Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=616
Распечатать

Миссия Христиана Розенкрейца, её характер и задачи. Миссия Готамы Будды на Марсе



18 декабря 1912 г., Невшатель

Наши здешние друзья пожелали, чтобы сегодняш­нее рассмотрение было связано мной с тем, о чем мы говорили здесь в прошлом году. В тот раз мы под­черкнули, что инициация Христиана Розенкрейца в тринадцатом веке последовала совсем особым обра­зом и что с тех пор индивидуальность Христиана Ро­зенкрейца все вновь действовала и действует непре­рывно в ходе столетий. Мы узнаем сегодня снова кое-что о характере и существе Христиана Розенкрейца, остановившись на той великой задаче, какую он имел на заре нашей обращенной к интеллектуализму эпохи в заботе о будущем человечества.

Тот, кто подобно Христиану Розенкрейцу выступа­ет как ведущий оккультист перед миром, должен считаться со своеобразием своей эпохи. Однако духов­ная жизнь, в которой мы находимся ныне, по своему подлинному характеру берет свое начало, когда вмес­те с Коперником, Джордано Бруно, Галилеем и другими пришло новое естествознание. Уже в ранние школьные годы современные люди знакомятся с сис­темой Коперника и сохраняют приобретенные благодаря этому впечатления на всю жизнь. В прежние времена душа переживала несколько иные вещи. Почувствуйте, сколь велико различие между современным человеком и тем, который жил столетия назад, До эпохи Коперника душа всякого земного человек считала, что Земля покоится в мировом пространстве, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее. Почва исчезла под ногами у людей, когда Коперник выдвинул учение о том, что Земля под ними с огромно скоростью движется во Вселенной. Мы не вправе недооценивать такой революции мышления, принесшей с собой соответствующее преобразование чувств. Все идеи и представления людей стали иными, чем они были до Коперника. Теперь поставим себе вопрос: что может сказать окккультизм об этой революции мышления?

Тот, кто будучи оккультистом, выдвигает вопрос каким образом можно постигать мир с помощь новых идей Коперника, должен сказать себе: с помощью идей Коперника можно создавать многое, что во внешней жизни ведет к большим естественнонаучным триумфам, но ничего не понимать в духовной подоснове мира и вещей, ибо для постижения духовных подоснов коперниканские идеи — наихудший инструмент из когда-либо существовавших в развитии человечества. Это проистекает от того, что все эти понятия и идеи Коперника инспирированы Люцифером. Ибо коперниканство есть одна из последних атак, одни из последних крупных натисков, произведенных Люцифером на человеческое развитие. В древнем, докоперниканском мировоззрении внешний мир рассматривали как Майю; но в том, что понимали, что являлось унаследованным из предания достоянием мудрости, обладали часто истиной о вещах и мире. Начиная же с Коперника человек имеет вокруг себя Майю не только в чувственном созерцании, но сами понятия и идеи являются Майей. Сегодня для человека само собой разумеется, что Солнце неподвижно стоит посре­дине, а планеты вращаются вокруг него по эллип­сам. Но недолго будет это продолжаться в будущем, и люди поймут, что представление Коперника о звезд­ном мире гораздо неправильнее, чем предшествующее представление Птоломея. Коперниканско-кеплеровскoe мировоззрение весьма удобное мировоззрение. Но это не та истина, какая необходима, чтобы объяснить то, чем является Макрокосмос.

Христиан Розенкрейц стоял таким образом перед рангом существования мировоззрения, которое само есть Майя, и ему надлежало занять позицию в отношении его. Христиан Розенкрейц должен был спасти оккультизм в то время, когда все естественнонаучные понятия сами были Майей. В середине шестнадцатого века появился основной труд Коперника о «Вращении мировых тел». В конце шестнадцатого века для розенкрейцеров наступила необходимость, исходя из оккультизма, постичь мировую систему, так как коперниканская система мира с ее материально мыслимыми шарами в пространстве была уже в самом понятии Майей. Поэтому в конце шестнадцатого века состоялось одно из тех совещаний, о которых мы узнали здесь год назад, когда говорили, каким образом Христиан Розенкрейц сам был посвящен в тринадцатом веке. —  Это оккультное совещание ведущих индивидуальностей Христиан Розенкрейц соединил с теми двенадцатью тогдашних индивидуальностей и еще несколькими другими значительными индивидуальности из числа водителей человечества. При этом при­ветствовали не только лица, воплощенные на физичес­ким плане, но и такие, которые находились в духовных мирах. При этом совещании присутствовала также и та индивидуальность, которая в шестом столетии до Р. X. Была воплощена как Готама Будда.

