Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=590 |
Распечатать |
Уже более года Агнесс Хардроп и Томас Майер проводят антропософские медитативные курсы во многих городах Германии. Эдит Виллер-Куртц посетила один из таких семидневных курсов и делится своими впечатлениями.
Медитация – ядро антропософии. В медитации мы находим место внутреннего покоя, где, упражняясь, можем развивать свои духовные органы. Рудольф Штейнер говорил так: «Если однажды человек начнет делать медитацию, то в этой человеческой жизни он совершит единственное действительно полностью свободное действие … Мы в этом совершенно свободны. Медитация всегда была полностью свободным действием».
Упражнение на концентрацию как предпосылка для свободной медитации
По мнению Томаса Майера и Агнессы Хардроп медитативная практика существенно облегчается благодаря всестороннему погружению и руководству при работе в группе. Участники групп это также подтверждают. Череда выстроенных упражнений помогает развитию восприятий, растут уверенность и необходимое почитание истины и познания. Обмен опытом требует знакомства с основами. Как говорит Штейнер: «В каждом человеке дремлют способности, благодаря которым он может приобрести познания о высших мирах».
Так называемое «упражнение с камнем», одно из рекомендованных Штейнером, поначалу выглядит как действие незначительное, однако благодаря ему достигается внутреннее состояние, необходимое как предпосылка для свободной медитации. Я беру в руки камень, держу его перед собой на определенном расстоянии, так что он находится в центре моего внимания. Из моих глаз активно излучается внимательность, они его создают, пластицируют, придают ему форму извне. Потом я закрываю глаза и представляю себе камень точно таким, каким я его видел. Своё внимание я концентрирую при этом как на камень, так и на пространство между моими глазами и камнем. Я полон активной формирующей деятельности.
В следующем за этим упражнении, продолжающемся тоже несколько минут, происходит всё наоборот: сейчас камень «смотрит» на меня. Я думаю о камне, который посылает свой взгляд на меня. Мой взгляд сейчас внимательный, но пассивный, созерцающий. Потом я закрываю глаза и отображаю камень внутренне, воспринимая, тяжелее или легче он стал, чем при активном разглядывании, отмечая при этом, в какую часть моего тела камень непосредственно излучается: в голову, в глаза, в сердце, в солнечное сплетение, на какой плоскости камень со мной говорит.
Дальнейшее упражнение – «смешанный» взгляд, при котором в активном и пассивном в оптимальном отношении возможен лучший обмен с камнем. Здесь становится возможным прийти в одно состояние с камнем: когда он остается во мне, когда я, так сказать, становлюсь камнем. При этом легче прийти именно к последнему состоянию. В такой концентрации медитирующий сильнее подготавливается к тому, что может привести к духовным познаниям.
Исходя из этого упражнения в следующие дни мы знакомимся с дальнейшими формами медитаций, среди которых упражнения с геометрическими знаками, такими как точка, круг, кривая и спираль, или предложениями. Мы ощущаем, как может развиваться внутренняя жизнь, становясь источником силы.
Восприятие и переживание познания
Другие упражнения происходят на природе. Они помогают заново увидеть природу, а также мир и собственную жизнь. Для понимания медитативного переживания природы необходимо уяснить, что чувственно-видимая природа является только областью восприятия. Одновременно с этим существуют многочисленные силовые потоки эфирного мира, элементарные существа, ангелы, мир умерших, а также всеохватывающая сила Христа.
После таких упражнений участники приступают к обсуждению. Каждый готов задать вопрос, решая сам, когда и как долго он говорит, но говорит он лишь однажды. Когда один говорит, все интенсивно слушают, воздерживаясь от высказывания своей точки зрения и не задавая вопросов. Когда каждый высказался, круг замыкается. Благодаря этим договоренностям возникают особая концентрация и достоверность в высказываниях. Это приводит к тому, что каждый может больше почувствовать внутренний мир другого и через других научиться открываться, всесторонне обогащаясь.
На пути от земного существа к высшим иерархиям каждый проходит немного дальше в восприятии и переживании познания в зависимости от того, насколько далеко он продвинут на спиритуальном пути. Через неделю таких групповых упражнений каждый знает, что в течение недели он жил в духовном развитии, которое в будущем будет иметь своё воздействие – в мышлении и деятельности для себя самого и для окружающего мира.
Эдит Виллер-Куртц
Das Goetheanum № 4/2006
Перевод с нем. М.К.