до Мис­терии Голгофы Иешу бен Пандирой, чьей главной миссией было подготовить приход Христа. Он имел ученика, Матфаи, чье имя перешло позже на его пос­ледователя, жившего во времена Иисуса из Назарета. Важнейшее из сделанного этим Иешу бен Пандирой состояло в том, что он подготовил Евангелие Матфея. То, что относится к нему, взято из посвятительного ритуала древних эпох. Изложение составлено так, что содержание было перенесено из древних мистерий; например, то, что касается искушения, и кое-что дру­гое. Все эти процессы, происходившие в развитии человечества, должны были разыграться также и на фи­зическом плане. Затем это было бегло записано его учеником.

Иешу бен Пандире не было прощено нечто тяжкое, что он предсказал, он был побит камнями и затем распят на кресте. У некоторых последователей — хо­тя и глубоко скрыто — хранилась эта его книга. То, что произошло с нею позже, яснее всего становится нам из того, что Иероним, великий отец церкви, сам рассказал об этом: евангелие Матфея он получил от одной христианской секты. Тогда существовал малень­кий круг, в котором книга хранилась в строгой тайне, и благодаря особым отношениям она попала к Иероннму. Тот получил от своего епископа поруче­ние перевести ее. Он сам рассказывает об этом. Но одновременно он сказал также, что она была напи­сана так, что это не должно попасть к стоящим вовне людям. Несмотря на это он хотел перевести ее так, чтобы сокровенное в ней оставалось сокрытым и да­лее. Далее он говорит, что он тоже не понимал этого. — То, что было осуществлено, было написано в таком духе, что на обычном языке это один мог бы выра­зить так, другой иначе. Таким путем оно и перешло к потомкам. Следовательно, дело обстоит так, что мир, в сущности, еще совсем не имеет евангелия. Оправданно поэтому, когда евангелия заново объясняются сегодня, исходя из духовного исследования, когда восходят к Хронике Акаша, ибо только там можно найти их в первоначальном облике.

Нам должно быть ясно, что христианство еще должно быть извлечено в своем истинном облике из под груд хлама. Сколь необходимо это, показывает нам, между прочим, и тот факт, что, например, в 1873 г. во Франции было подсчитано число тех, о ком можно было бы сказать еще, что они внутренне принадлежали католичеству. Одна треть сочла себя связанной с ним, две трети — нет. И это, конечно, были не такие люди, у которых вообще не было никакой потребности в религии. Мы живем так, что религиозные устремления направлены ко Христу, но истинные источники христианства должны быть найдены снова. И мы видим, как в стремлении к этой цели сливаются духовное течение, исходящее от Иешу бен Пандира, и то, которое соединяется с Христианом Розенкрейцем в начале* тринадцатого столетия.

Еще необходимо знать, что к особенностям воплощения Бодисаттвы относится то, что его нельзя уз­нать в его молодые годы. Между его тридцатым и тридцать третьим годами происходит могучий пере­ворот, благодаря чему эта личность становится сов­сем иной. В это время, например, индивидуальность Моисея или Авраама может овладеть личностью такого Бодисаттвы.

Приблизительно три тысячи лег спустя после на­шего времени этот Бодисаттва поднимется до Будды Майтрейи. И тогда он будет действовать, исходя из духовного мира так, что это будет вливать как бы магическую моральность в сердца людей. Так взаимодействует течение Будды Майтрейи с западным течением, связанным с Христианом Розенкрейцем.

__________

Лекция 20 ноября 1911 г. в Мюнхене «Импульс Христа как реальная жизнь», т. 130 ПСС.

Вчера мы слышали... — имеется в виду от­крытая лекция 19 ноября 1911 г. в Мюнхене «От Парацельса к Гёте». Записей лекции не сохранилось.

Иероним, 340—420. один из отцов церкви Переработал древний латинский перевод Библии «Итала», дав свою версию, известную как Вульгата.

* Так в тексте оригинала. — Примеч. перев.

© Перевод Г.А.Кавтарадзе.
© Издательство «Дамаск», Санкт-Петербург, 1992.