Восточные оккультисты правомерно говорят — ибо они знают это как истину, — что Будда, который будучи Готамой Буддой стал на 29-м году своей жизни из Бодисаттвы Буддой, был воплощен тогда в последний раз в физическом теле. Совершенно верно, что индивидуальность, которая из Бодисаттвы становится Буддой, после этого уже не появляется в физической инкарнации на Земле. Но это не равнозначно с «уже не быть деятельным» для Земли. Не появляясь больше в физическом теле на Земле, но развивая свои деятельность из духовного мира, Будда остался деятельным для Земли также и в последующее время. Воздействие Будды со всеми его силами из духовной мира на астральное тело Иисуса Евангелия от Луки слышим мы в возвещении Славы, которое было слышимо также в поле пастухами. Эти слова проистекают от Будды, который действовал в астральном теле мальчика Иисуса Евангелия от Луки. Это прекрасное, чудесное возвещение мира и любви есть действительно результат того, что Будда внес свой вклад в христианство.

Но и позже действует Будда — не физически, а из духовного мира — в деяниях людей, и он сотрудничает в том, что должно было произойти ради развития человечества. В седьмом и восьмом столетии, например, вблизи Черного моря находилась очень значительная школа посвящения, в которой учил Будда в духовном теле. В таких школах имеются учителя, учащие в физическом теле; для более же придвинутых учеников существует возможность получать наставления о Учителя, который учит только в эфирном теле. Так учил там Будда тех, кто был в состоянии воспринять боле высокие познания. Среди учеников Будды был тогда один, который был вновь инкарнирован немного столетий спустя. Таким образом мы имеем дело с физически живущей индивидуальностью, которая несколькими столетиями позже снова живет в физическом теле, в Италии, и которую мы знаем как святого Франциска Ассизского. Своеобразие Франциска Ассизского, у которого так много сходства — даже и в жиз­ни его монахов — с учениками Будды, происходит от­того, что Франциск Ассизский сам был учеником Будды.

Надо лишь обратить внимание на своеобразные особенности таких стремящихся к духу людей, как Франциск Ассизский, и тех, которые благодаря нынеш­ней культуре находятся в мире индустрии, техники и новых открытий нашего времени. Много было лю­дей — также и оккультистов, — страдавших в душе при мысли, что в будущем должно будет существо­вать два рода людей. Причем они полагали, что один класс будет полностью обращен к практической жизни, он будет видеть свое благо в производстве про­дуктов питания, в создании машин и так далее. Дру­гой же класс будет тот, к которому принадлежат лю­ди, подобные Франциску Ассизскому, которые ради духовной жизни совершенно отвернутся от жизни практической.

Наступил тот значительный момент, когда для подготовки упомянутого совещания Христиан Розенкрейц созвал в шестнадцатом веке некоторое число оккультистов, большой круг людей, которым он опи­сал эти два рода людей, какие должны были бы су­ществовать в будущем. Сначала он созвал более об­ширный, а позже более узкий круг, чтобы сообщить людям эти важные вещи. То предварительное собра­ние, происшедшее за несколько лет (до второго), было созвано Христианом Розенкрейцем не потому, что ему было неясно, что должно было произойти, но потому, что он хотел побудить людей к размышле­нию над перспективой будущего. И для этого побуж­дения мышления он сказал приблизительно следую­щее: «Взглянем на будущее мира. Мир стремится к практике, к индустрии, к железным дорогам и так да­лее. Люди уподобятся вьючным животным. Те же, которые не захотят этого, уподобятся Франциску Ассизскому, станут непрактичными в жизни; они будут жить лишь внутренним развитием». — Христиан Розенкрейц указал своим слушателям на то, что на Земле нет средства помешать образованию этих двух классов людей. Все, что можно было бы сделать для людей между рождением и смертью, не могло бы по­мешать разделению людей на эти два класса. Пос­кольку дело касается земных отношений — невозможно помочь этим двум классам. Помощь могла бы придти только в том случае, если бы было создано своего рода воспитание душ, осуществляющееся не между рождением и смертью, а между смертью и новым рождением.

Взвесим теперь, что розенкрейцеры были постав­лены перед задачей воздействовать из сверхчувствен­ного мира на отдельных людей. Чтобы понять, что должно было произойти, нам надо с определенной сто­роны рассмотреть жизнь между смертью и новым рож­дением.

На земле мы живем между рождением и смертью. Между смертью и новым рождением человек нахо­дится в определенной связи с другими планетами. В моей «Теософии» вы найдете описание Камалоки. Это пребывание человека в мире душ есть время, в тече­ние которого человек становится обитателем Луны. За­тем он становится обитателем Меркурия, затем оби­тателем Венеры, затем обитателем Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, а затем обитателем дальнейшего небесного или мирового пространства. Не говорят ни­чего неверного, говоря, что между двумя инкарнация­ми на Земле лежат воплощения на других планетах, ду­ховные воплощения, В настоящее время человек еще не столь далеко ушел в своем развитии, чтобы в своей земной инкарнации помнить о том, что он пережил между смертью и новым рождением, но в будущем это станет возможно. Если теперь он еще и не может вспомнить то, что он пережил, например, на Марсе, тем не менее он несет в себе силы Марса, хотя ничего и не знает об этом. Вполне можно сказать: сейчас я земной житель, но силы, находящиеся во мне, заклю­чают в себе нечто, что я усвоил на Марсе. — Рассмот­рим человека, жившего на Земле после того, как рас­пространилось коперниканское мировоззрение. Отку­да взялись у Коперника, Галилея, Джордано Бруно и других способности в этой инкарнации? Подумайте, что индивидуальность Коперника была незадолго до этого, в 1401-1464 гг., воплощена в Николае Кузанском, который был глубоким мистиком. Подумайте о его «Docta ignorantia», насколько иная здесь вся душев­ная конфигурация. Как вошли в эту индивидуальность силы, сделавшие Коперника столь отличным от Нико­лая Кузанского? То, что сделало из него астроно­ма Коперника, влилось из сил Марса. Так же обсто­ит дело и с Галилеем; он тоже воспринял и себя си­лы Марса, снабдившие его особой конфигурацией современного естествоиспытателя. Так же и Джорда­но Бруно принес свои силы с Марса; и так же обсто­ит дело и со всем человечеством. Чтобы мыслить как Коперник или Джордано Бруно люди получают си­лы Марса, которые усваивают между смертью и но­вым рождением.

Но тот факт, что человек получает такие силы, которые ведут от триумфа к триумфу, проистекает от того, что в то время Марс влиял иначе, чем раньше. Прежде от Марса исходили иные силы. В пятнадца­том и шестнадцатом земных столетиях культура Марса, которую человек переживает между смертью и новым рождением, прошла через большой кризис. В пят­надцатом и шестнадцатом столетиях положение на Марсе было столь острым, столь катастрофичным, как это было на Земле ко времени Мистерии Голго­фы. Как ко времени Мистерии Голгофы родилось собственное Я человека, так на Марсе родилось то духов­ное направление, которое будучи привито человеку, проявилось в коперниканстве. При господстве на Марсе такого положения вещей совершенно естественным следствием было бы то, что Марс всегда посылал 6ы на Землю людей, которые приносили бы с co6oй только идеи, подобные коперниканским, но являющиеся, в сущности, Майей. Таким образом, мы видим вырождение, упадок культура Марса. Раньше от Марса изливались благие силы. Теперь же оттуда все больше изливались бы силы, которые все глубже вводили 6ы человека в Майю. Хотя достижения, которые происходили от Марса в то время, были и остроумны, тем не менее они были Майей.

Таким образом вы видите, что в пятнадцатом столетии можно было сказать: благо Марса, а тем самым и Земли, зависит от того, чтобы нисходящая культура Марса вновь получила бы импульс к восхождению. Положение на Марсе было примерно таково, как на Земле перед Мистерией Голгофы, когда из спиритуальных высей человечество погрузилось в глубины материального и когда затем импульс Христа положил начало к его восхождению. В пятнадцатом столетии на Марсе наступила необходимость дать культуре Марса импульс к восхождению. Вот тот великий вопрос, который встал перед Христианом Розенхрейцем и его учениками: каким образом дать культуре Марса этот импульс к восхождению, ибо от культуры Марса зависело также и благо Земли. Великая задача стояла перед розенкрейцерством — дать ответ на вопрос: что должно произойти, чтобы на благо Земли культура Марса вступила на путь восхождения? Существа Марса совершенно не могли бы знать, что может послужить для их блага, ибо только на Земле можно было знать, каково положение Марса. На самом Марсе упадок совсем не ощущался, поэтому для нахождения практического ответа в кон­це шестнадцатого века собралось то совещание, о котором уже говорилось. Это совещание было хорошо подготовлено Христианом Розенкрейцем тем, что ближайшим учеником и другом Христиана Розенкрейца был живущий в духовном теле Готама Будда. И на этом совещании было объявлено, что существо, инкарнированное некогда на Земле как Готама Будда, пе­ренесет теперь — будучи духовным существом, каким был он, став «Буддой» — арену своей деятельности на Марс. Как бы отправлена с Земли на Марс Хрис­тианом Розенкрейцем была индивидуальность Готамы Будды. Готама Будда покидает арену своей дея­тельности, переходит на Марс, и в 1604 году индивидуальность Гогамы Будды осуществила для Марса деяние, подобное тому, чем была для Земли Мисте­рия Голгофы.

Христиан Розенкрейц понимал, что значило бы для всей Вселенной, если бы Будда действовал там, и что значило бы на Марсе учение Будды о Нирване, уче­ние о том, что человек должен освободиться от Зем­ли. Способствовать направленной на практическую жизнь культуре Земли учение о Нирване было непри­годно. На ученике Будды, Франциске Ассизском, ста­ло ясно, что это учение превращает его адептов в лю­дей, отчужденных от мира. Но то, что в буддизме бы­ло непригодно для поощрения практической жизни человека между рождением и смертью, имело высо­кое значение для споспешествования его душе в жиз­ни между смертью и новым рождением. Христиан Ро­зенкрейц увидел, что наиболее подходящим для то­го, что должно было произойти для очищения Марса, является учение Будды. Как некогда божественное Существо Любви, Христос, пребывало на Земле в ту эпоху и среди того народа, которые как раз не были близки этому Существу Любви, так в семнадцатом веке Владыка согласия и мира, Будда, поднялся на Марс, где царили борьба и война, чтобы исполнить там свою миссию. Души были настроены там преиму­щественно воинственно. Великую жертву, подобную жертве Носителя божественного Существа Любви в Мистерии Голгофы, совершил Будда. Космической жертвой было это — быть Буддой на Марсе. Он стал там как бы жертвенным Агнцем, и то, что он позво­лил перенести себя в такое воинственное окружение, можно обозначить как своего рода распятие для Буд­ды. Будда осуществил это деяние на Марсе в служении Христиану Розенкрейцу. Так сообща не только на Земле, но и от одной планеты к другой действуют во Вселенной великие ведущие существа.

С тех пор, как благодаря Готаме Будде осущест­вилась Мистерия Марса, человек во время между смертью и новым рождением воспринимает от Марса иные силы, чем раньше, в период упадка культуры Марса. И не только совсем иные силы приносит чело­век в новое рождение с Марса, но благодаря влиянию оказываемому духовным деянием Будды, к человеку от Марса также текут силы, когда он здесь предается медитации, чтобы проникнуть в духовный мир. Когда современный духовный ученик медитирует в указан­ном Христианом Розенкрейцем смысле, то в него вли­ваются также силы, посылаемые на землю Искупите­лем Марса, Буддой.

Великим служителем Христа Иисуса предстает перед нами Христиан Розенкрейц. Но делу, которое Христиан Розенкрейц должен был совершить в слу­жении Христу Иисусу, должно было прийти на по­мощь то, что как посланник Христиана Розенкрейца Будда должен был внести в дело Христа Иисуса. Та­ким образом, хотя душа Готамы Будды и не появля­ется более на физической Земле, эта душа целиком ста­ла помощником Христова импульса. Что прозвучало в словах мира, над описанном в евангелии от Луки мальчике Иисусе? — «Слава в выси и мир на Земле!». Это звучало из существа Будды. И оно звучит — та­инственно исходя от Будды — с планеты войн в ду­ши людей на Земле.

Но благодаря тому, что все это произошло, стало возможно избежать разделения людей на два класса; разделения на людей, подобных Франциску Ассизскому, и на таких, которые поглощены только материализмом. Если бы Будда остался в непосредственной связи с Землей, он не мог бы заботиться о «практических» людях; а других он сделал бы монахами наподобие Франциска Ассизского. Благодаря искупительному деянию Готамы Будды на Марсе нам стало во можно, — когда между смертью и новым рождение мы проходим наше развитие на Марсе, — стать последователями Франциска Ассизского, не отнимая этим чего-либо от Земли. Странно быть может звучит, но тем не менее верно, что начиная с семнадцатого века каждый человек в пределах своей жизни на Марсе становится на некоторое время буддистом, францисканцем, непосредственным последователем Франциск Ассизского. Франциск Ассизский с тех пор лишь один раз ненадолго появился на Земле и умер ребенком и с тех пор уже не воплощался. С того времени он связан с деятельностью Будды и является одним из выдающихся последователей Будды на Марсе.

Таким образом, мы провели перед нашей душой все, что произошло благодаря этому значительному совещанию в конце шестнадцатого века и что сходствует с тем, что совершилось в тринадцатом веке на Земле, когда Христиан Розенкрейц объединил вокруг себя преданных ему людей. Совершилось не менее, как то, что дана была возможность предотвратить грозящий распад человечества на два класса людей, так что человечество смогло остаться объединенным. И те люди, которые несмотря на их поглощенность практической жизнью, хотят пройти эзотерическое развитие, могут достичь их цели благодаря тому, что Будда действует с Марса, а не с Земли. Так что и силы для здоровой эзотерической жизни проистекают от деятельности Будды.

Когда современный человек становится медитантом, — а что это значит, я изложил в моей книге «Как достигнуть познаний высших миров?» — то сущест­венным как раз является то, что в розенкрейцерском обучении развитие происходит так, что человек не вырывается из деятельности, которую требует от не­го на Земле его карма. Розенкрейцерское эзотеричес­кое развитие соединимо со всякого рода жизненным положением и занятием. Благодаря тому, что Христи­ан Розенкрейц сумел перевести деятельность Будды с Земли на Марс, стало возможно то, что и находясь вне Земли, Будда может правильно действовать на людей.

Таким образом мы узнали снова одно из спиритуальных деяний Христиана Розенкрейца, и нам надлежит обратиться к эзотерическому содер­жанию, если мы хотим понять его деяния в тринадцатом и в шестнадцатом столетиях. Было бы хоро­шо, если бы всюду поняли, сколь последовательно действовала наша западная теософия с самого осно­вания Среднеевропейской секции Теософского общест­ва. Здесь, в Швейцарии мы прочитали циклы лекций о четырех евангелиях. Все эти евангельские циклы содержались в зачатке в моей книге «Христианство как мистический факт», написанной двенадцать лет назад. В книге «Как достигнуть познаний высших ми­ров?» был описан тот путь западного развития, какой может переживаться при всякого рода практической деятельности. Сегодня я указал вам причину этого факта в миссии Готамы Будды, возложенной на него Христианом Розенкрейцем, говоря о значении, какое для нашей солнечной системы приобрело его отправ­ление на Марс. Так кладется и должен класться камень за камнем в здание нашей западной теософии, которая строилась логично и последовательно и в которой все последующее будет находиться также в соз­вучии с более ранним. Внутренняя последовательность! — это одно из тех свойств, каким должно обладать мировоззрение, если оно строится на истине. И тот, кто смеет быть близким Христиану Розенкрейцу, тот, исполненный глубокого благоговения взирает на то сколь последовательно сам Христиан Розенкрейц ис­полнил возложенную на него великую миссию, которая была отведена ему в пашу эпоху как розенкрейцерско-христианская. Тот факт, что великий учитель Нирваны выполняет за пределами Земли миссию на Марсе, заключает в себе необычайную последовательность, является одним из деяний Христиана Розен­крейца.

Пусть эти рассмотрения завершит краткое практи­ческое указание. Кто хочет стать учеником Христиана Розенкрейца, пусть примет во внимание следующее. — В прошлом году мы говорили   о   том,   каким образом можно непроизвольно получить знание о том, что можешь находиться в определенной связи с Христианом Розенкрейцем.   Но можно также поставить судьбе нечто вроде вопроса: Гожусь ли я стать учени­ком Христиана Розенкрейца? — Это может происхо­дить следующим образом. Надо попытаться вызвать перед душой образ великого Учителя нового времени, Христиана  Розенкрейца посреди его двенадцати, в момент, когда в начале семнадцатого века он отсылает в мировое пространство Готаму Будду, последова­тельно исполняя то, что совершилось в шестом веке до Рождества Христова благодаря проповеди в Бенаресе. — Если этот образ во всем его значении встает перед душой, если чувствуешь, как от этого образа производящего потрясающее впечатление, исходит нечто особенное, так что из души вырываются слова: «О, Человек, ты не просто земное, ты космическое сущест­во!», тогда с утешением можно верить: я могу стать учеником, следующим за Христианом Розепкрейцем — Важным медитативным материалом является этот образ, рисующий отношение Христиана Розенкрейца к Готаме Будде.

И это стремление хотел бы я пробудить в ваши душах как результат нынешнего рассмотрения. Ибо мы должны постоянно помнить, что надо питать интерес к рассмотрению мира, а затем — извлекать и него средство, с помощью которого мы сможем сам осуществлять наше развитие в направлении высших миров.

__________

Перевод выпол­нен по второму изданию т. 130 ПСС «Эзотерическое христианство и духовное водительство человечества», Дорнах, 1977.

Николай Коперник, 1473—1543. Труд Н. Коперника «О вращении мировых сфер» увидел свет в 1543 году.

Франциск Ассизский, 1182—1226.

Николай Кузанский, 1401 —1464. «De docta ignorantia» — основной труд Николая Кузанского, вышел в 1440 г.

...индивидуальность Коперника была ненадолго до этого воплощена в Николае Кубанском. Подроб­нее этот факт изложен в лекциях 1009 г. в т. 109/111 ПСС «Принцип спиритуальной экономии в связи с вопросами перевоплощения».

В Швейцарии были прочитаны: в ноябре 1907 г. в Базеле 8 лекций «Евангелие от Иоанна»; в сентябре 1909 г. в Базеле 10 лекций «Евангелие от Луки»; в сентябре 1910 г. в Берне 12 лекций «Евангелие от Матфея»; в сентябре 1912 г. 10 лек­ций в Базеле «Евангелие от Марка».

...что совершилось... благодаря проповеди в Бенаресе. — Первая проповедь Будды по дости­жении Просветления «О восьмичленном пути, при­чине страдания и устранении страдания».

© Перевод Г.А.Кавтарадзе.
© Издательство «Дамаск», Санкт-Петербург, 1992.